Программа по декоративно-прикладному творчеству: "Самоцветы", для детей 7 - 10 лет
рабочая программа по теме
Программа: "Самоцветы" рассчитана на 4 года обучения для детей 7 - 10 лет. Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Новизна моей программы состоит в том, что используя разные техники худрожественно-творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного материалов, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_na_4_goda.doc | 237.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы.
Согласовано на заседании Утверждено
Методического совета директором ЦВР
Протокол № от Ивановой А.П.
Заместитель директора по УВР
Астафьева Н.С.
Образовательная программа «Самоцветы»,
рассчитанная на 4 года обучения
детей 7 – 10 лет
Автор
Панкова Елена Александровна
Педагог дополнительного
образования
о. Муром
Пояснительная записка.
Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. В приоритетной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечено, что сегодня особенно актуальной становиться задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Однако, эта задача не может быть решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Новизна моей программы состоит в том, что используя разные техники худрожественно-творческой деятельности: аппликации из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природным материалом, витраж, мозаика, барельеф из пластилина, c детьми изучаются быт, традиции, культура и история родного края.
Программа знакомит с декоративно-прикладным искусством народов России (Жостова, Городца…), родного края, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании детей, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Программа актуальна, поскольку является вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность: «Каждый ребёнок талантлив и талантлив по-своему». Программа доступна для детей любого уровня развития, позволяет развить такие качества как творческие способности, мышление, память, кругозор, воображение, художественные навыки.
Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности, формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
Обучающие:
- Обучение основам изобразительного искусства.
- Обучение основам народного и декоративно-прикладного искусства.
- Формирование навыков работы с разными материалами.
Развивающие:
- Развитие художественно-эстетического вкуса детей.
- Развитие творческого потенциала.
- Развитие коммуникативных способностей ребёнка.
Воспитательные:
- Приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении.
- Побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали.
- Воспитание уважительного отношения между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
Главным принципом своей деятельности считаю - любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития.
В рамках моей профессиональной деятельности я реализую следующие педагогические идеи:
- формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия.
Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении;
- опора на личностно-ориентированный подход в образовании, игровые и проектные технологии.
- учет особенностей культуры своего народа, национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.
Образовательная программа рассчитана на 4 года обучения детей 7 – 10 лет.
Режим занятий: 1 год обучения – 2 раза в неделю – 144 часа в год, 2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа - 216 часов в год, 3 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год, 4 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа – 216 часов в год.
Данная программа – авторская, является результатом многолетнего опыта работы с детьми в системе дополнительного образования. При разработке данной программы учитывались «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей». (письмо Минобразования России № 28-02-484/16 от 18.06.2003г.); технология игровой деятельности Л.А.Байкова, Л.К. Гребенкина.
Особенностью данной программы является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, используя разные техники: аппликация из гипса, бисера, стекла, бумаги, бросового и природного материала, витраж, мозаика, барельеф из пластилина.
Организация, форма и тематика занятий обусловлена именно межпредметной связью ИЗО, декоративно-прикладного творчества и краеведения. Включает в себя экскурсии, поисковую деятельность, сбор и выставка старинных вещей, организация внеклассных мероприятий, праздников, в том числе с родителями по традиционным русским праздникам с особенностями конкретно взятой местности.
Предлагаемая программа построена на принципах:
- Принцип от простого к сложному;
- Принцип доступности;
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности;
- Принцип связи теории с практикой.
- Принцип научности.
В работе необходимо использовать все виды деятельности: игру, труд, познание, учение, общение, творчество. При этом соблюдать следующие правила:
- Виды деятельности должны быть разнообразными, социально-значимыми, направлены на реализацию личных интересов членов группы.
- Деятельность должна соответствовать возможностям отдельных личностей, рассчитана на выдвижение детей, владеющих умениями её организовывать и осуществлять, способствовать улучшению статуса отдельных учеников в группе, помогать закреплению ведущих официальных ролей лидеров, чьё влияние благотворно.
- Необходимо учитывать основные черты коллективной деятельности: разделение труда, кооперацию детей, взаимозависимость, сотрудничество детей и взрослых.
Программа нацелена на результаты:
Успешный, высоко нравственный, духовно богатый человек с хорошо развитыми художественно-эстетическими творческими способностями.
По окончании обучения обучающиеся получают следующие знания и умения:
1. Технические:
- знание техники безопасности;
- знание художественных материалов и различных техник работы с ними, умелое их сочетание для реализации творческого замысла.
2. Средства выразительности:
- умение использовать цвет как средства передачи настроения, состояния, выделения главного;
- умение применять цветовой и тоновой контрасты, контрасты величин;
3. Композиционные:
- владение средствами выразительности: самостоятельный выбор совокупностей выразительных средств, наилучшим образом раскрывающих замысел;
- умение передавать пространственное положение объектов;
- умение составлять композицию на заданную тему, выбор формата, масштаба, выразительности и правильности компоновки, целостности композиции, выделение сюжетно-композиционного центра;
- умение работать с таблицей, чертежом.
4. Декоративные:
- умение создавать декоративный образ, стилизовать его;
- умение использовать линии, силуэт, цвет, пропорции, формы в процессе проектирования объектов.
5. Мыслительные:
- умение создавать яркие, выразительные образы (образное мышление);
- умение фантазировать, самостоятельно создавать новые оригинальные образы;
- умение анализировать, давать оценку (аналитическую оценку);
- владение словарем по предмету. Свободное владение понятиями: симметрия, гармония, колорит, контраст, ритм, символ, знак, стилизация и т.д.
Этапы реализации:
1 этап –1 год обучения «Мир искусства»
Цель: Обучение основам изобразительного искусства.
(Дети знакомятся со свойствами красок, композицией, декоративно-прикладным искусством)
2 этап – 2 год обучения «Искусство вокруг нас»
Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного творчества.
(Ознакомление детей с техникой папье-маше, аппликации из бумаги, изготовление барельефов из гипса, витраж и торцевание.)
3 этап –3 год обучения « Мастера своего дела».
Цель: Усложнение изученных техник.
(Изготовление панно, картин, используя изученные технологии)
4 этап – 4 год обучения « Наш край».
Цель: Учить применять приобретённые знания и умения в своём творчестве.
(Самостоятельная разработка проектов)
Учебно-тематический план.
1ый год обучения
«Мир искусства».
№ | Тематическая направленность | теория | практика | всего |
1.Волшебные краски. Вводное занятие. Свойство красок. Рисование с натуры. Рисование по представлению. Живопись. Цветоведение. Композиция.
Графический рисунок. Светотень. Форма изображаемого предмета. Практические занятия по рисунку.
«Сказочная гжель». Изучение элементов росписи. Составление узора в круге. Изготовление и роспись декоративных панно. «Дымковская игрушка». Изучение элементов росписи. Лепка и роспись дымковских игрушек. Коллективная работа: «Дымковская сказка». «Городецкая роспись». Изучение элементов росписи. Изготовление и роспись декоративных панно. «Жостовские подносы». Изучение элементов росписи. Составление узора в круге. Изготовление подносов из папье-маше. Роспись подносов. «Золотая хохлома». Изучение техники росписи хохломских мастеров. Составление узора в полосе и круге. Изготовление и роспись декоративных панно. Итого: | 2 2 - - - - - - 2 2 - - - 5 1 - - 1 - - 1 - 1 - - - 1 - - | 36 - 2 6 6 6 8 8 14 2 2 4 6 85 1 4 12 1 10 4 1 16 1 4 6 6 3 6 10 | 38 2 2 6 6 6 8 8 16 2 2 4 6 90 2 4 12 2 10 4 2 16 2 4 6 6 4 6 10 144 |
Учебно-тематический план
2 год обучения
«Искусство вокруг нас
Вводное занятие. Техника безопасной работы с ножницами. Выполнение образца плоскостной аппликации. Аппликация из цветной бумаги. Аппликация из конфетти (изготовление конфетти с помощью дырокола) Аппликация из самоклеящейся бумаги. Объёмная аппликация.
Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасной работы с гипсом. Изготовление гипсовых барельефов. Роспись гипсовых барельефов.
Вводное занятие. Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов. Изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины. Изготовление изделий по своему эскизу:
Роспись изделий.
Вводное занятие. Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника безопасности при работе со стеклом. Работа с контуром по готовому эскизу. Роспись заготовки. Самостоятельное рисование эскизов к росписи. Практические упражнения рисования витражными красками.
Вводное занятие. Знакомство с материалом. Аппликация в технике «Торцевание». Объёмные работы в технике: «Торцевание». Итого: | 1 - - - - - 2 2 - - 2 2 - - - - 2 2 - - - - 2 2 - - | 1 4 6 12 8 12 40 - 20 20 52 - 8 12 12 20 40 - 8 8 10 14 32 - 16 16 | 44 2 4 6 12 8 12 42 2 20 20 54 2 8 12 12 20 42 2 8 8 10 14 34 2 16 16 216 |
Учебно-тематический план
3 год обучения
«Мастера своего дела»
№ | Тематическая направленность | теория | практика | всего |
Вводное занятие. Знакомство с материалом. Техника безопасности при работе с инструментами. Аппликация из бисера. Аппликация из стекла. Аппликация из природного материала. Аппликация из бросового материала (с использованием промышленных и бытовых отходов).
Заливка гипсовых скульптур. Роспись гипсовых скульптур. Составление коллективных композиций из гипсовых скульптур.
Изготовление головы куклы из папье-маше. Пошив платья для куклы. Изготовление сказочных героев для кукольного театра.
Витраж. Многослойный витраж. Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток.
Вводное занятие. Изготовление игрушек в технике: «Торцевание». Итого: | 2 2 - - - - - - - - - - - - - - - - - 2 - | 48 - 14 14 10 10 42 16 16 10 44 4 6 34 42 6 16 20 38 - 36 | 50 2 14 14 10 10 42 16 16 10 44 4 6 34 42 6 16 20 38 2 36 216 |
Учебно-тематический план.
4 год обучения.
«Наш край».
№ | Тематическая направленность | теория | практика | всего |
Совершенствование технологии аппликации из различных материалов. «Цветы», аппликация из бисера. «Муромские леса, поля, леса», аппликация из природного материала Работа над проектом: «Природа нашего края».
Изготовление коллекции игрушек из гипса.
Разработка творческих проектов.
Разработка творческих проектов.
Создание витражей с Муромской тематикой.
Подготовка к персональной выставке. Оформление работ. Итого: | - - - - - - - - - - - - 4 4 | 50 14 12 24 36 36 42 42 50 50 24 24 10 10 | 50 14 12 24 36 36 42 42 50 50 24 24 14 14 216 |
Содержание курса.
Первый год обучения: «Мир искусства».
Цель: Обучение основам изобразительного искусства.
Ведущие темы:
1.Волшебные краски.
Вводное занятие.
Свойство красок.
Рисование с натуры.
Рисование по представлению.
Живопись.
Цветоведение.
Композиция.
- Основные средства художественной выразительности.
Графический рисунок.
Светотень.
Форма изображаемого предмета.
Практические занятия по рисунку:
- Рисование предметов условно-плоскостной формы;
- Рисование фруктов.
- Декоративное рисование.
«Сказочная гжель».
Изучение элементов росписи.
Составление узора в круге.
Изготовление и роспись декоративных панно:
- Панно из папье-маше;
- Коллективные работы.
«Дымковская игрушка».
Изучение элементов росписи.
Лепка и роспись дымковских игрушек:
- Уточки;
- Лошадки;
- Барышни;
- Кавалера.
Коллективная работа: «Дымковская сказка».
«Городецкая роспись».
Изучение элементов росписи.
Изготовление и роспись декоративных панно:
- Круглых панно;
- Разделочных досок;
- Панно необычной формы.
«Жостовские подносы».
Изучение элементов росписи.
Составление узора в круге:
- Узор в центре;
- «Венок»;
- Узор с боку.
- Варианты бордюров.
Изготовление подносов из папье-маше.
Роспись подносов.
«Золотая хохлома».
Изучение техники росписи хохломских мастеров.
Составление узора в полосе и круге.
Изготовление и роспись декоративных панно:
- Роспись блюдца;
- Роспись вазы;
- Роспись сахарницы.
Дети первого года обучения должны знать:
- Основные средства художественной выразительности: линию, светотень;
- Использование цветовых контрастов;
- Приёмы декоративного рисования;
Дети должны уметь:
- Владеть гуашевыми и акварельными красками, графическими материалами, пластилином.
- Изображать особенности разных времён года (выбор соответствующей техники, средств выражения)
- Наблюдать, изображать и лепить явления окружающей жизни.
- Различать росписи различных мастеров декоративно-прикладного направления.
Второй год обучения: «Искусство вокруг нас».
Цель: Знакомство с техниками декоративно-прикладного искусства.
Ведущие темы:
- Технология выполнения аппликации из бумаги.
Вводное занятие. Техника безопасной работы с ножницами.
Выполнение образца плоскостной аппликации.
Аппликация из цветной бумаги.
Аппликация из конфетти (изготовление конфетти с помощью дырокола)
Аппликация из самоклеящейся бумаги.
Объёмная аппликация.
- Технология изготовления гипсовых барельефов.
Материалы и приспособления. Свойства гипса. Техника безопасной работы с гипсом.
Изготовление гипсовых барельефов.
Роспись гипсовых барельефов.
- Технология выполнения изделий из папье-маше.
Вводное занятие.
Изготовление предметов условно-плоскостной формы: блюдца, тарелочек, подносов.
Изготовление изделий сложной формы: вазы, кувшины.
Изготовление изделий по своему эскизу:
- Лепка изделия из пластилина;
- Придание формы в технике папье-маше.
Роспись изделий.
- «Витраж».
Вводное занятие. Материалы, приспособления. Свойства витражных красок. Техника безопасности при работе со стеклом.
Работа с контуром по готовому эскизу.
Роспись заготовки.
Самостоятельное рисование эскизов к росписи.
Практические упражнения рисования витражными красками.
- «Торцевание»
Вводное занятие. Знакомство с материалом.
Аппликация в технике «Торцевание».
Объёмные работы в технике: «Торцевание».
Дети второго года обучения должны знать:
- Технологию выполнения аппликаций из бумаги
- Технологию выполнения гипсовых барельефов
- Технологию выполнения изделий из папье-маше
- Искусство витража
- Технологию выполнения торцевания.
Дети должны уметь:
- использовать в своём творчестве различные техники декоративно прикладного искусства.
Третий год обучения: «Мастера своего дела».
Цель: Усложнение изученных техник.
Ведущие темы:
- Технология выполнения аппликации из бисера, стекла, пайеток, природного и бросового материалов.
Вводное занятие. Знакомство с материалом. Техника безопасности при работе с инструментами.
Аппликация из бисера.
Аппликация из стекла.
Аппликация из природного материала.
Аппликация из бросового материала (с использованием промышленных и бытовых отходов).
- Технология изготовления гипсовых скульптур.
Заливка гипсовых скульптур.
Роспись гипсовых скульптур.
Составление коллективных композиций из гипсовых скульптур.
- Технология изготовления кукол из папье-маше.
Изготовление головы куклы из папье-
маше.
Пошив платья для куклы.
Изготовление сказочных героев для кукольного театра.
- «Многослойный витраж».
Витраж.
Многослойный витраж.
Витраж с использованием декоративных элементов: бисера, пайеток.
- Технология изготовления игрушек в технике «Торцевание».
Вводное занятие.
Изготовление игрушек в технике: «Торцевание».
Дети третьего года обучения должны знать:
- Технологию выполнения аппликации из бисера, стекла и других материалов,
- Технологию выполнения гипсовых скульптур,
- Технологию изготовления кукол из папье-маше,
- Искусство выполнения многослойного витража,
- Технологию изготовления игрушек в технике: «Торцевание»
Дети должны уметь:
- Применять различные материалы в своём творчестве,
- Заливать и расписывать гипсовые скульптуры,
- Делать игрушки и панно в различных техниках.
Четвёртый год обучения: «Наш край».
Цель: Учить применять приобретённые знания и умения в своём творчестве.
Ведущие темы:
- Природа нашего края».
Совершенствование технологии аппликации из различных материалов.
«Цветы», аппликация из бисера.
- Букет
- Розы
- Ромашки
- (Выбор детей)
«Муромские леса, поля, леса», аппликация из природного материала
Работа над проектом: «Природа нашего края».
- «Животные и птицы нашего края». Совершенствование навыков изготовления игрушек из гипса.
Изготовление коллекции игрушек из гипса.
- «Памятники старины». Проектная деятельность.
Разработка творческих проектов.
- «Обычаи нашего края». Проектная деятельность.
Разработка творческих проектов.
- «Муром», витражная техника.
Создание витражей с Муромской тематикой.
- «Итоговая выставка».
Подготовка к персональной выставке.
Оформление работ.
Дети четвёртого года обучения должны знать:
- Техники работы с разными материалами и применять их в своём творчестве.
Дети должны уметь:
- Самостоятельно разрабатывать творческие проекты.
Методическое обеспечение
Методы, формы, этапы реализации.
На занятиях успешно реализуются технологии проектного и проблемного обучения, которые позволяют использовать различные приёмы, формы и методы организации учебного процесса: занятия – фантазии, творческие путешествия, защита творческих проектов, ролевые игры и т.д.
В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще сочетая их.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это объяснение нового материала, информация познавательного характера.
Практическая работа включает выполнение графических зарисовок в альбоме (эскизы, рисование с натуры и по представлению), изготовление поделок, аппликаций, игрушек – сувениров .
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися. Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремиться выбирать такую форму их проведения, при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в выполнении изделий. Следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии и возможного разнообразия в оформлении игрушек. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов, выполнением руководителем графических работ на доске и на большом листе бумаги, прикрепленном к доске. Демонстрация последовательности выполнения определенного задания дает наиболее полное представление о процессе работы над изделием, о его внешним виде, форме, декоративном оформлении. Готовясь к занятиям, руководитель особенно тщательно должен продумывать методику показа наглядного материала, как и в какой последовательности проводить показ и объяснения, на что обратить внимание.
Принципы обучения:
- Принцип от простого к сложному;
- Принцип доступности;
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности;
- Принцип связи теории с практикой.
Наглядные пособия:
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении кружковцами нового материала .Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком – либо образце или выполнении определённого задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы. К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения. Наглядным пособием служит и различный иллюстративный и фотоматериал, которым обычно сопровождают рассказ или беседу о видах народной игрушки, её истории, о декоративно – прикладном искусстве.
Материалы, инструменты:
Для выполнения работ необходимы определённые материалы, инструменты, приспособления.
Природные материалы: листья, овощи, сухие ветки , шишки, ягоды рябины и калины, ракушки, яичная скорлупа, камушки, глина, листья рогоза.
Другие материалы: восковые мелки, пластилин, цветная бумага, тесто, картон, нитки, проволока, воск (или свеча), ткань, фанера, гуашь, краски, альбом, мел, тушь, гипс.
Инструменты: ножницы, иголки, стеки, клей, кисточки.
Критерии эффективности.
- Правильное расположение предметов на листе. Композиция.
- Соблюдение пропорций и передача формы изображаемого предмета.
- Умение передачи объёма предмета.
- Умение пользоваться основными цветами для получения новых оттенков.
- Умение наблюдать и переносить увиденное на бумагу. Рисование с натуры.
- Умение рисовать по представлению, вспоминая важные детали, форму, цвет изображаемой композиции.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Год обучения | Вид контроля | Методы диагностики результата |
1 | вводный | Исследование воспитанника |
промежуточный | Выставка рисунков. | |
итоговый | Письменный опрос (тесты) | |
2 | вводный | Панно: «Осеннее настроение» (занятие-обобщение по блоку программы: «Работа с природным материалом». |
промежуточный | Выставка: Тема: «Весенние мотивы». | |
итоговый | Защита персональных мини-выставок. | |
3 | вводный | Самостоятельное выполнение заданий. |
промежуточный | Творческий проект. | |
итоговый | Зачёт, контрольный опрос. |
Словарь.
Акварель - краски на водяной основе.
Барельеф - скульптура на стене с рельефом на небольшой высоте.
Горельеф - скульптура, выступающая почти целиком из плоскости фона, но
все равно составляющая с ним единое целое.
Горизонт - (как термин, применяемый в искусстве) - это условная линия
уровня глаз рисующего, пересекающая воспринимаемый объект
или идущая поверх него или снизу.
Гравюра - изображение, оттиснутое на бумаге с гравировальной основы -
металла, дерева или линолеума.
Графика - один из видов изобразительного искусства, в котором изобра-
жение дается в виде рисунка, нанесенного на какую-либо плос-
кость в линейных формах.
Грунт - защитный слой, наносимый перед росписью стены для вырав-
нивания фона.
Гуашь - краска тестообразной консистенции, разводимая водой и сме-
шанная с камедью. Для яркости в нее добавляют белила.
Колорит - общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согла-
сованном единстве с другими.
Композиция – это определенное расположение предмета в пространстве и
его связь с другими предметами.
Литография – оттиск, получаемый перенесением рисунка с плоской доски
на бумагу. На литографскую доску наносится рисунок краской.
Мазок - нанесение на полотно кистью порции смеси порошкового кра-
сителя (пигмента) с маслом.
Масляные краски – краски, состоящие из цветных пигментов, растертых с
растительным маслом. При необходимости в них добавляют
бензин и масло.
Перспектива – это вспомогательная наука, изучающая изменения формы и
цвета предмета, расположение его в пространстве при изобра-
жении с определенной точки зрения.
Светотень - это изображение на рисунке соотношения света и тени, для
передания объема и особенности формы.
Темпера - растворимая в воде краска, в которой пигменты растерты с
яйцом.
Тушёвка - сплошное покрытие одним тоном без нажима.
Фреска - настенная живопись, исполненная водными красками по сырой
штукатурке, в которую впитываются краски.
Цвет - выразительное средство, отражающее материальные свойства
предметов, передающее многообразие окружающего мира в его
цветовом звучании.
Штриховка – покрытие закрашиваемой поверхности линиями (штрихами).
Список литературы.
- «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей». В.Б. Косминская
Москва «Просвещение», 1981 г.
- «Весёлые игры». Р. Гибсон
Москва «Росмен», 1997 г.
- «Калейдоскоп чудесных ремёсел». Ю.Б. Гомозова
Ярославль «Академия, К», 1999 г.
- «Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина». В.С. Горичева
Ярославль «Академия К», 1998 г.
- «Роспись по дереву». Х.И. Махмутова
Москва «Просвещение», 1987 г.
- «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры». М.И. Нагибина
Ярославль «Академия К», 2000 г.
- «Игрушки из бумаги». С. Афонькин
Санкт- Петербург, 2000 г.
- «Народные художественные промыслы». О. Попова
«Лёгкая и пищевая промышленность», 1984 г.
- «Мир культуры» (энциклопедия) О. Чернякевич
Смоленск «Русич», 2001 г.
- «Учимся рисовать». Г.П. Шалаева
Филологическое общество «Слово», 2004 г.
- «Искусство». К. Ноден
Москва «Астрель», 2001 г.
12. «Сказочная гжель». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика – Синтез».
- «Городецкая роспись». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика – Синтез».
14. «Филимоновские свистульки». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика – Синтез».
- «Жостовский букет». Ю.Г. Дорожин
Москва «Мозаика – Синтез.
- «Дымковская игрушка». Т.Я. Шпикалова
Москва «Мозаика – Синтез».
- «Хохломская роспись». Л.В. Орлова
Москва «Мозаика – Синтез».
- «Народные умельцы». В. Амоков
Верхне-Волжское издательство, 1990 г.
- «Русская народная живопись» С.К. Шегалова
Москва, 1984 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личная программа по декоративно-прикладному искусству
Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе....
Рабочая программа объединения декоративно - прикладного творчества "Природа и фантазия"
Рабочая программа «Природа и фантазия» объединения декоративно – прикладного творчества является модифицированной. По своему функциональному назначению программа является прикладной, то есть создаёт у...
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Доклад на тему: Декоративно – прикладное творчество как средство социализации детей – инвалидов с использованием информационных технологий
«Декоративно-прикладное творчество как средство социализации детей с особыми возможностями здоровья с использованием информационных технологий» Инвалидность у детей опред...
Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год
Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связан...
Декоративно-прикладное искусство в организации досуга детей младшего школьного возраста
Клуб - один из видов культурно-досуговых мероприятий, которые посещают младшие школьники...
«Влияние декоративно-прикладного творчества на психофизическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья»
Главная проблема детей с ограниченными возможностями заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми.Считается, что дети, имеющие инва...