Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)
статья на тему
Исходя из 34 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как нет одинаковых внешне детей, так и нет учащихся, которые одинаковы в обучающем уровне. До одного ребенка быстро доходит объяснение учителя. Другому потребуются сравнительные тексты и слова. А третий поймет только через несколько дней, и то при условии тщательного изучения и консультации. Отсюда, с одними ученики мы вынуждены долго толкаться на месте, чтобы обучить языковым и орфографическим стандартам. Другим же должны предоставить дополнительный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannyy_podkhod_v_obuchenii_russkomu_yazyku_i_literature.docx | 17.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)
Исходя из 34 лет опыта педагогической работы в обучении учащихся русскому языку и литературе считаю, что индивидуальным подходом в работе мы занимаемся, не задумываясь, и постоянно. Как нет одинаковых внешне детей, так и нет учащихся, которые одинаковы в обучающем уровне. До одного ребенка быстро доходит объяснение учителя. Другому потребуются сравнительные тексты и слова. А третий поймет только через несколько дней, и то при условии тщательного изучения и консультации. Отсюда, с одними ученики мы вынуждены долго толкаться на месте, чтобы обучить языковым и орфографическим стандартам. Другим же должны предоставить дополнительный материал. В качестве такового могут являться следующие:
- карточки индивидуального опроса;
- разнотемные тексты художественных произведений для анализа проведения творческих работ и содержательной работы на уроках;
- кроссворды для проведения орфографических, лингвистических и творческих диктантов;
- тексты к урокам по развитию речи (включая « Продолжи…» обрамления и другие;
- карточки для индивидуальной работы;
- другие.
В методике преподавания тоже применяю дифференцированный подход. Так, некоторым детям достаточно зрительного восприятия орфограммы. Иные же требует ряда закрепительных упражнений. А есть группа людей, которым помогает параллельное ассоциативная связь, которую не все применяют. Приведу примеры некоторых параллелей:
гаЛерея- ГаЛя, стОмАтолог- с тОмАтом, вИнЕгрет- в вИнЕгрет и др.
Например, при запоминании лиц глагола использую рисование лиц- мордочек. Такое запоминание является более эффективным. Ученики впоследствии придумывают запоминание местоимений. Например, «запоминалка» местоимений 2 лица: ТЫкВЫ. Это после того, как учитель предложила вспоминать местоимения 1 лица по ответу на вопрос: « Что мешает водителю на дорогах?» Ответ не заставляет себя ждать: Я- МЫ. Вот такое запоминание, учитывающее индивидуальные особенности.
Большее предпочтение отдаю технологии разноуровневого (дифференцированного) обучения. Ведь успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся нашей школы зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. На всех этапах урока стараюсь давать разноуровневые задания. При изучении нового материала и его практическом применении для учащихся слабых даю такие задания:
- воспроизвести учебный материал,
- ответить на вопрос,
- выбрать правильный ответ,
- заполнить таблицу примерами из правила,
- выполнить упражнение по образцу.
Для учащихся среднего и высокого уровней развития такие:
- вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнить его с ранее изученным, показать сходство (например, правописания одной и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенный определений и обстоятельств), --- составить схему, заполнить сравнительную таблицу,
- выполнить упражнение на применение изученного материала,
- доказать, объяснить,
- придумать слово или предложение к данной схеме,
- подобрать или составить задание на орфограмму или пунктограмму,
-написать мини-сочинение на уроке и другие. То есть, даются уже задания исследовательского уровней. Каждый ученик стремится полностью самореализоваться.
Совершенствование орфографических навыков при повторении изученного.
Я думаю, что повторение — важный этап в осмыслении знаний, совершенствовании умений и навыков учащихся по русскому языку. Оно дает возможность воспроизвести в памяти ранее изученный материал, а также выполнить еще раз практические задания, основанные на использовании повторенных понятий, определений, правил. Однако задачи повторения не исчерпываются этим. Они включают в себя совершенствование приемов умственной работы (опознавание, отнесение орфограмм к определенному орфографическому правилу; определение написаний в упражнениях, построенных на трудном языковом материале), обобщение материала, отработку навыков самоконтроля.
При организации повторения важно иметь в виду, что за время, отведенное на изучение того или иного орфографического материала и дальнейшее его закрепление, не у всех учащихся вырабатываются прочные орфографические навыки. Одна из причин низкого уровня обученности — отсутствие дифференцированного подхода к разным по успеваемости группам учащихся, для которых требуется неодинаковое количество упражнений (предъявлении), чтобы навык сформировался.
При повторении и обобщении изученного нужно учитывать неодинаковую степень сформированности орфографического навыка у разных групп учащихся и планировать упражнения таким образом, чтобы довести до автоматизма грамотное письмо школьников. Организация процесса обучения на условиях дифференциации позволяет формировать у учащихся положительную познавательную мотивацию, способствует их развитию и повышению уровня обученности.
Перед собой ставлю решение многих методических проблем:
- Как предупредить отставание , не усвоивших учебный материал, и добиться высокой успеваемости?
- Как активизировать деятельность учащихся?
- Как сделать процесс обучения радостным?
- Как привить желание детям узнавать больше и больше?
Акцентирую внимание на практической направленности обучения русскому языку и литературе. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН (кстати, честно, стали очень редкими), зачет, семинар, кроссворд. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой (энциклопедии, словари), тестирование в старших классах . Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на добывание знаний.
Наличие эффективных форм работы, индивидуальный подход к учащимся приводят к успешности обучения русскому языку и литературе.
За годы работы в школе я поняла, что ведущими принципами является: практическая направленность, тесная связь уроков русского языка и литературы, единство и взаимосвязь разделов курса.
Каждый учитель должен постоянно работать над повышением своего профессионального уровня, чтобы добиваться высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Мы должны постоянно совершенствоваться свое мастерство и обобщать собственный
Используя дифференцированный подход в обучении, я чаще всего практикую групповые формы работы на уроках литературы, индивидуальные и парные виды работ на уроках русского языка, использую личностно-ориентированный принцип работы.
Каждый из русистов и литераторов считает своим долгом научить ученика не только грамотно писать, но и мыслить, выражать свои чувства. Много внимания нужно уделять культуре речи. Основной принцип работы учителя – русиста - научить ученика самостоятельно думать и работать, научить учиться.
Необходимо себе и учащимся внушить: « Дорогу осилит идущий!»
Летягина Галина Степановна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ ЦО № 170 Колпинского района
г.Санкт-Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межпредметных компетенций при обучении русскому языку и литературе (из опыта работы)
Материал о межпредметных связях на уроках русского языка и литературы...
Индивидуально-дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе ому языку
Данная презентация поможет учителю организовать работу на уроках с учениками разного уровня подготовленности....
Дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе как средство выявления и развития творческих способностей учащихся.
Рациональная организация учебной деятельности, нацеленная на достижение высоких результатов, а главное, на развитие способностей каждого ребенка, предполагает дифферецированный подход в обучении. Это...
Индивидуально - дифференцированный подход в обучении русскому языку и литературе через использование ИКТ
Сегодня существует огромное количество программ, методик, направлений, педагогических трудов, обобщающих опыт не одного поколения учителей, цель которых - помочь учителю в профессион...
Статья «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)
Доклад «Метод проекта как средство реализации личностно-ориентированного подхода при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы)...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе»
Тема инновационного педагогического опыта: "Интеграционный подход к обучению русскому языку и литературе в современной школе"...
Методический семинар Тема: «Системно- деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе» (Из опыта работы)
Системно-деятельностный подход позволяет учителю организовать образовательный процесс, ориентированный на развитие личности, мотивированной к самообразованию...