Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения дистанционного курса “Русский язык”
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Немова Альбина Николаевна

В статье представлены возможные направления работы по реализации идей, представленных в “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.doc25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные идеи “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” и их реализация в процессе изучения курса “Русский язык и культура речи”

    Авторами “Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009 г.) являются Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А., специалисты в области педагогики и этнологии. Отметим, что на государственном уровне это не первая попытка обратиться к проблемам воспитания (свод принципов коммунистической морали был представлен в “Моральном кодексе строителя коммунизма” в 1961 году). Обращение к проблеме духовно-нравственного развития и воспитания личности в настоящее время является актуальным, поскольку российское общество переживает нравственный кризис: человек отходит от осознания духовных основ жизни (в настоящее время многие потеряли жизненные и нравственные ориентины – кому и во что верить). Реалиями современного российского общества стали рыночные отношения. По мнению Юрия Бондарева, в нашей жизни господствуют “Царь доллар”, “Царь евро”, “Царь рубль”. Среди характеристик нравственной сферы личности отмечают: слабость нравственно-этических знаний, несформированность нравственных привычек, отсутствие единства между нравственным сознанием и поведением.

В “Концепции...” представлены основные черты национального воспитательного идеала в конкретную историческую эпоху.      

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. В XVIII в. в России  был сформулирован новый воспитательный идеал - «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал – личность патриота; дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

80-90-ые годы XX века характеризуются отсутствием идеала.

В современный период развития общества авторы  “Концепции...” под “современным национальным воспитательным идеалом понимают высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях народов Российской Федерации”.

        Цели и задачи духовно-нравственного развития охватывают   нравственную сферу личности, сферу общественных отношений и сферу государственных отношений. В нравственной сфере личности предполагается: укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций. В сфере общественных отношений ставятся следующие задачи: осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей; развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности; понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.  В сфере государственных отношений необходимо содействовать: формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни и государственных делах; повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций.

         Духовно-нравственное воспитание гражданина России в  рамках общего образования осуществляется в  педагогически организованном процессе осознанного  восприятия и принятия обучающимся ценностей: семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционным российским религиям; российской гражданской идентичности; мирового сообщества.

     Истинными человеческими ценностями являются: честь, честный труд, товарищество, верность, совесть, долг, справедливость, достоинство,  любовь, милосердие.

   К основным принципам духовно-нравственного воспитания относят: нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно-нравственного воспитания; социальную востребованность воспитания.

    Среди источников базовых национальных ценностей называют: историю России, народов России, своей семьи, рода; традиционные российские религии; произведения искусства, лучшие образцы отечественной и мировой культуры; периодическую литературу, СМИ, отражающие современную жизнь; фольклор народов России; общественно полезную и личностно значимую деятельность; учебные дисциплины; другие источники информации и научного знания.

Нас интересует  духовно-нравственное развитие личности, вопросы формирования национального самосознания обучаемых при изучении дисциплины “Русский язык и культура речи”. Мы исходим из убеждения о том, что язык – это культурная и интеллектуальная ценность. Это культурное наследие, имеющее устную и письменную языковые традиции, разные формы существования (национальный литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, разговорный язык, социальные жаргоны).

         К примеру, при изучении темы “Изучение и становление русского национального языка” у обучемых формируется сознание того, что национальный язык – предмет не только изучения, но и предмет гордости. Именно через предмет “русский язык” школьники осваивают нормативные традиции и закономерности языка. Они не только учатся и разговаривают на родном языке, но и сами являются носителями языка – самобытного, колоритного, живого, естественного. Обращение к истории русского языка (через задания «Этимологический экскурс» и «Толкование языковых терминов») пробуждает интерес учащихся к слову и его структуре. Например, в заданиях «А ты умеешь бить баклуши?» и «Глагол» дети знакомятся с происхождением слов.

При изучении чистоты речи как коммуникативного качества в целях воспитания национального самосознания обучаемых анализируем взгляды А.С.Шишкова – защитника “старого слога”, вождя архаистов, представителя пуристических тенденций второй половины 18-начала 19 века.

Таким образом, на занятиях по русскому языку мы убеждаем обучаемых в том, что вопросы родного языка как фактора национального самосознания приобрели сегодня необычайную остроту. Родной язык, родная речь передают особые реалии национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей русского литературного языка

Используемая литература и интернет-ресурсы

1.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М., Просвещение, 2009

2. Дистанционный курс «Русский язык. 5 класс» http://iclass.home-edu.ru/course/view.php?id=535


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Определяется соответственно традиционными источниками нравственности. Понятия: патриотизм, социальная солидарность, граданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, ...

Статья «ПЕДАГОГИКА ОБЩЕЙ ЗАБОТЫ» КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ «КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»

Создавая методику КТД,  И.П.Иванов вряд ли задумывался о том, что его теория, которая создавалась в советское время, спустя долгие годы, не только не потеряет своей глубины, но, также, сохранит а...

Реализация концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в условиях детского дома-школы

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в условиях детского дома-школы разработана с учётом культурно-исторических, этнических, социально-экономических, демографических особе...

Дополнительное образование детей, как одна из важнейших сфер реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Предлагаемый сценарий проведения методического семинара будет полезен работникам методической службы учреждений дополнительного образования....

«Дополнительное образование детей, как одна из составляющих реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

В настоящее время, отличающееся дефицитом добра и сострадания, преобладанием черствости, культа денег и силы все более актуальным становится развитие гуманистических идей воспитания и образования....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...