Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников
статья по теме
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktualnye_voprosy_vospitaniya_shkolnikov_v_sootvetstvii.docx | 19.21 КБ |
pedsovet_04.04.2017.pptx | 89.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников
Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.
Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.
Вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.
Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.
Государство выделяет две основные социальные структуры, способные формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.
Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.
Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.
Важнейшей целью ОУ декларируется воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться. Лишь при её последовательном осуществлении возможно успешное развитие России.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Она определяет:
• характер современного национального воспитательного идеала;
• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.
Определяет:
- источники нравственности (Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество).
- базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений)
• патриотизм – любовь к России, своему народу, своей малой Родине, служение Отечеству, активная жизненная позиция;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования представляется не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.
Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.
Их содержание отражает основные направления развития личности:
личностная культура; социальная культура; семейная культура.
Личностная культура – это:
• готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки – «становиться лучше»;
• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
• осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура – это:
• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.
Социальная культура – это:
• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
• вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
• адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов ответственности власти, гражданского общества;
• готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
• способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
• забота о преуспевании единого многонационального российского народа поддержание межэтнического мира и согласия.
Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Школа представляет собой важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания — Конституция страны и система образования, прежде всего, общеобразовательная школа
Ц ель ОУ - воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться
Концепция - методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта
Концепция определяет: • характер современного национального воспитательного идеала; • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
источники нравственности (Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество). базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений )
Базовые национальные ценности: • патриотизм • социальная солидарность • семья • труд и творчество • наука • традиционные российские религии • искусство и литература • природа • человечество
Основные направления развития личности: личностная культура социальная культура семейная культура
Личностная культура – это: • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки – «становиться лучше»; • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.
Семейная культура – это: • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода
Социальная культура – это: • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов ответственности власти, гражданского общества; • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; • забота о преуспевании единого многонационального российского народа поддержание межэтнического мира и согласия.
Школа представляет собой важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.
Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...
Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации. ...
Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.
Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...
Доклад на тему: «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государ...
Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...
Диплом Всероссийская олимпиада" Новое древо" номинация Концепция духовно -нравственного воспитания российских школьников
Диплом Всероссийская олимпиада" Новое древо" номинация Концепция духовно -нравственного воспитания российских школьников...