Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников
статья по теме

Гафурова Гульнур Масгутовна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских             школьников

Современное воспитание должно быть нацелено на развитие человека «нового типа», способного самостоятельно делать выбор и нести ответственность за принятое решение, проявлять социальную активность и самостоятельность, обладать мотивацией к саморазвитию и духовному самосовершенствованию.

Современные дети обладают уникальными особенностями и во многом отличаются от детей прошлого века. Физиологически и психологически они не похожи на своих родителей, что вызывает трудности в их воспитании.

Вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

Государство выделяет две основные социальные структуры, способные формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания, — Конституцию страны и систему образования, прежде всего, общеобразовательную школу.

Школа представляет собой единственный в государстве социальный институт, через который проходят все граждане России, где пересекаются общие интересы родителей, педагогов и детей.

Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

Важнейшей целью ОУ декларируется воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться. Лишь при её последовательном осуществлении возможно успешное развитие России.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Она определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Определяет:

- источники нравственности (Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество).

- базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений)

• патриотизм – любовь к России, своему народу, своей малой Родине, служение Отечеству, активная жизненная позиция;

• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования представляется не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Воспитание в школе  не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.

Их содержание отражает основные направления развития личности:

личностная культура; социальная культура; семейная культура.

Личностная культура – это:

• готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки – «становиться лучше»;

• готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

• способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

• трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

• осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура – это:

• осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;

• понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;

• бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Социальная культура – это:

• осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;

• вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;

• адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов ответственности власти, гражданского общества;

• готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;

• развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

• способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;

• забота о преуспевании единого многонационального российского народа поддержание межэтнического мира и согласия.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся». Школа представляет собой важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося. Воспитывает весь уклад школьной жизни. Соответственно и педагогическое управление воспитанием должно охватывать все компоненты и сферы школьного образования, а также семейное воспитание и внешкольную социокультурную деятельность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Актуальные вопросы воспитания школьников в соответствии с ФГОС 2-ого поколения и концепцией духовно-нравственного развития российских школьников»

Слайд 2

Основные социальные структуры, формирующие и развивающие ценностно-нормативную основу национального самосознания — Конституция страны и система образования, прежде всего, общеобразовательная школа

Слайд 3

Ц ель ОУ - воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться

Слайд 4

Концепция - методологическая основа разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта

Слайд 5

Концепция определяет: • характер современного национального воспитательного идеала; • цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; • систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации; • основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 6

источники нравственности (Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество). базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений )

Слайд 7

Базовые национальные ценности: • патриотизм • социальная солидарность • семья • труд и творчество • наука • традиционные российские религии • искусство и литература • природа • человечество

Слайд 8

Основные направления развития личности: личностная культура социальная культура семейная культура

Слайд 9

Личностная культура – это: • готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению. Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно - нравственной установки – «становиться лучше»; • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; • трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; • осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Слайд 10

Семейная культура – это: • осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; • понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; • бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода

Слайд 11

Социальная культура – это: • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями; • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов ответственности власти, гражданского общества; • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности; • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями; • забота о преуспевании единого многонационального российского народа поддержание межэтнического мира и согласия.

Слайд 12

Школа представляет собой важнейший социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом человеческого развития обучающегося

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование активной гражданской позиции школьников на уроках истории и обществознания в 5- 8 классах, в условиях реализации концепции духовно- нравственного развития и воспитание личности граждан России.

Сегодня на историю и обществознание, как учебные предметы, возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России, выявить ...

Модернизация системы воспитательной деятельности образовательных организаций в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Будущее России, наши успехи зависят от образования. Путь развития к 2020 году определён – это инновации.                           ...

Вопросы преемственности начальной и основной школы, роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Воспитательная система класса на основе концепции духовно-нравственного развития личности учащегося.

Здравствуйте, хочу поделиться с вами моей воспитательной системой.Это продолжение работы, а точнее результат, с которым мне довелось столкнуться в основной школе. Дело все в том, что ранее я работала ...

Доклад на тему: «Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников».

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государ...

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...

Диплом Всероссийская олимпиада" Новое древо" номинация Концепция духовно -нравственного воспитания российских школьников

Диплом  Всероссийская олимпиада" Новое древо" номинация Концепция духовно -нравственного  воспитания российских школьников...