Компетенции и компетенстностная модель современного учителя
статья по теме
Материал для проведения педагогического совета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetencii_i_kompetentnostnaya_model_sovremennogo_uchitelya.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
В современном образовании становится все более очевидным тот факт, что никакие изменения в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. В свою очередь, изменение профессионального сознания учительского сообщества должно быть неразрывно связано с кардинальными изменениями в системе воспроизводства педагогических кадров и изменениям в отношении различных слоев общества к учительскому сословию. Но прежде должна быть разработана государственная политика в отношении новой генерации учителя с иным сознанием, иными ценностями и профессиональными компетенциями, направленная на создание сообщества учителей в качестве новой общественной элиты. Только новая генерация учителей вместе с новой системой управления образования сможет осуществить реальные инновационные изменения в российском образовании.
Чему противостоит компетентностный подход в образовании?
- Традиционному предметному репродуктивному «обучению», в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации).
- Селективной, двухуровневой отметочной системе оценивания.
- Принудительным формам организации учебных занятий, сходным с конвеерным способом организации труда 19 века.
- Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства.
В противоположность этому подходу компетентностный подход в образовании основывается на иных принципах:
- образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
- матричная система управления, делигирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценки его деятельности.
Обобщив имеющиеся классификации ключевых компетенций, можно выделить следующие группы надпредметных образовательных результатов, т.е. ключевых компетенции:
1. Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).
2. Информационные технологии ( Интернет, электронная почта, программирование и т.д.)
3. Исследовательские ( естественно- научные и гуманитарные методы исследования).
4. Проектные ( проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).
5. Работа с числами ( вычисления, использование математических методов для решения практических задач).
6. Организационные (координация деятельности людей для достижения общей цели).
7. Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
8. Умение учится ( планирование, рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.)
9. Личностная ( рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятие себя, своего «Я»).
Сразу следует отметить, что на сегодняшний день не существует единой классификации ключевых компетенций, и тем более, их содержательного наполнения, т.е. более дробных умений, входящих в состав ключевой компетенции.
Мы подробно остановимся на 3-х ключевых компетенциях: коммуникативной, проектной и исследовательской.
Выступление учителей предметников: Василега.Л.В., Тодосиенко Т.А., Дъяченко Н.В.
Для реализации в учебном процессе указанных выше компетенций учителю потребуются совершенно иные умения (компетенции) и методы, по сравнению с теми, какие были бы достаточны для преподавания учебных предметов. Однако самое главное, что для реализации компетентностного подхода учителю придется вырабатывать новые ценности и принципы работы и общения сучащимися.
Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов:
- ценности, принципы и цели.( сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности: каждый человек обладает своим «совершенством», помочь каждому учащемуся его индивидуальное дарование сделать социально плодотворным и т.д.)
- профессиональные качества. ( доброжелательно и заинтересованно относится к учащимся, быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и учащихся, осуществлять коррективы в своей деятельности, иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделится им с учащимися; иметь развитую способность к критике и рефлексии, воздерживаться от роли кладезя мудрости и знаний, понимать других людей имеющих иные ценности, интересы и способности; быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу; иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безликим;. Демонстрировать увлеченность своим предметом; использовать четкий, понятный язы с образными выражениями.
- ключевые компетенции.
- педагогические методы, способы и технологии.
- профессиональные позиции.
Заключение.
Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало учащихся к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает!
Решение педагогического совета.
В результате работы педагогического совета по теме: «Компетенции и компетентностная модель современного учителя» постановили:
1. Обобщить опыт ведущих учителей, пополняя портфолио методического продукта школы.
2. Побуждать учителя к прфесионализму и личностному развитию и саморазвитию в прфессиональной и методической работе.
3. Активизировать работу МО по обмену педагогическим опытом как на уровне школы, так и на уровне района.
4. Следовать ключевым компетенциям образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетенции и компетентностная модель современного учителя
Статья Иванова Д.А....
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
статьяИванов Д.А....
Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который планируется к введению...
Компетентностная модель современного учителя
Презентация...
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
компетентностный подход в образовании...
"Модель современного учителя в контексте новых стандартов".
quot;Модель современного учителя в контексте новых стандартов" в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа "Языковая экологи...
Компетенции и компетентностная модель современного учителя
В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений - компетенций...