Компетенции и компетентностная модель современного учителя
статья на тему

Булгакова Наталья Геннадиевна

В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает  не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений -  компетенций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Компетенции и компетентностная модель современного учителя

В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает  не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений -  компетенций.

         Американский психолог Малкольм Ноулз в своем труде «Андрагогика против педагогики» сформулировал требования к результатам обучения. Собственно, он считал, что  главной сегодняшней задачей образования  является производство компетентных людей – людей, которые будут способны применять свои знания в постоянно меняющихся условиях,  чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни. Это и  является целью. В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в соответствующей сфере его деятельности"

К сожалению, нужно признать, что  уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не в полной мере соответствует требованиям современной жизни. Среди педагогов можно наблюдать:

  • Низкий уровень интереса к своей профессии;
  • Невладение педагогическими технологиями;
  • Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;
  • Неумение работать в команде или организовывать;
  • Безразличие к инновациям;
  • Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.

Можно сказать , что  единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью.

Мы рассуждаем с вами о компетентности, не будем путать с компетенцией Давайте разграничим эти понятия :

Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности .

Компетенция- круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен или круг чьих либо полномочий, прав.    

Проще говоря:

Компетенции – это требования.

Компетентность – это проявление этих требований.

В качестве основных  элементов педагогической компетентности можно выделить:

  • Специальную компетентность в преподаваемой дисциплине (знания по предмету, квалификация, опыт,)
  • Методическая компетентность (применение различных методов обучения, знание дидактических методов и приемов, знание психологических механизмов усвоения знаний )
  • Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения

(умение строить целесообразные отношения с обучаемыми,            осуществление      индивидуальной  работы с учащимися, знание   возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету )

  • Дифференциально – психологическая компетентность  (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей)
  • Рефлексия педагогической деятельности (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть  недоработки  в своей работе, желание самосовершенствоваться)

Для того, чтобы добиться хороших результатов, нужно постоянно изучать свои достоинства и недостатки, формировать в себе постоянное профессиональное и личностное развитие. Профессия педагога имеет свою специфику – работа с человеком, а значит, его собственная личность является сильнейшим рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем лучше профессиональный результат. В профессии педагога самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности .

Так кто же он - компетентный педагог? Модель современного учителя.

Несомненно, можно выделить следующие качества современного компетентного учителя:

  •     Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической     деятельностью
  • Трудолюбие,  честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Настойчивость, дисциплинированность      

         Сейчас в  системе образования происходят перемены, переход от традиционного учителя к новому образу: учитель - исследователь, консультант, воспитатель, организатор.

     В компетентностную модель современного учителя можно включить следующие элементы:

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

      Под ценностями понимаются суждения, идеи, которые осознаны учителем и в сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности.

      К профессиональным качествам можно отнести доброжелательность и заинтересованность в отношении к учащимся; готовность принять конструктивную критику от коллег, осуществляя коррективы в своей деятельности; наличие собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, понимание людей, имеющих другие ценности, интересы, способности; наличие собственной позиции и манеры обучения; осознание  ответственности за результат.

     Ключевые компетенции будущего учителя определяются федеральным государственным образовательным стандартом  и заключаются в умении организовать такую образовательную и развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ученика. К ключевым компетенциям относятся:

  • умение учиться вместе с учениками
  • умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, подмечать их склонности
  •  умение мотивировать учащихся
  •  умение сценарировать учебный процесс , вести занятия в форме диалога и дискуссии
  • владеть проектным и исследовательским мышлением
  • умело использовать систему оценивания
  • владеть компьютерными технологиями  и т.д.

Учитель должен прежде всего создавать развивающуюся среду для обучающихся: поощрять за попытки выполнить что-то самостоятельно, демонстрировать заинтересованность в успехе учащегося, побуждать к постановке более трудных (но реалистических) целей, создавать разные формы мотивации, позволять строить свою индивидуальную точку зрения, учить задавать вопросы, выслушивать и высказывать своё мнение, использовать систему оценивание и проводить рефлексию.

       В педагогической деятельности используются все возможные методы,

способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно выделить  технологию « критического мышления»,  проектно - исследовательский  метод,  организацию   разнообразных  форм диалога и дискуссий, а также метод формирования понятий. Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению , в результате которого учащийся может пробрести знание (знание как понятие или компетенция, а не информация) лишь в процессе его порождения.

      Основные профессиональные позиции учителя (только занимая подобные позиции, учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду): организатор деятельности, консультант,  помощник,

организатор рефлексии, эксперт, партнер.

    Можно сказать, что компетентность учителя – это синтез профессионализма,  творчества и искусства. Именно учитель является организатором такой образовательной и развивающей среды, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало   к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетенции и компетенстностная модель современного учителя

Материал для проведения педагогического совета....

Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».

Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который  планируется к введению...

"Модель современного учителя в контексте новых стандартов".

quot;Модель современного учителя в контексте новых стандартов" в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа "Языковая экологи...