Компетенции и компетентностная модель современного учителя
статья на тему
В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений - компетенций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_kompetentsii_i_kompetentnostnaya_model_sovremennogo_uchitelya.docx | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции и компетентностная модель современного учителя
В данной статье я решила затронуть вопрос, который занимает не только учителей, но и всех, кто связан со сферой образования. Вопрос касается важнейших профессиональных умений - компетенций.
Американский психолог Малкольм Ноулз в своем труде «Андрагогика против педагогики» сформулировал требования к результатам обучения. Собственно, он считал, что главной сегодняшней задачей образования является производство компетентных людей – людей, которые будут способны применять свои знания в постоянно меняющихся условиях, чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей жизни. Это и является целью. В современной системе образования неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть "осведомлённость и авторитетность в соответствующей сфере его деятельности"
К сожалению, нужно признать, что уровень подготовки некоторых педагогов сегодня не в полной мере соответствует требованиям современной жизни. Среди педагогов можно наблюдать:
- Низкий уровень интереса к своей профессии;
- Невладение педагогическими технологиями;
- Недостаточность знаний о психологическом развитии человека;
- Неумение работать в команде или организовывать;
- Безразличие к инновациям;
- Синдром эмоционального и профессионального выгорания и т.д.
Можно сказать , что единство теоретической и практической готовности педагога к выполнению своих профессиональных функций характеризуется его компетентностью.
Мы рассуждаем с вами о компетентности, не будем путать с компетенцией Давайте разграничим эти понятия :
Компетентность – осведомленность, авторитетность, обладание всесторонними знаниями; это системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности .
Компетенция- круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен или круг чьих либо полномочий, прав.
Проще говоря:
Компетенции – это требования.
Компетентность – это проявление этих требований.
В качестве основных элементов педагогической компетентности можно выделить:
- Специальную компетентность в преподаваемой дисциплине (знания по предмету, квалификация, опыт,)
- Методическая компетентность (применение различных методов обучения, знание дидактических методов и приемов, знание психологических механизмов усвоения знаний )
- Психолого – педагогическая компетентность в сфере обучения
(умение строить целесообразные отношения с обучаемыми, осуществление индивидуальной работы с учащимися, знание возрастной психологии, умение пробуждать интерес к предмету )
- Дифференциально – психологическая компетентность (умение выявлять личностные особенности, установки и направленность учащихся, определять и учитывать эмоциональное состояние людей)
- Рефлексия педагогической деятельности (умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального совершенствования, умение видеть недоработки в своей работе, желание самосовершенствоваться)
Для того, чтобы добиться хороших результатов, нужно постоянно изучать свои достоинства и недостатки, формировать в себе постоянное профессиональное и личностное развитие. Профессия педагога имеет свою специфику – работа с человеком, а значит, его собственная личность является сильнейшим рабочим инструментом. И чем совершеннее этот инструмент, тем лучше профессиональный результат. В профессии педагога самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности .
Так кто же он - компетентный педагог? Модель современного учителя.
Несомненно, можно выделить следующие качества современного компетентного учителя:
- Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
- Трудолюбие, честность, порядочность
- Эмоциональность, оптимизм
- Выразительность речи, педагогический такт
- Творческое начало личности
- Организаторские способности
- Настойчивость, дисциплинированность
Сейчас в системе образования происходят перемены, переход от традиционного учителя к новому образу: учитель - исследователь, консультант, воспитатель, организатор.
В компетентностную модель современного учителя можно включить следующие элементы:
- Ценности, принципы и цели.
- Профессиональные качества.
- Ключевые компетенции.
- Педагогические методы, способы и технологии.
- Профессиональные позиции.
Под ценностями понимаются суждения, идеи, которые осознаны учителем и в сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности.
К профессиональным качествам можно отнести доброжелательность и заинтересованность в отношении к учащимся; готовность принять конструктивную критику от коллег, осуществляя коррективы в своей деятельности; наличие собственного взгляда на социальную ситуацию и окружающий мир, понимание людей, имеющих другие ценности, интересы, способности; наличие собственной позиции и манеры обучения; осознание ответственности за результат.
Ключевые компетенции будущего учителя определяются федеральным государственным образовательным стандартом и заключаются в умении организовать такую образовательную и развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ученика. К ключевым компетенциям относятся:
- умение учиться вместе с учениками
- умение планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся, подмечать их склонности
- умение мотивировать учащихся
- умение сценарировать учебный процесс , вести занятия в форме диалога и дискуссии
- владеть проектным и исследовательским мышлением
- умело использовать систему оценивания
- владеть компьютерными технологиями и т.д.
Учитель должен прежде всего создавать развивающуюся среду для обучающихся: поощрять за попытки выполнить что-то самостоятельно, демонстрировать заинтересованность в успехе учащегося, побуждать к постановке более трудных (но реалистических) целей, создавать разные формы мотивации, позволять строить свою индивидуальную точку зрения, учить задавать вопросы, выслушивать и высказывать своё мнение, использовать систему оценивание и проводить рефлексию.
В педагогической деятельности используются все возможные методы,
способы и технологии, позволяющие достигать поставленных целей. Среди них можно выделить технологию « критического мышления», проектно - исследовательский метод, организацию разнообразных форм диалога и дискуссий, а также метод формирования понятий. Все указанные методы отражают принципиально новый подход к обучению , в результате которого учащийся может пробрести знание (знание как понятие или компетенция, а не информация) лишь в процессе его порождения.
Основные профессиональные позиции учителя (только занимая подобные позиции, учитель может создавать для учащихся развивающую образовательную среду): организатор деятельности, консультант, помощник,
организатор рефлексии, эксперт, партнер.
Можно сказать, что компетентность учителя – это синтез профессионализма, творчества и искусства. Именно учитель является организатором такой образовательной и развивающей среды, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, чтобы оно мотивировало к более высоким достижениям и интеллектуальному росту.
Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетенции и компетенстностная модель современного учителя
Материал для проведения педагогического совета....
Компетенции и компетентностная модель современного учителя
Статья Иванова Д.А....
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
статьяИванов Д.А....
Заседание МО учителей естественно-математического цикла «Компетентностная модель современного учителя в контексте профессионального стандарта».
Наряду с новым законом об образовании, государственными образовательными стандартами, рассматривается еще один документ «Профессиональный стандарт педагога», который планируется к введению...
Компетентностная модель современного учителя
Презентация...
Компетенции и компетентностная модель современного учителя.
компетентностный подход в образовании...
"Модель современного учителя в контексте новых стандартов".
quot;Модель современного учителя в контексте новых стандартов" в рамках Августовской педагогической конференции работников системы образования Советского городского округа "Языковая экологи...