Гражданское и патриотическое воспитание школьников в воспитательно - образовательном процессе
статья по теме

Статья посвящена проблеме гражданского и патриотического воспитания школьников в воспитательно - образовательном процессе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей № 373 Московского района Санкт-Петербурга

Учитель истории и обществознания

Демидова Ирина Васильевна

Гражданское и патриотическое воспитание школьников в воспитательно - образовательном процессе

А.С.Пушкин: «Клянусь честью, ни за что

на свете я не хотел бы переменить

Отечество или иметь другую историю,

 кроме истории наших предков».

На Педагогическом совете лицея была принята концепция духовно-нравственного развития учащихся, основой которой является гражданско-патриотическое воспитание. Преподавателями лицея проводится систематическая комплексная работа по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников. Для успешной реализации намеченных  концепцией направлений лицей располагает хорошим потенциалом. Дважды наш лицей становился победителем конкурса Приоритетного национального проекта "Образование": в 2006 и 2008 г.г.  Все усилия были направлены на усовершенствование материально – технической базы. Новые технические средства способствуют повышению эффективности как урочной, так и внеурочной деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий помогает сделать проектную и исследовательскую деятельность учащихся наиболее разнообразной и интересной. 

Наш лицей располагают достаточным арсеналом средств для гражданского воспитания учащихся. К ним относятся, прежде всего, ряд традиционных школьных предметов (история, литература, география, обществознание). Для достижения поставленных целей создаются специальные школьные курсы. Так, в  школе изучается курс "Право", который охватывает такие области, как ответственность за правонарушения, жизнь современной семьи, гражданские права и пр. Имеются и другие специальные курсы, предназначенные для формирования нравственной, гражданской культуры школьников: элективные курсы по праву и обществознанию. Темы курсов: «Гражданское право», «Право в нашей жизни». Задачи гражданско-патриотического воспитания решаются во внеурочной деятельности учеников: участие школьников в самоуправлении, в разнообразных делах школы, класса, занятиях в клубах, кружках, молодежных общественных организациях, экскурсионной деятельности.


      Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника лицея можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов. Ежегодно в лицее проводятся недели правовых знаний, во время которых  старшеклассники проводят интерактивные занятия в начальной школе. Учащиеся принимают участие в районном конкурсе «Многонациональный Санкт-Петербург сегодня», где занимают призовые места.

Педагогический коллектив и родительская общественность главной своей задачей считают  формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине, соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти, готовность служить своей Отчизне. Воспитание чувства собственного достоинства и дисциплинированности,  гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения (уважения и солидарности с другими народами и странами).

  Правовую культуру школьников составляют такие качества и знания, как сознательная дисциплина, законопослушность, нетерпимость к правонарушениям, знание основных законов общества и государства, представление о праве, о гражданских правах человека и ребенка, в частности. Особенно важной можно считать задачу формирования законопослушности - уважения к закону и стремления его выполнять. Правовое воспитание крайне актуально в условиях роста детской и молодежной преступности. Правовая культура является частью нравственной культуры человека и гражданина в условиях современного общества.
      Это относится и к культуре межнациональных отношений, основное содержание которой состоит в следующем: любовь к культуре своего народа и уважение, терпимость к другим народам. К задачам формирования культуры межнациональных отношений следует отнести знание истории, культуры, искусства своей родины, страны; любовь к своему народу и активное участие в сохранении и развитии национальной культуры; знание культур других народов своей страны и других государств, уважительное к ним отношение, умение строить отношения с представителями других культур и народов на принципах толерантности. Особый интерес у учащихся вызвало участие в программе Правительства Санкт-Петербурга «Познаем народы России, познаем себя» с посещением музея Этнографии и интерактивных занятий.
    Большая роль в деле воспитания гражданина отводится учителям гуманитарного цикла. В своей работе я, как учитель истории, обществознания, права, направляю урочную и внеурочную деятельность учащихся в русло гражданского и патриотического воспитания. Большое внимание уделяю:

  1. ознакомлению школьников с основами гражданственности и правового законодательства;
  2. ознакомлению школьников с ценностно-значимой информацией об истории становления государства и права в России, о современных реалиях российского гражданского общества;
  3. расширению духовного и общекультурного кругозора школьников.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Раскрытие сущности гражданско-патриотического воспитания должно осуществляться с учетом интересов личности и стратегии гражданско-патриотического воспитания: от прав, интересов, достоинства личности – к обязанностям, долгу, ответственности перед обществом и государством

Патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым.

Основной целью гражданского и патриотического воспитания является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает всю работу учителя на уроках истории, обществознания, правоведения, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

  1. формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  2. развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  3. создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через проектную и исследовательскую деятельность
  4. развивать и углублять знания об истории и культуре родного города, области, знакомиться с традициями  наших ближних и дальних соседей через экскурсионную деятельность

В основе системы гражданско-патриотического воспитания школьников лежит коллективная творческая деятельность, способная формировать умение планировать, организовывать свою деятельность, доводить начатое дело до конца.

Анализируя мероприятия гражданско-патриотической и военно-спортивной направленности для детей и подростков, можно отметить следующие тенденции:

  1. количественные   показатели   мероприятий   неуклонно   перерастают   в    качественные: параллельно с приобретением физических навыков и умений будущих защитников Отечества. Значительно растет интерес подростков и молодежи к познанию военной истории, атрибутике и символике Российского государства.
  2. значительно повысился воспитательный уровень мероприятий, особенно в части формирования гражданского сознания подрастающего поколения;
  3. цели и задачи скоординированы по своему содержанию, включают в себя элементы преемственности воспитания по различным направлениям

Таким образом, повышение воспитательного потенциала проводимых мероприятий позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, формирование уважения к своему Отечеству.

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию включает в себя следующие направления:

  1. Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории, обществознания, правоведения, элективных курсах.
  2. Внеурочная деятельность (участие в районных и городских мероприятиях, тематические внутришкольные мероприятия)
  3. Экскурсионная деятельность
  4. Игровые и тренинговые занятия

Создание воспитывающих ситуаций - один из методов нравственного воспитания. Целесообразно использовать ролевые игры, их обсуждение, тренинги для выработки этических знаний, привычек, коммуникативных умений. Поручение, требование, индивидуальная работа, наказания, поощрения также способствуют выработке привычек и культуры поведения. Все эти методы используются как в процессе обучения, так и в свободной деятельности детей. К формам нравственного воспитания, кроме специальных уроков, относятся этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Результатом этой деятельности является моральная воспитанность, выражающаяся в следующих показателях: знание нравственных норм, наличие в сознании ученика нравственных правил, потребность и умение их выполнять, способность переживать нравственные чувства (сострадание, совесть, любовь), поведение в соответствии с нравственными нормами.

Оценка результативности работы  

Оценка результативности осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступает в качестве обобщенных оценочных показателей. Они представлены нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры:

  1. повышение толерантности, снижение степени противостояния в ученической среде
  2. обеспечение заинтересованности учащихся в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности в обществе;
  3. проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к защите Отечества;
  4. уровень реализации творческого потенциала учащихся в области патриотического воспитания.

Количественные параметры:

  1. изучение страниц истории нашей Родины на уроках истории, обществознания, правоведения и на элективных курсах «Проектно – исследовательская деятельность учащихся» и «Отрасли российского права»
  2. проведение конкурсов исследовательских работ учащихся по проблемам патриотического воспитания в рамках ученических проектов
  3. участие в районных и городских мероприятиях патриотической направленности
  4. успешное участие в олимпиадах и конкурсах по истории, обществознанию, правоведению
  5. участие в экскурсионной деятельности
  6. подготовка и проведение внеурочных мероприятий по гражданскому и правовому воспитанию

Повышение воспитательного потенциала проводимых мероприятий позволяет обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, его подготовку к жизненному самоопределению, самостоятельному выбору в пользу гуманистических идеалов, формирование уважения к своему Отечеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское и патриотическое воспитание школьников

Гражданское и патриотическое воспитание школьников...

Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.

В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.  Ни одна школа не может считаться сов...

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательном пространстве образовательного учреждения

В материале даётся обобщение опыта по гражданско-ратриотическому воспитанию в детско-юношеской организациии "Искра " МБОУ "Глинновская СОШ" Новооскольского района Белгородской области....

Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.

Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий)  в гражданском и патриотическом воспитании....

Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников

Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...

О роли краеведческой экскурсии в гражданском и патриотическом воспитании школьников

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих нача...