Гражданско-патриотическое воспитание школьников в воспитательном пространстве образовательного учреждения
материал (9 класс) по теме
В материале даётся обобщение опыта по гражданско-ратриотическому воспитанию в детско-юношеской организациии "Искра " МБОУ "Глинновская СОШ" Новооскольского района Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_.doc | 76.5 КБ |
opisanie_opyta_.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки муниципального района Новооскольский район» Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глинновская средняя общеобразовательная школа»
Новооскольского района Белгородской области
Гражданско-патриотическое воспитание
школьников в воспитательном пространстве
образовательного учреждения
Выполнила: Тульская Валентина Ивановна, старшая вожатая МБОУ «Глинновская СОШ»
Глинное 2012
Цель:
Создание условий для формирования разносторонне и гармонично развитого человека, ответственного и политически активного гражданина демократического общества: коллективиста, честного, гуманного, справедливого и глубоко нравственного, предприимчивого, трудолюбивого, экономного, практичного, приученного к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Помочь школьникам овладеть навыками проектно-исследовательской работы, библиографического описания, умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению рефератов.
- Приобщить к истории родного края, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
- Развить у школьников чувство патриотизма.
Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Выбранный современным образованием курс на усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и искусством родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
В России создана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации как важнейшего средства воспитания гражданина-патриота. Решению этой задачи способствуют занятия краеведением, исследовательской работой, работа волонтёрских групп. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. В этом и заключается истинный патриотизм.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
В нашей детско-юношеской организации «Искра МБОУ «Глинновская СОШ» уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.
Воспитание патриотизма во внеурочной имеет огромное значение, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Именно во внеурочной деятельности мы больше заботимся о формировании психологии ребенка, о воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, учим молодых людей умению различать добро и зло.
«Слово педагога — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным мероприятием, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. Жизненного материала будет более чем достаточно, и мы свободно отбираем его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Поэтому не стыжусь рассказать детям об участии моей семьи в районном конкурсе «Крепка семья – крепка Россия», где наша семья заняла второе место. Также написала сочинение «Солдатские письма – частица семейной летописи», рассказав в нём о службе своего сына в армии. По окончании службы пригласила его в школу на встречу с учениками.
Мероприятия, посвященные героико-патриотической тематике, начинаем в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в эти моменты, связана с дорогим сердцу каждого человека образом Родины. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа. Музыкально-литературные композиции «Рассказы о песнях военных лет», «Урок Мужества», «По волнам памяти», «Есть такая профессия – Родину защищать!» прошли очень насыщенно и несли в себе познавательную ценность. Встречи с нашими земляками, жителями села Глинное, участниками Чеченской войны Саушкиным А., Зауташвили В. также запомнились учащимся.
Военно-патриотическое, нравственное воспитание школьников, оборонно-спортивная работа в нашей детско-юношеской организации в последние годы приобретает особенно актуальное значение. Очень важно сформировать у подрастающего поколения развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у него профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Важнейшей задачей патриотического воспитания является формирование у учащихся готовности защищать свою Родину, подготовка их к службе в Вооруженных Силах РФ, обучение основам военных знаний, воспитание на примерах мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны и добросовестной службы в армии в современных условиях. Ежегодно наши школьники участвуют в районной военизированной игре «Зарница», «Безопасное колесо», спартакиадах и других мероприятиях военизированной и спортивной направленности.
Ежегодно в детской организации составляется и утверждается план по военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, который согласовывается с ЗДВР, классными руководителями.
Регулярно проводятся стрелковые соревнования, состязания по многоборью, военно-прикладным видам спорта. Организуются викторины, выпуски стенгазет и молний по военной тематике. Школа также поддерживает хороший контакт с отделом по делам молодёжи, сельской библиотекой, домом культуры.
Осознавая всю ответственность за воспитание подрастающего поколения, детская организация стремится на основе достигнутого совершенствовать патриотическое и нравственное воспитание учащихся, не забывая помогать при этом в стремлении подростка к самоутверждению и творческому самовыражению.
Стало традицией ежегодно завершать занятия во всех классах проведением «Дня защиты детей», на котором предпочтение отдается отработке практических навыков защиты от поражающих факторов в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
Его организации предшествует активная работа по вовлечению всех учащихся и преподавательского состава в проводимые мероприятия. Издается приказ, разрабатывается и утверждается директором план проведения «Дня защиты детей», положения по спортивным соревнованиям, играм, военизированным и туристическим эстафетам, назначаются ответственные по каждому классу.
Богатый материал для военно-патриотического воспитания учащихся даёт тема «Великая Отечественная война». Вместе с учителем истории проводим уроки по данной теме в школьном краеведческом музее. Учащиеся видят на картах продвижение войск врага по территории России, Белгородчины, видят вещи, оружие, фотографии – всё это помогает понять, какую тяжесть вынес на своих плечах наш народ. Здесь звучат рассказы о конкретных событиях, происходивших в годы войны на белгородской земле. На уроках неоднократно подчёркивается, что в ходе защиты и освобождения белгородской земли раскрылись замечательные черты наших людей: беззаветная преданность Родине, бесстрашие и готовность к самопожертвованию во имя свободы и счастья своего народа.
Использование краеведческого материала на уроках литературы, географии, ОБЖ, истории, музыки, классных часах вызывает большой интерес у учащихся и способствует формированию у них патриотических и нравственных чувств, духовной чистоты. Так уже стало традиционным празднование 28 января – День освобождения Нового Оскола от фашистских захватчиков.
В воспитательной работе с учащимися прочное место занимают хорошо продуманные, тщательно соблюдаемые воинские ритуалы, придающие мероприятиям торжественность, большую значимость, содержательную и эмоциональную окраску, приподнятость настроения, интерес. К ним относятся: построение участников, объявление приказов, поощрений и благодарностей.
Осознавая всю ответственность за воспитание подрастающего поколения? Стремлюсь на основе достигнутого совершенствовать патриотическое и нравственное воспитание учащихся, не забывая помогать при этом в стремлении подростка к самоутверждению и творческому самовыражению.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. В детской организации нашей школы проходят мероприятия, посвящённые изучению истории нашего края. Это написание исследовательских работ об истории сёл нашего поселения, о малой родине – Новом Осколе, Белгородчине, о достопримечательностях нашего района и области. Учащимися были созданы презентации «Моя Родина – Новый Оскол», «Белгорочина – малая родина, отчий край дорогой», «Памятники нашего района», «Памятник победы – Звонница» и другие.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Разнообразная и интересная работа способствует воспитанию любви к поэзии, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова. Возможности для использования краеведческого материала очень велики. Постепенно школьники сами начинают приобщаться к этой работе: собирают краеведческий материал, используют его на уроках русского языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, во внеклассных занятиях, пишут стихи и сочинения о своем городе, выступают с собранным и переработанным материалом на краеведческих олимпиадах, конкурсах исследовательских и проектных работ, во время проведения экскурсий в школьном краеведческом музее.
Любовь к родной культуре, к родному краю начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе, к своему городу. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Наши дела в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество.
Наш современник академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов принимают участие и большие ученые, и школьники.
Краеведение – важное средство национального самосознания.
Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. В ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, деревни, города. Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.
Ежегодно ученики принимают участие в школьных и районных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам: Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы и др. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю.
Сочинения на военную тематику воспитывают в детях патриотические чувства. Учащимися были написаны сочинения, рефераты созданы презентации «Война глазами детей», «Пионеры-герои», «Судьбы детей в годы Великой Отечественной войны» и другие.
Такие мероприятия учат обобщать и принимать самостоятельные решения, формируют творческое мышление, навыки исследовательской деятельности.
Уже в младших классах ученики приобщаются к проектной деятельности. Успешно старшеклассники выступают со своими проектами на школьных научных и районных краеведческих конференциях, акциях. Отмечены грамотами отдела по делам молодёжи акции «Дети –детям», «Ветеран живёт рядом», Зелёная столица», « К вам идёт волонтёр».
Результативность работы:
2008 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за активное участие в районной акции «Дорогами добра» (в рамках фестиваля «Детство без границ») (руководитель Тульская В.И)
2008 год Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за активное участие в районной акции «Будущее в наших руках» (проект «Военно-патриотическое воспитание в детской организации» в рамках фестиваля «Детство без границ» (руководитель Тульская В.И)
2008 год Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за III место в районном конкурсе компьютерных презентаций «Моя детская организация» в рамках фестиваля «Детство без границ» (руководитель Тульская В.И)
2008 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за успешную реализацию программы детских организаций « За Родину, добро и справедливость!» в Новооскольском районе (руководитель Тульская В.И)
2008 год - Благодарность управления по делам молодёжи белгородской области старшей вожатой Тульской Валентине Ивановне за активную деятельность, проявленные инициативы, творческий поиск и личный вклад в систему работы детского и молодёжного движения
2008 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - грамота управления по делам молодёжи Новосокольского района за большой личный вклад в развитие детского движения в Новооскольском районе, целенаправленную, системную работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи
2008 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - Почётная грамота Белгородского областного комитета за активную работу по воспитанию молодёжи, большой личный вклад в развитие молодёжного движения в связи с 90-летием ВЛКСМ
2009 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за активную работу по реализации программ детских общественных организаций и объединений в Новооскольском районе (руководитель Тульская В.И)
2010 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за II место в районном конкурсе «Добрый волшебник» (руководитель Тульская В.И)
2010 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: 3-е место по итогам рейтингового соревнования среди детских общественных организаций Новооскольского района
2010 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - грамота управления по делам молодёжи Новосокольского района за большой личный вклад в реализацию системы мер государственной молодёжной политики в Новооскольском районе, целенаправленную, системную работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи на идеалах гуманизма и исторической преемственности поколений
2010 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - Почётная грамота управления образования Новосокольского района за достигнутые успехи в организации и совершенствовании работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником – Днём Учителя
Заключение.
В процессе планомерной и постоянной работы по гражданскому и патриотическому направлениям в школе укрепились следующие традиции:
- ежегодно, в День учителя, проводить День самоуправления, выступать с концертной программой для учителей;
- ежегодно, в день пожилых людей участвовать в концертах перед ветеранами ВОВ и труда;
- проводить конференции с участием ветеранов, посвящённый дню освобождения Нового Оскола от немецко-фашистких захватчиков;
- ежегодно, в первую декаду мая, проводить «Вахту памяти», участвовать в концертной программе, посвящённой Дню Победы ;
- поздравлять с профессиональными и календарными праздниками ветеранов педагогического труда
Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.
Работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. Краеведческая исследовательская работа, волонтёрское движение вызывает интерес и помогает глубже познать свой край. Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки муниципального района Новооскольский район» Белгородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Глинновская средняя общеобразовательная школа»
Новооскольского района Белгородской области
Гражданско-патриотическое воспитание
школьников в воспитательном пространстве
образовательного учреждения
Выполнила: Тульская Валентина Ивановна, старшая вожатая МБОУ «Глинновская СОШ»
Глинное 2012
Цель:
Создание условий для формирования разносторонне и гармонично развитого человека, ответственного и политически активного гражданина демократического общества: коллективиста, честного, гуманного, справедливого и глубоко нравственного, предприимчивого, трудолюбивого, экономного, практичного, приученного к здоровому образу жизни.
Задачи:
- Помочь школьникам овладеть навыками проектно-исследовательской работы, библиографического описания, умению выделять основные положения в изучаемом материале, оформлению рефератов.
- Приобщить к истории родного края, раскрыть удивительные человеческие судьбы.
- Развить у школьников чувство патриотизма.
Патриотизм – это важнейшая ценность, которая несет в себе не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурный и военно-исторический компоненты.
Воспитание патриотизма у школьников – одна из главных задач нашего дня. Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Нам можно гордиться не только завоеваниями науки и покорением природы, но и великой культурой. Выбранный современным образованием курс на усиление культурологической направленности на основе личностно-ориентированного подхода обучения создает условия для формирования гражданственности, патриотизма, развития личности каждого школьника. Глубокое знакомство с историей и искусством родного края способствует воспитанию истинного гражданина.
В России создана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации как важнейшего средства воспитания гражданина-патриота. Решению этой задачи способствуют занятия краеведением, исследовательской работой, работа волонтёрских групп. Очень важно, чтобы у учащихся постепенно формировалось понимание того, что они сами являются частицей бытия многих и многих поколений людей, продолжателями традиций своих земляков, своего народа, непосредственными участниками современной жизни, что они несут моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины. В этом и заключается истинный патриотизм.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.
В нашей детско-юношеской организации «Искра МБОУ «Глинновская СОШ» уделяется большое внимание воспитанию у подрастающего поколения нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины, к геральдике, к своему народу.
Воспитание патриотизма во внеурочной имеет огромное значение, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Именно во внеурочной деятельности мы больше заботимся о формировании психологии ребенка, о воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, учим молодых людей умению различать добро и зло.
«Слово педагога — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу».
Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным мероприятием, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. Жизненного материала будет более чем достаточно, и мы свободно отбираем его в зависимости от собственных знаний, собственных интересов и личного жизненного опыта. Поэтому не стыжусь рассказать детям об участии моей семьи в районном конкурсе «Крепка семья – крепка Россия», где наша семья заняла второе место. Также написала сочинение «Солдатские письма – частица семейной летописи», рассказав в нём о службе своего сына в армии. По окончании службы пригласила его в школу на встречу с учениками.
Мероприятия, посвященные героико-патриотической тематике, начинаем в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в эти моменты, связана с дорогим сердцу каждого человека образом Родины. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа. Музыкально-литературные композиции «Рассказы о песнях военных лет», «Урок Мужества», «По волнам памяти», «Есть такая профессия – Родину защищать!» прошли очень насыщенно и несли в себе познавательную ценность. Встречи с нашими земляками, жителями села Глинное, участниками Чеченской войны Саушкиным А., Зауташвили В. также запомнились учащимся.
Военно-патриотическое, нравственное воспитание школьников, оборонно-спортивная работа в нашей детско-юношеской организации в последние годы приобретает особенно актуальное значение. Очень важно сформировать у подрастающего поколения развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у него профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.
Важнейшей задачей патриотического воспитания является формирование у учащихся готовности защищать свою Родину, подготовка их к службе в Вооруженных Силах РФ, обучение основам военных знаний, воспитание на примерах мужества и героизма нашего народа в годы Великой Отечественной войны и добросовестной службы в армии в современных условиях. Ежегодно наши школьники участвуют в районной военизированной игре «Зарница», «Безопасное колесо», спартакиадах и других мероприятиях военизированной и спортивной направленности.
Ежегодно в детской организации составляется и утверждается план по военно-патриотическому и нравственному воспитанию учащихся, который согласовывается с ЗДВР, классными руководителями.
Регулярно проводятся стрелковые соревнования, состязания по многоборью, военно-прикладным видам спорта. Организуются викторины, выпуски стенгазет и молний по военной тематике. Школа также поддерживает хороший контакт с отделом по делам молодёжи, сельской библиотекой, домом культуры.
Осознавая всю ответственность за воспитание подрастающего поколения, детская организация стремится на основе достигнутого совершенствовать патриотическое и нравственное воспитание учащихся, не забывая помогать при этом в стремлении подростка к самоутверждению и творческому самовыражению.
Стало традицией ежегодно завершать занятия во всех классах проведением «Дня защиты детей», на котором предпочтение отдается отработке практических навыков защиты от поражающих факторов в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
Его организации предшествует активная работа по вовлечению всех учащихся и преподавательского состава в проводимые мероприятия. Издается приказ, разрабатывается и утверждается директором план проведения «Дня защиты детей», положения по спортивным соревнованиям, играм, военизированным и туристическим эстафетам, назначаются ответственные по каждому классу.
Богатый материал для военно-патриотического воспитания учащихся даёт тема «Великая Отечественная война». Вместе с учителем истории проводим уроки по данной теме в школьном краеведческом музее. Учащиеся видят на картах продвижение войск врага по территории России, Белгородчины, видят вещи, оружие, фотографии – всё это помогает понять, какую тяжесть вынес на своих плечах наш народ. Здесь звучат рассказы о конкретных событиях, происходивших в годы войны на белгородской земле. На уроках неоднократно подчёркивается, что в ходе защиты и освобождения белгородской земли раскрылись замечательные черты наших людей: беззаветная преданность Родине, бесстрашие и готовность к самопожертвованию во имя свободы и счастья своего народа.
Использование краеведческого материала на уроках литературы, географии, ОБЖ, истории, музыки, классных часах вызывает большой интерес у учащихся и способствует формированию у них патриотических и нравственных чувств, духовной чистоты. Так уже стало традиционным празднование 28 января – День освобождения Нового Оскола от фашистских захватчиков.
В воспитательной работе с учащимися прочное место занимают хорошо продуманные, тщательно соблюдаемые воинские ритуалы, придающие мероприятиям торжественность, большую значимость, содержательную и эмоциональную окраску, приподнятость настроения, интерес. К ним относятся: построение участников, объявление приказов, поощрений и благодарностей.
Осознавая всю ответственность за воспитание подрастающего поколения? Стремлюсь на основе достигнутого совершенствовать патриотическое и нравственное воспитание учащихся, не забывая помогать при этом в стремлении подростка к самоутверждению и творческому самовыражению.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. В детской организации нашей школы проходят мероприятия, посвящённые изучению истории нашего края. Это написание исследовательских работ об истории сёл нашего поселения, о малой родине – Новом Осколе, Белгородчине, о достопримечательностях нашего района и области. Учащимися были созданы презентации «Моя Родина – Новый Оскол», «Белгорочина – малая родина, отчий край дорогой», «Памятники нашего района», «Памятник победы – Звонница» и другие.
Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.
Разнообразная и интересная работа способствует воспитанию любви к поэзии, художественному слову, учит понимать подлинное искусство слова. Возможности для использования краеведческого материала очень велики. Постепенно школьники сами начинают приобщаться к этой работе: собирают краеведческий материал, используют его на уроках русского языка, литературы, истории, музыки, изобразительного искусства, во внеклассных занятиях, пишут стихи и сочинения о своем городе, выступают с собранным и переработанным материалом на краеведческих олимпиадах, конкурсах исследовательских и проектных работ, во время проведения экскурсий в школьном краеведческом музее.
Любовь к родной культуре, к родному краю начинается с малого – с любви к родной семье, к своему жилищу, к своей школе, к своему городу. Совершая великие дела, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Наши дела в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом Отечество.
Наш современник академик Д.С.Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле. Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов принимают участие и большие ученые, и школьники.
Краеведение – важное средство национального самосознания.
Материалы краеведения помогают ученику глубже уяснить такие положения как история – это история людей; каждый человек – соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего; корни человека – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны. В ходе исторического процесса передаются из поколения в поколение вечные, непреходящие ценности личности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружба между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.
Справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, деревни, города. Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.
Ежегодно ученики принимают участие в школьных и районных конкурсах тематических сочинений, стихотворений, творческих работ, посвященных календарным датам: Дню Матери, Дню защитника Отечества, Дню Победы и др. Поощряется творческая деятельность учеников, которые пишут стихи и сочинения, посвященные родному краю.
Сочинения на военную тематику воспитывают в детях патриотические чувства. Учащимися были написаны сочинения, рефераты созданы презентации «Война глазами детей», «Пионеры-герои», «Судьбы детей в годы Великой Отечественной войны» и другие.
Такие мероприятия учат обобщать и принимать самостоятельные решения, формируют творческое мышление, навыки исследовательской деятельности.
Уже в младших классах ученики приобщаются к проектной деятельности. Успешно старшеклассники выступают со своими проектами на школьных научных и районных краеведческих конференциях, акциях. Отмечены грамотами отдела по делам молодёжи акции «Дети –детям», «Ветеран живёт рядом», Зелёная столица», « К вам идёт волонтёр».
Результативность работы:
2008 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за активное участие в районной акции «Дорогами добра» (в рамках фестиваля «Детство без границ») (руководитель Тульская В.И)
2008 год Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за активное участие в районной акции «Будущее в наших руках» (проект «Военно-патриотическое воспитание в детской организации» в рамках фестиваля «Детство без границ» (руководитель Тульская В.И)
2008 год Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за III место в районном конкурсе компьютерных презентаций «Моя детская организация» в рамках фестиваля «Детство без границ» (руководитель Тульская В.И)
2008 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за успешную реализацию программы детских организаций « За Родину, добро и справедливость!» в Новооскольском районе (руководитель Тульская В.И)
2008 год - Благодарность управления по делам молодёжи белгородской области старшей вожатой Тульской Валентине Ивановне за активную деятельность, проявленные инициативы, творческий поиск и личный вклад в систему работы детского и молодёжного движения
2008 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - грамота управления по делам молодёжи Новосокольского района за большой личный вклад в развитие детского движения в Новооскольском районе, целенаправленную, системную работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи
2008 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - Почётная грамота Белгородского областного комитета за активную работу по воспитанию молодёжи, большой личный вклад в развитие молодёжного движения в связи с 90-летием ВЛКСМ
2009 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за активную работу по реализации программ детских общественных организаций и объединений в Новооскольском районе (руководитель Тульская В.И)
2010 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: за II место в районном конкурсе «Добрый волшебник» (руководитель Тульская В.И)
2010 год - Детская организация «ИСКРА» награждена Почётной грамотой отдела по делам молодёжи Новооскольского района: 3-е место по итогам рейтингового соревнования среди детских общественных организаций Новооскольского района
2010 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - грамота управления по делам молодёжи Новосокольского района за большой личный вклад в реализацию системы мер государственной молодёжной политики в Новооскольском районе, целенаправленную, системную работу по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи на идеалах гуманизма и исторической преемственности поколений
2010 год - старшая вожатая Тульская Валентина Ивановна - Почётная грамота управления образования Новосокольского района за достигнутые успехи в организации и совершенствовании работы по обучению и воспитанию подрастающего поколения и в связи с профессиональным праздником – Днём Учителя
Заключение.
В процессе планомерной и постоянной работы по гражданскому и патриотическому направлениям в школе укрепились следующие традиции:
- ежегодно, в День учителя, проводить День самоуправления, выступать с концертной программой для учителей;
- ежегодно, в день пожилых людей участвовать в концертах перед ветеранами ВОВ и труда;
- проводить конференции с участием ветеранов, посвящённый дню освобождения Нового Оскола от немецко-фашистких захватчиков;
- ежегодно, в первую декаду мая, проводить «Вахту памяти», участвовать в концертной программе, посвящённой Дню Победы ;
- поздравлять с профессиональными и календарными праздниками ветеранов педагогического труда
Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.
Работу в направлении патриотического воспитания нужно постоянно развивать, усовершенствовать, обновлять. Краеведческая исследовательская работа, волонтёрское движение вызывает интерес и помогает глубже познать свой край. Планирую и в дальнейшем находить новые интересные формы в своей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Расширение границ межкультурной и межконфессиональной толерантности воспитательного пространства образовательных учреждений
Данный доклад поможет педагогам понять принципы построения и формирования межкультурной и межконфессиональной толерантности в образовательном учреждении....
Воспитание толерантной личности в условиях поликультурного пространства образовательного учреждения
Поликультурная направленность образования получает все больше признание в мировой практике, разрабатываются принципы и пути внедрения культуроведческого содержания в образовательные программы....
Информационное образовательное пространство образовательного учреждения (из опыта работы заместителя директора по учебно - воспитательной работе)
Данная статья является обобщением опыта работы педагогического коллектива МБОУ - СОШ №1 р.п. Степное Советского района Саратовской области по формированию информационного образовательного простр...
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...
Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....
Районный конкурс воспитательных систем образовательных учреждений и проектов (программ) классного руководителя по проблемам воспитания.
Районный конкурс воспитательных систем образовательных учреждений и проектов (программ) классного руководителя по проблемам воспитания....
Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях
Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...