Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.
статья по теме
В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма. Ни одна школа не может считаться современной, если не развивает у школьников способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, ценить и развивать свою личность. Мероприятия по гражданско-правовому, патриотическому воспитанию влияют на формирование у школьников стойких чувств к Родине, родному краю, дому, школе. Воспитание нового гражданина - комплексная работа общественных институтов в этом направлении. Организации культуры и спорта, средства массовой информации, органы здравоохранения и правопорядка, а также общественные организации, выполняя свои просветительские и воспитательные функции, играют важную роль в воспитании гражданина, являются активными помощниками школы в осуществлении воспитательного процесса. Идеи гражданственности и патриотизма должны воплощаться при проведении различных мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskoe_i_patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov_vo_vneurochnoe_vremya.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Гражданское и патриотическое воспитание школьников во внеурочное время.
Воинова А.Ю., зам. директора
по воспитательной работе,
МОУ коррекционной школы-интерната № 8,
г. Саяногорск
В государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников формирование твердой гражданской позиции и чувство истинного патриотизма.
Ни одна школа не может считаться современной, если не развивает у школьников способность самостоятельно действовать, отвечать за свои поступки, принимать решения, ценить и развивать свою личность.
Мероприятия по гражданско-правовому, патриотическому воспитанию влияют на формирование у школьников стойких чувств к Родине, родному краю, дому, школе. Поэт Т.Г. Шевченко сказал: «В ком нет любви к стране родной, те сердцем нищие калеки».
И действительно, как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, получил образование.
Слово «гражданин» можно слышать довольно часто.
«А что такое гражданин?» - спрашивает русский поэт Н.Некрасов. И отвечает:
«Отечества достойный сын!»
В России слово «гражданин» известно издавна. «Гражданин Великий Новгород» был первой республикой на территории России, управляемой народом. В XIX веке звание «почетный гражданин» присваивалось особо заслуженным дворянам, купцам, а также чиновникам, не дослужившимся до дворянского звания. И только после февральской революции 1917 года термин «гражданин» приобрел юридическое значение. (4)
Конечно, общество заинтересованно в том, чтобы все мы стали просвещенными и сознательными гражданами, принимавшими близко к сердцу не только свои личные заботы и заботы своих близких, но и дела общественные, государственные.
Воспитание нового гражданина - комплексная работа общественных институтов в этом направлении. Организации культуры и спорта, средства массовой информации, органы здравоохранения и правопорядка, а также общественные организации, выполняя свои просветительские и воспитательные функции, играют важную роль в воспитании гражданина, являются активными помощниками школы в осуществлении воспитательного процесса. Идеи гражданственности и патриотизма должны воплощаться при проведении различных мероприятий.
Гражданское воспитание нацелено на воспитание уважения к закону, развитие гражданской и социальной ответственности, воспитание патриотизма на материалах истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков. (5)
Целью гражданско-патриотического воспитания является развитие у учащихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для успешной работы по проблеме развития правосознания и формированию гражданственности и патриотизма учащихся, необходимо решать следующие задачи:
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей;
- организация познавательной деятельности школьников, развивающая индивидуальное и общественное сознание;
- изучение истории и культуры Отечества;
- формирование у школьников чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее;
- привитие школьникам любви к родному краю;
- воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;
- координация деятельности семьи, школы и общественности.
В разнообразных формах работы с воспитанниками ведется целенаправленная работа по созданию условий индивидуально-личностного развития школьников.
Во внеурочной работе используются как традиционные формы работы (декадники, месячники, «Вахта Памяти», творческие конкурсы, диспуты, экскурсии, классные часы и т.д.), так и нетрадиционные формы работы (операции, акции, военно-спортивные игры с привлечением Кадетов и т.д.).
В формировании гражданско-патриотических чувств молодежи и школьников одно из ведущих мест принадлежит государственной и общественной символике. Обращение к ней в воспитательной работе со школьниками является одним из непреложных условий формирования у них национального самосознания, основанного на сплоченности вокруг общенациональных ценностей.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» отмечено, что одной из основных задач патриотического воспитания является «пропаганда государственной символики и государственного гимна Российской Федерации».
Социально-педагогическая целевая направленность использования государственных и общественных символов выражается в:
- воспитании уважения к государственной и общественной символике как проявлению уважения к своей стране, национальным ценностям, образу жизни, своей истории, месту и роли России в общественном развитии мировой цивилизации;
- формировании патриотического сознания на основе усвоения исторических национальных духовно-нравственных ценностей и стремления воплощать их в повседневной практической деятельности, проявляя такие личностные качества, как коллективизм, гуманизм, уважение к людям старшего поколения;
- привитие детям и молодежи потребности в использовании государственной символики при проведении различных мероприятий образовательной, общественно-политической и культурно -досуговой направленности;
- расширение воспитательных средств формирования гражданско-патриотического сознания, социально значимых личностных качеств и чувств детей и молодежи;
- использование государственных и общественных символов в патриотическом воспитании детей - важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества. (1)
Приводим описание классного мероприятия для 5-7 классов (специальной) коррекционной школы по теме: «Символы России».
Цель мероприятия - ознакомление школьников с государственными символами России.
На доске плакат «Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью» (И.С.Никитин)
Учитель: Русь! Какое короткое и загадочное слово. Оно пришло к нам из древности.
Русь, русские, Россия.
Россия - радуга и синь,
Степная сизая полынь,
Полей разлет, и снег, и лед,
И хоровод берез.
Россия - ясная роса,
Косого ливня полоса
И запах медуниц от луга,
Глаза ребенка, сердце друга.
Учитель: Каждый человек живущий в России испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и ее историю. А олицетворяют нашу Родину ее символы. Так что же такое символы? (Ответ ребят).
Учитель: С символами мы встречаемся в жизни постоянно.
Символ - это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл.
К примеру -на машине изображен красный крест. И мы сразу понимаем, что
это машина «скорой помощи». На пешеходном переходе нарисована «зебра»,
это означает, что переходить дорогу надо в этом месте. Все это символы.
Каждое государство имеет сои символы, которые олицетворяют его
независимость. Самыми главными символами являются герб страны, ее флаг и
гимн.
А сейчас мы перенесемся на несколько веков назад в старый замок, где происходит разговор старого графа с сыном.
Входят Граф и Сын.
Сын. Отец, на турнире, когда я спросил графа де Орни о том, как должен вести себя настоящий рыцарь, сказал, что вы лучше других можете рассказать, каких правил следует придерживаться, так как наш род обладает наидостойнейшим гербом. А разве гербы не равно достойны? И кто их придумал?
Отец. Да, сын мой, ты уже вырос. И нужно рассказать тебе о гербах. Все правила составления гербов знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек. Герб - это наша история. Вспомни наш семейный герб. Какого он цвета?
Сын. Он золотой.
Отец. Верно. По цвету герба можно судить о древности рода.
Сын. Отец! Я знаю, что на гербах бывают изображения животных. Что они обозначают? Отец. Лев - это отвага, сила и гнев. Единорог - непобедимость. Гриф - свирепость. Но помни, сын, кто бы ни был изображен на твоем гербе, опозоривший себя дворянин может утратить свой герб. Граф и сын уходят.
Учитель: Теперь вы знаете, что герб - это отличительный знак, а создавали Гербы –
герольды. А теперь послушаем наших классных герольдов.
Выходят два ученика.
Герольд 1. Гербы имели различную форму: Треугольную - нормандский. Овальную - итальянский. Прямоугольную - испанский.
Прямоугольную с заострением внизу - французский. Неправильную резную - немецкий. Герольд 2. Существовало и определенное число цветов.
Каждый цвет имел свое значение: красный - страсть, синий - верность и честь, зеленый -свободу, золотой - знатность, серебряный - благородство.
Герольд 1. Но были случаи, когда герб невозможно было изобразить красками. Тогда пользовались специальной штриховкой: вертикальные, горизонтальные, диагональные линии, линии крест накрест.
Герольд 2. Слово «герб» немецкого происхождения, оно означает «наследство или наследие». Его изображают на флагах, печатях, денежных знаках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (3)
Учитель: Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в
декабре 2000г. Двуглавый орел знаменует единство народов, живущих в
нашей стране, а корона над его головами рассматривается как символ союза
республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация.
Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его
единство. Всадник на щите - Святой Георгий Победоносец. Серебряным копьем
он убивает змея. Черный змей - символ зла. Конь воина топчет змея копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
Флаг, как и герб, - отличительный знак, один из важнейших символ государства. Флаг состоит из трех полос одинаковой ширины.
В России эти цвета почитались издавна и имели свои символические значения.
Назовите цвета флага. Что они означают?
Ученики: Красный означает отвагу, мужество, героизм.
Синий - верность, синеву неба.
Белый - благородство.
Учитель: Бело-синий-красный флаг впервые дал русскому флоту и армии царь Петр
Расположение полос отражало древнерусское понимание мира.
Внизу мир физический, красный; выше - небесный, голубой; еще выше – мир
божественный, белый.
Днем рождения флага можно считать 20 января 1705 года, когда Петр Первый издал указ учредить этот флаг - символом России.
Звучит музыка.
Учитель: Кто из вас знает, что мы сейчас с вами слушаем?
Гимн - это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях. При
исполнении гимна люди обычно встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который мы слышим из СМИ.
Гимн прославляет могущество и величие страны. Слова для гимна написал С.Михалков, а музыку - А.Александров.
Символы государства - это история нашей страны и ее сегодняшний день. Ко всем символам государства надо относится с уважением, и чтить их как памятники прошлого и достояние современности.
Ученик: О России петь - что стремиться в храм,
О России петь - что весну встречать.
О России петь - что тоску забыть,
Что любовь любить, что бессмертным быть! (2)
Таким образом, данное мероприятие формирует у школьников гражданско-патриотическое сознание, развивает любовь к Родине, к ее символике. В данных мероприятиях школьники воспринимают события своей истории, культуры. У них вырабатывается положительное отношение к определенным фактам истории и культуре нашей страны; проявляется готовность к деятельности по развитию культуры и жизни в нашей стране. Сутью подобных гражданско - патриотических воспитательных мероприятий у школьников является участие в организации коллективной жизнедеятельности, сознание социальной значимости, побуждение к восприятию своих гражданских умений, действий, возможностей.
Литература:
1. Государственная и общественная символика и воспитание школьников. //Воспитание школьников. 2007, № 1, С. 8.
2. Государственные символы России. //Начальная школа. 2004, № 12, С. 17,
3. Путешествие в геральдику. Я иду на урок. М, 2001, С. 37.
4. К ученикам. Азбука гражданина. И, 1997, С. 6.
5. Организуем внеурочную деятельность. Справочник классного руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданское и патриотическое воспитание школьников
Гражданское и патриотическое воспитание школьников...
Гражданское и патриотическое воспитание школьников в воспитательно - образовательном процессе
Статья посвящена проблеме гражданского и патриотического воспитания школьников в воспитательно - образовательном процессе. ...
Роль и место активных социально-психологических методов в гражданском и патриотическом воспитании школьников.
Роль и место активных социально-психологических методов (элементов тренингов, психологических игр, групповых дискуссий) в гражданском и патриотическом воспитании....
Воспитательный проект "Патриот" по гражданскому и патриотическому воспитанию школьников
Основной целью программы является создание системы патриотического и гражданского воспитания учащихся с целью формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национ...
Курсовая работа по теме "Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия»"
Гражданско-патриотическое воспитание школьников во внеурочное время «Я люблю тебя, Россия» (из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ)....
О роли краеведческой экскурсии в гражданском и патриотическом воспитании школьников
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что учебная краеведческая экскурсия является одной из действенных форм получения как научных знаний, так и развития кругозора, мышления, творческих нача...
Статья ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ 2022 год
IV Межрегиональная НПК 2022 годДискуссионная площадка «Основные проблемы и перспективы развития воспитательной работы в образовательных организациях» Аннотация. Статья посвящена военно-пат...