Портфолио учителя географии
методическая разработка на тему
Систематизированный материал для аттестации учителя географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_lyapinoy_olgi_nikolaevny.docx | 330.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Медведицкая средняя общеобразовательная школа»
ПОРТФОЛИО
учителя географии
Ляпиной
Ольги Николаевны
Год начала ведения портфолио: 2009 г.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………..……3
Раздел 1. Сведения об аттестуемом работнике:………………………6
Раздел 2. Сведения о повышении квалификации………………..……7
Раздел 3. Результаты педагогической деятельности………………….7
2.1. Динамика учебных достижений учащихся за 3
года…....……8
2.2. Итоги диагностики учебных результатов…………….....….. 8
2.3. Участие учащихся в олимпиадах…………………..………..10
2.4. Результаты итоговой аттестации учащихся………..…...…..11
Раздел 3. Научно – методическая
деятельность…………………………13
3.1. Выбор образовательной программы и УМК…….……...….13
3.2. Работа по теме самообразования…………………..…..……16
3.3. Результаты участия в методических объединениях,
семинарах, творческих группах….…..…..…………...….….17
3.4. Участие в неделях педагогического мастерства…………20
3.5. Обоснование выбора педагогических технологий……..…..21
3.6. Перечень интернет – публикаций……………………..…… 26
Раздел 4. Внеурочная деятельность по
предмету…………………………27
4.1.Классное руководство……………………………………….29
Приложения……………………………………………………..31
Пояснительная записка
«Нужно, чтобы хорошее, качественное
образование было доступно каждому ребенку».
(В.В. Путин)
В образовательном проекте «Наша новая школа», предложенным Д.А.Медведевым, говорится, что главным результатом образования «должно стать его соответствие целям опережающего развития общества…». Сегодня в школы необходимо внедрять инновационные технологии, которые пригодятся в будущем. Особое внимание уделяется требованиям к современному ученику, а именно, он должен быть вовлечен в исследовательские проекты, творческие занятия, на основе которых ребенок научится изобретать, самостоятельно добывать знания из различных источников информации, решать нестандартные задания, применять полученные знания на практике.
Еще одна немаловажная задача школы должна быть направлена на усиление воспитательного потенциала, обеспечение индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
Школа должна создавать все условия для успешности не только одаренных детей, но и для ребят с отклонениями в поведении, для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Поэтому приоритет отдается творческому педагогу, который самостоятельно выбирает конкретное содержание урока, формы работы учащихся на занятии, урока. технику ведения.
География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требуется освоение методик, позволяющих добиться большей заинтересованности учащихся предметом.
Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учителя». Портфолио помогает учителю систематизировать и анализировать свою профессиональную деятельность, а также помогает фиксировать динамику профессионального развития в период между аттестациями.
В данное портфолио включены материалы, содержащие обоснование выбора педагогических (образовательных) технологий, методов, методик, приемов и средств обучения и диагностики достижений обучающихся, материалы, содержащие достижения обучающихся, а также результаты деятельности учителя.
В папке представлены следующие разделы:
*Работа педагога по обобщению и распространению собственного
педагогического опыта;
* Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении
круглых столов, семинаров, конференций, руководство методическим
объединением, рабочими группами;
* Участие в инновационной деятельности;
* Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных
Конкурсах;
* Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической
литературы;
* Использование современных образовательных технологий, в том числе
информационно-коммуникативных, в процессе обучения и в воспитательной
работе;
* Результаты педагогической деятельности;
* Воспитательная деятельность педагога;
* Внеурочная деятельность по предмету;
* Индивидуальный план самообразования;
* Учебно-материальная база.
В разделах портфолио представлены обучающая, воспитательная, творческая, самообразовательная виды деятельности, которые дают возможность для индивидуальной самореализации педагога
Учитель предлагает методические разработки, планы уроков, сценарии внеклассных мероприятий, конкурсные работы, сведения о работе с родителями, фотографии из школьной жизни. В учебно-материальной базе представлено наличие современных программ экспериментального контроля знаний, мультимедийные пособия.
Педагог постоянно ведет мониторинг отслеживания достижений учащихся, практическим выходом которого является «динамика успеваемости учащихся» в форме диаграммного материала, представленного в портфолио. Учителем составлено описание форм фиксации результатов учебной деятельности учащихся.
Использование современных педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе, прошедших апробацию в образовательном учреждении, говорят о положительных результатах педагогической деятельности.
Портфолио знакомит с научно-методической и проектно-исследовательской деятельностью педагога. Наиболее значимой темой является « Использование информационно коммуникативных технологий на уроках географии как способ повышения эффективности обучения», которая прослеживается во всех сферах деятельности. Обобщение опыта по теме проведено на уровне МО школы, РМО учителей географии, на сайтах Интернета.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, с использованием информационных технологий, интернет – ресурсов позволяют реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов.
Информационные технологии становятся хорошим помощником учителю – географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным.
За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:
*Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;
*Работа в Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;
*Использование Internet и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)
Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией
Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.
Педагогическое мастерство – это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправлять их на разностороннее развитие и совершенствование личности; формировать ее мировоззрение, способности потребности в социально значимой деятельности.
Современный ученик предъявляет к учителю новые требования для формирования и реализации своих личностно – ориентированных компетенций.
Инновационная направленность педагогической деятельности, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, требует постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения.
Сведения об аттестуемом работнике:
Фамилия, имя, отчество: Ляпина Ольга Николаевна
Дата рождения: 06 апреля 1972 года
Место рождения: с. Медведица
Место работы: МОУ «Медведицкая СОШ»
Образование: высшее, Саратовский государственный университет Балашовский филил 2001г.
Специальность: учитель начальных классов
Квалификация: учитель начальных классов
Занимаемая должность: учитель географии
Стаж педагогической работы по специальности: 19 лет, в данной должности - 9 лет, стаж работы в данном учреждении – 9 лет.
Дата предыдущей аттестации: 16 октября 2007г.
Присвоена квалификационная категория: первая
Наград, званий, учёных степеней, учёных званий не имею.
3.Сведения о повышении квалификации
№ | Наименование курсов | Кол-во часов | Образовательное учреждение | документ |
1. | Обучение географии на основе технологий компетентностного подхода. Сдача квалификационных экзаменов (углубленный уровень) | 108 | .Волгоградская государственная академия повышения и переподготовки работников образования | Свидетельство о повышении квалификации, 2010г. |
(Копии документов прилагаются)
4.Результаты педагогической деятельности
- Динамика учебных достижений обучающихся
за последние 3 года
2009-2010 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год | |||
классы | качество | классы | качество | классы | качество |
6 | 52% | 6а | 53% | 6 | 58% |
7а | 68% | 6б | 12% | 7а | 52% |
7б | 52% | 7 | 54% | 7б | 65% |
8а | 93% | 8а | 50% | 8 | 56% |
8б | 61% | 8б | 61% | 9а | 53% |
9а | 50% | 9а | 65% | 9б | 64% |
9б | 41% | 9б | 96% | 10 | 63% |
10 | 92% | 10 | 65% | 11 | 80% |
11 | 80% | 11 | 67% |
4.2 Итоги диагностики учебных результатов (внутришкольный контрольный срез знаний учащихся)
Год | Класс, на котором проводился срез знаний | Тема и форма диагностики | Результат (качество знаний, %) |
2010г. | 9а, б 10 11 | «Особенности хозяйства России» (тест) «Население мира» (тест) «Зарубежная Европа» (тест + творческое задание) | 79% (в параллели) 80% 88% |
2011г. | 9а, б 10 11 | Итоговая контрольная работа за год (тест) | 9а – 91% 9б – 57% 84% 63% |
2012г. | 9а, б 10 11 | Итоговая контрольная работа за год (тест) | 78% (в параллели) 91% 94% |
География - интереснейший предмет, который требует качественного знания всеми обучающимися. Значит, для достижения более высокого качества по предмету требуется освоение методик, позволяющих добиться большей заинтересованности учащихся предметом.
На сегодняшний день все шире используется тестовый контроль знаний, в том числе для проведения итоговой аттестации и вступительных испытаний в высшие учебные заведения.
Я в своей педагогической деятельности активно использую тестовый контроль. При составлении тестов использую задания разного уровня сложности и вопросы разных типов (с одним выбором правильного ответа, с несколькими выборами, незаконченные предложения и т.д.)
4.3.Участие учащихся в олимпиадах
год | кол-во учащихся | уровень |
2009г. | 2 | Школьный тур (на муниципальный уровень выдвинуты…) |
2010г. | 2 | Школьный тур (учащиеся 9 класов приняли участие в муниципальном уровне Кузнецов Владислав, ) |
2011г. | 2 | Школьный тур (на муниципальный уровень выдвинуты Медведев Юрий, Крылова Александра) |
2011г. | 2 | Приняли участие в практическом туре олимпиады муниципального уровня Медведев Юрий, Самаркин Никита |
4.4.Результаты итоговой аттестации учащихся
Из года в год учащиеся выбирают географию в качестве предмета для итоговой аттестации.
2009-2010 год | 2010-2011 год | 2011-2012 год | |||
кол-во уч-ся | качество | кол-во уч-ся | качество | кол-во уч-ся | качество |
9а кл.-8 | 100% | 9а кл.-3 | 100% | 9а кл.-10 | 100% |
9б кл.-7 | 100% | 9б кл.-5 | 100% | 9б кл.-6 | 100% |
5. Научно – методическая деятельность
- . Выбор образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы
При выборе образовательной программы, мной учтены основные подходы к формированию содержания образовательной области «География», которые определены государственным образовательным стандартом общего образования 2004 года.
При составлении рабочей учебной программы, мной используется Примерная программа по географии Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, «Русское слово», 2007г.;
авторская программа по географии под редакцией Е, М. Домогацких 2010г.
Современное учебно-методическое сопровождение программы по географии – это совокупность ряда ресурсов. В первую очередь – это учебники и учебные пособия.
В своей работе я применяю следующий учебно – методический комплект (УМК):
География: начальный .курс «География. Физическая география» учебник для 6 класса. Е, М. Домогацких Н.И. Алексеевский М., «Русское слово», 2010г.
Практикум по географии 6 класс, учебное пособие для обучающихся 6 класса общеобразовательных учреждений Волгоградской области,
География материков и океанов. Учебник для 7 класса.
Е ,М. Домогацких Н.И. Алексеевский , М., «Русское слово», 2010г.
География России. Природа. Учебник для 8 класса. Е ,М. Домогацких Н.И. Алексеевский , М., «Русское слово», 2010г.
География России. 9 класс Население и хозяйство. Е,М. Домогацких Н.И. Алексеевский М., «Русское слово», 2012г.
География «Экономическая и социальная» 10-11 класс Е,М. Домогацких Н.И. Алексеевский М., «Русское слово», 2010г.
Подготовить урок на высоком, профессиональном уровне мне помогают учебно-методические пособия, а для оценки качества знаний учащихся используются тетради на печатной основе:
Рабочая тетрадь по географии 6 класс к учебнику «География. Физическая география» Е, М. Домогацких Е.Е.Домогацких М., «Русское слово», 2010г.
Рабочая тетрадь по географии 7 класс 1-2 часть к учебнику «География. Материки и океаны» Е, М. Домогацких Е.Е.Домогацких М., «Русское слово», 2010г.
Рабочая тетрадь по географии 8 класс к учебнику «География. Природа России» Е, М. Домогацких Е.Е.Домогацких М., «Русское слово», 2010г.
Рабочая тетрадь по географии 9 класс к учебнику «География. Население и хозяйство России » Е, М. Домогацких Е.Е.Домогацких М., «Русское слово», 2010г.
Рабочая тетрадь по географии 10-11класс к учебнику «География. «Экономическая и социальная география мира » Е, М. Домогацких Е.Е.Домогацких М., «Русское слово», 2010г.
Сборник заданий и упражнений по географии. 6 класс. Е.В. Баранчиков, «Экзамен»,2006г.
Методическое пособие. Начальный курс географии. 6 класс. О.А. Бахчиева, «Дрофа», 2008г.
Поурочные разработки по географии. 6 класс. Н.А .Никитина, «Вако», 2004г.
Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 6 класс. В.И. Сиротин, «Дрофа», 2008г.
Методическое пособие. География материков и океанов. 7 класс. В.А. Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев, «Дрофа», 2010г.
Поурочные разработки по географии. 7 класс. Н.А.Никитина, «Вако», 2007г.
Поурочные разработки по географии. 7 класс. И.И Нагорная Волгоград «Учитель», 2003г.
Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 7 класс. В.И.Сиротин, «Дрофа», 2010г.
Поурочные разработки по географии. 8 класс. Природа России. Е.А.Жижина, Н.А Никитина, «ВАКО», 2011г.
Тетрадь для оценки качества знаний по географии. 8 класс. В.И.Сиротин, «Дрофа», 2009г.
Сборник заданий и упражнений по географии. 8 класс. И.И. Баринова, «Экзамен», 2007г.
Контрольные и проверочные работы по географии. 8 класс. О.В.Чичерина, «Экзамен», 2007г.
- Мультимедийные учебные пособия по всем курсам географии основной школы.
Учебники и входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе. Используя в работе данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями учащихся, добиваюсь положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития учащихся.
Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить некоторые из них)
№ | Название работы | Орган издания, год | Способ распространения (наличие в методическом кабинете учреждения, размещение в интернет, др. источниках, и т.п.) |
1 | Программа кружка «Цветоводство с элементами творчества» | 2010-2011г; | На уровне МОУ «Медведицкая СОШ» |
2 | Программа элективного курса «Моя малая родина» | -2010-2011г; | На уровне МОУ «Медведицкая СОШ» |
3 | Электронное портфолио | 2011-2012 |
Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
|
(см приложение № 1)
Воспитательная деятельность педагога.
2011-2012 учебный год
Классный руководитель - воспитатель:
Функции:
- Создание благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного
формирования личности обучающегося.
- Формировании е коллектива класса.
Обязанности:
- Следить за классом.
- Изучать личность каждого, его склонности, интересы.
- Создавать благоприятную микросферу, морально-психологический климат.
- Развивать навыки общения.
- Направлять самовоспитание и саморазвитие личности.
- Помогать в учебной деятельности.
- Помогать получать дополнительное образование ( кружки…)
- Знать возрастные интересы, требования общества.
- Соблюдать права и свободу учащихся.
- Вести пропаганду здорового образа жизни, спортивных мероприятий.
- Вести документацию класса.
- Осуществлять контакт с родителями.
- Составлять план воспитательной работы в классе.
- Обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса.
- Извещать администрацию о происшествиях ( несчастных случаях)
- Осуществлять связь с учителями-предметниками, администрацией.
- проводить инструктажи по технике безопасности.
- Изучать правила по охране труда, дорожному движению.
- Участвовать в работе Совета школы.
- Проходить медицинское обследование.
- Систематически повышать профессиональную подготовку.
- Соблюдать этические нормы в быту.
Права:
- Участвовать в управлении школы.
- Защита профессиональной чести и достоинства.
- знакомиться с жалобами на себя.
- Защищать свои интересы, связанные с нарушением профессиональной
этики.
- Право на конфиденциальность расследования.
- Свободно выбирать методы обучения и воспитания подрастающего
поколения.
- Повышать квалификацию, аттестоваться.
- Давать учащимся распоряжения по организации занятия , соблюдению дисциплины.
Ответственность:
- За жизнь и здоровье учащихся, за соблюдение прав и свобод.
- За исполнение прав и устава школы.
- За применение физических наказаний.
- За причинение ущерба здоровью учащихся
Взаимоотношения, связи по должности:
- Работа по графику (30 час в неделю).
- Заменяет другого классного руководителя.
- Самостоятельно планирует свою работу на каждый день.
- Письменно отчитывается после каждой четверти.
- Получает нормативно-правовую информацию под роспись.
- Контактирует с учителями – предметниками, родителями, общественностью.
Воспитательная проблема школы:
« Повышение профессионального мастерства классного руководителя, способного компетентно и с полной отдачей сил заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников»
Система воспитательной работы с классом
Цель воспитательной работы - создание в коллективе учащихся единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является развитие жизнеспособной, духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности каждого ребенка.
Задачи:
*формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение и усвоение этих ценностей;
*формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
*координация деятельности основного и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;
*развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления и социализации школьников.
в коллективе. Будь смел!
11.Закон чести:
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Социальный паспорт
Полные семьи:
Головкина Алина - 6 кл
Кучерова Даша- 6 кл
Гарман Александр - 7 кл
Кузянин Владислав – 7 кл
Сидоренко Евгений - 7 кл
Шестерина Светлана - 7 кл
Абдурасилова Гульжахан – 8 класс
Неполные семьи: Многодетные семьи:
Волкова Саша - 6 кл Васильева Любовь - 8 кл
Белгареев Кирилл - 6 кл Абдурасилова Гульжахан- 8 классс
Кузнецова Марина – 7 кл
Васильева Любовь - 8 кл
Тигисов Темирхан – 8 кл
План работы родительского комитета.
№ | Тематика | Сроки. |
1. | Заседание №1. 1.О готовности детей к новому учебному году. 2.Решение вопроса о социальной помощи малообеспеченным семьям. 3.Выборы органов родительского комитета. 4.Утверждение плана работы родительского комитета. 5.Разное. | Сентябрь- октябрь |
2. | Заседание №2. 1. Решение вопроса о помощи в проведении новогодних праздников. 2.Организация рейда по улицам во время каникул. 3.Обсуждени причин слабой успеваемости по отдельным предметам. 4.Разное. | 25.12.2006г. |
3. | Заседание №3 1.Организация социальной помощи семьям безработных. 2. Решение вопроса о помощи родителей в проведении февральских и мартовских праздников. 3.Организация встречи родителей с вельтшером ФАП по вопросу влияния здоровья детей на учебу( валеологическая культура) 4.Разное. | Февраль-март. |
4. | Заседание №4 1. Обсуждение проблем в классе и предложение путей их решения. 2.Обсуждение вопроса о работе детей на пришкольном участке. 3.Организация рейда по улицам во время каникул. 4. Разное | Апрель -май |
Тематика родительских собраний
I. «Итоги прошлого учебного года и планы и задачи на будущий»
1. Возрастные и индивидуальные особенности подростков 11-14 лет
2. «Бумеранг наших недомолвок» ( об ошибках семейного воспитания).
3. Выборы родительского комитета.
4.Разное
II. «Воспитание подростков в семье и школе».
1.Роль семьи в воспитании подростков
2.Ошибки семьи и школы, способствующие появлению «трудных» подростков 3.Характер отношений и требований взрослых к подросткам.
4. Итоги I четверти.
III. «Тайны воспитания сердца»
1.Эстетическое воспитание подростка – забота о его духовном развитии. Роль школы в эстетическом воспитании учащихся.
2. Форма и средства эстетического воспитания подростков в семье.
3. Разное.
4.Концерт художественной самодеятельности силами учащихся.
VI. «Правовое воспитание подростков»
1.Почему подросток совершает преступления.
2.Ранний возраст наркомании, причины и следствия.
3 .Итоги II четверти.
V.» О семейном кодексе»
1. Особенности учебной деятельности подростков.
2. Родителям о правах ребенка. (Знакомство с Конвенцией о правах ребенка)
3. Анкета «Семейный кодекс РФ»
4. Разное.
VI. « Человек, которому верю ( в семье растет сын)»
1. Семейные отношения в жизни подростка.
2.Роль семейного общения в формировании личности подростка.
3.Показ результатов совместного творчества в любом деле отца и сына
4.Разное.
VII. « Отчего порой грустят мальчишки? Эмоциональная жизнь подростков»
1.Особенности физиологического развития мальчиков и девочек
( мед работник).
2. Особенности дружбы между мальчиками и девочками.
3. Вредные привычки и как защититься от них (Дети и ВИЧ – инфекция ( обсуждение «Истории Райана Уайта»)
4. Итоги 3 четверти».
VIII. «Роль семьи в выборе профессии подростком»
1.Воспитание поколения здоровых людей – главная задача педагогов. Взаимосвязь физического воспитания с умственным трудом.
2. Воспитание у подростков эстетической культуры.
3. Обзор литературы по проффесииональному определению
4. Анкета « Подготовка к профессиональному выбору»
IX. «Черты характера ребенка и их воспитание в семье и школе.»
1. Индивидуальные особенности подростков
2.Выявление проблем в классе и предложение путей их решения.
3.Итоги IV четверти и учебного года в целом.
4.. Организация досуга подростка в летнее время.
5. Разное.
Индивидуальный план самообразования.
Пояснительная записка
«Образованный человек тем
и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое
образование не законченным.»
(К. Симонов)
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности обучающихся, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь готовность обучаться в течение всей жизни.
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Поэтому я считаю самообразование главной задачей каждого учителя.
Тема самообразования: « Использование ИКТ на уроках географии как способ повышения эффективности обучения»
Срок реализации (работы над темой): 2010 - 2013 г.
Цель:
Собрать материал, накопленный учителями географии посредством Интернета, который можно использовать при объяснении тем на уроках с использованием ИКТ. Освоить и внедрять новые педагогические и информационные технологии, направленные на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения – приоритетные направления в повышении профессиональной компетенции педагога.
Задачи:
- Обеспечение оперативного владения достижениями современной педагогической науки, инновационной практики, развитие творческой инициативы учащихся;
- Использование ИКТ в самообразовании.
- Подготовка поурочных разработок к данным учебным курсам, предполагающих проведение нетрадиционных уроков с использованием современных форм обучения на основе использования компьютерных программ.
Предполагаемый результат:
- Применение средств ИКТ в самообразовании;
- Внедрение новых педагогических технологий.
- Совершенствование знаний по ИКТ (ОС Линукс в преподавании географии), по основам методологии педагогического эксперимента.
- Внедрение в практику работы компьютерных Интернет-технологий.
Содержание:
Изучение методической, педагогической и предметной литературы.
-О новых технологиях в преподавании географии (Д.В. Новенко, научный сотрудник, заместитель директора городского центра инноваций высоких технологий, учитель высшей категории школы №1958, Москва; №7/99).
-Проведение дистанционного исследовательского проекта через Интернет в школьной географии (А.И. Шейнис, аспирант РГПУ имени А.И. Ирцена;№ 5/00).
-Опыт реализации в компьютерных средах проекта «Рекреационные ресурсы планеты» (Т.В. Бабакова, преподаватель информатики, В.В. Тенишева, преподаватель географии, Москва «Педагогический колледж – лицей» №4; №8/00).
-Современные образовательные технологии в преподавании географии (В.Т. Дмитриева, А.Н. Воробьёва МГПУ; №4/01).
-Проект «VOUNGNET»: электронное обучение в Интернете (Клер Брукс, Эшли Кент, Великобритания; №4/02).
-О возможности использования средств Microsoft Office в обучении географии (А.С. Баранов, аспирант, ассистент РГПУ имени А.И. Герцена; №7/03).
-Возможности и проблемы использования компьютерных технологий в преподавании географии (О.В. Шульгина, кандидат географических наук, профессор МГПУ, г. Москва; №8/03).
-Информационная образовательная среда по географии (Е.Ю. Заболотнова, Калининград, РГУ имени И.Канта; №8/07).
Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании с применением Интернет - технологий и мультимедийных ресурсов на CD и DVD:
-включить материалы сети в содержание урока, то есть для интегрирования их в программу обучения;
-использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом;
-обмен опытом по использованию педагогических и ИКТ -технологий для дальнейшего развития профессиональных навыков.
-использовать для самостоятельного, углубленного изучения, ликвидации пробелов.
- Сайты МО РФ;- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.rul-nauka/. -.Мегаэнциклопедия Кирилла и Мифодия: http://mega.km.ru.' -Сайты «Мир энциклопедий», например: http://www.rubricon.ruI; http://www.encyclopedia.ru1 |
-Виртуальная школа Кирилла и Мефодия vip.km.ru/vschoo!
- Сетевые исследовательские лаборатории www.setilab.ru
Адаптация компьютерных программ для использования в процессе преподавания:
-Создать тесты, которые могут быть применены учителем на уроке для быстрой оценки качества усвоения учащимися нового или пройденного материала.
-Провести уроки, на которых будет использован материал, подобранный учителем.
- Проведение открытых уроков географии с приглашением на них администрации и учителей школы и района.
-Разработка сценариев уроков и мероприятий с использованием компьютерных программ.
- Выполнение упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по географии повышенной сложности или нестандартной формы.
Организация внеклассной деятельности по предмету:
- Организация работы кружка «Моя Малая Родина»
- Проведение предметных недель
- Организация и проведение КТД
Творческое сотрудничество:
- С учителями географии ОУ, МО, РМО
- С учителями информатики, химии, биологии, физики, истории
- С учителями – коллегами через Интернет
Практический выход:
-Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.
-Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами с целью оказания помощи.
-Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
-Написание статьи : « Использование ИКТ на уроках географии как способ повышения эффективности обучения»
-
Форма отчета:
– мультимедийные и электронные приложения к урокам ;
Контроль:
– коллективный;
- выступления на педсоветах, практических конференциях, семинарах;
- открытые уроки;
- индивидуальные отчеты на совещаниях при директоре, МО, РМО.
-обобщение собственного педагогического опыта в 2012 – 2013 учебном году
( приложение № 9
Учебно-материальная база.
ПАСПОРТ
УЧЕБНОГО КАБИНЕТА
Кабинет № 1 - (география)
Заведующий кабинетом: Ляпина О.Н.
Площадь кабинета: 48 м2
Число посадочных мест: 20
График работы кабинета.
№ урока | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |
1 | ИЗО | География – 11 класс |
|
| Химия – 9 класс |
2 | ИЗО | География – 9 класс |
| Биология – 6 класс | Биология – 6 класс |
3 | ИЗО | География – 9 класс |
| География – 9 класс | Биология – 7 класс |
4 | ИЗО | География – 9 класс |
| Химия – 8 класс | География – 8 класс |
5 | ИЗО | География – 9 класс |
| Природоведение – 5 класс | Биология – 9 класс |
6 | ИЗО | География – 7 класс |
| История – 6 класс | Биология – 8 класс |
ИЗО |
Опись имущества кабинета
№ | Наименование имущества | Количество |
1 | Учительский стол | 1 |
2 | Учительский стул | 1 |
3 | Ученический стол | 15 |
4 | Ученический стул | 30 |
5 | Шкаф для книг | 5 |
6 | Доска | 1 |
Инвентарная ведомость
на технические средства обучения учебного кабинета
№ | Наименование ТСО | Марка | Количество | Год приобретения | Инвентарный номер по школе |
1 | Глобус | физический | 16 |
|
|
2 | Глобус | Политический | 1 |
|
|
3 | Теллурий | Движение Солнца вокруг Земли | 1 |
|
|
План работы кабинета.
№ | Что планируется | Сроки | Ответственные |
1 | Вести наблюдения за погодой | в течении года | 6 класс |
2 | Утепление кабинета | октябрь |
|
3 | Пополнять картотеку | в течении года | Гудкова А.Н. |
4 | Собирать дидактический материал | в течении года | Гудкова А.Н. |
5 | Вести краеведческую работу | в течении года | 8 класс |
6 | Проведение олимпиады | ноябрь | Гудкова А.Н. |
7 | Провести неделю географии | январь | 9 класс |
Измерители по выполнению образовательного стандарта
по географии в кабинете:
Контрольные работы | |||
Класс | Тема | Количество | |
6 | Физическая география | 5 | |
7 | География материков и океанов | 6 | |
8 | География России Природа | 6 | |
9 | География России. Население и Хозяйство | 5 | |
10 | Социальная и экономическая география мира | 4 | |
11 | Социальная и экономическая география мира | 6 | |
Тесты | |||
6 | Физическая география | 5 | |
7 | География материков и океанов | 6 | |
8 | География России Природа | 6 | |
9 | География России. Население и Хозяйство | 5 | |
10 | Социальная и экономическая география мира | 6 | |
11 | Социальная и экономическая география мира | 6 | |
Практические работы | |||
Оборудование | |||
6 | Наблюдение за высотой Солнца, сезонными изменениями | гномон | |
Определение форм поверхности | Набор для полевых работ | ||
Определение сторон горизонта | Компасы, визирная линейка | ||
Составление простейшего плана местности | Планшет, тренога, визирная линейка, компас | ||
Определение горных пород | Коллекции полезных ископаемых | ||
Определение географических координат, ГП объектов | Карты атласа, интерактивные карты | ||
Описание погоды и климата своей местности | Стенд « За окном» | ||
«Определение по к/а и глобусу расстояний между точками в градусной мере и км. Характеристика карт по плану. | Карты атласа, интерактивные карты | ||
Определение географических координат крайних точек, протяженности с С на Ю, с З на В в градусной мере и км. | Карты атласа, интерактивные карты | ||
Описание природных условий населения и хозяйственной жизни одной из стран | Карты атласа, интерактивные карты | ||
8 | Обозначение на к/к границ и пограничных государств, крайние точки, определить их координаты» | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | |
характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | ||
объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | ||
определение по к/а закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | ||
Составление характеристики одной из рек (Определение по к/а особенностей питания, режима, годового стока, падения рек, возможностей их использован ия)» | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | ||
9 | Определение плотности населения, доли городского и сельского населения своего района. Сопоставление со средними показателями по стране | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | |
Определение по статистическим данным показателей Еп и тенденций в изменении структуры занятости | Карты атласа, интерактивные карты, таблицы, сборник статистических данных | ||
определение по к/а закономерностей размещения отраслей наукоемкого, трудоемкого и металлоемкого машиностроения | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
составление характеристики одного из угольных бассейнов по к/а и статистическим материалам | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
: определение по к/а основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
:Определение Факторов развития и сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
10 | «Составление систематической таблицы: «Государственный строй стран мира»» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | |
«Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
«Составление к/сх размещения крупных месторождений полезных ископаемых и районов их выгодных территориальных сочетаний» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
: Составление проекта решения одной из демографических проблем мира | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
11 | «Объяснение размещения основных густонаселенных районов Азии, сопоставление её по этому показателю с Европой» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | |
«Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая. Объяснение причин» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
Отражение на к/сх. Международных экономических связей Японии. Выделение крупнейших городов» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективности рационального использования их природных ресурсов. Страны , которые имеют наибольшие перспективы успешного развития» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
Составление к/сх районов загрязнения окружающей среды в странах Северной Америки, выявление источников загрязнения, предложение путей решения экологических проблем» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных | ||
«Разработка проекта решения одной из проблем с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в других областях научных знаний» | Карты атласа, таблицы, сборник статистических данных |
Учебно-методическая и справочная литература
№ | Название | Автор | Год изда ния | Количество экземпляров |
1 | Энциклопедия для детей | 1999 | 1 | |
2 | Географические названия мира | Е.М. Поспелов | 1998 | 1 |
3 | Топонимика | Л.И. Погивалова | 2000 | 1 |
4 | Биогеография материков | Н.Дроздов | 1978 г | 1 |
5 | Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия | CД-DVD | 2007 2010 | 1 1 |
6 | Страны мира- географический справочник | CД-DVD | 2007 | 1 |
7 | Статистический ежедневник СНГ | Стат-издат | 2007 2010 | 1 1 |
8 | Величайшие реки мира | 1998 | 1 | |
9 | Заповедники мира | Стат-издат | 2003 | 1 |
10 | Земля во Вселенной | CД-DVD | 2007 | 1 |
11 | Путешествие к Лобнору и на Тибет | Н.М. Пржевальский | 2007 | 1 |
12 | Северный полюс | Роберт Пири | 2007 | 1 |
13 | Путешествие на Новую Гвинею | Н.Н.Миклухо_Маклай | 2007 | 1 |
14 | Фрам | Ф,Нансен | 2007 | 1 |
15 | Путешествие в Тянь-Шань | П.П.Семенов -Тяншанский | 2007 | 1 |
16 | Охотники за растениями | Майн Рид | 2007 | 1 |
17 | Экспедиция к Южному | Р.Ф. Скотт | 2007 | 1 |
18 | 5 недель на воздушном шаре | Жюль Верн | 2007 | 1 |
19 | Путешествие вокруг света | В.М.Головин | 2007 | 1 |
20 | Фернан магеллан | Америко Феспуччи | 2007 | 1 |
21 | Первое Российское плавание вокруг света | И.Ф.Крузенштейн | 2007 | 1 |
22 | Путешествие по африке | В.В.Юнкер | 2007 | 1 |
23 | Путешествие вокруг света на корабле «Нева» | Ю.Ф.Лисянский | 2007 | 1 |
В помощь школьному учителю. Поурочные разработки: | ||||
24 | - география 6 класс | Е.М. Домогацких | 2009 | 1 |
25 | География материков и океанов – 7 класс |
| 2010 | 1 |
26 | География России Природа Население – 8 класс |
| 2010 | 1 |
27 | География России. Хозяйство- 9 класс |
| 2012 | 1 |
28 | Экономическая и социальная география мира- 10-11 классы | 2010 | 1 | |
29 | География в школе | Школа - пресс | по 6 | |
по 8 | ||||
30 | География для школьников | Школа - пресс | по 6 | |
31 | Приложение к «1Сентября» | Школа - пресс | по12 | |
Интерактивные карты: | ||||
|
|
|
| |
34 | Физическая карта мира | CД-DVD | 2007 | 1 |
35 | Карта полушарий | CД-DVD | 2007 | 1 |
36 | Политическая карта мира | CД-DVD | 2007 | 1 |
37 | Рельеф Земли | CД-DVD | 2007 | 1 |
38 | Тектоническая карта | CД-DVD | 2007 | 1 |
39 | Зоогеографическая карта мира | CД-DVD | 2007 | 1 |
40 | Природные зоны мира | CД-DVD | 2007 | 1 |
77 | Начальный курс физической географии – 6 класс | CД-DVD | 2007 | 1 |
78 | География материков и океанов – 7 класс | CД-DVD | 2008 | 1 |
Работа с одаренными и слабоуспевающими детьми
- План работы с одаренными и слабоуспевающими детьми;
Программа
«Одаренные дети»
Всякий человек должен упражняться в том,
в чем хочет достигнуть совершенства.
Сократ
Одним из приоритетных направлений построения национальной модели образования является подготовка интеллектуальной элиты - молодых людей, способных занять ключевые места в управлении государством, экономике, науке, культуре, искусстве
Введение
Современные тенденции социального развития ставят перед образованием новые задачи – отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным и талантливым детям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования. Одаренные дети должны быть в центре специальных педагогических и социальных программ, поскольку самые большие надежды на улучшение условий жизни и процветание нации связанные именно с одаренными молодыми детьми.
Цель:
уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Принципы работы с одаренными детьми в сфере образования:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения (цели, содержание и методы обучения должны способствовать познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся).
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения (цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся).
3. Принцип учета возрастных возможностей (соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах).
Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:
Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки, искусства, спорта и др. видах деятельности (подростковый образ).
Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы УО.
Формы работы с одаренными учащимися
школьное научное общество;
объединения дополнительного образования;
групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
факультативы;
кружки по интересам;
конкурсы и конференции;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
спецкурсы;
работа по индивидуальным планам;
занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов.
План индивидуальной работы с одаренными детьми.
Учитель географии: Ляпина О.Н.
Характеристика учеников: дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Цель: формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого ученика; развитие и выработка социально ценностных компетенций у учащихся; углубление знаний по географии, совершенствование навыков работы с картами и атласами; развитие творческого потенциала и навыков исследовательской деятельности.
При работе с одаренными детьми придерживаюсь следующих рекомендаций:
1. Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Одаренные дети наиболее восприимчивы.
2. Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
3. Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться.
4. Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, следовательно, учитель свои обязанности выполнил.
План-график работы в 5 классах:
№ | Тема | Форма организации | Сроки |
1 | Солнце – звезда | Разноуровневые задания и творческие задания | Сентябрь |
2 | Земля – планета | Дискуссии, работы с картами и атласами. Конкурс «Акбота» | Октябрь |
3 | Гидросфера – водная оболочка Земли | Проведение школьного тура олимпиады по естествознанию. Выставка детского творчества по теме «Роль гидросферы в жизни Земли». | Ноябрь |
4 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | Викторина на тему «Значение атмосферы для человека». Разно- уровневые задания, лабиринты. | Декабрь |
5 | Физическое тело. Вещество. | Консультация по предмету, ребусы и шарады. | Январь |
6 | Многообразие явлений природы | Индивидуальные творческие задания. Консультация по предмету | Февраль |
7 | Живая планета | Кроссворды. Консультация по предмету. Олимпиада по географии. | Март |
8 | Окружающая природная среда. Место человека в природе | Неделя географии с учётом внутришкольного плана. | Апрель |
9 | Загрязнение окружающей среды. Как защитить природу | Разноуровневые задания и творческие задания | Май |
План-график работы 6 классах:
№ | Тема | Форма организации | Сроки |
1 | Земля-планета Солнечной системы. | Тесты, работы с картами и атласами, наблюдение за погодой. | Сентябрь |
2 | План и карта. Ориентирование на местности. | Географические задачи и ребусы, работа с компасом, картами и атласами. | Октябрь |
3 | Литосфера. Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Проведение школьного тура олимпиады по географии. | Ноябрь |
4 | Литосфера. Горы и равнины. | Разноуровневые задания, лабиринты, кроссворды на нахождения географи- ческих координат. | Декабрь |
5 | Атмосфера | Консультация по предмету, ребусы и шарады, работа с картами, наблюдение за погодой. | Январь |
6 | Гидросфера | Индивидуальные творческие задания. Консультация по предмету | Февраль |
7 | Биосфера. | Кроссворды. Консультация по предмету . | Март |
8 | Географическая оболочка. | Неделя географии с учётом внутри- школьного плана. | Апрель |
9 | Человечество на Земле. | Разноуровневые задания и творческие задания, тесты и лабиринты. | Май |
Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала. Поэтому и внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся. Особенно большую роль играют недели географии, включающие различные формы работы: конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы и т.д., где творческие, талантливые дети раскрывают свои способности в полной мере. Стремление помериться своими силами, проверить знания, умения. Навыки в соревновании с друзьями, нести ответственность за команду, желание заслужить одобрение сверстников, придают этим видам деятельности мотивированный характер. А ведь именно на этом этапе следует предлагать как можно больше занимательного и интересного материала. Важна и самостоятельная работа ребенка, т.к. в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера.
Но для того, чтобы потенциал одарённого ученика раскрылся полностью, необходимо вести планомерную, ежедневную, кропотливую индивидуальную работу на каждом уроке.
Работа со слабоуспевающими учащимися
Учитель географии: Ляпина О.Н.
Характеристика учеников: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения, отсутствие навыков самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, не работает с атласом и контурными картами, наблюдается наличие пробелов в знаниях.
Цель: повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников, повысить мотивацию и ликвидировать про белы в знаниях, сформировать умение работать с атласом и контурной картой.
При работе со слабоуспевающими учениками придерживаюсь следующих рекомендаций:
- При опросе слабоуспевающим ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями;
- По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал;
- При опросе создавать ситуации успеха;
- Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине;
- В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности;
- В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала;
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
План-график работы в 5 классах:
№ | Тема | Форма организации | Сроки |
1 | Солнце – звезда | Индивидуальная работа по карточкам, тестам. | Сентябрь |
2 | Земля – планета | Работы с картами и атласами. | Октябрь |
3 | Гидросфера – водная оболочка Земли | Выставка детского творчества по теме «Роль гидросферы в жизни Земли». | Ноябрь |
4 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | Разноуровневые задания, лабиринты. | Декабрь |
5 | Физическое тело. Вещество. | Ребусы и шарады. | Январь |
6 | Многообразие явлений природы | Индивидуальные творческие задания. Консультация по предмету | Февраль |
7 | Живая планета | Кроссворды. | Март |
8 | Окружающая природная среда. Место человека в природе | Неделя географии | Апрель |
9 | Загрязнение окружающей среды. Как защитить природу | Разноуровневые задания и творческие задания | Май |
План-график работы в 6 классах:
№ | Тема | Форма организации | Сроки |
1 | Земля-планета Солнечной системы | Разноуровневые задания, тесты, работы с картами и атласами, наблюдение за погодой. | Сентябрь |
2 | План и карта. | Географические задачи и ребусы, работа с компасом. | Октябрь |
3 | Литосфера. Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Работы с картами и атласами. | Ноябрь |
4 | Литосфера. Горы и равнины. | Разноуровневые задания, лабиринты, кроссворды на нахождения географических координат. | Декабрь |
5 | Атмосфера | Ребусы и шарады, работа с картами, наблюдение за погодой. | Январь |
6 | Гидросфера | Индивидуальные творческие задания. | Февраль |
7 | Биосфера. | Кроссворды. Работы с картами и атласами. | Март |
8 | Географическая оболочка. | Неделя географии | Апрель |
9 | Человечество на Земле. | Разноуровневые задания и творческие задания, тесты и лабиринты | Май |
На уроках географии к слабоуспевающими учениками использую личностно - ориентированный подход, обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. С новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому я практикую для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио учителя географии
новая форма аттестации учителей...
Портфолио учителя географии
Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учителя». Портфолио помогает учителю систематизироват...
Портфолио учителя географии Ложкиной Анжелики Валерьевны.
Мой Портфолио созданный в межаттестационный период. Надеюсь поможет молодым учителям в составлении своего портфолио...
Портфолио учителя географии Неклюдова А.А.
Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии. Родился в 1975 году в п. Княженский Брединского района Челябинской области. Окончил Челябинский государственный педагогический университет в 1999 го...
Портфолио Учителя географии Кузнецовой Анастасии Александровны
портфолио - визитную карточку, совокупность сведений о человеке – собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста....
Портфолио учителя географии
Материал для аттестации учителя географии...
Портфолио учителя географии Пономаревой Е.В.
Портфолио содержит основные направления деятельности, достижения учителя....