Портфолио учителя географии
методическая разработка по географии по теме
Материал для аттестации учителя географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bronnikova_portfolio_uchitelya_geografii_.doc | 378.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №14 с. Просянка
Министерство образования Ставропольского края
Аттестационный материал
Бронниковой Любови Ивановны
учителя географии
муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 14
с. Просянка Петровского района Ставропольского края
на высшую квалификационную категорию
2012-2013 учебный год
Портфолио
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………...3 -9
Общие сведения……………………………………………………….............10-12
Раздел 1. Качество предметной подготовки и здоровья детей…………….13-19
Аналитические правки:
По итогам диагностических исследований качества знаний
детей по данным внешних аттестаций различного типа;
Об официально зафиксированные достижения детей в олимпиадах и
конкурсах.);
Краткая аннотация работ учащихся;
О соблюдении норм СанПина и использование здоровьесберегающих
технологий.
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога……………….20-28
Аналитические справки:
О результатах работы с детьми с повышенной мотивацией;
Об использовании в практической деятельности компьютерных средств
для решения с обучающимися учебных и творческих задач;
Об использовании технологий индивидуального и группового обучения;
О реализация разноуровневого подхода в обучении;
О дополнительной дифференцированной работе с разными категориями
учащихся.
Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога……………………………….29-30
Аналитические справки:
О работе в методическом объединении учителей истории и географии;
О результатах организации воспитательной работы по предмету в рамках
недели истории и географии;
Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога……………………31-32
Аналитические справки:
О демонстрации своих достижений через систему открытых уроков;
По итогам личного участия в муниципальных, региональных, всероссийских
профессиональных конкурсах;
По индивидуальной образовательной программе повышения квалификации.
Пояснительная записка
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. (Национальная образовательная инициатива
"Наша новая школа").
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия наиболее благоприятные для развития личности как индивидуальности. В своей педагогической практике добиваюсь этого, сочетая традиционные и инновационные технологии: технологию разноуровневого обучения, проблемное обучение, проектные методы обучения, лекционно-семинарскую, зачетную системы обучения, технологию модульного и блочно – модульного обучения, технологию использования в обучении игровых методов, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии. Особое место занимают: технология поддержки и технология воспитания в процессе обучения.
Если работать на среднего ученика, то сильные получат ограниченные рамками общеучебных требований знания, умения и навыки, а если работать на сильного ученика, то слабые и средние, ничего не поняв, вообще ничему не научатся. Как же дать учителю урок, чтобы он был полезен и интересен любому ученику? Эта проблема стала основной для меня.
С целью разрешения данной проблемы я обратилась к теоретическому обоснованию современных педагогических технологий и попыталась найти моменты, которые в большей степени подходят моим ученикам, способствуют разрешению создавшейся ситуации, соответствуют специфике преподаваемого мною предмета и способствуют реализации моих педагогических замыслов. Я обратилась к технологиям дифференциации и индивидуализации обучения. Учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения - очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.
Индивидуальный подход обеспечивает: - устранение трудностей в учении отдельных школьников.
- возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним. Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Следующая важная предпосылка осуществления индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, стараюсь воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственное отношения к учению.
Для того чтобы пробудить интерес, необходим и коллективный подход: ставлю перед классом цель, познавательную задачу, создаю поисковую ситуацию, раскрываю важность поиска и помогаю каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания. Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:
- систематическое изучение каждого ученика;
- постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
- выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
- фиксация и анализ полученных результатов;
- постановка новых педагогических задач. Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное. Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности
В условиях сельской школы внешняя дифференциация по возможностям и склонностям учащихся невозможна ввиду малой наполняемости классов и отсутствия параллелей. И мы вынуждены обучать всех своих учеников, подтягивая к общепринятым универсальным учебным действиям, согласно возрасту учащихся. Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
По моему мнению, начинать работать с отстающими нужно с выявления уровня сформированности навыка, строить работу на этом уровне и постепенно переводить его на более высокий, применяя при этом наглядность, схемы, таблицы, карточки. Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа. Работа в такой группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору. Однако вместе с тем в групповой работе таится известная опасность для активности учащихся: более сильный и старательный из них начинает заглушать инициативу более пассивных, слабых и ленивых учащихся и сами решают за них задания. Групповую форму работы применяю не очень часто. Предпочтение отдаю дифференцированной самостоятельной работе, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе.
Я стараюсь заинтересовать отстающих несложными заданиями (кроссворды, карточки, тесты). Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. А основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Разноуровневую дифференциацию обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса: при изучении нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Одним из традиционных этапов организации усвоения материала является повторение, которое проводится как с целью подготовки к изучению нового материала, так и для поддержания приобретенных учащимися умений и навыков. И в том и в другом случае обязательные результаты обучения – это один из основных объектов повторения. Регулярная работа над повторением изученного ранее материала позволяет судить о сохранности знаний учащихся и вносить необходимые коррективы при планировании уроков.
Анализ КИмов предыдущих лет и результатов сдачи экзамена показал, что только за отведённое учебное время на изучение географии качественно усвоить нынешний программный материал по географии практически невозможно. «Спасательным кругом» для получения более чем удовлетворительного уровня знаний по предмету являются дополнительные занятия с обучающимися. Пособия по аттестации из серии «Единый государственный экзамен» знакомит со структурой заданий (КИМов) и с особенностями организации экзамена. На конкретных примерах рассматриваются формы работы, позволяющие успешно справляться с различными заданиями. Материалы пособия использую как при обучении, так и для организации системы текущего контроля.
Одним из путей осуществления программы обновления системы школьного образования является работа с одаренными детьми. Но одаренных людей в мире рождаются единицы, а способных – великое множество? Способности ученика плюс упорный труд – и перед нами так называемый «одаренный» ученик. Нам важно почувствовать интерес ученика к предмету, его желание работать и помочь ему развить его способности. Одаренные дети — наше достояние. Одаренность можно сравнить со звездой, свет которой пронизывает каждого ребенка, пробуждая к жизни ростки удивительных способностей и талантов. А как увидеть таких детей на фоне каждодневной напряженной работы? Как поддержать их интерес к познанию, развить его нестандартное мышление? Как заметить ученика с «божьей искрой» в голове, организовать его на творчество — поиск оригинального и высокоэффективного способа решения познавательной задачи, деятельности, наполненной исканиями, новаторством, вдохновением. В нашей школе, как и в любой другой, есть дети, которых можно назвать способными. Работа с такими детьми начинается с их поиска и выявления. Я обращаю внимание не только на учащихся, не проявивших себя особыми успехами, но и проявляющих постоянный интерес к чему-либо, обладающих оригинальностью мышления, испытывающих радость от добывания знаний и умственного труда.
Работа по развитию творческих способностей проводится по нескольким этапам.
На первом этапе важно заинтересовать учащихся, увлечь их, поэтому на предметной неделе я приглашаю учащихся и на «Час занимательной географии», и на «Конкурс Робинзонов».
При планировании любого урока я стараюсь продумывать деятельность способных ребят. Именно для них подбираю задания повышенной сложности, нестандартные задания, и всегда находятся один-два ученика, способные их выполнить. В условиях класса, в котором обучаются ученики со смешанными способностями, считаю важным осуществлять дифференцированный подход к выполнению домашних заданий. При осуществлении контроля учащиеся также получают задания разного уровня сложности. На уроках в старших классах я провожу контрольные работы в форме ЕГЭ, зачеты.
Способный ученик должен развиваться не только на уроке. Одних уроков недостаточно, даже если мы будем «напрягать» ученика заданиями повышенной сложности. Кроме уроков нужна система внеурочной работы по предмету. Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, на которых учащиеся 8-11 классов принимают участие в познавательных, интеллектуальных играх по географии. Ведь игра, по своей сути, это тренажер, на котором вырабатываются практические умения, развиваются способности ученика, раскрывается его творческий потенциал, создаются условия для активного обмена знаниями. На предметной неделе проводим олимпиаду.
Учитель, знающий материал в рамках школьной программы, перестает быть ученику интересным. Следующий этап – элективный курс, дающий возможности углубленного изучения предмета. В последние годы в связи с введением ЕГЭ практическая направленность элективных курсов стала более отчетливой. Основные цели факультатива – стимулирования творческой мысли, развитие самостоятельности при подготовке учащихся к сдаче экзамена. Многие теоретические сведения несколько опережают и углубляют школьную программу. Работа в этом направлении, на мой взгляд, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.
Есть еще один метод работы с учащимися повышенной учебной мотивации – работать индивидуально. Один на один. А «работать индивидуально» исходит уже не от учителя, а от ученика. Такие встречи носят характер консультаций, хотя иногда это совместный поиск решения какой-либо языковой задачи. Индивидуальная работа с одарёнными детьми принимает различные формы: решение в классе дополнительных упражнений, тестов, знакомство учащихся с дополнительной литературой по предмету, участие в олимпиадах различных уровней, системная исследовательская работа в урочное и внеурочное время.
Исследовательская деятельность - это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Учитель в данном случае выступает носителем опыта организации деятельности - в соединении творчества учителя и учеников, в их сотрудничестве. Главное же для достижения успеха – ставить перед собой творческие цели и упорно к ним идти. Работать надо с полной отдачей и ждать такой же ответной реакции от ребят.
Основными видами научно-исследовательской деятельности школьников по географии считаю:
- проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных географических источников с целью освещения изучаемой проблемы;
- аналитико-систематизирующий: наблюдение, анализ, синтез, систематизация конкретных данных;
- экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
- проектно-поисковый: поиск, разработка и зашита проекта.
Исследовательская деятельность логично вписывается и в структуру сорокаминутного урока, и может стать основой внеурочной деятельности по предмету.
Сегодня в стране набирает силу и олимпиадное, и конкурсное движение. Во многом победа на олимпиаде, особенно в выпускных классах, - это прямая дорога в вуз. Поэтому такое направление, как поддержка и развитие одаренных детей через вовлечение в олимпиадное, конкурсное движение, является одним из главных в работе с ребятами, имеющими повышенную мотивацию.
Не следует думать, что работа со способными учащимися всегда приносит только успех. В ней тоже есть немало трудностей, препятствий и неудач. Но секрет ученического успеха – в соединении творчества учителя и учеников, в их сотрудничестве. Главное же для достижения успеха – ставить перед собой творческие цели и упорно к ним идти. Работать надо с полной отдачей и ждать такой же ответной реакции от ребят.
Самая главная человеческая ценность – это здоровье. В своей практике использую здоровьесберегающие технологии позволяющие решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно – воспитательного процесса.
Внеурочная работа служит продолжением учебной деятельности и направлена на систематическое образование учащихся. Внеклассная работу строю по принципам доступности, системности, занимательности, добровольности, равного права как сильных, так и слабых учащихся, индивидуального подхода, развития активности и самостоятельности.
Внеклассные занятия при индивидуальном подходе к учащимся предоставляют неограниченные возможности для совершенствования ребенка и дают достаточно высокие результаты. Происходит не только совершенствование знаний учащихся по предмету, но и развитие школьников. Я использую в своей практике разные виды и формы внеклассной работы: регулярные и эпизодические. Они не исключают друг друга, а позволяют их гармонично сочетать. По форме внеклассные занятия делятся на групповые, массовые и индивидуальные. Ежегодно организую предметные недели, конкурсы, интеллектуальные игры.
В своей педагогической деятельности следую словам академика Д.С. Лихачева: «Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру». Профессия учителя особая, это не просто работа – это служение! И в этом есть своя радость- радость сотворения Человека. От того, насколько талантлив учитель, насколько он профессионален, зависит успех каждого его ученика. Успех ученика – это и есть успех учителя. Считаю, что основа успешности - глубокий и всесторонний самоанализ, то есть анализ каждого своего действия, каждого слова, каждого жеста, и, конечно же, анализ своей работы, её результативности. Постоянно работаю над проблемой самосовершенствования, самообразования. Показывая образец детям, участвую в работе педагогических творческих групп, в конференциях и семинарах различного уровня, районных конкурсах. Творческий потенциал, готовность к сотрудничеству со всеми участниками образовательного процесса, и в первую очередь с детьми на основе демократических принципов, гуманное отношение к детям – вот залог успеха учителя. Успешен учитель – успешны и дети, а если успешны дети, то есть чем гордиться учителю.
Настоящее портфолио разработано в соответствии с методическими рекомендациями для представления материалов и документов при оценке результатов профессиональной деятельности педагогического работника для аттестации на первую квалификационную категорию по должности «учитель». Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога, показать умения учителя решать профессиональные задачи, анализировать стратегию и тактику профессионального поведения, оценить профессионализм учителя. Портфолио содержит материалы педагогической деятельности Быковой Нины Андреевны, учителя русского языка и литературы. Я работаю над темой «Художественный текст на уроках русского языка как средство развития творческих способностей учащихся».
Как думающий, творческий учитель я понимаю, что готовая рецептура- это не мой путь, надо искать иное решение проблемы. В своей работе я руководствуюсь изречением Б.Паскаля:
Все наше достоинство заключено в мысли.
Не пространство и не время, которых мы не можем заполнить,
возвышают нас, а именно она, наша мысль.
Будем же учиться хорошо мыслить.
Главная цель данного портфолио – проанализировать и представить значимые профессиональные результаты и обеспечить мониторинг профессионального роста учителя. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в обучении и воспитании, а также позволяет проследить творческую и самообразовательную деятельность педагога.
Задачи портфолио:
- показать умения учителя решать профессиональные задачи, обеспечивающие эффективное решение профессионально-педагогических проблем;
- показать владение современными образовательными технологиями, методическими приёмами, педагогическими средствами; использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе; охарактеризовать квалификационную работу с различными информационными ресурсами;
- проанализировать стратегию и тактику профессионального поведения; умение вырабатывать технику взаимодействий с воспитанниками, организовывать их совместную деятельность для достижения определённых целей;
- оценить профессионализм учителя, использование в профессиональной деятельности законодательных и нормативных правовых документов.
Портфолио состоит из 4 разделов.
Краткая характеристика разделов портфолио.
Общие сведения об учителе.
Данный раздел включает материалы, отражающие мои достижения в различных областях: фамилия, имя, отчество, год рождения; образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому); трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ; повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц, проблематика курсов); грамоты. Этот раздел позволяет судить о процессе моего индивидуального развития.
Формализованная часть портфолио представляет материалы, на основании которых можно судить о профессиональном росте учителя. Она состоит из четырех разделов, каждый из которых представляет материалы и документы, показывающие результативность моей деятельности как учителя географии.
В разделе «Качество предметной подготовки и здоровья детей» показана положительная динамика в моей учебной деятельности (успеваемость и качество знаний, участие учащихся в конкурсах, олимпиадах), а также использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Раздел «Уровень профессиональной подготовки педагога».
В этот раздел помещаются: материалы с результатами освоения обучающимися образовательных программ и сформированости у них ключевых компетентностей по преподаваемым предметам; сравнительный анализ деятельности за три года на основании: контрольных срезов знаний; участия воспитанников в школьных олимпиадах и районных конкурсах.
Здесь описаны технологии, которые я используую в обучении и воспитании школьников с учетом их индивидуальных способностей и результативность использования современных образовательных технологий в моей практической деятельности.
Раздел «Внеурочная деятельность педагога» содержит документы: список творческих работ, выполненных учащимися по предмету; список участников олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.; сценарии внеклассных мероприятий; и другие документы.
Представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что средства педагогической диагностики применяются для оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся; указаны используемые средства или методики; приведены результаты и оценки индивидуальных образовательных результатов учащихся.
Раздел «Научно-методическая деятельность педагога» отражает:
- Участие в научно-методической деятельности;
- Демонстрация своих достижений через систему открытых уроков;
- Выступления на семинарах, конференциях, педагогических чтениях и т.д.;
- Личное участие в различных профессиональных конкурсах;
- Работа над собственным педагогическим исследованием.
Для организации учебного процесса использую в своей работе программу по географии, составленную на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего полного общего образования по географии на базовом уровне. модернизированная рабочая программа конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, предлагает примерное распределение учебных часов по разделам курса; последовательность разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных связей определяет минимальный набор контрольных работ, необходимых для формирования компетенций учащихся; требования к уровню подготовки выпускников.
В Портфолио помещены материалы, отражающие мои профессиональные достижения.
Директор МКОУСОШ № 14 С.В. Панкова
28.01.2013 года
II. Общие сведения об учителе
1. Ф. И. О. год рождения Бронникова Любовь Ивановна, 01.01.1966 г.
2. Образование Высшее, окончила Ставропольский
государственный ордена Дружбы народов
педагогический институт
19 июля 1991 года
3. Специальность География
4. Квалификация Учитель географии
5. Трудовой стаж 28 лет
6. Педагогический стаж 28 лет
7. Работаю учителем географии в МКОУ СОШ № 14 с 01 сентября 1984 года
8. Нагрузка постоянно имею учебную нагрузку более ставки.
9. Повышение квалификации
1. Удостоверение о повышении квалификации № 1523 с 01 марта 2007 года по 22 марта 2007 года. Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования. « Информационные технологии в управлении образованием». (72 часа).
2. Удостоверение о повышении квалификации № 2530 с 03 мая 2007 года по 31 мая 2007 года. Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования.. «Педагогическое проектирование и ИКТ с модулем INTEL». (72 часа).
3. Свидетельство о повышении квалификации № 4555 ( 108 часов) с 23 марта 2009г. по 14 апреля 2009г. «Экологическое образование как необходимое условие формирования личности школьника» (ГОУ ДПО «Ставропольский краевой институт повышения квалификации работников образования»).
4. Свидетельство о повышении квалификации № 2011 (150 часов) с 21.09.2009 года по 05.04.2012 года. «Инновационные подходы в преподавании русского языка и литературы».
5. Сертификат о прохождении обучения на дистанционных кредитно-модульных курсах, ноябрь 2012 года. «Навыки профессиональной и личной эффективности». (Педагогический университет «Первое сентября»). (60 часов).
10. Категория первая квалификационная, категория
(Приказ № 00 № 77 от 02 апреля 2008 года,
дата аттестации 14.03.2008г.)
11. Профессиональный путь
С 01.09.1984 г. по 15.08.87 г. – старшая пионервожатая, Просянская СШ;
С 15.08.87г по 15.0190 г. – учитель русского языка и литературы, Просянская СШ;
С 15.01.90 г. по 01.09.1992 г – организатор внеклассной и внешкольной работы и учитель русского языка и литературы, Просянская СШ;
С 01.09.1992 по 01.09.1994 г – учитель географии, Просянская СШ;
С 01.09.1994 по 01.09.2008 г – заместитель директора школы по УВР и учитель географии МОУСОШ №14 с. Просянка;
С 01.09.2008 г – учитель географии МКОУСОШ №14 с. Просянка
№ п/п | Дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства | Дата получения |
1. | Сертификат участия в профессиональном конкурсе «Режиссура урока» | 19.03.2010 г. |
2. | Грамота за разработку классического урока в районном профессиональном конкурсе «Режиссура урока» | 19.03.2010 г. |
3. | Грамота начальника отдела образования администрации Петровского муниципального района Ставропольского края «За добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником День учителя» | 01.10.2012 г. |
4. | Диплом «Учитель цифрового века» за активное применение в работе современных информационных технологий, эффективное использование цифровых предметно-методических материалов, предоставленных в рамках проекта. | Декабрь, 2012 г. |
5. | Сертификат создании в социальной сети работников образования nsportal.ru персонального сайта | Январь, 2013г. |
6. | Свидетельство о публикации в электронном СМИ социальной сети работников образования nsportal.ru презентации «Как подготовить и провести интегрированный урок | 12.01.2013г. |
Раздел 1 . Качество предметной подготовки и здоровья детей
Миссия нашей школы состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития всех категорий учащихся. Учебный план, программы и методические пособия позволяют поставить обучение в зависимость от способностей и интересов каждого ученика.
Как и мои коллеги, я работаю в соответствии с концепцией образовательной программы средней общеобразовательной школы №14
Цель программы:
- Внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, способствующих решению актуальных проблем, повышению качества образования при сохранении физического и психического здоровья школьников.
Задачи:
- Обеспечение управления образовательным процессом в школе.
- Обеспечение условий для непрерывного совершенствования и профессионального мастерства учителей с учетом методической темы школы.
- Информационное обеспечение образовательного процесса.
- Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта.
- Обеспечение внеклассной работы по предметам.
- Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.
Новое в образовании состоит в постоянном поиске методов, созвучных времени; приёмов которые так организуют жизнь ребёнка на каждом занятии в школе, что в дальнейшем он сможет спокойно, самостоятельно строить свою жизнь.
Эффективность образовательного процесса мной достигается за счёт использования на своих уроках здоровьесберегающих технологий:
- физкультурные минутки;
- дыхательную гимнастику;
- необычные движения.
Современный урок немыслим без творчества учителя и ученика, инициативы учителя, обратной связи, понимания учеником задания учителя, комфортности работы ученика, наличия проблемных вопросов и ситуаций, самоотверженности работы учителя, заботы учителя о творческом росте ученика.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его развитие. Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное средство обучения.
Срезы знаний, проводимые администрацией школы, а также результаты итоговой аттестации подтверждают качество знаний учащихся.
- 1. Позитивная динамика учебных достижений.
Таблица динамики показателей качества знаний и обученности учащихся по географии за три года:
№ | Учебный год | Класс | % обученности | % качества знаний | Количество неуспевающих |
1. | 2009 -2010 учебный год | 5-11 класс | 100 % | 50.7 % | - |
2. | 2010-2011 учебный год | 5-11 класс | 100 % | 55.8 % | - |
3. | 2011-2012 учебный год | 5-11 класс | 100 % | 60.5 % | - |
В 2012-2013 учебном году учащиеся 5-11 классов показали следующие результаты по географии (1 полугодие):
№ | Учебный год | Класс | % обученности | % качества знаний | Количество неуспевающих |
1. | 2012-2013 учебный год (первое полугодие) | 5 класс | 100 % | 77,7 % | - |
2. | 6 класс | 100 % | 50 % | - | |
3. | 7 класс | 100 % | 58,8 % | - | |
4. | 8 класс | 100 % | 53,3 % | - | |
5. | 9 класс | 100 % | 55,5 % | - | |
6. | 10 класс | 100 % | 77,7 % | - | |
7. | 11 класс | 100 % | 85,7 % | - | |
Итого: 5-11 классы | 100 % | 65.5 % | - |
1.2. Внешняя аттестация различного типа.
Самым ответственным моментом процесса обучения считается сдача ЕГЭ и ГИА. Я стараюсь иметь определенную и точную информацию о том, овладел конкретный ученик обязательными результатами обучения или нет. Это важно по отношению к каждому ученику. Поэтому, проверив письменные работы , заношу результаты их выполнения в индивидуальные диагностические карты учеников. В нашей школе на каждого учащегося 9-11 классов заводятся «Диагностические карты подготовки к ГИА (ЕГЭ) по географии». Этот опыт существует уже три года. Цель такой работы – своевременное обнаружение тематических пробелов и их ликвидация, выработка стратегии организации процесса обучения и повторения. Причем необходимо осуществлять дифференцирование не по отставанию, а по причинам отставания в усвоении, корректируя свои поурочные планы и индивидуальные планы учащихся. Заполняется диагностическая карта класса, а затем, учитель заполняет соответствующие графы диагностических карт каждого учащегося класса. При отработке плохо усвоенных тем в классе я некоторым учащимся предлагаю несколько заданий на один вид деятельности. Результат заносится в диагностическую карту учащегося (фиксируется количество заданий, правильность выполнения). Заполненная таким образом диагностическая карта ученика наглядно демонстрирует и учителю, и ученику, и его родителям, какие темы и типы заданий учащийся уже усвоил, а над какими е необходимо еще поработать.
1.3. Достижения обучающихся в олимпиадах, конкурсах, исследовательской работе.
Одной из главных целей моей педагогической инновационной работы является оказание помощи в самореализации учащихся. Для развития творческого потенциала у детей я создаю креативную образовательную среду и творческое социокультурное пространство. Есть положительные результаты и в работе с высокомотивированными детьми. Учащиеся классов, в которых работаю, не раз становились призерами и победителями краевых, районных и школьных конкурсов, предметных олимпиад.
Олимпиады | 2009-2010 г. | 2010-2011г. | 2011-2012 г. | 2012-2013 г |
Всероссийская олимпиада школьников | 7 учащихся | 6 учащихся | 10 учащихся | 17 учащихся |
Краевая многопредметная олимпиада школьников «Интеллект» | - | 8 учащихся | 12учащихся | 15 учащихся |
«Золотое руно» | - | - | 5 учащихся | 8 учащихся (планируется) |
«Человек и природа» | - | - | 14 учащихся | 22 учащихся (планируется) |
Участие в конкурсах и олимпиадах активизирует у учащихся стремление к самообразованию, чтению дополнительной литературы, освоению компьютера.
Я учу детей быть более самостоятельными в своих суждениях, иметь свою точку зрения и аргументированно отстаивать ее.
№ | Ф.И учащегося | Конкурс | Место |
2009-2010 учебный год | |||
1. | Пугачева Анна | Всероссийского литературно-художественного конкурса «Я помню! Я горжусь!», посвященный 65-летию Победы (творческая работа «Курская битва») | участие |
2. | Малахов Кирилл, Москвина Людмила, Шипилова Алина, Андросова Лилия, Чернышова Марина | Всероссийская олимпиада школьников по географии, обществознанию | I место в школе, участие в районе |
2011-2012 учебный год | |||
1. | Ревякина Яна, Шипилова Алина | «Я – гражданин» (представление проекта «Семья – сердце общества, Родина ребенка» на районном «Дне гражданских инициатив») | I место в школе, участие в районе |
2 | Сергеева Виктория | Краевой конкурс творческих работ среди учащейся молодежи «Имею право» | I место в школе, I место в районе, участие в крае |
3 | Шипилова Алина | Краевой конкурс творческих работ среди учащейся молодежи «Имею право» | I место в школе, I место в районе, II место в крае |
4 | Шипилова Алина | Районный этап краевого конкурса «Лидер 20012» | участие в районе |
5 | Шипилова Алина, Бронникова Мария, Ревякин Владислав, Сергеева Виктория, Шипилова Алина, Зайцева Елена, Зайцева Татьяна, Алейникова Екатерина | Всероссийский конкурс «Золотое руно» | Участие |
6 | Бронникова Мария, Ревякин Владислав, Сергеева Виктория, Шипилова Алина, Алейникова Екатерина | Всероссийский конкурс «Человек и природа» | Участие |
7 | Бердникова Анастасия, Юрченко Мария, Пугачева Анна, Шипилова Алина | Полиатлон-мониторинг | Участие |
2012-2013 учебный год | |||
1. | Авдеева Анна | Районный конкурс на лучшего чтеца стихотворного текста «По страницам истории» | I место в школе, участие в районе |
2. | Малахов Кирилл, Москвина Людмила, Шипилова Алина, Алиев Казамби | Всероссийская олимпиада школьников по географии, обществознанию | I место в школе, участие в районе |
3. | Баскакова Светлана, Шипилова Алина, Юрченко Мария | Районный конкурс новогодних газет в номинации «2012 – год Дракона» | Участие |
Таким образом, данные таблиц говорят о том, что высокий познавательный интерес воспитанников определяется не только уровнем качественной успеваемости, но и активным участием школьников в различных мероприятиях, что способствует:
- формированию общей культуры учащихся;
- активизации мыслительной познавательной деятельности учащихся;
- развитию творческих способностей воспитанников;
- повышению качества образования.
1.4. Соблюдению норм СанПИНа и использование здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения здоровья учащихся при организации учебно-воспитательного процесса
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В моей деятельности это выражается через:
- непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков;
- правильная организация учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.);
- чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью;
- в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий
Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4–5 раз.
Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Следствие этого – низкий уровень активности.
Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности в достижении целей и задач обучения, учит детей жить без страха, без стрессов, а также сохранять свое и ценить чужое здоровье. Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых я использую элементы вышеуказанных технологий на уроках. С этой целью я:
- Соблюдаю санитарно-гигиенические нормы учебно-воспитательного процесса;
- Соблюдаю нормирование учебной нагрузки и профилактики утомляемости школьников (дозированность учебных и домашних заданий ) с учётом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей;
- Соблюдаю санитарно-гигиенические требования при использовании технических средств обучения;
- Ввожу в уроки географии чередование видов учебной деятельности;
- Систематически веду изучение правил дорожного движения в классе, где являюсь классным руководителем;
- На уроках провожу физминутки, дыхательную гимнастику ;
- Провожу спортивные праздники, походы, экскурсии в классе, где являюсь классным руководителем;
- На классных часах и родительских собраниях пропагандирую здоровый образ жизни, профилактику заболеваний;
- Соблюдаю дозированный режим домашних заданий: объём, домашних заданий не превышает 50 % объёма аудиторной нагрузки.
На уроках соблюдаю гигиенические требования и учитываю чередование и смену видов деятельности в соответствии c требованиями здоровьесберегающих технологий.
Одной из приоритетных задач этапа реформы системы образования для меня становится сбережение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. При проведении уроков географии использую зарядки-релаксации, цель которых снятие напряжения: небольшой отдых вызывает положительные эмоции, создает хорошее настроение, это ведёт к улучшению усвоения материала. Регулярно провожу специальную гимнастику для глаз, для пальчиков, слежу за осанкой обучающихся. В результате применения здоровьесберегающих технологий снизился пропуск уроков по болезни, у учащихся расширились знания о здоровье, о факторах, на него влияющих и способствующих его укреплению.
Все учащиеся проходят медосмотры, профилактические прививки по графику, распределены по группам здоровья для занятий на уроках физкультуры.
Острая заболеваемость простудными болезнями снизилась за счет рациональной организации режима жизни учащегося, охранительного школьного режима, оздоровительных мероприятий в рамках программы «Мое здоровье в моих руках», основной принцип которой гласит: «Познай и сотвори себя сам».
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
- упражнения для формирования правильной осанки;
- упражнения для укрепления зрения;
- упражнения для укрепления мышц кистей рук;
- упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
- упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе.
За 2009-2012 учебные годы в классе, где я являюсь классным руководителем, в связи с применением различных форм и методов здоровьесберегающих технологий снизилось количество заболеваний и пропусков занятий по болезни.
Индикаторы сохранения здоровья | Учебный год | ||
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | |
Процент детей, не пропустивших по болезни ни одного дня | 40 5 | 47.8 % | 55.% % |
Доля учащихся, имеющих заболевания: -простудные; - нарушение осанки, Нарушение зрения -нервно-психические заболевания | 34 2 1 - | 30 3 1 2 | 29 2 1 - - |
Количество случаев детского травматизма во время учебно-воспитательного процесса | - | - | - |
Количество случаев пищевых отравлений детей в школьной столовой | - | - | - |
Количество случаев детского дорожного травматизма | - | - | - |
В школе на протяжении нескольких лет действует программа «Здоровье». Важное место в программе занимает служба здоровья школы, которая оценивает состояние здоровья учащихся, педагогического и технического персонала школы.
Раздел 2. Уровень профессиональной подготовки педагога
2.1. Ориентация педагога в специальной и научно – популярной литературе. Осуществление индивидуального подхода к творческой личности и ее развитию
В своей работе использую методическую литературу, методические журналы приложения к газете «Первое сентября», электронные пособия, применяю компьютерные программы «География», Библиотека школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, использую мультимедийные диски («Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия»), с помощью этих программ создаю собственные презентации, дидактические материалы к урокам.
Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. На уроках использую учебники и методические пособия, одобренные Министерством образования РФ.
Владею навыками поиска информации в сети «Интернет», пользуясь ресурсами сети, имею свой персональный сайт, личные страницы на сайтах..
Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. Программе соответствуют свои учебники.
Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий
Ведущей педагогической идеей в своей работе считаю развитие творческой деятельности учащихся. В соответствии с этим свою педагогическую деятельность строю на основе:
- индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
- формирования познавательных интересов учащихся на уроках и во внеурочной деятельности;
- использования разноуровневых заданий в учебной деятельности.
В своей работе использую традиционную методику обучения географии с применением современных образовательных технологий: «Технология уровневой дифференциации» В.В. Фирсова, «Методика работы в группах с интеграцией индивидуализированного обучения», «Технология индивидуального обучения» Г.А. Кузнецовой», применение ИКТ и здоровьеформирующих технологий.
Это способствует осознанию учащимися своих возможностей и умственных способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению предмета, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению. Все это позволяет добиваться хороших результатов.
Большое внимание уделяю самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности учащихся: практикую индивидуальные сообщения на заданную тему, рефераты, целенаправленно организую проектную работу. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
Основа моей работы - признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.
Применяя элементы личностно-ориентированной технологии в преподавании географии, ставлю перед собой задачи:
- Как сделать урок радостным и интересным?
- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?
- Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?
2.2 Повышение квалификации. Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации.
Для современной школы требуется учитель, способный свободно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Важную роль в работе учителя играет профессиональная компетентность на современном этапе развития образования.
Я считаю необходимым повышение теоретического, методического, профессионального мастерства и компетентности учителя.
Задачи: активизирование познавательной деятельности обучающихся; применение разнообразных форм работы;
Ожидаемые результаты: работа над программой профессионального самообразования поможет повысить свой теоретический, методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.
№ | Намеченный план работы | Выполнение плана | Выполненная работа |
1. | Индивидуальная образовательная программа повышения квалификации. | Повышение профессионального мастерства и компетентности | План самообразования учителя географии; Работа над методической темой «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках географии». |
2. | Повышение теоретического и методического уровней | Участие в работе РМО, в районных семинарах, в профессиональных конкурсах | Доклад на РМО «Как подготовить и провести открытый урок»; участие в конкурсах: «Неверовские чтения 2012», «Конкурс педагогического мастерства классных руководителей «Воспитать человека»», «Конкурс «Режиссура урока»» |
3. | Охватить обучающихся разными формами внеурочной работы по предметам (индивидуальные занятия и др.) | Составить план работы индивидуальных занятий с разными категориями учащихся | План работы с одарёнными детьми и слабоуспевающими детьми |
4. | Выступления на педагогических советах, семинарах, МО с опытом работы. | Повышение теоретического и методического уровней | Подготовка мастер-классов и выступлений Выступления на МО, методическом совете, педагогическом совете |
5. | Создать банк учебно-методических разработок, внедрять современные передовые образовательные технологии | Методическая копилка | Банк учебно-методических разработок и материалов |
6. | Проведение открытых уроков для педагогов на уровне школы | Открытые уроки | Банк открытых уроков, портфолио учителя географии, портфолио классного руководителя |
7. | Повышение квалификации | Прохождение курсов | Свидетельства, сертификаты |
8. | Изучение и применение ИКТ- технологий, игровых и зхдоровьесберегающих технологий, проектного метода, дифференцированного и индивидуального подходов в обучении учащихся, | Освоение новых педагогических технологий и применение их в работе | Курсы, свидетельства, сертификаты, свидетельства о публикациях |
Повышение квалификации.
2.3 Наличие ИКТ-компетентности педагога. Использование информационных и коммуникационных технологий
Стремительная информатизация общества выдвигает новые требования к системе образования – это повышение качества образования, его доступность, демократизм, фундаментальность и профессионализм, новое информационное наполнение образования.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования, учета личностных особенностей до игры. Компьютеры могут быть
с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: придают уроку игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
Компьютер может быть как объектом, так и средством обучения. При этом компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.
Ресурсы сети Интернет использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации. Использование компьютерных технологий позволяет мне:
- Дифференцировать и индивидуализировать обучение.
- Повысить заинтересованность учащихся в изучении предмета.
- Представить информацию, опираясь на слуховое и зрительное восприятие ребенка, через качественный видео и аудиоряд, в привлекательном для учащихся виде.
- Увеличить эмоциональную составляющую урока и мероприятия.
- Сравнительно быстро проводить проверку качества знаний при полной объективности. Обеспечить обратную связь.
- Повысить темп и плотность урока. Делегировать часть своих полномочий (компьютеру, учащимся).
- Сделать обучение и воспитание более творческим.
- Разнообразить воспитательную работу, сделать проводимые мероприятия более зрелищными, эффективными.
- Повышать своё профессиональное мастерство.
Применение компьютерных технологий на практике:
1. В организации учебной работы я использую ресурсы Интернет. Это различные диагностики, необходимая информация для проведения и разработки уроков и внеклассных мероприятий на различные темы.
2. В ежедневной работе учителя часто приходится обращаться к многочисленным данным об учениках класса, родителях, занятости учащихся во внеурочное время и т.д. Вношу все необходимые данные об учениках и их родителях в таблицу и по необходимости составляю различные отчеты.
3. Выставление оценок за контрольные работы, четвертных оценок, мониторинг успеваемости по полугодиям и за год отражаются в электронном дневнике.
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Таким образом, ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.
2.4 Мониторинг
В современной системе образования, ориентированной на различные образовательные потребности учащихся, меняется смыл вкладываемый в понятие «качество обучения». Это теперь не только хорошие и отличные оценки, полученные обучаемыми, но и соответствие образовательного уровня учащегося единым стандартам образования, а также собственным запросам ученика. Следовательно, каждый учащийся заинтересован в качественном мониторинге процесса обучения, поэтому он вправе влиять на него, корректировать его, получать своевременную информацию.
Поэтому у современного школьного учителя возникает необходимость проектировать свою деятельность.
Мониторинг обусловлен необходимостью постоянного отслеживания состояния учебно-воспитательного процесса, отдельных его звеньев с целью диагностики, анализа, коррекции, прогнозирования действий по достижению планируемого результата.
Выделяют три формы мониторинга:
- Стартовая диагностика обучаемости и воспитуемости.
- Экспресс-диагностика образовательных характеристик обучаемых. Экспресс-диагностика осуществляется в течение всего времени обучения, по ее результатам вносятся коррективы в учебно-познавательную деятельность.
- Финишная диагностика образовательной подготовленности выпускника.
В педагогической практике я использую следующую программу мониторинга.
Входной контроль
Цель входного контроля – установить уровень подготовленности учащихся, проверить остаточные знания. Проводится в начале учебного года. Варианты могут быть разные. Например: контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование.
Текущий контроль
Текущий контроль имеет две функции – контролирующую и обучающую (без оценок). Он нацелен не только на выявление знаний учащегося и их оценивание, а на выявление причин незнания, устранение пробелов в знаниях; позволяет оценить степень
понимания учебного материала и здесь же, на занятии, устранить это непонимание или недопонимание.
При текущем контроле применяются разнообразные методы, ведущие к достижению цели урока: географические диктанты, самостоятельные работы, тесты, карточки, экспресс-опросы и другие. По результатам анализа каждого урока, вносится корректировка, и ставятся задачи на следующий урок.
Карточки экспресс-опроса могут быть применимы на различных этапах урока: для проверки домашнего задания, для проверки качества усвоения знаний, формирования новых понятий, при закреплении материала, для контроля знаний умений и навыков, в качестве дополнительных вопросов. Метод позволяет за короткое время поставить объективную оценку каждому ученику за понимание сути алгоритмов и программ, умение применять эти знания в конкретных ситуациях.
Географические диктанты, занимая минимальное время, позволяют оперативно проверить знания учащихся во время повторения и подготовки к изучению нового материала, в процессе занятия, в конце, во время изучения нового материала. Диктанты проводятся в двух вариантах. Отличительной особенностью диктантов является общий вопрос к обоим вариантам и, затем, конкретный – к каждому варианту. Это позволяет экономить время, дает возможность ученикам работать более сосредоточено. Оценивание занимает не более одной минуты. Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работы своих товарищей. Ответы высвечиваются на экран через проектор. Заранее обговаривается, что никакие исправления не допускаются.
Тематический контроль
Тематический контроль проводится по окончании изучения темы: это самостоятельные работы по индивидуальным карточкам, экспресс-опрос, урок-игра, деловая игра, урок-турнир, разнообразное тестирование, зачёт.
Рубежный и итоговый контроль
Рубежный (в конце 1,2,3 четвертей) и итоговый контроль, проводятся по разработанным контрольным заданиям, составленным в соответствии с программой по географии. Каждый комплект построен по единому принципу.
Применение такого метода контроля показало, что он дает возможность выявить потенциал каждого ученика, дает полное представление о его знаниях, позволяет оценить итоги своей деятельности и поставить объективную оценку знаниям и умениям каждого учащегося.
Итоговый контроль знаний позволяет объективно оценить результаты работы ученика и учителя, эффективность процесса обучения и, в конечном счете, качество знаний учащихся.
Для обеспечения учебного процесса создан банк раздаточного и дидактического материала, постоянно изменяющийся и пополняющийся. Растиражированы на компьютерах и на бумаге тренировочные упражнения.
Дополняя традиционные контрольно – оценочные средства, добавляю к средствам педагогической диагностике индивидуальную папку учащегося, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся. Индивидуальная папка учащегося позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в процессе образования, увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.
Постоянный мониторинг контроля знаний учащихся позволяет применять поэтапный интегрированный контроль, обеспечивающий проверку сформированности знаний и умений учащегося, как всего периода обучения, так и на заключительном этапе.
2.5 Организация собственной педагогической деятельности с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Успешно решаю задачи обучения детей географии, применяя современные педагогические технологии:
Название технологии | Цель | Задачи | Этапы применения |
Технология дифференцированного обучения | выделение групп учащихся на основании индивидуальных особенностей каждого учащегося индивидуализация и внутриклассная дифференциации процесса обучения школьников сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность соответствовать уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации учебной работы); развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда | средствами внутриклассной дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшить его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей); развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития | индивидуальный ритм изучения отдельных тем курса при выполнении тестовых работ
|
Технология проблемного обучения
| развитие формирование мыслительных способностей и | научить решению научить учащихся деятельности по усвоению знаний и путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных | изучение нового материала в исследова- тельской работе при выполнении домашнего задания, самостоятельной работе |
Технология проектного обучения | осмысление своей деятельности с позиций ценностного подхода: социального, личностного, связанного с познавательным интересом, с жизненными и профессиональными планами; целеполагание, ориентированное на значимые результаты; самообразование и самоорганизация | синтезирование, интеграция и обобщение информации из разных источников; видеть проблему, выдвигать гипотезы, демонстрировать интеллектуальные умения; делать выбор и принимать решения
| при выполнении творческих заданий
|
Технология игрового обучения | создание условий для творческой самореализации учащихся развитие познавательных способностей и коммуникативных умений учащихся, их нравственного потенциала имитация реально состояния объекта, отработка знаний, умений, навыков в игровой форме | умение «погружаться» в конкретную ситуацию, среду выработка коммуникативных свойств личности | при выполнении творческих работ на этапах актуализации знаний во внеурочной работе при проведении конкурсов, турниров |
Здоровье сберегающие технологии | укрепление и развитие здоровья школьников контроль за физическими и психическими нагрузками на уроке формирование ценности здоровья и здорового образа жизни | соблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения, воспитание здорового образа жизни соблюдение двигательного режима школьников создание максимально комфортных условий на уроке | при проведении физкультпауз в уроке |
2.6 Работа с детьми «группы риска»
Группы критерий | Критерии, определяющие «группу риска» | Ф.И. ученика |
Медицинские |
| Гогжаева К Берлова Людмила, Мезенцева Мария Долматов Юрий, Филипцова Альбина |
Социальные |
| Пека Анатолий Мезенцева Мария |
Учебно-педагогические |
| |
Поведенческие |
| Ассанаев Тимур |
2.7 Работа со слабоуспевающими детьми.
Особый вид проблем – учебные, связанные с усвоением учебного материала. Приходиться сталкиваться с учащимися, которые испытывают немалые трудности при усвоении учебного материала. При нормальном интеллектуальном развитии дети “группы риска” испытывают трудности в усвоении учебных знаний и умений из-за низкой работоспособности вследствие соматической ослабленности, частичного отставания в развитии высших психических функций или педагогической запущенности, возникающей в неблагоприятных микросоциальных условиях обучения и развития. У этих детей не обнаруживается нарушений памяти, мыслительных процессов, вместе с тем для них характерен низкий уровень выполнения учебных и внеучебных заданий, обусловленный низкой учебной мотивацией и отсутствием познавательных интересов. При этом наблюдается недостаточный самоконтроль, неустойчивая и слабая целенаправленность деятельности, повышенная отвлекаемость, импульсивность, гиперактивность, неустойчивое внимание. Помочь таким детям можно только после выявления причин трудностей, которые носят и психологический, и физиологический характер, причем основное число носят именно психологические причины. Поэтому на дополнительных занятиях следует начинать с диагностических заданий неучебного характера. В будущем подобные задания помогут скорректировать недостатки.
Раздел 3. Внеурочная деятельность педагога
3.1. Организация деятельности обучающихся в социально- значимых проектах.
Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса способствует и разнообразная внеклассная работа, которая способствует формированию сплоченного детского коллектива. Я обращаю особое внимание на развитие доброжелательных и творческих отношений между детьми. Этому способствует система бесед, классных часов, экскурсий, коллективно-творческих дел. При выборе тематики учитываются запросы учащихся, родителей.
Цель воспитательной работы: создание комфортной обстановки, благоприятных условий для развития индивидуальных способностей каждого ученика, опираясь на жизненный опыт субъекта и на особенности его физического развития.
Задачами воспитательной деятельности являются:
- Организовать внеурочную работу, внеклассные мероприятия с учетом развития самостоятельных возможностей учащихся на данном этапе.
- Продолжить формирование качеств каждого ученика в зависимости от личностных особенностей ребенка, его интересов, состояния здоровья, возрастных особенностей характера и психики.
- Способствовать формированию сплоченного классного коллектива учащихся через развитие коммуникативных способностей учеников, через организацию работы по единению и сотрудничеству классного руководителя, коллектива работающих учителей, учащихся и родителей для достижения поставленной цели.
- Организовать внеурочную работу, спортивные мероприятия для физического развития детей.
Уровни социального пространства, которые осваивает человек, когда является учеником школы, можно рассматривать по следующим направлениям: нравственно-правовое воспитание, оздоровительно-спортивное, гражданско-патриотическое, нравственно-художественное, экологическое. Основой воспитательной работы в 10 классе, где я являюсь классным руководителем, в 2012-2013 учебном году являлось нравственно- правовое воспитание. Оно способствовало сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения. Многогранна деятельность, организуемая в классе в этом направлении:
- Патриотические классные часы с приглашением участников Великой Отечественной войны;
- Встречи с участниками ВОВ, военных действий в Афганистане и Чечне;
- Операция «С добрым утром, ветеран!», в которой приняли участие все учащиеся класса.
Эти встречи позволили познакомиться с людьми, у которых за плечами подвиг, чья жизнь служит достойным примером восхищения и подражания. Личные встречи с ними – прекрасные уроки жизни, которые способствуют обогащению нравственного сознания и поведению школьников.
Особое внимание в воспитательной системе уделялось семье как среде, в которой закладывается основа личности. Некоторые учащиеся принимали участие в создании проекта « Семья – сердце общества и родина ребенка».
Велась целенаправленная работа с учетом индивидуальных особенностей детей:
- посещение семей;
- родительские лектории, собрания;
- совместные туристические походы, поездки в театр, музеи.
- Главной задачей работы в данном направлении являлось воспитание чувства чести рода, забота о продолжении рода, сохранение и умножение его добрых традиций.
Особое внимание обращалось на материальную и духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одной из главных педагогических задач было раскрытие особенностей русского характера – высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости.
Одной из главнейших задач воспитательной работы с коллективом учащиеся в прошлом году являлось развитие и воспитание интеллектуальной личности с высокой нравственностью и моралью. Важное место в воспитательной системе класса отводилось общению, которое способствовало творческому самовыражению и самореализации учащихся. Для обладания культурой общения были организованы следующие мероприятия:
- новогодний карнавал;
- вечера отдыха;
- поездка - экскурсия в г. Пятигорск.
С целью корректировки собственной жизнедеятельности в процессе изменения социальных условий были приложены, проведены и проанализированы разнообразные тесты и анкеты: «Какой у вас характер?», «Уровень самооценки», «Тест на конфликтность», «Поведение в незнакомой компании», «Новый ученик в классе». По результатам проведенных исследований выяснилось, что не все ребята способны правильно сориентироваться и выбрать собственную жизненную позицию при изменении социальных условий, так как недостаточно уверены в себе и своих силах. Поэтому необходимо больше работать над такими качествами личности как самостоятельность, умение владеть собой.
3.2. Организация воспитательной работы по предмету в рамках недель.
В течение всего учебного года привлекаю учащихся к активному участию в предметных неделях, общешкольных и районных мероприятиях.
Планируя предметную неделю, ставлю перед собой следующие задачи:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
- Провести в классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся, расширению знаний по предмету, формированию творческих способностей, логического мышления, развитию речи, бережном отношении к языку и культуре.
- Познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах (информационных системах).
- Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельности учащихся, содействуя воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).
Стараюсь, чтобы при участии в предметной неделе соблюдались принципы: наибольшее количество учащихся «моих» классов должны являться активными участниками всех событий недели. Они могут реализовать себя в разных ипостасях, пробовать свои силы в различных видах деятельности: составлять сценарии творческих мероприятий, фантазировать, реализовывать выдвигаемые идеи, организовывать публичные выступления, принимая в них непосредственное участие, готовить и выступать с докладами и сообщениями на уроках и во внеурочных мероприятиях.
По окончании предметной недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели. По итогам наиболее активные участники награждаются грамотами.
Раздел 4. Научно-методическая деятельность педагога
4.1. Работа в методических объединениях школы.
С 2009 года являюсь руководителем методического объединения учителей языка и литературы. Всю работу организовываю в соответствии с планами работы МО.
Работаю в тесном контакте с коллективом, активно взаимодействую с родителями.
Провожу большую методическую работу в школе, постоянно выступаю с распространением своего опыта на заседании школьного методического объединения учителей естесственно-гуманитарных наук, принимаю участие в подготовке и проведении мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов.
В своей работе использую методическую литературу, методические журналы «география в школе», приложения к этим журналам «Первое сентября», мультимедийные учебники. Активно участвую в проведении предметной недели в школе, забочусь о том, чтобы каждый ребёнок был публично отмечен грамотами за участие.
4.1.2. Презентация своих профессиональных достижений
Я считаю, что для повышения своего профессионального уровня необходимо участвовать в творческих семинарах, конкурсах по профессии.
За последние пять лет я защищала честь школы и принимала участие в следующих конкурсах:
№ п/п | Мероприятие | Тема работы | Дата проведения |
1 | Районный профессиональный конкурс «Режиссура урока» | «Влажные экваториальные леса Южной Америки» | Февраль, 2010г. |
2 | Конкурс педагогического мастерства классных руководителей «Воспитать человека» | Представление портфолио классного руководителя, презентация работы | Декабрь-январь, 2012г. |
3 | Региональный профессиональный конкурс «Неверовские чтения – 2012» | «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности образовательных учреждений Ставропольского края» | Декабрь, 2012 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
портфолио учителя географии
новая форма аттестации учителей...
Портфолио учителя географии
Под портфолио понимается «Рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учителя». Портфолио помогает учителю систематизироват...
Портфолио учителя географии Ложкиной Анжелики Валерьевны.
Мой Портфолио созданный в межаттестационный период. Надеюсь поможет молодым учителям в составлении своего портфолио...
Портфолио учителя географии Неклюдова А.А.
Неклюдов Александр Анатольевич – учитель географии. Родился в 1975 году в п. Княженский Брединского района Челябинской области. Окончил Челябинский государственный педагогический университет в 1999 го...
Портфолио Учителя географии Кузнецовой Анастасии Александровны
портфолио - визитную карточку, совокупность сведений о человеке – собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях специалиста....
Портфолио учителя географии
Систематизированный материал для аттестации учителя географии...
Портфолио учителя географии Пономаревой Е.В.
Портфолио содержит основные направления деятельности, достижения учителя....
Комментарии
ЕГФ- лучше всех!
Здравствуйте, Любовь Ивановна! Я ознакомилась с вашим портфолио и просто обалдела -вы такая умница! Хотелось бы у вас узнать, успешно ли вы защитились на высшую категорию, и как вообще происходит защита географов у нас в СКИПКРО? Интересуюсь не просто так, потому что, мне предстоит защита в декабре. Я не знаю с чего начать? Можно ли мне будет взять за основу ваше портфолио? Буду благодарна, если ответите мне. С наилучшими пожеланиями Айсанова Инга Галиевна.