Самооценка профессиональной компетенции и организационных ресурсов воспитателя
материал на тему

Человек, вставший за учительский стол, ответственен за все, все знает и умеет. Именно ответственностью за судьбу каждого ученика, подрастающего поколения, общества и государства характеризуется учительская должность. Какими будут результаты труда педагогов на сегодня – таким будет наше общество завтра. Трудно представить себе другую деятельность, от которого так много зависит в судьбе каждого человека и всего народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самооценка профессиональной компетенции и организационных ресурсов воспитателя

Ф.И.О. ______________________________________________________________________

Качественная характеристика

Шкала оценок

(0-10)

1

2

Оценка умений воспитателя планировать свою деятельность, прогнозировать результаты своей работы

1.Характер  планирования определяется твердой самоустановкой на обеспечение выполнения воспитательной работы, достижения учащимися оптимальных уровней воспитания.

2.При планировании работы учитываются результаты предыдущей деятельности, предусматривается последовательное устранение недостатков, намечаются пути дальнейшего развития.

3.Цели воспитания формируются четко, без общих фраз.

4.Планы обеспечивают единство воспитателя и воспитанника и предусматривают достижение целей оптимальными методами.

Владение организационными формами диагностической работы

с воспитанниками

1.Воспитатель владеет разными формами диагностики: беседа, анкетирование, наблюдение, тестирование.

2.Может модифицировать и разрабатывать свои методики, использую научные подходы к их составлению.

3.Органично соединяет диагностику с воспитательной работой.

4.Использует результаты диагностики при составлении ежедневных планов, постановке задач.

Творческое отношение к воспитанникам

1.Воспитатель создает новую программу, осуществляет ее научное педагогическое обоснование и экспериментальную проверку.

2.Может подтвердить соответствие данной программы современному подходу к воспитанию и ее актуальности по сравнению с имеющимися аналогами, определить возможности ее практического использования другими воспитателями.

3.Умеет профессионально грамотно описать и оформить свой опыт.

Профессиональная компетентность воспитателя

1.Воспитатель знает психолого-педагогические основы коррекционно-развивающего воспитания.

2.Знает сущность, принципы индивидуального и дифференцированного воспитания.

3.Владеет методикой проведения коррекционно-развивающего воспитательского часа, самоподготовкой.

4.Владеет базой знаний  по олигофренопедагогике, патопсихологии детей с ограниченными возможностями.

5.Владеет и применяет в работе принципы организации коррекционного воспитательного процесса.

6.Учитывает мотивы и ведущие виды деятельности данного звена в планировании и работе.

7.Владеет методикой анализа (самоанализа).

8.Оперативно вносит изменения в план на день или ход воспитательного часа, учитывая микроклимат в группе на данный момент.

Оценка работы воспитателя над повышением своего

 профессионального уровня

1.Воспитатель интересуется всем новым в педагогике, психологии и теории воспитания.

2.Для повышения своего мастерства использует различные виды курсовых подготовок, а также самообразование.

3.Занимается экспериментальной, исследовательской работой.

Оценка воспитательной работы

1.Выбор форм и организация воспитательной деятельности носят целенаправленный характер, отвечает интересам каждого отдельного воспитанника, класса в целом.

2.Воспитатель оказывает существенное необходимое влияние на организацию воспитания детей в группе (индивидуально и коллективно).



Предварительный просмотр:

  Педагогическая профессия является преобразующей. А для того, что бы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.

Компетенция  (от лат. «сompeteo» - добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

  Профессиональная компетентность включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) и личностной подструктур.

  Что касается компетентности педагога, то здесь имеет место многообразие сходных по значению терминов: «профессиональная компетентность педагога», «педагогическая компетентность, «психологическая компетентность», «психолого-педагогическая компетентность», которые зачастую используются как синонимы.

  Профессионально-педагогическая компетентность определяется Н.В.Кузьминой как сложное образование. В качестве основных ее элементов она выделяет следующие: специальная и профессиональная компетентность в области преподавания дисциплины; методическая компетентность в области формирования знаний, умений у учащихся; социально-психологическая компетентность в области процессов общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.

  А.К.Маркова выделила различные виды профессиональной компетентности: специальная компетентность (владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие);  социальная компетентность (владение совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда); личностная компетентность (владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности); индивидуальная компетентность (владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовывать рационально свой труд без перегрузок времени и сил).

  В контексте исследований особенностей педагогического общения Н.Н.Ершовой выделена важная составляющая профессионализма учителя – социально-перцептивная компетентность, которая зависит от системной взаимосвязи и взаимообусловленности таких компонентов, как: гуманистическая направленность личности педагога, совокупность рефлексивно-перцептивных знаний, умений, навыков, профессиональная Я-концепция, личностные особенности педагога.

  Итак, психолого-педагогическая компетентность – это интегративная характеристика уровня профессиональной подготовленности учителя, основанной на фундаментальных психоло-педагогических знаниях и выработанных коммуникативных умениях, проявляющихся в единстве с личностными качествами. Иными словами, под психоло-педагогической компетентностью мы понимаем гармоничное сочетание знания предмета, методики  и дидактики преподавания, умений и навыков (культуры) педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития,  самосовершенствования, самореализации.

 

  Данное определение дает возможность представить в структуре психолого-педагогической компетентности три подструктуры:

- деятельностную (знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного ответственного осуществления педагогической деятельности);

- коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления педагогического общения);

- личностную или аутопсихологическую (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).

  Понятие «аутопсихологическая компетентность педагога» было впервые введено в психолго-педагогических исследованиях Н.В. Кузьминой и Г.И.Метельского, и определялось как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих будущему профессионалу не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями.

  Аутопсихологическая кмпетентность личности обеспечивает не только осведомленность о собственных сильных и слабых сторонах, особенностях характера, мышления, эмоциональных реакциях, но и позволяет индивиду компенсировать негативные проявления и слабые стороны (например, людям холерического типа темперамента развить эмоциональную саморегуляцию), усовершенствовать имеющиеся способности (руководителю развить лидерский потенциал), сформировать в себе новые качества и умения.

  Аутопсихологическая компетентность представляет собой:

- систему знаний о себе, а также умений и навыков, приводящих к повышению уровня самопознания, саморегуляции и самореализации как внутреннего резерва саморазвития и самосовершенствования;

- способность личности развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов.

  Аутопсихологическая компетентность позволяет актуализировать имеющийся у человека внутренний психологический потенциал, что способствует формированию индивидуального стиля профессиональной педагогической деятельности, развитию креативности, формированию эффективных стратегий карьерного и жизненного развития.

  Аутопсихологическая компетентность является результатом особого рода психологической деятельности по саморазвитию и самосовершенствованию.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист самооценки профессионального развития педагога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог» по уровню «педагог–методист»

Характеристика уровня профессионального развития педагога-методиста в соответствии с требованиями профессионального стандарта Педагог...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников...

Методические рекомендации по повышению профессиональной компетенции воспитателя Детского дома

Критерии профессиональной компетенции воспитателя.Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы».Памятка Возможные проблемы в работе по самообразованию и пути их ...

Статья «Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»

Статья «Проблемы профессиональной самооценки при формировании потребности в самообразовании воспитателя.»...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Что значит быть хорошим учителем? Уже начиная с 30-х годов ХХ века, в нашей стране изучался этот вопрос. Старшеклассникам предлагалось написать сочинение на тему «Мой учитель». Ученики тог...

Методические рекомендации по разработке индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов-воспитателей.

Цель рекомендаций – выявить особенности разработки индивидуального маршрута повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность педагога – это характер...