О компетенции педагога
статья на тему
Репортаж с районного семинара заместителей директоров школ дубровского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reportazh_o_seminare.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Методические объединения, методический совет, методический день, методическая тема – словосочетания, хорошо знакомые большинству учителей, работающих в каждой школе. Все это составляющие методической работы, но ее структура и содержание для каждого образовательного учреждения имеют свои особенности.
Новая школа требует и новых учителей: чутких, внимательных, восприимчивых к интересам школьников, открытых ко всему новому.
Об этом шёл разговор в Дубровском районе на семинаре заместителей директоров по УВР «Повышение профессиональной компетентности учителя в условиях обновления содержания образования», который состоялся 20 апреля в МБОУ Дубровской № 2 СОШ.
Участники семинара, обсуждая заявленную тему, пришли к выводу, что именно грамотно организованная в школе методическая работа позволит сформировать необходимые качества нового учителя, способного реализовать стандарты второго поколения.
Опытом работы п этому направлению поделилась заместитель директора по УВР Гавриленко Н.И. В школе № 2 задача методической работы – это создание такой образовательной среды, где был бы максимально реализован потенциал и учащегося и педагогического коллектива. Соответственно методическая работа построена в системе со всем образовательным процессом, и учитель постоянно находится в творческом поиске и в необходимости повышения своего профессионального мастерства, так как педагоги поставлены в ситуацию деятельности, где приходится постоянно повышать свою профессиональную компетентность.
Мы говорим, что методическая работа – система, направленная на формирование развивающей профессиональной среды учителя. Схема развивающей профессиональной среды учителя состоит из частей: сотрудничество, обучение, поле достижений, профессиональная деятельность.
Один из этапов маршрута профессиональной развивающей среды учителя –«сотрудничество». Его составляющие: Методический Совет, Методические объединения, творческие группы, педагогические сообщества, … Являясь членом любого из этих объединений, учитель непосредственно сотрудничает со своими коллегами. Все планы составляются по одинаковой сетке, единообразие форм планирования контроля знаний позволяет скоординировать всю работу в школе по данному направлению.
На заседании МО в начале учебного года в августе координируются планы и уточняются кандидатуры аттестуемых учителей, которым предоставляется возможность в течение учебного года показать свои профессиональные достижения в проведении открытых уроков, внеклассных мероприятий, выступлениях на семинарах или педсоветах.
Работа каждого МО учителей предметников подчинена общей системе, руководят МО опытные учителя высшей категории, с большим стажем работы. Стараясь идти в ногу со временем, живя в информационном обществе, созданы электронные папки МО. Работа с электронными папками МО – это сотрудничество руководителей всех МО и всех педагогов; это доверие и взаимопомощь, это обмен опытом и обучение.
Большое внимание уделяется обобщению опыта работы в течении учебного года по методической теме, которая выбирается педагогом в рамках методической темы школы. Материалы учителей по работе над методической темой собираются в методический информационный сборник в электронной папке, лучшие отправляются учителями на всероссийские конкурсы. Педагоги школы стали победителями и призерами профессиональных конкурсов «Открытый урок», «Современный урок», «Инновации в образовании», «Народный учитель». «Призвание», «Мой урок в рамках ФГОС», «Содержание, технологии и методики подготовки к ЕГЭ и предметным олимпиадам» (Долганина В.В., Эглитис Л.П., Чернякова Е.В., Гавриленко Н.И.).
Следующий этап маршрута профессиональной развивающей среды учителя – «обучение», которое возможно через школьные и районные научно-практические семинары, региональные центры, дистанционное обучение.
Учителя школы являются активными участниками многих районных семинаров. Семинары, которые проходят на базе школы, требуют большой подготовки и взаимопонимания всего коллектива, это не только ответственность, но и огромная обучающая работа. Разрабатывая программу семинара, отбирая материал, педагогический коллектив обобщает материал, накопленный в ОУ, и изучает новые подходы к интересующим темам.
Третий этап маршрута профессиональной развивающей среды учителя – «поле достижений»: открытые уроки, публичное представление опыта на разных уровнях, проведение мастер-классов на всех уровнях, публикации, участие в конкурсах.
Методическая работа в школе невозможна без «Дней методического мастерства», которые традиционно проходят два раза в год, в первом и во втором полугодиях. Учителя показывают свои профессиональные достижения в проведении открытых уроков. Ведь открытый урок – это урок XXI века. Во время урока присутствующие учителя заполняют специальные листы с разными вариантами анализа урока, тем самым, повышая свою методическую грамотность. В конце учебного дня – «круглый стол», обсуждение открытых уроков.
После того, как участники семинара познакомились с опытом работы школы № 2 по повышению профессиональной компетентности учителя в условиях обновления содержания образования, они посетили открытые уроки у учителей высшей категории: Черняковой Елены Викторовны, Фирсенкова Валерия Михайловича, Волчок Светланы Павловны. Гости дали высокую оценку посещенным урокам: «Современный урок. Учителя – настоящие мастера своего дела», «Системно-деятельностный подход, проектная и информационно-коммуникационные технологии – основополагающие технологии современной школы. Такие уроки и продемонстрировали педагоги школы».
День во второй школе закончился представлением поэтического театра. «Россией дышу» - так назвали свое слово о России учащиеся и их руководители.
Строки Ольги Альтовской как бы стали лейтмотивом всего мероприятия:
Россией дышу – и не жить мне иначе.
Прими мои крохи, родимая Русь.
Отдам всю себя я – и стану богаче,
Поскольку с тобою я соединюсь.
И все присутствующие «дышали» атмосферой гордости, любви, преданности к «Великой, не знающей края,.. единственной, вдребезги родной красавице»!
Творческие способности (музыкальные, хореографические, художественного чтения) продемонстрировали учащиеся и педагоги, создавая это произведение, где поэзия, танец и музыка слились воедино.
Участники семинара поделились опытом за «круглым столом» по теме семинара и пришли к выводу, что главное - научить педагога максимально использовать различные ресурсы в открытом образовательном пространстве для построения своего образовательного маршрута, создать в образовательном учреждении условия для его активности и творчества. Ведь только сам учитель, а никто другой, является заказчиком на свое образование, сам планирует содержание своего образования и сам несет за это ответственность, обладая в конечном итоге тем или иным уровнем образованности. И только такой педагог способен обучать по новым стандартам и воспитать гражданина нового поколения.
Еще Антон Павлович Чехов сказал: «Нужны умные, образованные люди; по мере приближения человечества к лучшей жизни число этих людей будет увеличиваться, пока они не составят большинство...»
Н.И.Гавриленко,
заместитель директора по
УВР МБОУ Дубровской № 2 СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативная компетенция педагога-музыканта как необходимое условие результативности педагогического процесса
Социально-экономические, социально-культурные и политические реформы России, происходящие в контексте глобальных изменений в мире в целом, ведут к большим изменениям в системе отечественного обр...
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....
Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог.
Публичное выступление на тему: "Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный педагог"...
Индивидуальная программа развития педагога и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов
В данной статье рассматриваются проблемы и трудности, с которыми сталкивается начинающий учитель в начале своей профессиональной деятельности и которые могут препятствовать его профессиональной адапта...
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района города Казани по разработке рабочей программы по математике в 6 класс
Авторский методический проект, направленный на формирование профессиональных компетенций педагогов. Тема: «Методическое сопровождение инициативной группы педагогов Приволжского района...