Публичный доклад учителя русского языка и литературы Е.Ф. Алексеевой 2010 - 2011 уч.год
материал по теме
В рамках экспериментальной площадки нашей школы «Образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков» на уроках русского языка мною используется «Экспериментальная технология по усовершенствованию чтения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publichnyy_doklad_2010_-11.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичный доклад учителя русского языка и литературы
Е.Ф. Алексеевой
2010 - 2011 уч.год
Я работаю в МОУОСШ, где учатся дети с разным уровнем обучения. У многих из детей беден словарный запас, плохо развита речь. Поэтому невольно встаёт вопрос: «Как обучить и воспитать детей, когда в классе дети с разными интеллектуальными возможностями?». Многие дети из неблагополучных семей. Естественно, что социальный состав учеников во многом определяет их интеллектуальное развитие. Педагогическая ситуация в школе требует разработки и внедрения форм и методов обучения, соответствующих условиям работы учителя в сложившейся ситуации. Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над которыми он порой трудится всю свою педагогическую жизнь.
Вот и передо мной стал вопрос: «Как обучить чтению?», « Как научить детей правильно излагать свои мысли?» В процессе поиска оптимальных средств и методов моё внимание привлекла статья
« Совершенствование чтения на уроках русского языка» Л.Н. Вьюшковой, которую я решила использовать в своей экспериментальной работе.
В рамках экспериментальной площадки нашей школы «Образовательное пространство открытой (сменной) школы как среда преодоления дезадаптации подростков» на уроках русского языка мною используется «Экспериментальная технология по усовершенствованию чтения».
Цель:
Обучение зрелому чтению (скорость чтения, гибкость чтения).
Формирование, развитие и совершенствование умения извлекать информацию из текста любого стиля и жанра.
Задачи:
- Прививать интерес к чтению, основываясь на разнообразных видах заданий.
- Обратить внимание на скорость чтения учащихся, используя на уроках игровые методы обучения.
- Вырабатывать осмысленное чтение материала, умение кратко и доступно пересказывать прочитанный материал.
Фактором номер один, влияющим на успеваемость школьников, многие учителя считают читательскую подготовку. Именно отсюда проистекают часто школьные проблемы: читая медленно, дети читают мало; больше времени тратится на выполнение домашних заданий, значит, возрастает перегрузка; прочитанное не всегда полно и правильно понимается и пр.
Программа по русскому языку для основной школы ставит задачу научить учеников 5-7 классов «осмысленно и бегло» читать учебные и научные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистического стилей. В 8 и 9 классах обучение чтению программой уже не предусматривается.
Такой подход к формированию коммуникативной компетенции читателя вызывает несколько вопросов. Достаточно ли для формирования читательских умений трех лет обучения в средней школе? Как следует понимать термин «беглое чтение» применительно к 5 и 6 классам?
Соответствует ли данная установка школы требованиям сегодняшнего дня? Какой должна быть конечная цель обучения чтению в школе?
В методике существует два термина чтения: чтение осмысленное и чтение беглое, две стороны деятельности по восприятию письменного текста: интеллектуальную и техническую.
Обучение ребенка осмысленному чтению, анализу и пониманию высказываний осуществляется в течение всех школьных лет на различных уроках, а обучение технике чтения традиционно считается задачей начальной школы. Целью совершенствования техники чтения в средней школе должно стать научение зрелому чтению, существенными чертами которого являются высокая скорость чтения и гибкость чтения, т. е. умение читать с разной скоростью в зависимости от речевой ситуации.
Современная методика понимает навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи воспринимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. В свою очередь такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в процессе чтения и после завершения чтения. Именно такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения становится средством приобщения ребёнка к культурной традиции, погружение в мир литературы, развития его личности. «При этом важно помнить, что навык чтения - залог успешного учения, как в начальной, так и в средней школе, а также надёжное средство ориентации в сложном потоке информации, с которыми приходится сталкиваться современному человеку». ( Яковлева В. И. «Пути совершенствования уроков чтения»).
Проблема совершенствования техники чтения школьников должна решаться совместными усилиями всего педагогического коллектива. Задача учителя русского языка - привлечь к ней внимание коллег и предложить конкретные рекомендации, которые могут быть использованы при работе с текстом на любом уроке.
В 2010-2011 учебном году подведены итоги работы за 3 года. Выявлено, что технология использовалась успешно, качество и осознанность чтения улучшились.
Выпущен буклет, опубликован в СМИ анализ работы («Анализ опытно-экспериментальной работы по теме «Экспериментальная технология по усовершенствованию чтения» www.pedsovet.org), из которого наглядно видны тенденции развития чтения и восприятия.
С 2009 – 2010 учебного года работаю с детьми инвалидами по зрению, работа с ними рассчитана на индивидуальное обучение. Рабочая программа учебного курса по русскому языку и литературе для 8 - 11 классов разработана на основе Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и учебного плана вечерней (сменной) школы для слепых и слабовидящих. Письмо Министерства народного образования РСФСР от 6 мая 1989 г. N2 48.
Каждый учитель предметник, как известно, является классным руководителем. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Я воспитываю детей и на уроках и во время проведения различных внеклассных мероприятий.
Так мною были проведены общешкольные внеклассные мероприятия посвященные:
здоровому образу жизни « День без сигареты»
В рамках недели русского языка и литературы проведены викторины:
« Я люблю тебя русский язык»
«Своя игра» викторина построена по типу телевизионной передачи «Своя игра»
Неоднократно проводились мероприятия по ПДД:
«Я – мотоциклист», «О ПДД и в шутку и в серьез»
Много внимания уделяла работе с родителями. Проводила разные по содержанию родительские собрания: текущие, тематические, итоговые. На собраниях с родителями проводила разные анкеты, тесты, обсуждаем ситуации. Также посещала трудные семьи, проводила индивидуальные беседы.
В 2010-2011 учебном году была классным руководителем в 9 «б» класса. В классе 24 ученика. Все они разные и по возрасту, и уровню развития, и по характеру. С первых дней пребывания детей в школе, выясняю уровень личной, нравственно-волевой и интеллектуальной готовности детей, работаю над сплочением класса, как коллектива.
Дальнейшая задача воспитания – сплочение коллектива и развитие самоуправления в классе. В процессе обучения уделяла большое внимание дифференцированному подходу, развитию самостоятельности и творческих способностей у учащихся. Добивалась этого повышением эффективности каждого урока и работой над улучшением качества обучения. Буду продолжать работу над своей педагогической проблемой и темой самообразования.
Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личных компонентов учителя: от его навыков, от эрудиции (чем больше знает и умеет учитель, тем больше знают и умеют его ученики), от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2010-2011 год
Материалы для руководителя ШМО учителей русского языка и литературы....
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз
Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Карповой Т.Н., учителя русского языка и литературы, мордовского языка и литературы.
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по пунктам:1.Актуальность и перспективность опыта.2.Концептуальность.3.Наличие теоретической базы.4. Ведущая педагогичес...
Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"
В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....
Публичное представление учителя русского языка и литературы МБОУ "Чамзинская СОШ №" Пресняковой И.Н."
Аттестационный материал учителя...
Доклад учителя русского языка и литературы Андреевой Альмиры Даниловны на тему «Использование современных инновационных педагогических технологий для формирования метапредметных компетенций в 5-х классах».
цель современного образования - воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Наша образовательная система предполагает особый психологический климат на занятиях, постро...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...