Что такое компетентностный подход
методическая разработка по теме

Парамонова Ольга Викторовна

Эту работу я готовила как выпускную на курсах в "Педагогической академии" - в настоящее время вопрос о компетенциях является ключевым в педагогике и подготовке современного специалисти

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_kompetentnostnyy_podhod.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ НПО ПУ № 33

                     

                       

Доклад на методической комиссии преподавателей спецдисциплин на тему:

ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД

Разработала: Парамонова Ольга Викторовна

                                                                                                                     Рассмотрено

                                                                                                                    на заседании методической комиссии

                                                                                                                   

                                                                                                                   Протокол №___от «___»_______20   г

        Председатель комиссии ___________

                                                                                             А.А.Титова

г.о.Электросталь

2010 год

Что такое компетентностный подход?

        Компетентностный подход предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимся. Тем самым он обеспечивает, соответствие подготовки запросам рынка труда, а значит, повышению конкурентноспособности выпускников, эффективности их адаптации и деятельности. Болонский процесс предполагает необходимость и терминологической унификации. Отсюда «компетенция» и «компетентность» в новом поколении ГОС являются ключевыми понятиями.

        К сожалению, среди педагогов нет единого мнения о смысле этих слов. Одни не видят разницы в этих понятиях, другие видят нечто принципиально их разделяющее, третьи предлагают компромиссный вариант - употреблять оба понятия как единое - «компетенция/компетентность». В русском же языке оба эти понятия если не синонимы, то очень близки по своей сути: «компетентность» - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; «компетенция» - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Как видим, в основе этих слов лежат понятия «знание» и «опыт», но педагоги-исследователи смысл этих слов видят шире. Например, согласно Л.М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, т.е. автор подчеркивает сложную интегративную природу компетентности. В понятие «опыт» вкладывается то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.

        «Компетентность» - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки   результативности   его   действий,   направленных   на   разрешение определенного круга значимых для данного общества задач или проблем; это владение, обладание человеком конкретной компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

        «Компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это готовность человека к решению взаимосвязанных задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов.

        Проявление профессионализма связано с конкретным набором личностных качеств, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. В связи с этим компетентность можно определить как особый тип предметно-специфических знаний и умений, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности, как доскональное знание, формируемое через интенсивную практику в какой-либо деятельности и состоящее из двух одинаково важных компонентов: оптимальной адаптации к соответствующей деятельности и способности к ее качественному преобразованию.

        Работодатель, вероятнее всего, предпочтет работника, готового к освоению новых профессиональных умений, работающего целенаправленно на получение результата. С точки зрения работодателя, компетенция - это соответствие работника занимаемой должности, требованиям рабочего места.

        В данной работе под компетентностью мы будем понимать то, чем уже овладел человек, а компетенция — чем он должен овладеть. Отсюда «профессиональная компетентность» определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности. Под профессиональной компетенцией понимается интегрированный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние    и    внешние    ресурсы    для    выполнения    профессиональной . деятельности в соответствии с установленными требованиями.

        При подготовке специалиста необходимо иметь в виду формирование профессиональных (специальных) компетенций, необходимых для реализации профессиональной деятельности и общих (универсальных, внепрофессиональных) компетенций, необходимых для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах. Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, например, для методиста училища - планировать методическую работу в учебном заведении, составлять программу методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разрабатывать систему контроля и оценки качества профессионального обучения. Общие компетенции решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т.д., например, умение учиться, сотрудничать и работать в команде, решать проблемы, предупреждать организационно-творческие и поведенческие конфликты и т.д.

Характерные признаки общих компетенций следующие:

-   многофункциональность   (овладение   ими   позволит   решать   различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни);

-    они   междисциплинарны   и   потому   применимы   в   самых   различных ситуациях;

-    они   требуют   абстрактного   и    критического   мышления,    анализа   и самоанализа, самооценки и др.;

они включают различные умственные процессы: аналитические, синтетические, коммуникативные, оценочные и др.

        Как видим, формирование компетенций в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать задачи и проблемы в различных сферах, умение мыслить и давать оценку конкретной ситуации.

        Подтвержденная        в        установленном        порядке        совокупность

профессиональных и общих компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей, составляет квалификацию работника.

        При компетентностном подходе по каждой специальности нужно разработать 10 основных компетенций, разделенных на 3 группы:

«1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

-   компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии;

-    компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

-    компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции        самосовершенствования,         саморегулирования,,

саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное, языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2.  Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

-  компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

-    компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

-   компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации (их создание и разрешение); продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

-  компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности:         планирование,         проектирование,         моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

-  компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией.

Эти компетенции, проявляясь в поведении, в деятельности человека, становятся ... его личностными качествами, свойствами».

        Естественно, у преподавателей учебных заведений возникает вопрос: чем отличается новый подход от ныне действующего? В каком направлении вести совершенствование учебно-воспитательного процесса? Что сохранить, а что требует коррекции?

        За последние два десятилетия в учебных заведениях много сделано для внедрения современных психолого-педагогических требований, организации учебно-воспитательного процесса на научной основе. Повсеместно внедренная «сверху» итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников профессиональных учебных заведений требует контроля деятельности (моторной, сенсорной, умственной) и способности давать теоретические обоснования каждому профессиональному действию выпускника, т.е. проверяется результат обучения -^ деятельность. Значит, результат обучения должен стать основополагающим в учебно-воспитательном процессе: при формулировке целей обучения и воспитания, при отборе содержания (вопросов учебных программ), при выборе форм и методов обучения и контроля.

        Как известно, формулирование целей обучения и воспитания давно вошли в практику учебно-воспитательного процесса средних специальных учебных заведений. Широко используются такие эффективные средства обучения как алгоритмы действий, ориентировочная основа деятельности (ООД), отвечающая на вопросы: Что делать? Как делать? Чем воспользоваться? Как себя проверить?

        При внедрении новшеств в учебно-воспитательный процесс, разработчики нередко стремятся упростить свою работу и в результате она часто сводится на нет. Слова, термины правильные, а суть прежняя. Те, кто разрабатывал ООД для выполнения каких-то деятельностей, для решения задач, уже частично знаком с составлением компетенций и с раскрытием их содержания. Так, в ООД для ответа на вопрос «Что делать?» записывается сложная,  обобщенная деятельность,  а в  компетентностном  подходе это называется «функцией» специалиста. Далее в ООД на вопрос «Как делать?» ■ приводятся составляющие этой сложной деятельности - менее обобщенные деятельности, т.е. компетенции, которые делятся в свою очередь на умения (еще более простые деятельности) и знания, необходимые для выполнения умений. Например - методист училища должен уметь:

Наименование

Наименование

Применение умений

Применение

функции

Компетенции

знаний

1. Выполнять

1.1 .Определять

Совместно                  с

Основы

организацион-

основные на-

руководством

законодательс-

но-управлен-

правления ме-

учебного заведе-

тва        РФ        по

ческую деяте-

тодической ра-

ния,        с        учетом

народному

льность       для

боты в учебном

тенденций     развития

образованию,

руководства

з.аведен и и. Орга-

образова-

охраны здоровья,

методической

низовывать и

ния        и        отрасли

трудовому

работой пре-

координировать

определять основные

законодательству.

подавателей.

методическую

направления

Ос-

работу    педаго-

методической работы

новные

гов.

на год и ближайшую

документы,

перспективу.

определяющие

В     соответствии     с

деяте-

общей              задачей

льность среднего

организовать

учебного

методическую работу

заведения.

преподавателей      как

Законы

от-

управления.

дельных            частей

Психология

единого   целого,   как

управле-

работу              единой

ния.

команды,   в   которой

каждый    член    знает

свою    роль    и    свое

место, но работа всех

направлена              на

конкретный

результат.

Образовательные учреждения начального профессионального образования должны ориентироваться на подготовку выпускников, для которых характерны:

-    профессиональная компетентность;

-    высокое профессиональное мастерство и качество труда;

-    способность самостоятельно планировать и контролировать свою трудовую деятельность;

-    умение пользоваться современной вычислительной и информационной техникой;

-    умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.

        Используемые ныне для обучения стандарты и образовательные материалы не ориентированы на результат обучения, не соответствуют современным требованиям, не отражают требования работодателей. Система разработки нового поколения ФГОС начального и среднего профессионального образования должна создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса и возможности учитывать индивидуальные характеристики обучающихся. Результаты обучения должны оцениваться по уровням сформированности компетенций, четко обозначенным в ГОС при однозначно сформулированных критериях.

        Необходимое для этого комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплин включает следующие документы и материалы:

-    примерная программа учебной дисциплины по специальности;

-    рабочая программа учебной дисциплины, разработанная в учебном заведении и утвержденная заместителем директора по учебной работе;

-    учебники, учебные пособия, первоисточники, дополнительная научно-методическая литература;

-    методические указания, рекомендации, инструкции по дисциплине для. всех видов занятий: теоретических, практических, лабораторных (как для студентов, так и для преподавателей);

-    учебно-методические материалы: курсы лекций, опорные конспекты, опережающие задания, познавательные задания с проблемными и логическими ситуациями;

-    фонд контрольных заданий для повторения, закрепления материала, вводного, промежуточного, итогового контроля, индивидуальные задания по темам, зачетные задания, обязательные контрольные работы, контрольные тесты и задания, билеты для курсовых и государственных экзаменов и все материалы для проведения ИГА выпускников в три этапа;

-    перечень специализированных аудиторий и 'лабораторий с указанием оборудования, приборов, вычислительной техники, ТСО, дидактических средств к занятию, теме, курсу;

-    методические материалы по проведению курсового и дипломного проектирования, различных видов практики;

-    методические материалы, педагогические средства для осуществления внеаудиторной и воспитательной работы.

ФГОС - основной нормативный документ. На его основе

-    разрабатывается основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности;

-    определяются объемы времени на изучение основных структурных единиц ОПОП;

-    оцениваются результаты освоения ОПОП при текущем, рубежном контроле и ИГА выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил  вы...

Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях

Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...

Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса

Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....

Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.

В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...