Что такое компетентностный подход
методическая разработка по теме
Эту работу я готовила как выпускную на курсах в "Педагогической академии" - в настоящее время вопрос о компетенциях является ключевым в педагогике и подготовке современного специалисти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_kompetentnostnyy_podhod.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО ПУ № 33
Доклад на методической комиссии преподавателей спецдисциплин на тему:
ЧТО ТАКОЕ КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД
Разработала: Парамонова Ольга Викторовна
Рассмотрено
на заседании методической комиссии
Протокол №___от «___»_______20 г
Председатель комиссии ___________
А.А.Титова
г.о.Электросталь
2010 год
Что такое компетентностный подход?
Компетентностный подход предполагает конкретную формулировку целей обучения как компетенций, востребованных в профессиональной деятельности современного специалиста и осваиваемых обучающимся. Тем самым он обеспечивает, соответствие подготовки запросам рынка труда, а значит, повышению конкурентноспособности выпускников, эффективности их адаптации и деятельности. Болонский процесс предполагает необходимость и терминологической унификации. Отсюда «компетенция» и «компетентность» в новом поколении ГОС являются ключевыми понятиями.
К сожалению, среди педагогов нет единого мнения о смысле этих слов. Одни не видят разницы в этих понятиях, другие видят нечто принципиально их разделяющее, третьи предлагают компромиссный вариант - употреблять оба понятия как единое - «компетенция/компетентность». В русском же языке оба эти понятия если не синонимы, то очень близки по своей сути: «компетентность» - обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо; «компетенция» - круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Как видим, в основе этих слов лежат понятия «знание» и «опыт», но педагоги-исследователи смысл этих слов видят шире. Например, согласно Л.М. Митиной, понятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, т.е. автор подчеркивает сложную интегративную природу компетентности. В понятие «опыт» вкладывается то жизненное и профессиональное содержание, которое осмыслено и проработано человеком и стало частью его внутреннего мира. Профессиональным опытом работник начинает обладать тогда, когда он анализирует результаты своей деятельности и делает правильные выводы.
«Компетентность» - это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач или проблем; это владение, обладание человеком конкретной компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
«Компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Это готовность человека к решению взаимосвязанных задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов.
Проявление профессионализма связано с конкретным набором личностных качеств, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. В связи с этим компетентность можно определить как особый тип предметно-специфических знаний и умений, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности, как доскональное знание, формируемое через интенсивную практику в какой-либо деятельности и состоящее из двух одинаково важных компонентов: оптимальной адаптации к соответствующей деятельности и способности к ее качественному преобразованию.
Работодатель, вероятнее всего, предпочтет работника, готового к освоению новых профессиональных умений, работающего целенаправленно на получение результата. С точки зрения работодателя, компетенция - это соответствие работника занимаемой должности, требованиям рабочего места.
В данной работе под компетентностью мы будем понимать то, чем уже овладел человек, а компетенция — чем он должен овладеть. Отсюда «профессиональная компетентность» определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности. Под профессиональной компетенцией понимается интегрированный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для выполнения профессиональной . деятельности в соответствии с установленными требованиями.
При подготовке специалиста необходимо иметь в виду формирование профессиональных (специальных) компетенций, необходимых для реализации профессиональной деятельности и общих (универсальных, внепрофессиональных) компетенций, необходимых для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах. Специальные компетенции относятся к конкретной сфере профессиональной деятельности и представляют собой готовность личности к эффективному решению определенного класса профессиональных задач, например, для методиста училища - планировать методическую работу в учебном заведении, составлять программу методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, разрабатывать систему контроля и оценки качества профессионального обучения. Общие компетенции решают общие для различных профессиональных областей задачи, связанные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, разрешать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т.д., например, умение учиться, сотрудничать и работать в команде, решать проблемы, предупреждать организационно-творческие и поведенческие конфликты и т.д.
Характерные признаки общих компетенций следующие:
- многофункциональность (овладение ими позволит решать различные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни);
- они междисциплинарны и потому применимы в самых различных ситуациях;
- они требуют абстрактного и критического мышления, анализа и самоанализа, самооценки и др.;
они включают различные умственные процессы: аналитические, синтетические, коммуникативные, оценочные и др.
Как видим, формирование компетенций в образовательном процессе выдвигает на первое место не информированность обучающегося, а умение решать задачи и проблемы в различных сферах, умение мыслить и давать оценку конкретной ситуации.
Подтвержденная в установленном порядке совокупность
профессиональных и общих компетенций, необходимых для выполнения определенного круга профессиональных (должностных) обязанностей, составляет квалификацию работника.
При компетентностном подходе по каждой специальности нужно разработать 10 основных компетенций, разделенных на 3 группы:
«1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:
- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;
- компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии;
- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватная актуализация знаний, расширение, приращение накопленных знаний;
- компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина, свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг, знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции самосовершенствования, саморегулирования,,
саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное, языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.
2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:
- компетенции социального взаимодействия с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;
- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка, делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента;
3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:
- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации (их создание и разрешение); продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;
- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;
- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет технологией.
Эти компетенции, проявляясь в поведении, в деятельности человека, становятся ... его личностными качествами, свойствами».
Естественно, у преподавателей учебных заведений возникает вопрос: чем отличается новый подход от ныне действующего? В каком направлении вести совершенствование учебно-воспитательного процесса? Что сохранить, а что требует коррекции?
За последние два десятилетия в учебных заведениях много сделано для внедрения современных психолого-педагогических требований, организации учебно-воспитательного процесса на научной основе. Повсеместно внедренная «сверху» итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников профессиональных учебных заведений требует контроля деятельности (моторной, сенсорной, умственной) и способности давать теоретические обоснования каждому профессиональному действию выпускника, т.е. проверяется результат обучения -^ деятельность. Значит, результат обучения должен стать основополагающим в учебно-воспитательном процессе: при формулировке целей обучения и воспитания, при отборе содержания (вопросов учебных программ), при выборе форм и методов обучения и контроля.
Как известно, формулирование целей обучения и воспитания давно вошли в практику учебно-воспитательного процесса средних специальных учебных заведений. Широко используются такие эффективные средства обучения как алгоритмы действий, ориентировочная основа деятельности (ООД), отвечающая на вопросы: Что делать? Как делать? Чем воспользоваться? Как себя проверить?
При внедрении новшеств в учебно-воспитательный процесс, разработчики нередко стремятся упростить свою работу и в результате она часто сводится на нет. Слова, термины правильные, а суть прежняя. Те, кто разрабатывал ООД для выполнения каких-то деятельностей, для решения задач, уже частично знаком с составлением компетенций и с раскрытием их содержания. Так, в ООД для ответа на вопрос «Что делать?» записывается сложная, обобщенная деятельность, а в компетентностном подходе это называется «функцией» специалиста. Далее в ООД на вопрос «Как делать?» ■ приводятся составляющие этой сложной деятельности - менее обобщенные деятельности, т.е. компетенции, которые делятся в свою очередь на умения (еще более простые деятельности) и знания, необходимые для выполнения умений. Например - методист училища должен уметь:
Наименование | Наименование | Применение умений | Применение |
функции | Компетенции | знаний | |
1. Выполнять | 1.1 .Определять | Совместно с | Основы |
организацион- | основные на- | руководством | законодательс- |
но-управлен- | правления ме- | учебного заведе- | тва РФ по |
ческую деяте- | тодической ра- | ния, с учетом | народному |
льность для | боты в учебном | тенденций развития | образованию, |
руководства | з.аведен и и. Орга- | образова- | охраны здоровья, |
методической | низовывать и | ния и отрасли | трудовому |
работой пре- | координировать | определять основные | законодательству. |
подавателей. | методическую | направления | Ос- |
работу педаго- | методической работы | новные | |
гов. | на год и ближайшую | документы, | |
перспективу. | определяющие | ||
В соответствии с | деяте- | ||
общей задачей | льность среднего | ||
организовать | учебного | ||
методическую работу | заведения. | ||
преподавателей как | Законы | ||
от- | управления. | ||
дельных частей | Психология | ||
единого целого, как | управле- | ||
работу единой | ния. | ||
команды, в которой | |||
каждый член знает | |||
свою роль и свое | |||
место, но работа всех | |||
направлена на | |||
конкретный | |||
результат. |
Образовательные учреждения начального профессионального образования должны ориентироваться на подготовку выпускников, для которых характерны:
- профессиональная компетентность;
- высокое профессиональное мастерство и качество труда;
- способность самостоятельно планировать и контролировать свою трудовую деятельность;
- умение пользоваться современной вычислительной и информационной техникой;
- умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возможный экономический и социальный результат, нести ответственность за принимаемые решения и результаты своей деятельности.
Используемые ныне для обучения стандарты и образовательные материалы не ориентированы на результат обучения, не соответствуют современным требованиям, не отражают требования работодателей. Система разработки нового поколения ФГОС начального и среднего профессионального образования должна создавать условия для субъект-субъектного взаимодействия участников педагогического процесса и возможности учитывать индивидуальные характеристики обучающихся. Результаты обучения должны оцениваться по уровням сформированности компетенций, четко обозначенным в ГОС при однозначно сформулированных критериях.
Необходимое для этого комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплин включает следующие документы и материалы:
- примерная программа учебной дисциплины по специальности;
- рабочая программа учебной дисциплины, разработанная в учебном заведении и утвержденная заместителем директора по учебной работе;
- учебники, учебные пособия, первоисточники, дополнительная научно-методическая литература;
- методические указания, рекомендации, инструкции по дисциплине для. всех видов занятий: теоретических, практических, лабораторных (как для студентов, так и для преподавателей);
- учебно-методические материалы: курсы лекций, опорные конспекты, опережающие задания, познавательные задания с проблемными и логическими ситуациями;
- фонд контрольных заданий для повторения, закрепления материала, вводного, промежуточного, итогового контроля, индивидуальные задания по темам, зачетные задания, обязательные контрольные работы, контрольные тесты и задания, билеты для курсовых и государственных экзаменов и все материалы для проведения ИГА выпускников в три этапа;
- перечень специализированных аудиторий и 'лабораторий с указанием оборудования, приборов, вычислительной техники, ТСО, дидактических средств к занятию, теме, курсу;
- методические материалы по проведению курсового и дипломного проектирования, различных видов практики;
- методические материалы, педагогические средства для осуществления внеаудиторной и воспитательной работы.
ФГОС - основной нормативный документ. На его основе
- разрабатывается основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности;
- определяются объемы времени на изучение основных структурных единиц ОПОП;
- оцениваются результаты освоения ОПОП при текущем, рубежном контроле и ИГА выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования «Компетентностный подход в формировании здорового образа жизни лицеистов»
Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить ...
Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...
Компетентностный подход в содержании образования. Формирование и развитие универсальных учебных действий.
Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (физика) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил вы...
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия - ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы ПДО в новых условиях
Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования. Чтобы сформировать компетентного обучающегоося в таком виде искусства, ка...
Что такое компетентностный подход в современном образовании?
Размышления школьного учителя...
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
Применение компетентностного подхода через решение компетентностно-ориентированных задач на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения.
В представленном проекте изложены теоретические аспекты по теме и примеры компетентнстно-ориентированных заданий...