Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Сатурн» г. Томска
Утверждена Методическим Советом центра «_01_»__октября __2010__г. Директор МОУДОД ДЮЦ «Сатурн» ___________________________ Л. И. Волкова М.П.
| Рассмотрена на заседании экспертного совета центра Протокол №__1__ от «_16_»__сентября _2010г. Руководитель МО: _____________________________ Л.Г. Ушакова |
ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ, описывающий моделирование системы работы педагога дополнительного образования в новых условиях.
Реализация компетентностного подхода на уроках рукоделия
Автор: М.П. Потапова педагог дополнительного образования высшая квалификационная категория
г. Томск - 2010 г.
« ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА Фамилия, имя, отчество автора | Потапова Мария Петровна | Название образовательного учреждения | Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеский центр «Сатурн» г. Томска | Вид проекта | Педагогический | Тема | «Формирование ключевых компетенций на занятиях по рукоделию с использованием современных образовательных технологий» . | Цель проекта | Моделирование системы работы педагога дополнительного образования обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках литературы с использованием возможностей современных образовательных технологий.
| Методические задачи | изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций; осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики декоративно-прикладного вторчества разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий; определить способы диагностики и показателей достижения результатов. | Ведущая идея инновационного проекта | Разумное сочетание традиционных и современных подходов к обучению декоративно-прикладного творчества позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций уобучающихся, и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. | Применяемые технологии | - Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская) - Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)-Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др. - Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова ) - Технология проектной и исследовательской деятельности. | Образовательные области, в рамках которых проводится проект | Технология Декоративно-прикладное творчество | Возрастная категория, на которую рассчитаны цели проекта | 9 – 14 лет | Программно – техническое обеспечение | Компьютер; Мультимедиапроектор; Средства телекоммуникации (выход в Интернет) Экран Видеоплеер, DVD- плеер Телевизор Аудиоцентр |
Введение. Актуальность заявленной темы инновационного педагогического проекта обусловлена современной стратегией обновления образования, являющегося органичной частью общественного развития. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль» образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Социокультурная ситуация в обществе стимулирует возникновение образовательных потребностей, направленных на актуализацию способностей к саморазвитию личности, раскрытию её творческого потенциала. Современному обществу необходимы такие специалисты образования, которые способны не только видеть проблемы, но и продуктивно решать их. В свете современных требований к результатам обучения, которые складываются под влиянием ситуации на рынке образовательных услуг и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм и конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общеучебными компетенциями. Упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося позволяет компетентностно-ориентированное образование. Чтобы сформировать компетентного обучающегося в таком виде искусства, как декоративно-прикладное творчество, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников. Чем настоятельнее потребность общества в компетентной личности, способной выносить свои суждения и нести ответственность за свои действия и за общество, в котором он живёт, осознающую социальную роль в семье, обществе и трудовом коллективе, тем острее необходимость в теоретической разработке основ и механизмов её формирования и применения их на практике. Зачастую мы становимся свидетелями противоречий теории и практики и сталкиваемся с неспособностью ребенка применить полученные знания в жизни. В данной ситуации возникает острая педагогическая проблема - устранить данное противоречие путём разработки механизмов и поиска эффективных технологий, методов и приёмов формирования ключевых компетентностей школьников с учётом специфики предметных областей. Разработка частной модели образовательного процесса на основе компетентностного подхода стала фундаментом моей серьезной и целенаправленной работы – сложной, но, безусловно, интересной и чрезвычайно актуальной. В основу образовательного процесса школы положены следующие научные идеи компетентностного подхода: необходимость соединения интеллектуальной и навыковой составляющей интерпретация содержания образования по критериям результативности; интеграция учений и знаний, относящихся к разным сферам деятельности. Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы учреждения дополнительного образования и ставит своей целью моделирование системы работы педагога дополнительного образования, обеспечивающей формирование ключевых компетенций учащихся на уроках рукоделия с использованием возможностей современных образовательных технологий. Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи: изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике; провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности ключевых компетенций; осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию ключевых компетенций конкретно с учётом специфики программы «Рукоделие»; разработать систему компетентностно – ориентированных и творческих заданий; определить способы диагностики и показателей достижения результатов спрогнозировать ожидаемые результаты. Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.
1. Этапы реализации проекта: Подготовительный 2010-2011 год | -Изучение теоретических основ проблемы; -разработка модели; -создание «банка» компетентностно – ориентированных заданий | Поисково – экспериментальный 2011 – 2012 год | -Апробирование модели; -мониторинг процесса и промежуточных результатов; -корректировка дальнейшей работы. | Заключительный 2012-2013 г. | - Оценка эффективности модели; анализ результатов, обобщение и распространение опыта. |
Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я провела тестирование для выявления уровня сформированности ключевых компетенций у обучающихся . Для этого я использовала тестовые задания и анкеты, предусмотренные в работе «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся». Диагностика приводилось с учащимися 5-8 классов, и результаты были не утешительными. Только лишь у 8% учащихся был высокий уровень сформированности ключевых компетенций. Данные показали, что необходимо срочно создать условия для системного подхода к формированию общей компетентности учащихся и внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс. Далее я изучила и проанализировала состояние проблемы в педагогической теории и практике.
2. Теоретические основы компетентностного подхода.
Основы идей компетентностного подхода изложены в работах Селевко Г.К., Чередова И.М., Якиманской И.С.,А.В. Хуторского, а также в трудах американских учёных Стила, Мередита, Уолтера. Все они сходятся на мнении, что компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Рассмотрим основания для отбора и конструирования методов обучения в компетентностном подходе. Для этого определим понятия компетенций и компетентностей, обозначим их структуру, функции.
1.«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с. Изучая теоретические основы проблемы, я пришла к выводу, что до сих пор не существует однозначного толкования понятий «компетенция» и «компетентность», а также однозначных подходов к их классификации. Усматриваются два подхода к определению содержания понятия «компетенция». Одни исследователи делают акцент на компетенции как интегральном личностном качестве человека (характеристика человека), Другие, на описании составляющих его деятельности, ее различных аспектов, которые и позволяют ему успешно справляться с решением проблем. В словаре иностранных слов находим следующее толкование: Компетенция (лат. Competentia -принадлежность по праву) – 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Сравним со значением слов в толковом словаре: Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Компетентный – 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью. Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии, даёт следующее толкование основным понятиям компетентностного подхода: Компетенция – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету. Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере.
Проанализировав и сопоставив разные точки зрения, приходим к выводу, что основные составляющие компетентности – это: во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности; во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания; в-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ: компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления. Компетенции, в соответствии с разделением содержания образования, делятся на общиеметапредметные (для всех предметов), межпредметные (для цикла предметов или образовательных областей) и предметные (для каждого учебного предмета) и выстраиваются в три уровня: • Ключевые компетенции(метапредметные) относятся к общему содержанию образования • Общепредметные (межпредметные)компетенции относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей • Предметные компетенции (имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов) В Оксфордско-Кембриджской образовательной программе «Ключевые компетенции 2000» указывается, что ключевые компетенции - это важные специфические компетенции, которые используются в повседневной жизни при осуществлении деятельности в области образования, на рабочем месте или при получении профессиональной подготовки. Стратегия модернизации образования в РФ также предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены ключевые компетенции. Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов). Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно, и в сотрудничестве с другими решать проблемы, т.е. справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Перечень ключевых компетенций, который мы приводим ниже, основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. - Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. - Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. - Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической,методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. - Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача. - Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. - Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. - Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Данный перечень ключевых компетенций, безусловно, нуждается в детализации, как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Разработка образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам должна учитывать комплексность представляемого в них содержания образования с точки зрения вклада в формирование ключевых компетенций. В каждом учебном предмете (образовательной области) следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетенций. Так, например, основной задачей обучения по образовательной программе «Рукоделие» является художественное познание действительности, трансляция и присвоение социо-культурного нравственного опыта, воплощенного в системе личностных смыслов (А.Н.Леонтьев, 1979). Программа предполагает развитие способности обучающегося видеть авторскую позицию и оценку, осмысливать логико-понятийную сторону, заложенную в сложных работах декоративно-прикладного творчества, умение давать собственную самостоятельную оценку. Очевидно, что рукоделие как образовательная область, на которую направлена интеграция общего и дополнительного образования открывает зону ближайшего развития для широкого круга универсальных учебных действий – личностных, логических, регулятивных, знаково-символических и пр. Однако развитие личностных универсальных действий - смыслообразования и нравственнро-этического оценивания – составляет центральную линию развития.
Приведем примеры формулировок компетенций в деятельностной форме с учётом специфики учебного предмета «Рукоделие». Так, например, информационные компетенции предполагают: планирование информационного поиска, работу с разными источниками информации, извлечение первичной и вторичной информации, её анализ, систематизация и обработка информации, использование в самостоятельной деятельности; ценностно-смысловые компетенции: - формулирование собственного отношения к произведениям искусства, их оценка;; - понимание авторской позиции и своё отношение к ней; - применение духовно – нравственного опыта в жизненных ситуациях; - владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок; учебно - познавательные компетенции: - планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, определение сферы своих интересов. - понимание проблемы и выдвижение гипотезы; структурирование материала, подбор аргументов для подтверждения личной позиции, выделение причинно – следственных связей в устных и письменных высказываниях, формулирование выводов; - выступление устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации); социокультурные компетенции: - владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - определение своего места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владение эффективными способами организации свободного времени; -владение элементами художественно-творческих компетенций художника, ремесленника, зрителя и т.д. коммуникативные компетенции : - умение представить себя устно и письменно, написать письмо, поздравление, проект; - умение представлять себя, объединение, центр, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур; - владение способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; умение задать вопрос, корректно вести диалог; - владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); - владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; - позитивные навыки общения в поликультурном обществе. Компетенции личностного самосовершенствования: - позитивное отношение к своему здоровью; владение способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; - владение элементами психологической грамотности и поведения; - владение способами духовного, творческого и интеллектуального развития.
Такой подход позволяет педагогу точно оценить уровень сформированности ключевых компетенций, выявив, какие из аспектов уже сформированы, а освоение каких требует дополнительной работы. Это во многом определяет выбор индивидуальной траектории движения и совершенствования обучающегося. Таким образом, мы вплотную подошли к проблеме проектирования компетентностного образовательного процесса, т.е. основного средства реализации на практике компетентностного подхода, требующего от педагога дополнительного образования внедрения в учебный процесс передовых педагогических технологий.
3. Методологические основы. Методологические основы проекта в значительной степени опираются на следующие современные теории: психологии личности (В.В.Давыдов, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, С.А.Рубинштейн, Э.Шпрангер, К.Юнг и др.); структурно-системного подхода (Ю.К.Бабанский, Ю.А.Конаржевский, Г.Н.Сериков и др.); формирования личности (П.К.Анохин, А.Г.Асмолов, Н.Н.Нечаев, А.Е.Одинцова, А.И.Щербаков, и др.); развития интеллектуальных способностей учащихся (Т.Я.Гальперин, И.Я.Лернер, С.А.Репин, А.В.Усова, П.И.Чернецов и др.). В своей педагогической практике я также реализую: 1)Идею использования творческих заданий ( С. Выготский) 2) Идею личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская) 3) Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др. 4) Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова ) 8) Технология проектной и ислледовательской деятельности. В то же время компетентностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций советского периода, а также передовой педагогической практики 1960-х – 1990-х гг. (концепция содержания образования В. В. Краевского, И. К. Журавлева; концепция общеучебных умений и навыков (ОУУН), трактовка которых близка к трактовке некоторых ключевых компетенций; коммунарская методика воспитательной работы И. П. Иванова, по существу, нацеленная на формирование и развитие ключевых компетенций). 4. Технология опыта. За основу своей системы работы по формированию ключевых компетенций я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную на формирование у учащихся деятельностных способностей. Идея простая: необходимо выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть обучающийся, и построить такую структуру занятия и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.
Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу);
- выделяется содержательная область (могу)
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Данный этап предполагает, - во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности и актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- во – вторых тренировку соответствующих мыслительных операций.
- в завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
3.Постановка учебной задачи. На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Педагог организует коммуникативную деятельность обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.
7.Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученного материала и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
8.Рефлексия деятельности (итог урока). На данном этапе организуется самооценка обучающимися деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
Разработанная последовательность деятельностньгх шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.
Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и введением в практику работы педагога дополнительного образования идей из новых концепций развивающего образования П.Я.Гальперина (этапы 3-7), Л.В .Занкова (завершение этапа 2), В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др. Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, предоставляющая педагогу метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования. Компетентностный подход предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы. Подростковый возраст характеризуется развитием межличностного общения, навыков парной, групповой и коллективной деятельности. Новообразованиями этого периода является самооценка и усвоение норм социальной жизни. Необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии нашего центра, как основного условия успешной работы с детьми, заложена в технологии личностно -ориентированного обучения, разработанной учёными Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матис, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманской.. Поэтому применение такого подхода также считаю необходимым в работе педагога дополнительного образования. Возможности активного включения учащихся в различные виды деятельности, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде, развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.
Педагогические цели и задачи в рамках образовательных (детских) проектов: • Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями. • Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат. • Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д. • Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений. Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся: • учатся умению самостоятельно добывать знания; • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула; • развивают навыки самоорганизации; • формируют адекватную самооценку; • приобретают навыки ведения беседы и других форм коммуникативного взаимодействия; • осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.
Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода. Неотъемлемой составляющей компетентностного подхода является необходимость развития креативности и творческих способностей школьников. Позволяет решать эту задачу технология педагогических мастерских или мастер-классов. Педагогические мастерские – это технология, охватывающая любой возраст в образовании, потому что она соответствует новой педагогической философии и, прежде всего, философии образовательных целей: • не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося; • не дать знания по конкретному предмету или теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, для создания своего цельного образа мира; • не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции; • не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального и физического труда, предоставляя обучающемуся право на ошибку и право на сотрудничество. Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию литературы, которое позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся 5. Новизна проекта Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. 6. Предполагаемые образовательные результаты: формирование ключевых компетенций у уобучающихся; совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности; высокий уровень творческой активности и мотивации к изучению декоративно-прикладного творчества, как вида искусства; повышение качества знаний в образовательном процессе ; высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной. 7. Способы диагностики. Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки педагогом качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности. Оба варианта оказываются непригодными в условиях компетентностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания. По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты. Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода педагог должен предварительно ознакомить обучающихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ребенок должен иметь возможность выбрать: - уровень сложности,
- выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат
- привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы),
- апеллировать выставленную педагогом оценку.
По результатам работы педагог должен пояснить свое оценочное суждение о качестве работы обучающегося (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших обучающихся (создание ситуации успеха). Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у детей педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской системе образования. В основном это методы анкетирования и тестирования. В своей работе я применяю опубликованную в издании под редакцией Ушаковой И.А. систему диагностики и оценки надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся. Достоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов. Дать оценку уровня сформированности компетентностей познавательной деятельности и интеграции позволяют традиционные контрольно-оценочные формы. Методики для оценки компетентности в общении и компетентности информационных технологий представлены в результатах исследований Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена г. Санк-Петербург – в учебно-методическом пособии «Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода.
Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является «портфолио», наглядно характеризующее продвижение в развитии ключевых компетенций.
8. Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта. Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни. Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты: Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты: 1. 100%- ное освоение образовательной программы «Рукоделие» - высокий уровень результативности реализации образовательной программы 2. Высокий уровень личностного развития и творческих достижений обучающихся 3. Результативность исследовательской, проектной деятельности. 4. Развитие творческого потенциала учащихся 5. Высокая мотивация деятельности. 6. Активность жизненной позиции школьника.
Вышеназванные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.
Список литературы 1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г. 2. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. – М.: Сентябрь, 2001. – 240 с. 3. .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с. 4. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с. 5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002. – С. 135-157. 6. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64. 7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 320 с. 8 .«Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с. 9. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие / Под редакцией проф. Н.Ф.Радионовой, к.п.н. М.Р.Катуновой, И.О. Сеничевой, Е.Л. Якушевой. СПб: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005. - 104 с.
|