Дополнительная общеобразовательная программа "Бальные танцы"
рабочая программа

Бледная Юлия Николаевна
Дополнительная общеобразовательная программа "Бальные танцы" представляет собой художественную программу, которая направлена на развитие учащихся как танцоров. Программа предлагает различные формы занятий, включая групповые и индивидуальные занятия, а также участие в конкурсах и показательных выступлениях.
 
Основная цель программы "Бальные танцы" заключается в приобщении учащихся к искусству танца, развитии их эстетического восприятия и творческого потенциала. Занятия включают в себя изучение различных стилей и техник бальных танцев, таких как вальс, танго, фокстрот, румба и другие. Учащиеся также изучают основы музыкальности и ритма, технику движения, партнерское взаимодействие и основы хореографии.
 
Программа "Бальные танцы" развивает учащихся как физически, так и эмоционально. Занятия включают физические упражнения для развития силы, гибкости и выносливости, а также работу над пластикой и выразительностью движений. Участие в выступлениях помогает учащимся развивать навыки соревновательного духа, самоорганизации и командной работы.
 
Кроме того, программа "Бальные танцы" способствует формированию ценностей учащихся, таких как дисциплина, уважение к партнеру, трудолюбие и толерантность. Занятия проводятся в дружественной и поддерживающей атмосфере, где учащиеся могут развиваться как личности и учиться взаимодействовать с другими людьми.
 
В целом, программа "Бальные танцы" является привлекательной и интересной возможностью для учащихся развивать свои танцевальные навыки, а также развивать эстетическое и эмоциональное восприятие искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balnye_tantsy_2023_god.docx251.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Югорска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР

628 260 ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, ХМАО-ЮГРА, г. ЮГОРСК ул. МЕНДЕЛЕЕВА 30, тел.(34675) 2-65-62

подпись на программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

«Бальные танцы»

Возраст обучающихся: 7-17 лет Срок реализации: 9 месяцев (74 часа)

Автор-составитель: Бледная Юлия Николаевна,

методист

город Югорск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка 3
  2. Цель и задачи программы 5
  3. Содержание программы 6
  4. Планируемые результаты 9

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Календарный учебный график 2 модуля 10
  2. Календарный учебный график 2 модуля 13
  3. Условия реализации 15
  4. Формы контроля 15
  5. Оценочные материалы и сроки итоговой аттестации 16

Список литературы 25

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Бальные танцы»– художественная.

Бальный танец в настоящее время – это один из наиболее массовых и быстро развивающихся видов спорта и хореографического искусства. На протяжении последнего десятилетия интерес к спортивному бальному танцу неуклонно возрастал, делая данный вид танца привлекательным и интересным как для взрослых, так и для детей.

Кружок бального танца является общедоступной и массовой формой занятий, приобщая, таким образом, учащихся к искусству танца, эстетике движения под музыку и этике отношений.

ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА В СООТВЕТСТВИИ С (НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ ДОКУМЕНТАМИ):

  • Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  • Конвенцией о правах ребенка;
  • Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 9 января 1996 года N 2-ФЗ

«О защите прав потребителей»;

  • Федеральным законом Российской Федерации от 24.06.1999 № 120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27.06.2013);
  • Законом Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 16.10.2006 № 104 – оз «О государственно- общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа- Югры»;
  • Концепцией развития дополнительного образования и молодежной политики в ХМАО-Югре «Открытое образование: конструктор будущего» (утвержденной приказом Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры №229 от 06.03.2014);
  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 09 ноября 2018 г. № 196;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки РФ (письмо от 18.11.2015 № 09 – 3242);
  • Требованиями к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 № 06 – 1844);
  • Лицензией на право ведения образовательной деятельности в ДЮЦ

«Прометей» от 21.04.2016г № 2624;

  • Уставом учреждения муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр «Прометей», принятым общим

собранием трудового коллектива протокол №8 от 29.05.2015 г., утвержденным администрацией города Югорска 19.11.2015г. за №3365.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит современной хореографии. Её синтетичность, неразрывная связь с музыкой и другими искусствами, эмоциональная и яркая образность, возникающие в её процессе взаимоотношения выгодно выделяют танец среди других искусств.

Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение ими навыков и знаний в области современной хореографии, умение красиво и свободно двигаться, танцевать, но и формирование их художественного вкуса, эстетическое и физическое развитие. Занятия бальными танцами развивают фантазию и образную память детей, обогащая их представление об искусстве.

В программе занятий бальными танцами предусмотрены не только Европейская и Латиноамериканская программы. На занятиях большое внимание уделяется и преподаванию основ этикета, умению преподнести и держать себя в обществе. За несколько месяцев занятий, у ребенка появятся хорошие манеры.

На современном этапе развития выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников разного возраста. Поэтому забота о сохранении и укреплении здоровья ребенка является в нашем обществе приоритетной, поскольку нашей стране нужны творческие, гармонично развитые, активные и здоровые личности. В связи с этим оздоровление школьников в последнее время становится приоритетным направлением.

Занятия танцем выполняют и другие важные функции: они развивают наблюдательность учащихся, дисциплинируют, сплачивают их в дружный, объединенный общими интересами коллектив, способствуют росту их общей культуры. В свою очередь рост культуры поведения начинает сказываться не только во время занятий, но и в быту, где приобретенные полезные навыки легко и естественно ими применяются. Дети начинают понимать и чувствовать эстетику поведения в быту, подтянутость и вежливость в отношениях с окружающими становятся нормой их поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью и изяществом своего костюма и прически.

В последние годы возросло число школьников, страдающих лудоманией (острая психологическая зависимость, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми). У детей, занимающихся бальными танцами, остается меньше времени проводить за компьютером или лежа на диване перед телевизором, и родители не будут беспокоиться о том, где они сейчас гуляют, потому что они будут на тренировках. Немаловажным является и то, что у танцующих детей улучшается настроение, и они заряжаются позитивной энергией.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ

Новизна данной образовательной программы заключается в распределении учебного материала в ходе занятий таким образом, чтобы на начальных этапах обучения сложный материал непосредственно бальных танцев был органично связан с более легким и интересным материалом диско-танцев, тем самым облегчая его восприятие и повышая степень интереса учащихся к занятиям бальными танцами.

Особенностью предлагаемой программы является то, что она является комплексной – на занятиях помимо хореографии большое внимание уделяется общефизическому развитию детей. Данная программа сочетает тренировочные упражнения и изучение танцевального репертуара. Данная программа сочетается с занятиями сценического искусства, музыки, помогает понять художественные связи всех жанров искусства.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа имеет художественную направленность, разработана на основе методик обучения бальным танцам, в соответствии с возрастными психо-

физиологическими особенностями детей. При разработке данной программы были взяты за основу: каталог разрешённых фигур бального танца, утверждённых Российской федерацией бального танца; нормативные документы Федерации танцевального спорта России; опыт ведущих специалистов бальной хореографии, а также материалы мастер- классов и методические рекомендации ведущих педагогов современного бального танца.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ

Программа ориентирована на дополнительное образование обучающихся младшего школьного возраста 7–17 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. В каждой группе по 10-14 человек. Во время приема и формирования учебных групп проводится первичная диагностика способностей учащихся (знаний, умений, навыков и музыкальных данных).

Возраст учащихся: от 7 до 17 лет.

Прогнозируемый результат и методы его определения

К концу стартового года обучения учащиеся должны усвоить:

  • позиции и положения рук, позиции ног;
  • правила постановки корпуса, рук, ног, головы;
  • правила исполнения изученных движений основ бального и классического танца;
  • названия всех изученных видов движений;
  • правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время выступлений.

Сформировать умение:

  • выполнять упражнения для разминки;
  • выполнять предусмотренные программой движения бального и классического

танца;


  • выполнять все виды изученных движений;
  • запоминать и исполнять танцевальные комбинации самостоятельно и в группе.

Форма обучения по программе – очная.

Форма проведения занятий: групповые занятия, индивидуальные занятия

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу (2 часа в неделю).

Для детей 7-17 лет продолжительность непрерывной непосредственно

образовательной деятельности составляет 45 минут.

Индивидуальные занятия продолжительностью 45 минут.

Во время занятий предусмотрены: 15 минут – для организационной работы, беседы с детьми и родителями, а также 10 минутные перерывы для снятия напряжения и отдыха.

Количество обучающихся в группах: 10-14 человек.

Объем и срок освоения программы: программа рассчитана на 9 месяцев. Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 72 часа.

Программа состоит из двух образовательных модулей:

  • модуль 1 «Бальные танцы 7-17 лет 1 модуль» - 40 часов, 5 месяцев;
  • модуль 2 «Бальные танцы 7-17 лет 2 модуль» - 34 часа, 4 месяца.
  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие художественно-творческих способностей обучающихся посредством обучения бальным танцам, воспитание гармоничной, социально активной личности.

Задачи Образовательные:

  • знакомство с историей бальных танцев;
  • обучение технике исполнения бальных танцев.

Развивающие:

  • развитие хореографических способностей – гибкости тела, шага, легкости прыжка

и др.;

  • формирование музыкально-ритмической координации движений;
  • развитие художественно-творческих способностей – артистизма, эмоциональности.

Воспитательные:

  • воспитание дисциплины, трудолюбия, чувства коллективизма;
  • воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
  • воспитание стремления к здоровому образу жизни.
  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

МОДУЛЬ 1 «Бальные танцы 7-17 лет 1 модуль» - 40 часов, 5 месяцев.

Цель модуля: знакомство с правилами танцевального этикета, развитие физических навыков, правильной постановкой корпуса; развитие понимания характера музыкального сопровождения, умения слушать музыку, воспринимать её характер, отражать его в движениях.

Задача модуля: научиться правильно взаимодействовать в коллективе и в паре, выучить основные позиции рук и ног, развить музыкально-ритмичное чувство.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1 МОДУЛЯ

Тематические блоки

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

2.

Коллективно порядковые и ритмические упражнения

10

5

5

Обсуждение и демонстрация упражнений

3.

Тренировочные упражнения, работа над техникой

10

5

5

Обсуждение и демонстрация упражнений

, контрольные занятия

4.

Изучение танцевальных элементов и соединений

фигур

10

5

5

Исполнение танцевальной

комбинации

5.

Подготовка концертных выступлений на основе

разучиваемых танцев

6

3

3

Исполнение танцевальной

комбинации

5.

Итоговые занятия

2

2

2

Открытое занятие для родителей и педагогов

Всего:

40

20

20

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Тема 1. Вводное занятие

Теория. Знакомство с учащимися, постановка цели и задач на год, правила техники безопасности, правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время выступлений. Беседа о бальном танце (1 час.).

Практика. Разучивание упражнений для разминки, адаптационные игры (1 час).

Тема 2. Коллективно порядковые и ритмические упражнения

Теория. Знакомство с правилами ориентации в танцевальном зале: по линии танца, к центру, к стене, диагонально к стене и к центру, против линии танца.

Передвижение в танцевальном зале в различных направлениях (5 час.).

Учащиеся во время обучения получают представление о том, как танцевальные движения выражают внутренний мир человека; что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, выразительность, лёгкость, сила, грация.

Практика. Выполнение коллективно порядковых и ритмических упражнений (5

час.).

Тема 3. Тренировочные упражнения, работа над техникой Теория. Правила выполнения тренировочных упражнений (5 час.). Практика. Выполнение тренировочных упражнений (5 час.).

  • Постановка корпуса, рук, ног, головы.
  • Позиции ног (1-6).
  • Позиции рук (подготовительная, 1-я, 2-я, 3-я).
  • Деми плие и гранд плие (по 1-й, 2-й, 3-й, 6-й позициям).
  • Батман тандю (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
  • Батман тандю с деми плие (по 1-1, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
  • Батман тандю с сокращением стопы (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
  • Батман тандю жете (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
  • Батман тандю жете с сокращением стопы в воздухе (по 1-й, 3-й позициям вперёд, в сторону, назад).
  • Релеве (по 1-й, 2-й,3-й, 6-й позициям вперёд, в сторону, назад). Прыжки (по 1-й, 2-й,3-й, 6-й позициям вперёд, в сторону, назад):
  • прыжок без перемены позиции (сотэ);
  • прыжок из позиции в позицию (эшапиэ);
  • прыжок с переменой ног в воздухе (шанжман де пье).

Элементы танцев в современных ритмах (в порядке изучения программы и по усмотрению педагога).

Координационные упражнения для рук, шеи, головы, плеч и корпуса в различных направлениях.

Упражнения для рук:

  • отведение рук рывком вверх, вниз, в сторону;
  • вращение кистей, предплечий, всей руки в разных плоскостях. Упражнения для шеи:
  • наклоны головы вперёд, назад, в сторону;
  • повороты головы в сторону;
  • вращательные движения головы. Упражнения для плеч:
  • поднимание и опускание плеч;
  • выдвижение плеч вперёд и назад;
  • вращательные движения плечами. Упражнения для корпуса:
  • повороты корпуса в стороны;
  • наклоны корпуса вперёд, назад, в стороны;
  • смещение верхней части корпуса вперёд, назад, в стороны;
  • вращательные движения корпуса. Упражнения для бёдер:
  • смещение бёдер вперёд, назад, в стороны при неподвижной верхней части корпуса;
  • вращательные движения бёдер.

Тема 4. Изучение танцевальных элементов и соединений фигур

Теория. Правила выполнения танцевальных элементов и соединений фигур (5 час.).

Практика. Отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединений фигур (5 час.).

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения:

  • основное движение;
  • виск;
  • самба ход; Соединение фигур.

Ча-Ча-Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения:

  • спот повороты влево и вправо
  • тайм степ
  • Нью-Йорк (в позицию бок о бок слева и справа) Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения:

  • основной ход на месте;
  • звено;
  • ”разрыв” (фоловей-разделение);
  • смена мест (различные варианты). Соединение фигур.

Медленный вальс. Муз. размер 3/4. Закрытое положение. Основные движения:

  • маленький квадратик
  • большой квадратик
  • перемена правая, левая; Соединение фигур.

Тема 5. Подготовка концертных выступлений на основе разучиваемых танцев Теория. Образ в танцевальной композиции (3 час.).

Практика. При постановке номеров используются только те движения и танцевальные элементы, которые уже были изучены и отработаны детьми (3 час.).

Тема 6. Итоговые занятия

Практика. Подведение итогов обучения за год. Контрольные занятия, открытые занятия для родителей и педагогов (2 час.).

Ожидаемые результаты освоения 1 модуля

К концу 1 модуля у детей складывается определенный ритм жизни от регулярности посещаемых занятий, учащиеся своевременно реагируют на слова педагога, имеют определенные навыки постановки в паре и выполнения парных элементов и движений. Могут артистично двигаться, исполнять хореографические этюды, различать особенности медленных и быстрых танцев, могут слышать и понимать значения вступительных и заключительных аккордов в упражнениях. У детей появляется чувство коллективизма, ребята сплачиваются и чувствуют себя единым целым.

МОДУЛЬ 2 «Бальные танцы 7-17 лет 2 модуль» - 32 часа, 4 месяца.

Цель модуля: увеличение сложности вариаций, музыкальность, техничность.

Отрабатывается ведение в паре.

Задача модуля: научиться правильно взаимодействовать в коллективе и в паре, улучшить технику исполнения.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2 МОДУЛЯ

Тематические блоки

Количество часов

Форма аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Собеседование

2.

Творческая деятельность, организация досуга, мастер- класс

4

2

2

Участие в конкурсах, в жизни коллектива, беседа. Обсуждение, демонстрация и

отработка упражнений

3.

Тренировочные упражнения, работа над техникой

10

5

5

Обсуждение и демонстрация упражнений

, контрольные занятия

4.

Изучение танцевальных элементов и соединений фигур

10

5

5

Исполнение танцевальной комбинации

5.

Подготовка концертных

6

3

3

Исполнение

выступлений на основе разучиваемых танцев

танцевальной комбинации

5.

Итоговые занятия

4

2

2

Открытое занятие для родителей и педагогов

Всего:

34

17

17

Тема 1. Вводное занятие

Теория. Знакомство с новыми учащимися, постановка цели и задач на 2 модуль, правила техники безопасности, правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время выступлений. Беседа о бальном танце (1 час.).

Практика. Разучивание упражнений для разминки, адаптационные игры (1 час).

Тема 2. Творческая деятельность, организация досуга, мастер-класс Тема 3. Тренировочные упражнения, работа над техникой

Теория. Правила выполнения тренировочных упражнений (5 час.).

Практика. Отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединений фигур (5 час.).

  • Основной шаг
  • Виск
  • Бото-фога
  • Вольта
  • Вольтовый поворот
  • Крисс-кросс
  • Связка в паре
  • Контрольный урок
  • Ча-ча-ча
  • Вводный урок
  • Видеофильм
  • Знакомство с понятиями «ритм» и «вес», «перенос веса с ноги на ногу
  • Постановка корпуса, ног,
  • Позиции в руках, ногах
  • Основной шаг
  • Нью-Йорк
  • Шассе-лок
  • Рука в руке
  • Обоюдный поворот
  • Алемана
  • Связка в паре
  • Контрольный урок

Тема 4. Изучение танцевальных элементов и соединений фигур

Теория. Правила выполнения танцевальных элементов и соединений фигур (5 час.).

Практика. Отработка навыков выполнения танцевальных элементов и соединений фигур (5 час.).

Тема 5. Подготовка концертных выступлений на основе разучиваемых танцев Теория. Образ в танцевальной композиции (3 час.).

Практика. При постановке номеров используются только те движения и танцевальные элементы, которые уже были изучены и отработаны детьми (3 час.).

Тема 6. Итоговые занятия

Практика. Подведение итогов обучения за год. Контрольные занятия, открытые занятия для родителей и педагогов (2 час.).

Ожидаемые результаты освоения 2 модуля

К концу 2 модуля учащиеся овладевают навыками бальной хореографии, развивают художественный вкус и повышают нравственно-эстетическую культуру

учащихся. У учащихся появляется возможность реализации творческого потенциала через включение в разные формы социально-культурной деятельности. Учащиеся развивают коммуникативные качества личности ребенка, появляется эмоциональная устойчивость, формируется культура здорового образа жизни и правил личной гигиены, снижается уровень заболеваний, связанных с нарушениями осанки и плоскостопия.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты:

  • названия и история бытовых и бальных танцев (начальные знания);
  • требования к правильной осанке;
  • основные позиции рук, ног, головы;
  • правила поведения в зале, танцевальном коллективе, правила поведения на танцевальном паркете, правила поведения во время открытых уроков, концертах, конкурсах;
  • элементарные понятия о характере, темпе, ритме музыки;
  • выполнение комплекса общеразвивающих физических и танцевальных упражнений;
  • воспроизведение хлопками или топотом различных танцевальных ритмов, используемых в танцах;
  • определение особенностей танцевальных жанров (диско, полька, вальс, самба, ча- ча-ча, джайв, квикстеп);
  • исполнение под музыку базовых движений изучаемых танцев по одному и в паре;
  • знание характера, ритма и счета каждого танца;
  • знание названий базовых фигур в каждом танце;
  • демонстрация своего исполнительского мастерства на открытых уроках, внутренних конкурсах и перед зрителями на концертах.

Личностные результаты:

  • программные требования к уровню воспитанности: повышение работоспособности, уверенность в себе, чувство ответственности, прививаются навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения, творческая активность;
  • программные требования к уровню развития: повышение физической выносливости, улучшение координации, пластики, развитие чувства ритма.

Метапредметные результаты:

  • настоящая программа опирается на понятия и навыки, которые учащиеся получают на уроках в общеобразовательной школе;
  • непосредственная связь танцев с музыкой прослеживается на каждом занятии, так как учащиеся танцуют под музыку и выражают характер музыки танцем.
  • усвоение понятий «ритм», «счет», «размер» и узнают, что музыка состоит из

«тактов» и «музыкальных фраз», при этом они учатся различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы;

  • каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение;
  • изучение общих понятий: «угол поворота», «направление движения» (по линии танца, диагонально к стене, в центр зала и т.д.) «доли счета» (1/4, 2/4, 3/4 и т.д.), существуют понятия «геометрия шагов»;
  • названия многих шагов и фигур имеют корни в английском языке, отсюда вытекает связь с изучением английского языка;
  • тесная взаимосвязь прослеживается между танцами и физкультурой. Каждый урок имеет конкретную цель – натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений.
  • регулярные занятия танцами укрепляют опорно-двигательный аппарат, сердечно- сосудистую и нервную системы.

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 МОДУЛЯ

№ п/п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Январь

9-15

Групповая

2

Вводное занятие – инструктаж по технике

безопасности

ДЮЦ

«Прометей»

Собеседовани е

2

Январь

16-22

Групповая

2

Разучивание упражнений для разминки,

адаптационные игры.

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

3

Январь

23-29

Групповая

2

Разучивание упражнений для разминки.

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация

упражнений

4

Январь/ Февраль

30-5

Групповая

2

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

5

Февраль

6-12

Групповая

2

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

,

контрольные занятия, исполнение танцевальной комбинации

6

Февраль

13-19

Групповая

2

Ча-Ча-Ча. Муз. размер 4/4. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

7

Февраль

20-26

Групповая

2

Ча-Ча-Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и

демонстрация упражнений

8

Февраль/ Март

27-5

Групповая

2

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

9

Март

6-12

Групповая

2

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

,

контрольные занятия, исполнение

танцевальной комбинации

10

Март

13-19

Групповая

2

Джайв. Муз. размер 2/4. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

11

Март

20-26

Групповая

2

Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и

демонстрация упражнений

12

Март/ Апрель

27-2

Групповая

2

Ча-Ча-Ча. Муз. размер 4/4. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

13

Апрель

3-9

Групповая

2

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения, Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

,

контрольные занятия, исполнение танцевальной комбинации

14

Апрель

10-16

Групповая

2

Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

Закрытое положение. Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

15

Апрель

17-23

Групповая

2

Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

Закрытое положение. Основные

движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

16

Апрель/ Май

24-30

Групповая

2

Самба. Муз. размер 2/4. Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения, Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

17

Май

1-7

Групповая

2

Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

Закрытое положение. Основные движения, Самба.

Муз. размер 2/4.

Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения, Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

,

контрольные занятия, исполнение танцевальной комбинации

18

Май

8-14

Групповая

2

Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

Закрытое

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и

демонстрация

положение. Основные движения, Самба.

Муз. размер 2/4.

Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения, Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

упражнений

,

контрольные занятия, исполнение танцевальной комбинации

19

Май

15-21

Групповая

2

Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

Закрытое положение. Основные движения, Самба.

Муз. размер 2/4.

Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения, Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

,

контрольные занятия, исполнение танцевальной комбинации

20

Май

22-28

Групповая

2

Медленный вальс. Муз. размер 3/4.

Закрытое положение. Основные движения, Самба.

Муз. размер 2/4.

Основные движения, Ча-Ча- Ча. Муз. размер 4/4.

Основные движения, Джайв. Муз. размер 2/4.

Основные движения

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

,

контрольные занятия, исполнение танцевальной комбинации

Всего:

40

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 МОДУЛЯ

N

п/ п

Месяц

Число

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Сентябрь

01-03

Групповая

2

Ознакомление учащихся с материалом по охране здоровья, технике безопасности.

Ознакомление с

историей танцев.

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений

2

04-10

Групповая

2

Обучение свободному владению основными

элементами и

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация

упражнений,

фигурами латино- американской программы танцев.

Обучение базовым движениям характерным для данной программы: пружинка в коленях, работа стопы с носка на всю стопу плоско, движение стоп по третьей позиции, работа бедер (восьмерка, по кругу), постановка свободных рук, ведение в паре.

контрольные занятия

3

11-17

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

4

18-24

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

5

Сентябрь- Октябрь

25-1

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений,

контрольные занятия

6

Октябрь

2-8

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

7

9-15

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

8

16-22

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные занятия, исполнение танцевальной

комбинации

9

23-29

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений,

контрольные занятия

10

Октябрь- Ноябрь

30-5

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

11

Ноябрь

6-12

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

12

13-19

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений,

контрольные занятия

13

20-26

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

14

Ноябрь- декабрь

27-3

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация

упражнений, контрольные занятия

15

Декабрь

04-10

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

16

11-17

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные

занятия

17

18-24

Групповая

2

ДЮЦ

«Прометей»

Обсуждение и демонстрация упражнений, контрольные занятия, исполнение танцевальной

комбинации

Всего

34

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ Материально-техническое обеспечение:

№ п/п

Средство обучения

Количество единиц на группу

Степень использования (в % от продолжительности

программы)

11.

Музыкальный центр

1

100%

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Уровень образования педагога по «3D мастеру»

Высшее педагогическое

Профессиональная категория педагога

Нет категории

Уровень соответствия

квалификации

Образование педагога соответствует профилю программы

  1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • конкурс;
  • фестиваль;
  • журнал посещаемости;
  • грамота;
  • сертификат;
  • портфолио;
  • рисунок;
  • концерт;
  • открытое занятие;
  • контрольный урок;
  • проект;
  • праздник;
  • диагностика;
  • соревнование;
  • итоговый отчет.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Общие правила техники безопасности:

  • В творческое объединение (ТО) допускаются учащиеся, ознакомившиеся и выполняющие требования техники безопасности.
  • Обо всех неисправностях, поломках, утечках необходимо сообщать руководителю ТО и не приступать к занятиям до устранения их нарушений.
  • До и после занятий необходимо проветривать помещение.
  • Бережно относиться к имуществу Центра.
  • В Центре находиться в сменной обуви, без головного убора.

Техника безопасности во время работы:

  • Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места, входов-выходов посторонними предметами, которые в данное время не используются в работе.
  • Без разрешения педагога не включать теле и видео – аппаратуру.
  • Использовать электрические розетки только по назначению.
  • О неисправности аппаратуры сообщать педагогу.
  • Запрещается самостоятельно устранять неполадки.
  • Разрешается пить только кипяченую воду.

Требования безопасности при аварийных ситуациях:

  • При прекращении подачи электроэнергии сообщить педагогу, который должен отключить электрооборудование из сети (розетки), покинуть помещение.
  1. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И СРОКИ ИТОГОВОЙ

АТТЕСТАЦИИ

Оценочные материалы:

В соответствии с целями и задачами программой предусмотрено проведение мониторинга и диагностических исследований обучающихся. Проведение диагностической работы позволяет в целом анализировать результативность образовательного, развивающего и воспитательного компонентов программы.

В таблицах мониторинга воспитанности и уровня обучения и личностного развития фиксируются требования, которые предъявляются к учащемуся в процессе освоения им общеобразовательной программы.

Оценка результатов выставляется по трех балловой шкале:

  • 3 балла – высокий уровень
  • 2 балла – средний уровень
  • 1 балл – низкий уровень

Диагностические таблицы фиксируют результаты обучающихся, полученные по итоговым занятиям на протяжении всего учебного года. Общий уровень определяется путем суммирования бальной оценки и деления этой суммы на количество отслеживаемых параметров.

Проведенная диагностика позволяет увидеть и проанализировать динамику уровня воспитанности, обучения и личностного развития детей, занимающихся в творческом объединении, что позволяет в дальнейшем вносить корректировку в образовательную программу.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

В

озможн ое кол- во баллов

Метод ы

диагностики

I.Теоретическая

Соответствия

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

Средний уровень

(объем усвоенных знаний составляет более 1/2); Максимальный уровень (ребенок усвоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Минимальный уровень(ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); Средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); Максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

Наблю дение, тестирование, контрольный опрос

подготовка воспитанника:

теоретических

1.1 Теоретические знания

знаний ребенка

(по основным разделам

программным

учебно-тематического

требованиям

плана программы)

2

3

1.2 Владение специальной

терминологией

Осмысленность и

1

правильность

использования

специальной

терминологии

2

3

II. Практическая

Соответствие

Минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1/2 предусмотренных умений и навыков);

Средний уровень

(объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

Максимальный уровень

( ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период).

Минимальный уровеньумений(ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

Средний уровень

(работает с оборудованием с помощью педагога); Максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).

Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие

1

Контр ольное задание

Контр ольное задание

подготовка ребенка:

практических

2.1. Практические умения

умений и навыков

и навыки,

программным

предусмотренные

требованиям

2

программой (по основным

разделам учебно –

тематического плана

программы)

3

2.2. Владение

Отсутствие

специальным

затруднений в

1

оборудованием и

использовании

оснащением

специального

оборудования и

оснащения

2

3

2.3. Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

практические задания педагога); Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); Творческий уровень(выполняет практические задания с элементами творчества).

1

2

3

Контр ольное задание

III. Обще учебные умения и навыки ребенка:

3.1. Учебно – интеллектуальные умения:

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Минимальный уровень (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); Средний уровень (работает с литературой с помощью педагога и родителей); Максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает

особых трудностей).

1

2

3

Анали

з

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возмож ное к-во баллов

Методы диагностик и

1.Профессиональная

Завершение

Минимальный уровень

1

Наблюдение

воспитанность

работы,

(в редких случаях

1.1. Этика и эстетика

использование

доводит выполнение

выполнения работы и

необходимых

работы до конца);

представления ее

дополнений

Средний уровень

2

результатов.

(полностью завершает

каждую работу, не

использует

необходимые

дополнения);

Максимальный уровень

3

(полностью завершает

каждую работу,

использует

необходимые

дополнения).

1.2Культура

Аккуратность в

Минимальный уровень

1

Наблюдение

организации своей

выполнении

(ребенок проявляет

деятельности

практической

низкий уровень

работы,

работоспособности

терпение и

работы небрежные);

работоспособн

Средний уровень

2

ость

(ребенок старается быть

аккуратным при

выполнении работ,

проявляет терпение и

работоспособность);

Максимальный уровень

3

(ребенок аккуратен в

выполнении

практической работы,

терпелив и

работоспособен).

1.3Уважительное

Объективность

Минимальный уровень

1

Наблюдение

отношение к

при

(ребенок не объективен

профессиональной

высказывании

при оценивании работы

деятельности других.

критических

сверстников);

замечаний в

Средний уровень

2

адрес чужой

(ребенок старается быть

работы

объективным при

оценивании работы

сверстников,

подчеркивает

положительные

моменты);

Максимальный уровень

3

(при высказывании

критических замечаний

в адрес работы

сверстников проявляет

объективность,

подчеркивает

положительные

моменты).

1.4.Адекватность

Стремление

Минимальный уровень

1

Наблюдение

восприятия

исправить

(не прислушивается к

профессиональной

указанные

советам педагога, в

оценки своей

ошибки,

редких случаях

деятельности и ее

умение

исправляет ошибки);

результатов

прислушиватьс

Средний уровень

2

я к советам

(стремится исправить

педагога

указанные ошибки,

прислушивается к

советам педагога);

Высокий уровень

3

(всегда исправляет

ошибки,

прислушивается к

советам педагога).

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Коллективная ответственность

Аккуратность выполнения части коллективной

Минимальный уровень (не аккуратен при выполнении работы); Средний уровень

1

2

Наблюдение

работы

(ребенок старается быть

аккуратным при

выполнении работы);

Максимальный уровень

3

(ребенок всегда

аккуратен при

выполнении

коллективной работы).

2.2.Умение

Участие в

Минимальный уровень

1

Наблюдение

взаимодействовать с

выполнении

(не принимает участие в

другими членами

коллективных

коллективных работах,

коллектива

работ, умение

с трудом находит

входить в

контакт с другими

контакт с

детьми, конфликтен);

другими

Средний уровень

2

детьми,

(принимает участие в

конфликтность

коллективных работах,

находит контакт с

другими детьми, не

конфликтен);

Максимальный уровень

3

(принимает активное

участие в коллективных

работах, всегда находит

контакт с другими

детьми, не конфликтен).

2.3.Стремление к

Стремление к

Минимальный уровень

1

Наблюдение

самореализации

саморазвитию,

(не стремится к

социально адекватными

получению

получению новых

способами

новых знаний,

знаний, умений,

умений и

навыков);

навыков,

Средний уровень

2

желание

(стремится к

показывать

саморазвитию,

другим

получению новых

результаты

знаний, умений и

своей работы

навыков, не желает

показывать свои

работы);

Высокий уровень

3

(стремится к

саморазвитию,

получению новых

знаний, умений и

навыков, проявляет

желание показывать

другим результаты

своей работы).

2.4.Соблюдение

Выполняет

Минимальный уровень

1

Наблюдение

нравственно-этических

правила

(нарушает правила

норм

поведения на

поведения на занятиях);

занятиях

Средний уровень

2

(старается соблюдать правила поведения на занятиях); Максимальный уровень (соблюдает правила

поведения на занятиях).

3

ДИАГНОСТИКА ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Профессиональная воспитанность

Социальная воспитанность

Оценка

Диагностические параметры

Этика и эстетика выполне ния работы и предста вление ее результа тов

Культура организации своей деятельност и

Уважительно е отношение к профессиона льной деятельности других

Адекватнос ть восприятия профессион альной оценки своей деятельност и и ее результатов

Коллективна я ответственно сть

Умение взаимодей ствовать с другими членами коллектив а

Стремление к самореализаци и социально адекватными способами

Соблюдени е нравствен но- этических норм

Тол ера нт- ност ь

Начало года

Фамилия Имя

Старает ся полност ью заверши ть каждую работу, использ овать необход имое дополне ние

Акку рате н в выпо лнен ии прак тиче ской рабо ты

Терп елив и рабо тосп особ ен

При высказ ывании критич еских замеча ний в адрес чужой работы старает ся быть объект ивным

По дче рк ив ает по ло жи тел ьн ое в чу жо й раб оте

Стре митс я испр авит ь указ анн ые оши бки

При слу шив аетс я к сове там педа гого в

Стара ется аккур атно выпо лнить свою часть колле ктивн ой работ ы

Учас твуе т в выпо лнен ии колл екти вных рабо т

Не меш ает друг им детя м на заня тиях

Не ко нф ли кте н

Стре митс я к само разв итию

,

полу чени ю новы х ЗУН

ов

С

желан ием показы вает другим резуль таты своей работы

Выполняет правила поведения на занятиях кружка

Доб рож елат елен

Средни й бал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

1

Сводная данных по группе

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Диагностические параметры

Фамилия Имя

Муз ыка льно сть

Ритм ично сть

Тех ни чно сть

Вы вор отн ост ь ног

Высо та танце вальн ого шага

Пост анов ка корп уса

Прио брете ние разно

-

образ ной дея- ти, опыт а позна ния и самоп ознан

ия

Приобретен ие разно- образной дея-ти, опыта познания и самопознан ия

Владение умениями совместной дея-ти согласование дея-ти с другими участника умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге

Соблюден ие норм пове- дения в окружаю щей среде

Соблюдение правил здорового образа жизни

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Сводная данных по группе

ДИАГНОСТИКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел программы

Фамилия Имя

Народный танец

Эстрадный танец

Классический танец

Партерная гимнастика

Музыкально- подвижные игры

Креативное творчество

Творчество без границ

Средний балл

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сводная данных по группе

Результатом освоения программы является положительная динамика

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРАЛЫ

Основными в освоении программы бальных танцев являются принципы «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «вместе с партнером», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению». Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т. е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. Освоение быстрых танцев с достаточно сложной координацией (например, латиноамериканских) происходит постепенно, путем протанцовывания в медленном темпе или в полтемпа под ту же музыку. Рекомендуется и после освоения фигуры при потере техничности возвращаться к медленному темпу. Перемена темпа еще более развивает чувство ритма. Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию, свойственная в детском возрасте, позволяет учащемуся считывать движения. Но необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушая музыку и не глядя на соседа. При этом надо объяснить, почему нельзя смотреть на соседа (он может ошибаться). Разбирая ошибки учащихся, педагог должен помнить, что в памяти остается последний вариант, и заканчивать разбор ошибки всегда правильным вариантом. Сложной является задача научить двигаться в паре. Здесь необходимо подвести учащихся к изменению мироощущения из «я» в «мы», потому что, только ощущая себя

«вместе», можно справиться с техническими рекомендациями по исполнению парной фигуры. В танцах со сложной координацией, особенно в латиноамериканской программе, необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец «начинается от пола», и следует показывать и объяснять в последовательности: • куда наступаем (как переносим вес); • как ставим ногу (как работает стопа); • что делает колено; • как работают бедра; • что делает корпус; • как танцуют руки; • куда направлен взгляд (что делает голова). Информация наслаивается одна на другую, и, если на каком-то этапе вдруг начинает пропадать уже достигнутое, необходимо на время вернуться назад и еще раз подойти к нужному рубежу. Параллельное изучение сразу 2—3 танцев разнообразит занятие, переключает внимание и повышает интерес учащихся, приводит к более быстрому «растанцовыванию» занимающегося, позволяет раньше вводить на уроке элементы соревнований и конкурсов. Дети среднего школьного возраста способны осмысливать свои действия, и это надо использовать и развивать, объясняя, для чего мы то или иное делаем: «В танцах ничего не бывает просто так». Им лучше объяснять конкретнее: какие мышцы и как надо включить в работу, как правильно перенести вес с ноги на ногу в движении. Когда усвоена техника, можно перейти к ритмической окраске и в область ощущений, ассоциаций. Только осознав и осмыслив значение того или иного приема, учащийся встает на более высокую ступень совершенства и собственного творчества. На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь– жест–музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание. В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых. Методы обучения. 1. Показ и объяснение техники исполнения движений, связок и вариаций. 2. Совместное исполнение движений и вариаций поэтапно. Сначала исполнение отдельных элементов, исполнение целого движения медленно, в темпе, затем под медленную музыку и под музыку в конкурсном темпе. 3. Разбор общих и индивидуальных ошибок. Индивидуальное объяснение отдельным ученикам. 4. Игра. На начальном этапе обучения наиболее эффективны занятия с использованием игр. Это могут быть шуточные задания и упражнения на ритмике, ролевые игры в процессе изучения детских танцев, танцевальные игры «Разрешите пригласить», «Найди себе пару» и другие, используемые для закрепления конкретных движений и правил взаимодействия в паре и коллективе. 5. Беседа. В разделах «история развития танца», «музыкальная грамота» широко используется беседа. Беседа используется практически в каждой теме занятий. Она позволяет настроить детей на работу, помогает понять смысл того или иного движения или танца, позволяет освоить не только практические, но и теоретические знания по танцам. Беседа в первую очередь имеет воспитательную направленность. Она помогает привлечь детей к оценке поступков,

сформировать навыки культурного поведения, нравственности, научить взаимодействию с педагогом, между членами коллектива, в паре, отношениям и правилам поведения между мальчиками и девочками. В процессе тематических бесед эффективным является использование видеоматериала о современных бальных танцах, конкурсах международного уровня, профессионалах бального танца. Беседа в процессе занятий включает в себя также обсуждение увиденного на конкурсе, разбор выступления каждого участника и пары, выводы, работу над ошибками. 6. Привлечение детей к показу движений. Исполнение движения, связки движений теми детьми, у которых это получается лучше. Данный метод стимулирует учащихся сделать движение так же, как его товарищ, и лучше. 7. При индивидуализированно-групповой форме работы возможно использовать помощь учащихся в обучении тех детей, у которых движение не получается, по принципу «получилось у самого – объясни товарищу, помоги ему». 8. Творческое задание на уроке: кто выразительней и правильней сделает движение или станцует вариацию. Здесь можно использовать исполнение танцев по одному или по одной паре и привлекать учащихся к оценке исполнения и выявления ошибок. Данный метод очень эффективен. Дети учатся замечать ошибки в исполнении своих товарищей, запоминать и не допускать их в своем танце.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

По строению урока, и по его насыщенности уроки обучения бальным танцам являются уроками физической культуры. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — натренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. При этом модуль содержит богатые возможности для формирования общеучебных навыков учащихся, что создает основу для целостного развития личности. Показателем этого являются раскрытые ниже межпредметные связи, которые влияют на успешное прохождение этого курса и усвоение других учебных дисциплин. Настоящий модуль опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на других уроках в общеобразовательной школе. Он является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике. Непосредственная связь с музыкой прослеживается на всем этапе, так как мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. Учащиеся должны усвоить понятия «ритм», «счет», «размер» и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах. При изучении общих понятий в бальных танцах учащиеся сталкиваются с понятиями «угол поворота», «направление движения» (по линии танца, диагонально), «доли счета» (¼, 2/4, ¾ и т. д.). Существуют понятия «геометрия шагов», «диаграмма шагов». Учащиеся пользуются понятиями «вес тела», «ось поворота», «импульс движения», «ускорение». Законодателем моды в бальных танцах является Англия, поэтому часто названия шагов и фигур звучат на английском языке. Отсюда вытекает связь с изучением английского языка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Бочкарева, Н.И. Ритмика и хореография [Текст]/Н.И. Бочкарева.– Кемерово, 2000. – 101 с.

  1. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. С. – Петербург, 2000. – С5.
  2. Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы.– Москва

«ВАКО», 2005

  1. Зенн Л. В. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики // ://www.kindergenii
  2. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста / А.Н. Зимина. М.: Владос, 2000.
  3. Каплунова И. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений. Этот удивительный ритм. Развитие чувства ритма у детей. /И. Каплунова, И. Новоскольцева. – Санкт-Петербург «Композитор», 2005.
  4. Колодницкий, Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей / Г.А. Колодницкий. – М.: Гном-Пресс, 2000. – 61с.
  5. Кошмина И.В. Музыкальный букварь.– Москва «ОЛИСС, ДЕЛЬТА», 2005.
  6. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов /М.А.Михайлова. – Ярославль «Академия развития», 200

  1. "Техника освоения европейских танцев", под ред. Ю. Пина, Лондон- Санкт- Петербург, 2003 год.
  2. "Техника освоения латиоамериканских танцев", под ред. Ю. Пина, Лондон- Санкт- Петербург, 2003год.
  3. "Ритмическая гимнастика и игровой танец". Учебно- методический центр "Аллегро", СПБ 1993год.
  4. Танцевальная импровизация- теория, история и практика. 1999год.
  5. Шлимак О.А. Авторская учебная программа СТК "Каштан" 2000год.
  6. Детские танцы с Климовой Анной. Видеоколлекция.- М., 2003год.
  7. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология.- М., 2007год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»

Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...