Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников
рабочая программа
Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии.
Возраст детей – 7 - 9 лет.
Сроки реализации программы - 2 года обучения.
Занятия проводятся на внебюджетной основе.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека и повышает его самооценку. Данная программа ведет к освоению одного из самых элегантных видов танцевального искусства. Включает в себя все аспекты воспитания: от совершенствования физической формы тела до очень тонкой и деликатной области межличностных отношений, помогающий детям в будущем легче адаптироваться в любой социальной среде. Цель программы: создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка, успешно адаптирующейся в условиях современной жизни, посредством бальной хореографии и тесного сотрудничества педагога и родителей.
Задачи программы -
образовательные:
- познакомить с историей происхождения бальных танцев;
- способствовать формированию навыков танцевального мастерства;
- обучить основам актерского мастерства танцоров.
развивающие:
- обеспечить развитие правильной осанки, координации, гибкости, пластики,
общей физической выносливости;
- способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их
двигательной и логической памяти;
- предоставить возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.
воспитательные:
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- способствовать формированию эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, согласно сценическому образу и правилам ФТСР, применяемых к возрастным категориям танцоров, а также культуры эмфатического общения;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- способствовать распространению влияния эстетики бального танца среди сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
balnye_tantsy_dlya_nachinayushchih_pedagog_maslov_a.a.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
Бальные танцы для младших школьников
Возраст детей – 7-9 лет
Сроки реализации –2 года
Автор – Маслов А.А.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии.
Возраст детей – 7 - 9 лет.
Сроки реализации программы - 2 года обучения.
Занятия проводятся на внебюджетной основе.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека и повышает его самооценку. Данная программа ведет к освоению одного из самых элегантных видов танцевального искусства. Включает в себя все аспекты воспитания: от совершенствования физической формы тела до очень тонкой и деликатной области межличностных отношений, помогающий детям в будущем легче адаптироваться в любой социальной среде.
Работая с детьми, следует учитывать, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в прямом положении. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки.
У детей данного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность, несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения.
Хотя такие важные для занятий бальным танцем способности, как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых, следует отметить, что эти способности быстро развиваются посредством упражнений, а младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцем.
Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.
Используются следующие методы работы:
-объяснительно-иллюстративный. Педагог показывает детям новые фигуры, объясняет технику их исполнения, иллюстрирует каждый шаг. Дети пошагово заучивают элементы. Потом соединяют отдельные шаги в целую фигуру;
-поэтапное обучение. Занятия построены таким образом, что дети обучаются от простых основных шагов к освоению сложных фигур и танцам в паре. Используется принцип от простого к сложному;
-включенная демонстрация. Приглашаются наиболее успевающие дети для разучивания различных элементов в подгруппах;
Цель программы: создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка, успешно адаптирующейся в условиях современной жизни, посредством бальной хореографии и тесного сотрудничества педагога и родителей.
Задачи программы -
образовательные:
- познакомить с историей происхождения бальных танцев;
- способствовать формированию навыков танцевального мастерства;
- обучить основам актерского мастерства танцоров.
развивающие:
- обеспечить развитие правильной осанки, координации, гибкости, пластики,
общей физической выносливости;
- способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их
двигательной и логической памяти;
- предоставить возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.
воспитательные:
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- способствовать формированию эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, согласно сценическому образу и правилам ФТСР, применяемых к возрастным категориям танцоров, а также культуры эмфатического общения;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- способствовать распространению влияния эстетики бального танца среди сверстников.
Формы и режим занятий.
В группы 1 года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, не имеющие противопоказаний к занятиям хореографией (на основании представленной справки из поликлиники). Допустимое количество обучающихся в группе – 15 человек. Для достижения прогнозируемых результатов оптимальный состав группы – 10-12 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Группа 2 года обучения формируется из числа детей, успешно освоивших материал 1 года обучения и физически подготовленных детей соответствующего возраста, имеющих достаточный уровень развития чувства ритма и музыкального слуха. В этих группах учащиеся занимаются наработкой танцевального материала, на базовом материале, который был получен ранее, изучается новый, более сложный материал. Начинаются первые конкурсные выступления, результаты которых заносятся в специальные классификационные книжки.
Формы занятий.
- Групповые занятия.
- Аттестации, соревнования.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение навыками бальной хореографии.
2.Развитие художественного вкуса и повышение нравственно-эстетической культуры обучающихся.
3.Возможность реализации творческого потенциала личности ребенка через включение в разные формы социально-культурной деятельности.
4.Развитие коммуникативных качеств личности ребенка.
5.Появление эмоциональной устойчивости.
6.Формирование культуры здорового образа жизни и правил личной гигиены.
7.Снижение заболеваний, связанных с нарушениями осанки и плоскостопия.
К концу обучения у детей складывается определенный ритм жизни от регулярности посещаемых занятий, обучающиеся своевременно реагируют на слова педагога, имеют определенные навыки постановки в паре и выполнения парных элементов и движений. Могут артистично двигаться, исполнять хореографические этюды, различать особенности медленных и быстрых танцев, могут слышать и понимать значения вступительных и заключительных аккордов в упражнениях. У детей появляется чувство коллективизма, ребята сплачиваются и чувствуют себя единым целым.
3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Комплекс общих физических и танцевальных упражнений. | 7 | 1 | 6 |
3 | Музыкальная азбука. | 4 | - | 4 |
4 | Основы классической хореографии. | 3 | 1 | 2 |
5 | Детские танцы. | 26 | 5 | 21 |
6 | Знакомство с европейским бальным танцем. | 10 | 3 | 7 |
7 | Знакомство с латиноамериканскими танцами. | 12 | 3 | 9 |
8 | Беседа об общей спортивной этике. | 2 | 2 | - |
9 | Повторение пройденного материала | 4 | - | 4 |
10 | Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 |
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Комплекс общих физических и танцевальных упражнений. | 9 | - | 9 |
3 | Основы музыкальных ритмов | 2 | - | 2 |
4 | Элементы классического танца | 2 | 1 | 1 |
5 | Европейская программа | 22 | 3 | 19 |
6 | Латиноамериканская программа | 27 | 4 | 23 |
7 | Беседа об общей спортивной этике. | 1 | 1 | - |
8 | Повторение пройденного материала | 6 | - | 6 |
9 | Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
1. Вводное занятие.
Требования и порядок проведения занятий в Центре, ТБ. Знакомство с коллективом. Ознакомление участников объединения с программой, правилами поведения с требованиями к внешнему виду, форме одежды (обувь, костюм, прически). Беседа с детьми об основах хореографии. Обучение поклону (приветствие - прощание).
2.Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.
Спортивно-танцевальная разминка, ритмика с элементами пластики, пластика, сценические рисунки, различные перестроения в зале под музыку, вращения на месте и в продвижении. Сгибание коленей, подъем на полупальцы, подскоки, прыжки, работа корпуса. Подготовительные упражнения для диско-танцев. Выполнение комплекса упражнений.
3. Основы музыкальных ритмов.
Музыка и ее характер. Варианты музыкального сопровождения, характер музыки (веселый, печальный, плавный, обрывистый, медленный, быстрый и т.д.), музыкальный размер: 2/4, 4/4, 3/4. Понятие ритма в музыке, его выделение. Сильные доли такта, слабые доли, акцент. Различие ритмических рисунков. Выполнение музыкально-ритмических заданий.
4. Элементы классического танца.
Основы хореографии: изучение позиций ног (I, II, III, VI), рук (подготовительное положение, I, II, III).
5.Европейская программа:
Движения «Медленного вальса», «Квикстеп».
а) Медленный вальс. Повторение основных фигур медленного вальса. Большой квадрат. Понятие линии танца и направления шага. Правый поворот, левый поворот. Понятие променадной позиции. Шассе из променадной позиции. Составление схемы, танцевание в паре.
б) Квикстеп. Подготовительные упражнения. Отработка непрерывного движения с помощью естественных шагов вперед и назад в ритме квикстепа. Удлинение шага с помощью жима. Четвертной поворот вправо. Поступательное шассе. Лок-степ вперед и назад. Разучивание схемы. Отработка в паре.
6.Латиноамериканская программа:
Новые Танцевальные движения.
а) Самба. Променадный самба-ход. Боковой самба-ход. Виск в повороте. Ботафога: с продвижением назад, в променадной и контрапроменадной позициях, в теневой позиции. Разучивание схемы. Отработка в паре.
б) Ча-ча-ча. Основное движение в открытой позиции. Хип-твист. Веер. Клюшка. Спот-поворот вправо и влево. Разучивание схемы. Отработка в паре.
в) Джайв. Смена рук за спиной. Линк. Хлыст. Променадные ходы. Американский спин. Разучивание схемы. Отработка в паре.
7.Беседа об общей спортивной этике. Правила поведения на соревнованиях и конкурсной площадке. Отношения в паре.
8.Повторение пройденного материала. На этих занятиях повторяется и закрепляется весь пройденный материал за полугодие, год.
9. Подведение итогов.
На основании результатов занятий и аттестаций детей в течение танцевального сезона оценивается уровень освоения программы: низкий, средний, высокий.
2 год обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с центром. Беседа о требованиях к внешнему виду. Знакомство со студией бального танца «Юнона». Ознакомление воспитанников с программой II года обучения. Напоминание правил поведения во время занятия, общие правила безопасного поведения в Центре и на выезде. Организационные вопросы.
2.Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.
Спортивно-танцевальная разминка, ритмика с элементами пластики, пластика, сценические рисунки, различные перестроения в зале под музыку, вращения на месте и в продвижении. Упражнения на развитие координации движений. Упражнения для европейской программы. Упражнения для латиноамериканской программы.
3.Музыкальная азбука.
Выделение музыкальных акцентов. Понятие различных ритмических рисунков в танцах европейской и латиноамериканской программы.
4.Основы классической хореографии.
Demi-plie, battement tendu, battement tendu jete, 1-6 позиции ног, позиции рук. Выполнение элементов на середине зала.
5.Детские танцы.
Хореографические этюды, направленные на отработку полученных знаний, проработку рисунков танцев, взаимодействие в парах, вхождение в хореографический образ. Выполнение подготовительных упражнений. Разучивание композиции. Танцевание композиции в паре. Подтанцовки к современным детским песням, танцы-хороводы, танцы-игры и т.д. к Новому году,«Макарена», «Ламбада», «Твист», «Рок-н-рол», и т.д.
6. Европейская программа бальных танцев, «Е» класс. Движения-подготовки на технику исполнения. Танцевальные фигуры, связки, комбинации. Исполнение танцевальных композиций с учетом особенностей европейской программы.
7. Латиноамериканская программа бальных танцев, «Е» класс.
Движения-подготовки на технику исполнения. Танцевальные фигуры, связки, комбинации. Исполнение танцевальных композиций с учетом особенностей латиноамериканской программы.
8.Беседа об общей спортивной этике.
Беседа о поведении на соревнованиях.
9.Повторение пройденного материала.
На этих занятиях повторяется и закрепляется весь пройденный материал за полугодие, год.
10.Подведение итогов.
На основании результатов занятий и аттестаций детей в течение танцевального сезона оценивается их уровень освоения программы: низкий, средний, высокий.
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. Гусев С.И. Детские бытовые массовые танцы. [Текст]-М., 1985.
2. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. [Текст]– Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3. Копорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. [Текст]-М., 1978.
4. Лиф И.В. Ритмика. [Текст]- М., Академия , 1999.
5. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. – Перевод и ред. Ю.С. Пина. [Текст]- М., С-П., 1993.
6. Немов Р.С. Общая психология: Учебная деятельность студии образовательных учреждений среднего профессионального образования. [Текст]-М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
7. Новые бальные танцы. [Текст]-М., 1980.
8. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. [Текст]-Лондон. Имперское общество учителей танцев. Перевод и ред. Ю.С. Пина. – М., С-П., 1992.
9. Пересмотренные направления и формы обучения танцам. – Перевод и ред. Ю.С. Пина. [Текст]- М., С-П., 1995.
10. Светинская В.Н. Современный бальный танец. Учебное пособие. [Текст]-М., 1976.
11. Современный бальный танец. Под редакцией В.М.Стриганова и В.И.Уральской. [Текст]-М., Просвещение 1978.
12. Строганов В.Н. Современный бальный танец. [Текст]- М., 1975.
13. Ткаченко Т.С. Народный танец. [Текст]-М., 1980.
14. Уральская В. Разрешите пригласить! Репертуарный сборник. [Текст]-М., 1973.
15. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. [Текст]-Минск. Издательство «Народная асвета», 1973.
Для детей:
1. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. – [Текст]-М., 1973.
2. Гринберг Е.Я. Растем красивыми. [Текст]- Новосибирск, 1992.
3. Земская И. Свет мой, зеркало, скажи. [Текст]- Новосибирск, 1984.
4. История костюма. [Текст]-М., Искусство, 1996.
5. Как построить свое «я». [Текст]- М., Педагогика, 1991.
Интернет ресурсы:
1. Бальный танец в становлении личности: история и современность
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. -(http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625a2ad78a4d53a88521216d37_1.html)
2. Все для хореографов и танцоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа.- http://www.horeograf.com/
3. Выбор.SU - общероссийский интернет-портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа.- http://www.vybor.su/author/2007-06-07_courage.htm
4. Гендерные отличия спортсменов подросткового возраста в бальных танцах [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -(http://www.informio.ru/publications/id736/Gendernye-otlichijasportsmenov-podrostkovogo-vozrasta-v-balnyh-tancah)
5. Методы обучения бальным танцам [Электронный ресурс]. – Режим доступа.- (http://book-science.ru/humanities/perfarts/metody-obuchenijabal-nym-tancam.html?page=5)
6. Содержание программы «Музыка с мамой» [Электронный ресурс]. –Режим доступа. - http://www.mama-music.ru/list.html
7. Федерация Танцевального Спорта России [Электронный ресурс]. –Режим доступа.- http://www.ftsr.ru/data.php
8. Философия и этика бальных танцев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://dnevniki.ykt.ru/maverick/437747
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...
Дополнительная общеобразовательная программа для старших школьников "ЛИДЕР" с календарно-тематическим планированием
«ЛИДЕР» - понятие сложное и многогранное. Они являются обладателями самых разнообразных качеств, свойств, привычек, знаний, умений. Что из этого определят статус лидера, ответить сложно. Но точно можн...
Методические рекомендации для обучающихся по изучении основных фигур танца «Медленный вальс» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
Рассмартиваются технические аспекты исполнения фигур "Е" класса...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»
Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...