Дополнительная общеобразовательная программа Бальные танцы для младших школьников
рабочая программа
Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии.
Возраст детей – 7 - 9 лет.
Сроки реализации программы - 2 года обучения.
Занятия проводятся на внебюджетной основе.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека и повышает его самооценку. Данная программа ведет к освоению одного из самых элегантных видов танцевального искусства. Включает в себя все аспекты воспитания: от совершенствования физической формы тела до очень тонкой и деликатной области межличностных отношений, помогающий детям в будущем легче адаптироваться в любой социальной среде. Цель программы: создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка, успешно адаптирующейся в условиях современной жизни, посредством бальной хореографии и тесного сотрудничества педагога и родителей.
Задачи программы -
образовательные:
- познакомить с историей происхождения бальных танцев;
- способствовать формированию навыков танцевального мастерства;
- обучить основам актерского мастерства танцоров.
развивающие:
- обеспечить развитие правильной осанки, координации, гибкости, пластики,
общей физической выносливости;
- способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их
двигательной и логической памяти;
- предоставить возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.
воспитательные:
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- способствовать формированию эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, согласно сценическому образу и правилам ФТСР, применяемых к возрастным категориям танцоров, а также культуры эмфатического общения;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- способствовать распространению влияния эстетики бального танца среди сверстников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная программа
Бальные танцы для младших школьников
Возраст детей – 7-9 лет
Сроки реализации –2 года
Автор – Маслов А.А.
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Бальные танцы для младших школьников» – социально-педагогической направленности - направлена на усиление эстетического развития младших школьников и повышение их общей культуры с помощью средств хореографии.
Возраст детей – 7 - 9 лет.
Сроки реализации программы - 2 года обучения.
Занятия проводятся на внебюджетной основе.
Актуальность, педагогическая целесообразность.
Бальный танец обладал и обладает огромным потенциалом для развития гармоничной личности. Начиная с XVIII и по сегодняшний день, бальная хореография придает уверенность в движениях, свободу и непринужденность в постановке фигуры, что положительным образом влияет на психический строй человека и повышает его самооценку. Данная программа ведет к освоению одного из самых элегантных видов танцевального искусства. Включает в себя все аспекты воспитания: от совершенствования физической формы тела до очень тонкой и деликатной области межличностных отношений, помогающий детям в будущем легче адаптироваться в любой социальной среде.
Работая с детьми, следует учитывать, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в прямом положении. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система - все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки.
У детей данного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность, несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения.
Хотя такие важные для занятий бальным танцем способности, как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых, следует отметить, что эти способности быстро развиваются посредством упражнений, а младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцем.
Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретают для детей этого возраста занятия, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования.
Используются следующие методы работы:
-объяснительно-иллюстративный. Педагог показывает детям новые фигуры, объясняет технику их исполнения, иллюстрирует каждый шаг. Дети пошагово заучивают элементы. Потом соединяют отдельные шаги в целую фигуру;
-поэтапное обучение. Занятия построены таким образом, что дети обучаются от простых основных шагов к освоению сложных фигур и танцам в паре. Используется принцип от простого к сложному;
-включенная демонстрация. Приглашаются наиболее успевающие дети для разучивания различных элементов в подгруппах;
Цель программы: создание условий для формирования гармонично развитой личности ребенка, успешно адаптирующейся в условиях современной жизни, посредством бальной хореографии и тесного сотрудничества педагога и родителей.
Задачи программы -
образовательные:
- познакомить с историей происхождения бальных танцев;
- способствовать формированию навыков танцевального мастерства;
- обучить основам актерского мастерства танцоров.
развивающие:
- обеспечить развитие правильной осанки, координации, гибкости, пластики,
общей физической выносливости;
- способствовать развитию чувства ритма и музыкальности детей, их
двигательной и логической памяти;
- предоставить возможность развития творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.
воспитательные:
- приобщить ребенка к здоровому образу жизни;
- способствовать формированию эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, согласно сценическому образу и правилам ФТСР, применяемых к возрастным категориям танцоров, а также культуры эмфатического общения;
- воспитать чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- способствовать распространению влияния эстетики бального танца среди сверстников.
Формы и режим занятий.
В группы 1 года обучения принимаются дети младшего школьного возраста, не имеющие противопоказаний к занятиям хореографией (на основании представленной справки из поликлиники). Допустимое количество обучающихся в группе – 15 человек. Для достижения прогнозируемых результатов оптимальный состав группы – 10-12 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Группа 2 года обучения формируется из числа детей, успешно освоивших материал 1 года обучения и физически подготовленных детей соответствующего возраста, имеющих достаточный уровень развития чувства ритма и музыкального слуха. В этих группах учащиеся занимаются наработкой танцевального материала, на базовом материале, который был получен ранее, изучается новый, более сложный материал. Начинаются первые конкурсные выступления, результаты которых заносятся в специальные классификационные книжки.
Формы занятий.
- Групповые занятия.
- Аттестации, соревнования.
2. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Овладение навыками бальной хореографии.
2.Развитие художественного вкуса и повышение нравственно-эстетической культуры обучающихся.
3.Возможность реализации творческого потенциала личности ребенка через включение в разные формы социально-культурной деятельности.
4.Развитие коммуникативных качеств личности ребенка.
5.Появление эмоциональной устойчивости.
6.Формирование культуры здорового образа жизни и правил личной гигиены.
7.Снижение заболеваний, связанных с нарушениями осанки и плоскостопия.
К концу обучения у детей складывается определенный ритм жизни от регулярности посещаемых занятий, обучающиеся своевременно реагируют на слова педагога, имеют определенные навыки постановки в паре и выполнения парных элементов и движений. Могут артистично двигаться, исполнять хореографические этюды, различать особенности медленных и быстрых танцев, могут слышать и понимать значения вступительных и заключительных аккордов в упражнениях. У детей появляется чувство коллективизма, ребята сплачиваются и чувствуют себя единым целым.
3.УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | - |
2 | Комплекс общих физических и танцевальных упражнений. | 7 | 1 | 6 |
3 | Музыкальная азбука. | 4 | - | 4 |
4 | Основы классической хореографии. | 3 | 1 | 2 |
5 | Детские танцы. | 26 | 5 | 21 |
6 | Знакомство с европейским бальным танцем. | 10 | 3 | 7 |
7 | Знакомство с латиноамериканскими танцами. | 12 | 3 | 9 |
8 | Беседа об общей спортивной этике. | 2 | 2 | - |
9 | Повторение пройденного материала | 4 | - | 4 |
10 | Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 |
2 год обучения
№ | Название темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Комплекс общих физических и танцевальных упражнений. | 9 | - | 9 |
3 | Основы музыкальных ритмов | 2 | - | 2 |
4 | Элементы классического танца | 2 | 1 | 1 |
5 | Европейская программа | 22 | 3 | 19 |
6 | Латиноамериканская программа | 27 | 4 | 23 |
7 | Беседа об общей спортивной этике. | 1 | 1 | - |
8 | Повторение пройденного материала | 6 | - | 6 |
9 | Подведение итогов. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 72 |
4.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
1. Вводное занятие.
Требования и порядок проведения занятий в Центре, ТБ. Знакомство с коллективом. Ознакомление участников объединения с программой, правилами поведения с требованиями к внешнему виду, форме одежды (обувь, костюм, прически). Беседа с детьми об основах хореографии. Обучение поклону (приветствие - прощание).
2.Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.
Спортивно-танцевальная разминка, ритмика с элементами пластики, пластика, сценические рисунки, различные перестроения в зале под музыку, вращения на месте и в продвижении. Сгибание коленей, подъем на полупальцы, подскоки, прыжки, работа корпуса. Подготовительные упражнения для диско-танцев. Выполнение комплекса упражнений.
3. Основы музыкальных ритмов.
Музыка и ее характер. Варианты музыкального сопровождения, характер музыки (веселый, печальный, плавный, обрывистый, медленный, быстрый и т.д.), музыкальный размер: 2/4, 4/4, 3/4. Понятие ритма в музыке, его выделение. Сильные доли такта, слабые доли, акцент. Различие ритмических рисунков. Выполнение музыкально-ритмических заданий.
4. Элементы классического танца.
Основы хореографии: изучение позиций ног (I, II, III, VI), рук (подготовительное положение, I, II, III).
5.Европейская программа:
Движения «Медленного вальса», «Квикстеп».
а) Медленный вальс. Повторение основных фигур медленного вальса. Большой квадрат. Понятие линии танца и направления шага. Правый поворот, левый поворот. Понятие променадной позиции. Шассе из променадной позиции. Составление схемы, танцевание в паре.
б) Квикстеп. Подготовительные упражнения. Отработка непрерывного движения с помощью естественных шагов вперед и назад в ритме квикстепа. Удлинение шага с помощью жима. Четвертной поворот вправо. Поступательное шассе. Лок-степ вперед и назад. Разучивание схемы. Отработка в паре.
6.Латиноамериканская программа:
Новые Танцевальные движения.
а) Самба. Променадный самба-ход. Боковой самба-ход. Виск в повороте. Ботафога: с продвижением назад, в променадной и контрапроменадной позициях, в теневой позиции. Разучивание схемы. Отработка в паре.
б) Ча-ча-ча. Основное движение в открытой позиции. Хип-твист. Веер. Клюшка. Спот-поворот вправо и влево. Разучивание схемы. Отработка в паре.
в) Джайв. Смена рук за спиной. Линк. Хлыст. Променадные ходы. Американский спин. Разучивание схемы. Отработка в паре.
7.Беседа об общей спортивной этике. Правила поведения на соревнованиях и конкурсной площадке. Отношения в паре.
8.Повторение пройденного материала. На этих занятиях повторяется и закрепляется весь пройденный материал за полугодие, год.
9. Подведение итогов.
На основании результатов занятий и аттестаций детей в течение танцевального сезона оценивается уровень освоения программы: низкий, средний, высокий.
2 год обучения
1.Вводное занятие.
Знакомство с центром. Беседа о требованиях к внешнему виду. Знакомство со студией бального танца «Юнона». Ознакомление воспитанников с программой II года обучения. Напоминание правил поведения во время занятия, общие правила безопасного поведения в Центре и на выезде. Организационные вопросы.
2.Комплекс общих физических и танцевальных упражнений.
Спортивно-танцевальная разминка, ритмика с элементами пластики, пластика, сценические рисунки, различные перестроения в зале под музыку, вращения на месте и в продвижении. Упражнения на развитие координации движений. Упражнения для европейской программы. Упражнения для латиноамериканской программы.
3.Музыкальная азбука.
Выделение музыкальных акцентов. Понятие различных ритмических рисунков в танцах европейской и латиноамериканской программы.
4.Основы классической хореографии.
Demi-plie, battement tendu, battement tendu jete, 1-6 позиции ног, позиции рук. Выполнение элементов на середине зала.
5.Детские танцы.
Хореографические этюды, направленные на отработку полученных знаний, проработку рисунков танцев, взаимодействие в парах, вхождение в хореографический образ. Выполнение подготовительных упражнений. Разучивание композиции. Танцевание композиции в паре. Подтанцовки к современным детским песням, танцы-хороводы, танцы-игры и т.д. к Новому году,«Макарена», «Ламбада», «Твист», «Рок-н-рол», и т.д.
6. Европейская программа бальных танцев, «Е» класс. Движения-подготовки на технику исполнения. Танцевальные фигуры, связки, комбинации. Исполнение танцевальных композиций с учетом особенностей европейской программы.
7. Латиноамериканская программа бальных танцев, «Е» класс.
Движения-подготовки на технику исполнения. Танцевальные фигуры, связки, комбинации. Исполнение танцевальных композиций с учетом особенностей латиноамериканской программы.
8.Беседа об общей спортивной этике.
Беседа о поведении на соревнованиях.
9.Повторение пройденного материала.
На этих занятиях повторяется и закрепляется весь пройденный материал за полугодие, год.
10.Подведение итогов.
На основании результатов занятий и аттестаций детей в течение танцевального сезона оценивается их уровень освоения программы: низкий, средний, высокий.
V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для педагога:
1. Гусев С.И. Детские бытовые массовые танцы. [Текст]-М., 1985.
2. Кауль Н. Как научиться танцевать. Спортивные бальные танцы. [Текст]– Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
3. Копорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. [Текст]-М., 1978.
4. Лиф И.В. Ритмика. [Текст]- М., Академия , 1999.
5. Мур А. Пересмотренная техника европейских танцев. – Перевод и ред. Ю.С. Пина. [Текст]- М., С-П., 1993.
6. Немов Р.С. Общая психология: Учебная деятельность студии образовательных учреждений среднего профессионального образования. [Текст]-М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
7. Новые бальные танцы. [Текст]-М., 1980.
8. Пересмотренная техника латиноамериканских танцев. [Текст]-Лондон. Имперское общество учителей танцев. Перевод и ред. Ю.С. Пина. – М., С-П., 1992.
9. Пересмотренные направления и формы обучения танцам. – Перевод и ред. Ю.С. Пина. [Текст]- М., С-П., 1995.
10. Светинская В.Н. Современный бальный танец. Учебное пособие. [Текст]-М., 1976.
11. Современный бальный танец. Под редакцией В.М.Стриганова и В.И.Уральской. [Текст]-М., Просвещение 1978.
12. Строганов В.Н. Современный бальный танец. [Текст]- М., 1975.
13. Ткаченко Т.С. Народный танец. [Текст]-М., 1980.
14. Уральская В. Разрешите пригласить! Репертуарный сборник. [Текст]-М., 1973.
15. Череховская Р.Л. Танцевать могут все. [Текст]-Минск. Издательство «Народная асвета», 1973.
Для детей:
1. Вербицкая А.В. Основы сценического движения. – [Текст]-М., 1973.
2. Гринберг Е.Я. Растем красивыми. [Текст]- Новосибирск, 1992.
3. Земская И. Свет мой, зеркало, скажи. [Текст]- Новосибирск, 1984.
4. История костюма. [Текст]-М., Искусство, 1996.
5. Как построить свое «я». [Текст]- М., Педагогика, 1991.
Интернет ресурсы:
1. Бальный танец в становлении личности: история и современность
[Электронный ресурс]. – Режим доступа. -(http://knowledge.allbest.ru/culture/2c0a65625a2ad78a4d53a88521216d37_1.html)
2. Все для хореографов и танцоров [Электронный ресурс]. – Режим доступа.- http://www.horeograf.com/
3. Выбор.SU - общероссийский интернет-портал [Электронный ресурс]. –Режим доступа.- http://www.vybor.su/author/2007-06-07_courage.htm
4. Гендерные отличия спортсменов подросткового возраста в бальных танцах [Электронный ресурс]. – Режим доступа. -(http://www.informio.ru/publications/id736/Gendernye-otlichijasportsmenov-podrostkovogo-vozrasta-v-balnyh-tancah)
5. Методы обучения бальным танцам [Электронный ресурс]. – Режим доступа.- (http://book-science.ru/humanities/perfarts/metody-obuchenijabal-nym-tancam.html?page=5)
6. Содержание программы «Музыка с мамой» [Электронный ресурс]. –Режим доступа. - http://www.mama-music.ru/list.html
7. Федерация Танцевального Спорта России [Электронный ресурс]. –Режим доступа.- http://www.ftsr.ru/data.php
8. Философия и этика бальных танцев. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://dnevniki.ykt.ru/maverick/437747
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-498145-1692871423.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 12 лет и срок реализации составляет 7 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2023/08/24/picture-498145-1692871423.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Актерское мастерство в коллективе современного эстрадного танца" предназначена для обучающихся 12-18 лет...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/23/picture-898132-1487879277.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа для старших школьников "ЛИДЕР" с календарно-тематическим планированием
«ЛИДЕР» - понятие сложное и многогранное. Они являются обладателями самых разнообразных качеств, свойств, привычек, знаний, умений. Что из этого определят статус лидера, ответить сложно. Но точно можн...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/12/picture-1298064-1607783963.jpg)
Методические рекомендации для обучающихся по изучении основных фигур танца «Медленный вальс» по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Спортивные бальные танцы».
Рассмартиваются технические аспекты исполнения фигур "Е" класса...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/25/picture-919893-1493146707.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»
Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/01/picture-1402221-1672575910.jpg)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/01/picture-1402221-1672575910.jpg)
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»
Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...