ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
рабочая программа на тему
Программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована для занятий с детьми с ОВЗ. Использование программы позволяет стимулировать способность детей с ОВЗ к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_studii_na_3_goda_1_chas_v_nedelyu.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр лечебной педагогики
и дифференцированного обучения
Утверждаю
Директор ГБОУ ЦЛПДО
____________________ О.В.Бурлакина
«____»_____________________ 2013 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО
ИСКУССТВА
«Л У Ч И К И»
Направленность: художественно – эстетическая
Возраст детей: от 6 до 17 лет
Программа рассчитана на 3 года
1 час в неделю
Составитель программы:
Кудриков Михаил Анатольевич
педагог ДО
руководитель студии
сценического искусства
программа принята
педагогическим советом ГБОУ ЦЛПДО
Протокол № от
Москва 2013 год
СОДЕРЖАНИЕ.
I. Титульный лист
II. Пояснительная записка
III. Цель, задачи
IV. Учебно-тематический план
V. Содержание изучаемого курса
VI. Методическое обеспечение:
Методика и технология обучения и воспитания
Условия реализации
Предполагаемые результаты, критерии их оценки
VII. Список литературы
II.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Многие педагоги и психологи отмечают, что дети – первоклассники приходят в школу с недостаточно развитой эмоциональной сферой. «Недоиграл»,- говорят про таких, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры».
Другая проблема состоит в том, что в период психологической адаптации ребенка к школе у 67 – 69 % первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
В последнее время возросло количество детей эмоционально неблагополучных, детей с заниженной самооценкой, гиперактивных или наоборот медлительных, заторможенных, а также тревожных, беспокойных.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения самоконтролю, саморегуляции, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная, сценическая деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С.Выготский)
Театр как вид искусства не только является средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Занятия театрализованной сценической деятельностью вводят детей в мир прекрасного, пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
В театральной деятельности каждый ребенок может проявить свои способности, чувства, эмоции, передать свое отношение к персонажам и сказочным событиям.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить, поможет объединить духовной близостью не только детей, но и детей и родителей. Разбуженные эстетические чувства, обогащение нравственного мира способствуют развитию в юном актере, а также зрителе творческих способностей, которые найдут выход в труде, в отношениях со сверстниками и взрослыми, в обретении активной жизненной позиции.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована на занятия с детьми с ОВЗ (ограниченные способности здоровья)
Данная программа разработана на основе работ деятелей театрального искусства в области театральной педагогики: А.П.Ершовой и В. М. Букатова, А. Б. Никитиной, Ю. В. Колчеева и Н. М. Колчеевой, А. И. Фоминцева, Е. Р. Ганелина.
Теоретической основой материала служит учение К.С.Станиславского, адаптированное для работы с детьми и подростками с ОВЗ.
Программа органично соединяет в себе познавательную деятельность обучающихся по овладению теорией, историей театра, навыками театрального исполнения с непосредственной творческой деятельностью, организуемой в учебном, репетиционном процессе, театральном показе.
Программа «Лучики» является художественно – эстетической направленности и состоит из пяти разделов («Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем»), работа над которыми продолжается в течение трех лет, т.е. с детьми от 6 до 17 лет с ОВЗ в ЦЛПДО.
III. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
«Лучики» - программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована для занятий с детьми с ОВЗ. Использование программы позволяет стимулировать способность детей с ОВЗ к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы).
В процессе занятий ребенок осознает, что необходимо уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю мы стараемся соблюдать несколько основных правил:
- не перегружать детей;
- не навязывать своего мнения;
- предоставить детям возможность попробовать себя в новой для себя «роли» (гиперактивных детей в спокойном амплуа, застенчивых детей в главных ролях и т.п.)
Сверхзадача программы – развитие эстетических и творческих способностей средствами театрального искусства, гармонизация отношения ребенка с окружающим миром, создание психологического комфорта, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Исходя из этого основного положения, цели и задачи программы формулируются следующим образом:
Цель: развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы детей с ОВЗ, овладение навыками общения посредством театрального искусства, активизация познавательных интересов.
Задачи:
- помочь детям с ОВЗ овладеть навыками общения и коллективного творчества;
- развить индивидуальность, личную культуру, коммуникативные способности ребенка;
- обучить ребенка саморегуляции и самоконтролю;
- развить познавательную и эмоционально-личностную сферу детей с
ОВЗ;
- развить чуткость к сценическому искусству;
- развить внимание, фантазию, память, воображение, активизировать ассоциативное и образное мышление, развить наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку;
- развить личностные качества: отзывчивость, эмпатия, доброта, целеустремленность, добросовестность, любознательность;
- развить способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
- учить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
- знакомить детей с терминологией театрального искусства.
- социализация и адаптация детей с ОВЗ в современном обществе
IV. Учебно-тематический план
1 год обучения
№ | Название раздела | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы театральной культуры 2.1. Зарождение искусства. 2.2. Театр как вид искусства. 2.3. Театр Древней Греции. 2.4.Русский народный театр. 2.5. Театр и зритель. 2.6.Театральное закулисье. 2.7. Итоговое занятие. | 7 1 1 1 1 1 1 1 | 2 1 1 | 9 1 1 1 2 2 1 1 |
3 | Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. 3.3. Итоговое занятие. | 3 1 1 1 | 4 1 2 1 | 7 2 3 2 |
4 | Ритмопластика 4.1. Пластический тренинг 4.2. Пластический образ персонажа 4.3. Итоговое занятие | 2 1 1 | 4 1 2 1 | 6 2 3 1 |
5 | Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти 5.2. Сценическое действие 5.3. Творческая мастерская 5.4. Итоговое занятие | 2 1 1 | 4 1 1 1 1 | 6 2 2 1 1 |
6 | Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы 6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд 6.3. Работа над отдельными эпизодами 6.4. Выразительность речи, мимики, жестов 6.5. Изготовление реквизита, декораций 6.6. Прогонные и генеральные репетиции 6.7. Показ и обсуждение спектакля | 2 1 1 | 7 1 1 1 3 1 | 9 1 1 1 1 1 3 1 |
ИТОГО | 17 | 21 | 38 |
2 год обучения
№ | Название раздела | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы театральной культуры 2.1.Виды театрального искусства 2.2.Театральное закулисье 2.3.Театр и зритель 2.4.История русского театра 18 -19 в. 2.5.Итоговое занятие | 4 1 1 1 1 | 1 1 | 5 1 1 1 1 1 |
3 | Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг 3.2. Работа над литературно-художественным произведением 3.3. Итоговое занятие | 2 1 1 | 1 1 | 3 1 1 1 |
4 | Ритмопластика 4.1. Пластический тренинг 4.2. Пластический образ персонажа 4.3. Элементы танцевальных движений 4.4. Итоговое занятие | 2 1 1 | 3 1 1 1 | 5 2 1 1 1 |
5 | Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти 5.2. Сценическое действие 5.3. Творческая мастерская 5.4. Итоговое занятие | 2 1 1 | 4 1 1 1 1 | 6 1 2 1 2 |
6 | Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы 6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд 6.3. Анализ пьесы по событиям 6.4. Работа над отдельными эпизодами 6.5. Закрепление мизансцен 6.6. Выразительность речи, мимики, жестов 6.7. Изготовление реквизита, декораций 6.8. Прогонные и генеральные репетиции 6.9. Показ и обсуждение спектакля | 5 1 1 1 1 1 | 13 3 1 1 1 6 1 | 18 1 1 1 4 1 1 1 6 2 |
ИТОГО | 16 | 22 | 38 |
3 год обучения
№ | Название раздела | теория | практика | всего |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | |
2 | Основы театральной культуры 2.1.Театр итальянского Возрождения. 2.2.Театр Шекспира. 2.3. История русского театра 19-20 век. 2.4.Театральные жанры. 2.5.Театр и зритель. 2.6. Итоговое занятие. | 4 1 1 1 1 | 2 1 1 | 6 1 1 1 1 1 1 |
3 | Техника и культура речи 3.1. Речевой тренинг. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. 3.3. Итоговое занятие. | 2 1 1 | 3 3 | 5 3 1 1 |
4 | Ритмопластика 4.1. Пластический тренинг. 4.2. Пластический образ персонажа. 4.3. Сценическое движение. 4.4. Итоговое занятие. | 1 1 | 8 2 2 3 1 | 9 2 2 4 1 |
5 | Актерское мастерство 5.1. Организация внимания, воображения, памяти. 5.2. Сценическое действие. 5.3. Самостоятельная творческая работа. 5.4. Итоговое занятие. | 2 1 1 | 3 1 1 1 | 5 1 2 1 1 |
6 | Работа над пьесой и спектаклем 6.1. Выбор и анализ пьесы. 6.2.Углубленный анализ событий. 6.3 Работа над отдельными эпизодами. 6.4. Изготовление декораций, костюмов. 6.5. Репетиции отдельных картин. 6.6. Прогонные и генеральные репетиции. 6.7. Показ и обсуждение спектакля. | 2 1 1 | 10 2 1 2 3 2 | 12 1 1 2 1 2 3 2 |
ИТОГО | 12 | 26 | 38 |
V. Содержание программы
Первый год обучения
1.Вводное занятие
Знакомство с коллективом. Выявление уровня и объема знаний о театре.
Обсуждение плана работы на год. Особенности занятий в театральной студии. Требования к знаниям и умениям.
Требования к нормам поведения. Инструктаж по технике безопасности.
2.Основы театральной культуры
2.1. Зарождение искусства.
Обряды и ритуалы в первобытном обществе. Зарождение искусства.
2.2. Театр как вид искусства.
Особенности театрального искусства. Отличие от других видов искусства. Виды и жанры театрального искусства.
2.3. Театр Древней Греции.
Представления в честь Дионисия. Мифологические основы представлений. Устройство древнегреческого театра. Маски древнегреческого театра.
2.4. Русский народный театр.
Народные обряды и игры. Скоморошество. Народная драма. Церковный, школьный театр. Создание профессионального театра.
Театральные перекрестки Москвы. Ярмарочные представления. Создание профессионального театра. Любительские театральные общества.
2.5.Театр и зритель.
Этикет. Культура восприятия театральной постановки. Анализ постановки. Театральная гостиная.
2.6. Театральное закулисье.
Театральные профессии. Устройство сцены и зрительного зала.
2.7. Итоговое занятие.
3. Техника и культура речи.
3.1. Техника речи.
Строение голосового аппарата. Постановка дыхания. Специальные речевые упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Упражнения для языка, челюсти, губ.
Речевой тренинг. Дикция. Тон. Тембр. Интонация. Расширение диапазона голоса. Полетность голоса. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса.
Скороговорки.
3.2. Работа над литературно-художественным текстом.
Орфоэпия.
Логико-интонационная структура речи.
Фольклор.
3.3. Итоговое занятие.
4. Ритмопластика.
Пластический тренинг.
Разминка, настройка, освобождение мышц, релаксация.
Коммуникабельность и избавление от комплексов.
Развитие индивидуальности.
Рождение пластического образа.
Музыка и движение. Пластический образ живой и неживой природы.
5. Актерское мастерство.
5.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Внимание. Воображение. Память.
Снятие зажимов и комплексов. Общеразвивающие и театральные игры и упражнения. Упражнения на коллективность творчества.
5.2. Сценическое действие.
Действие - язык театрального искусства. Целенаправленность и логика действия.
Упражнения и этюды. Виды этюдов.
Связь предлагаемых обстоятельств с поведением. «Я в предлагаемых обстоятельствах».
Элементы бессловесного действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка».
Практическое овладение логикой действия.
5.3. Творческая мастерская .
Выбор драматического отрывка. Этюдные пробы. Анализ. Показ и обсуждение.
Новогоднее театрализованное представление. Работа над созданием образа сказочных персонажей.
Конкурсно–игровые программы. Работа со зрителем: проведение конкурсов и игр. Изготовление реквизита, костюмов.
5.4. Итоговое занятие
6. Работа над пьесой и спектаклем.
6.1. Выбор и анализ пьесы.
Работа за столом.
Чтение.
Обсуждение пьесы.
Анализ пьесы.
6.2. Тема, сверхзадача, событийный ряд.
Определение темы пьесы.
Анализ сюжетной линии.
Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт. «Роман жизни героя».
6.3. Анализ пьесы по событиям.
Анализ пьесы по событиям.
Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки.
6.4. Работа над отдельными эпизодами.
Творческие пробы. Показ и обсуждение.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
6.5. Закрепление мизансцен.
Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
Репетиции в сценической выгородке.
6.6. Выразительность речи, мимики, жестов.
Работа над характером персонажей.
Поиск выразительных средств и приемов.
6.7. Изготовление реквизита, декораций.
Оформление сцены.
Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
Выбор музыкального оформления.
6.8. Прогонные и генеральные репетиции.
Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
6.9. Показ и обсуждение спектакля.
Премьера. Творческие встречи.
Анализ показа спектакля.
Оформление альбома.
Второй год обучения.
1.Вводное занятие.
Итоги 1 года обучения. Обсуждение плана работы на год.
Требования к знаниям и умениям. График занятий и репетиций.
Организационные вопросы.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Основы театральной культуры.
2.1Виды театрального искусства.
Опера. Балет. Мюзикл. Эстрада. Театр кукол.
Особенности и история развития.
Лучшие театральные постановки.
Самые знаменитые театры мира.
2.2.Театральное закулисье.
Сценография. Театральные декорации и бутафория. Грим. Костюмы.
2.3.Театр и зритель.
Театральный этикет.
Культура восприятия и анализ театральной постановки.
Встреча с театральными коллективами.
Театральная гостиная.
2.4. История русского театра.18 век.- начало 19 века.
Театр 18 века – начала 19 века.
Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры.
Особенности репертуара. Драматургия. Известные русские актеры.
Театральные перекрестки Москвы.
2.5.Итоговое занятие.
3.Техника и культура речи.
3.1.Речевой тренинг.
Постановка дыхания. Артикуляционная гимнастика. Речевая гимнастика.
Дикция. Интонация. Полетность. Диапазон голоса. Выразительность речи.
Орфоэпия.
3.2.Работа над литературно-художественным текстом.
Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом.
Тема. Сверхзадача. Логико-интонационная структура текста.
Басня. Стихотворение. Отрывок из художественного произведения.
3.3.Итоговое занятие.
4.Ритмопластика.
Пластический тренинг.
Разминка, настройка, релаксация, расслабление - напряжение.
Внимание. Воображение.
Ритмичность. Пластика.
Работа над пластическим образом персонажа.
Музыка и движение.
Элементы танцевальных движений.
Народный танец. Современный эстрадный танец.
Танец как средство выразительности при создании образа сценического персонажа.
5.Актерское мастерство.
5.1.Организация внимания, воображения, памяти.
Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры.
5.2.Сценическое действие.
Элементы сценического действия.
Бессловесные элементы действия. «Вес». «Оценка». «Пристройка». (Повторение).
Словесные действия. 11 способов словесного действия.
Логика действий и предлагаемые обстоятельства.
Связь словесных элементов действия с бессловесными.
Упражнения и ролевые игры.
Составные образа роли.
Драматургический материал как канва для выбора логики поведения.
Работа над индивидуальностью.
5.3.Творческая мастерская.
Театрализованное представление.
Особенности написания сценария.
Работа над театрализованным представлением.
Музыкальное и сценическое оформление.
Общение со зрительным залом.
5.4.Итоговое занятие.
6. Работа над пьесой и спектаклем.
6.1.Выбор и анализ пьесы.
Работа за столом. Чтение. Обсуждение пьесы. Анализ пьесы.
6.2.Тема, сверхзадача, событийный ряд.
Определение темы пьесы. Анализ сюжетной линии.
Главные события, событийный ряд. Основной конфликт.
«Роман жизни героя».
6.3.Анализ пьесы по событиям.
Анализ пьесы по событиям. Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения, целей героев.
Выстраивание логической цепочки.
6.4.Работа над отдельными эпизодами.
Творческие пробы. Показ и обсуждение.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
6.5.Закрепление мизансцен.
Репетиции в сценической выгородке.
Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
6.6.Выразительность речи, мимики, жестов.
Работа над характером персонажей. Поиск выразительных средств и приемов.
6.7.Изготовление реквизита, декораций.
Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
Выбор музыкального оформления.
6.8.Прогонные и генеральные репетиции.
Репетиции как творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
6.9.Показ и обсуждение спектакля.
Премьера. Творческие встречи. Анализ показа спектакля. Оформление альбома.
Третий год обучения.
1. Вводное занятие.
Итоги 2 года обучения. План работы на год.
Требования к знаниям и умениям.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Основы театральной культуры.
2.1. Театр итальянского Возрождения.
История развития. Драматургия.
2.2. Театр Шекспира.
Английский театр. История развития. Устройство сцены. Драматургия.
2.3. История русского театра.19-20 век.
Рождение МХАТ . Станиславский. Немирович-Данченко.
Творческий путь Вахтангова. Мейерхольд.
Советское театральное искусство.
Театральные перекрестки Москвы. Гладков. Константинов.
Народные театральные коллективы Москвы.
2.4. Театральные жанры.
Трагедия. Комедия. Драма.
2.5. Театр и зритель.
Лучшие театральные постановки.
Культура зрительского восприятия.
Просмотр и обсуждение спектакля.
2.6. Итоговое занятие .
3.Техника и культура речи.
3.1. Речевой тренинг.
Постановка дыхания . Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Развитие диапазона голоса.
3.2. Работа над литературным произведением.
Словесное действие. Логика строения текста.
Работа над драматургическим отрывком.
Самостоятельная творческая работа.
3.3. Итоговое занятие.
4. Ритмопластика.
4.1. Пластический тренинг.
Разминка.
Релаксация.
4.2. Рождение пластического образа.
Пластический этюд.
4.3. Сценическое движение.
Сценическое движение.
Сценическое падение.
4.4. Итоговое занятие .
5. Актерское мастерство.
5.1. Организация внимания, воображения, памяти.
Актерский тренинг.
Внимание и воображение.
Психологический жест.
Импровизация.
5.2. Сценическое действие.
Общение.
Логика межличностного общения.
Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.
Параметры общения.
Характер персонажа.
Работа над ролью в спектакле.
Характер и характерность.
Рисунок роли.
Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
5.3. Самостоятельная творческая работа.
Выбор отрывка.
Этюдные пробы.
Показ и анализ работы.
Применение полученных знаний в создании характера сценического образа.
Поиск средств органичности и выразительности.
Музыкальное и световое оформление отрывка.
5.4. Итоговое занятие.
6. Работа над пьесой и спектаклем.
6.1. Выбор и анализ пьесы.
Работа “за столом”.
Чтение.
Обсуждение пьесы.
Анализ пьесы.
6.2. Углубленный анализ событий.
Определение темы пьесы.
Анализ сюжетной линии.
Главные события, событийный ряд.
Основной конфликт.
«Роман жизни героя».
Анализ пьесы по событиям.
Выделение в событии линии действий.
Определение мотивов поведения.
Определение целей героев.
Выстраивание логической цепочки.
6.3. Работа над отдельными эпизодами.
Творческие пробы.
Показ и обсуждение.
Работа над созданием образа, выразительностью и характером персонажа.
6.4. Изготовление декораций, костюмов, музыкального оформления.
Изготовление костюмов, реквизита, декораций.
Выбор музыкального оформления.
6.5. Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций.
Репетиции в сценической выгородке.
Закрепление мизансцен.
6.6. Прогонные и генеральные репетиции.
Репетиции как творческий процесс.
Коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.
6.7. Показ и обсуждение спектакля.
Премьера.
Творческие встречи.
Анализ показа спектакля.
Оформление альбома.
VI. Методика и технология преподавания.
Гармоничное развитие личности тесно связано с процессом формирования ее духовных запросов, с одной стороны, и с реализацией творческих возможностей, с другой.
Оба эти процесса идут в теснейшей связи друг с другом, находятся в диалектическом единстве.
Любой ребенок, желающий получить представление о театральном сценическом искусстве во всех его проявлениях и практически проверить на себе эти знания, получает реальную возможность сделать это, обучаясь по данной программе в детской студии сценического искусства.
Данная программа обучения основам сценического искусства направлена, прежде всего, на развитие творческого начала в каждом ребенке, на выражение его личного «Я».
Весь процесс обучения строится на использовании театральной сценической педагогики – технологии актерского мастерства, сочетающей комплекс специальных упражнений, театральных игр, адаптированных для занятий с детьми. В основе адаптации лежит принцип действенного освоения материала через постановку увлекательных творческих задач.
При подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого-возрастные особенности детей.
В процессе обучения должны быть решены следующие проблемы:
- Раскрепощение детей. Снятие зажимов, комплексов.
- Раскрытие возможностей, способностей и талантов самого ребенка.
- Обеспечение детей всевозможными средствами для раскрытия способностей.
Это значит, что все занятия направлены на развитие следующих качеств: наблюдательности, творческой фантазии и воображения, внимания и памяти, ассоциативного и образного мышления, чувства ритма, партнерских отношений в коллективе, умение формулировать свои мысли, умение донести свои идеи и ощущения до зрителя.
В программе используются развивающие методики. Все занятия строятся по принципу игрового существования, от элементарного фантазирования к созданию образа. Чтобы развивать способности детей, создается ситуация, где эти способности обнаруживаются, возникает необходимость в использовании этих способностей.
На протяжении всего учебного процесса при подаче и усвоении учебного материала учитываются психолого–возрастные особенности детей. Каждый ребенок проходит путь от упражнения к спектаклю. Дети и педагог – участники совместного творческого процесса.
Обучение ведется согласно основным принципам педагогики искусства:
- От постановки творческой задачи до достижения творческого результата.
- Вовлечение в творческий процесс всех учеников
- Смена типа и ритма работы.
- От простого к сложному.
- Создание высокой и устойчивой мотивации к обучению.
Основной формой занятий 1 года обучения являются театральные игры, позволяющие учитывать возрастные особенности детей с ОВЗ и формировать важнейшие умения и навыки актерского мастерства. Наряду с играми вводятся специальные упражнения актерского тренинга.
На 2 и 3 год обучения игровые и диалоговые формы уравновешиваются. На занятиях используются тренинги: речевой, пластический, актерский. Используются этюдные и репетиционные формы работы, созерцание, активное слушание, импровизация. Применяются групповые и индивидуальные формы обучения.
Полученные в процессе обучения навыки реализуются детьми в конкретной творческой работе.
Программа обучения сценическому искусству по данной программе представляет целостную систему взаимосвязанных между собою предметов: «Основы театральной культуры», «Техника и культура речи», «Ритмопластика», «Актерское мастерство», «Работа над пьесой и спектаклем».
Все тематические блоки вводятся в программу одновременно и сопровождают учащихся на протяжении всего курса обучения. От занятия к занятию, от года к году меняется уровень постановки задач и отчасти преобладающая методика (от игры к выполнению осознанной творческой задачи).
Раздел «Основы театральной культуры» – направлен на ознакомление с историей возникновения театра, профессиональной терминологией, культурой восприятия искусства.
Сюда входят темы:
- «Театр как вид искусства», «Виды театрального искусства», «Театральные жанры»;
- «Зарождение искусства», «Театр Древней Греции», «Русский народный театр», «История русского театра.18 век», «Театр итальянского Возрождения», «Театр Шекспира», «История русского театра.19-20 век»;
- «Театральное закулисье», «Театр и зритель».
Для знакомства с историей театрального движения в родном городе, области в программу включена тема «На театральных перекрестках Москвы», где обучающиеся знакомятся с историей родного города, созданием первого театра, развитием театрального движения, известными театральными деятелями.
Для успешного усвоения материала используются: беседа, наглядный материал, аудио и видео материалы, посещение спектаклей, экскурсии.
Форма оценки знаний проходит в виде тестов, викторин, конкурсов.
Раздел «Техника и культура речи» – включает в себя работу над техникой речи в виде речевого тренинга и работу над литературно-художественным текстом.
В работу над техникой речи входит освоение приемов снятия мышечных зажимов голосового аппарата, постановка правильного дыхания, работа над дикцией, выстраивание логико-интонационной структуры речи. Для этого используются специальные упражнения и тренинги. Занятия проводятся в групповой форме.
Речевой тренинг включает в себя:
- Игры и упражнения на речевое дыхание «Поклонение солнцу», «Игра со свечой», «Мяч и насос» и др.
- Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, челюсти.
- Речевая гимнастика (Тон, тембр, высота звучания, интонация, диапазон)
- Скороговорки.
При работе над литературным текстом проводятся индивидуальные занятия. На занятиях используются произведения фольклора, стихотворения, произведения русских и зарубежных авторов. Форма контроля – конкурсы, творческие показы.
Раздел «Ритмопластика» – направлен на обучение навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности.
Используются специальные упражнения («Я – мир», «Замороженный», «Звезда», «Мокрые котята», «Деревянные куклы», «Зеркало», «Кактус и Ива», «Релаксация» и др.), пластические импровизации (на заданную тему).
Упражнения тренинга направлены на максимальное развитие возможностей человеческого тела, учат саморегуляции, концентрации и расслаблению. Обучающиеся должны уметь передать пластическую форму живой природы и неживого мира, коллективно и индивидуально передавать заданный ритм.
Упражнения тренинга построены по индивидуально-групповому методу обучения. На занятиях используются музыкальные произведения, которые помогают погрузиться в собственный мир воображения, освободить свое тело от зажимов и перейти к рождению движения.
Занятие по ритмопластике состоит из следующих блоков:
- Психофизическая разминка (тренинг)
- Содержательная часть, включающая в себя созерцание, импровизацию, этюды.
- Подведение итогов.
На 2 год обучения вводится тема «Элементы танцевальных движений. Народный танец. Современный эстрадный танец». Полученные навыки помогают детям в работе над характером персонажа, выразительностью образа. На 3 год к упражнениям по ритмопластике добавляются упражнения по Сценическому движению, приемам Сценического падения.
Полученные навыки в работе над освобождением мышц и пластической выразительностью тела применяются детьми в работе над созданием образа персонажа. А также в гармонизации взаимодействия своего тела, рационального и эмоционального аппарата. Форма контроля знаний – творческие показы.
Раздел «Актерское мастерство» - направлен на освоение навыков актерского мастерства.
Основные темы этого блока:
- «Организация внимания, воображения, памяти»
- «Сценическое действие»
- «Творческая мастерская
- « Самостоятельная творческая работа».
Последовательность распределения материала заключается в том, чтобы в течение первого года обучения помочь детям направить свое внимание в творческое русло, снять зажимы и комплексы, подготовить детей для работы в творческом коллективе. Открыть для детей и подростков поведение (действие) как основной материал актерского поведения. В течение второго года – выразительность и яркость поведения как основу выступления актера перед зрителями, а на третьем году познакомить с технологией создания характера на сцене.
В процессе всего обучения используются Общеразвивающие игры, Специальные театральные игры и упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, логики действия и поведения актера. Большинство упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Упражнения от занятия к занятию варьируются, вводятся новые.
Упражнения и игры, применяемые на занятиях: «Знакомство – дразнилка», «На слуховое восприятие», «Снежный ком», «Поймай хлопок», «Невидимая нить», «Большое зеркало», «Суета», «Зернышко», « Чудо – юдо из яйца», «Поводырь», «Диспетчер», «Тень», «Профессионалы», «Картина», «Скульптура», «Стеклянный шар», «Рецепты», «На действия с воображаемыми предметами», «Оправдай позу» и др.
От упражнений на развитие внимания, воображения обучающиеся переходят к освоению законов сценического действия на примере этюдов. Этюд считается азбукой искусства. Это небольшой отрезок сценической жизни, созданный воображением «Если бы».
Этюды делятся на: одиночные, дуэтные, массовые. Начинается обучение с этюдов «Я в предлагаемых обстоятельствах». Этюды бывают: на смену психофизического состояния, на вынужденное молчание, на вынужденное общение, на органическое молчание, этюд- импровизация.
Именно на этюдах и в специальных упражнениях отрабатываются логика словесных и бессловесных действий, логика общения и взаимодействия.
Задача - сделать эти упражнения приемлемыми для данного возраста детей с ОВЗ и вложить в эти этюды мысль о необходимости самостоятельного детского анализа. Тогда этюд принимает еще и статус социальной игры. Эта игра имеет огромное значение в социальном созревании детей, так как она является главным источником социального опыта.
В эту игру вступают те или иные социальные отношения, действуют различные социальные чувства – и это расширяет и обогащает внутренний мир ребенка.
Все упражнения направлены на освоение главного языка сцены - языка действия. Теоретические знания усваиваются через практические задачи. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.
Занятие по актерскому мастерству состоит из следующих блоков:
- Тренинг (упражнения на внимание, воображение).
- Содержательная часть, включающая в себя специальные упражнения, этюды по освоению темы занятия.
- Подведение итогов.
В программе отдельно выделена тема «Творческая мастерская», где обучающиеся имеют возможность для творческого поиска и работы над самостоятельной творческой темой. Дети и подростки получают теоретические знания и практические навыки в работе над театрализованными представлениями, конкурсно-игровыми программами, что позволяет расширить диапазон творческой деятельности детей и подростков.
Итог данной деятельности представлен в конкретном выходе на детскую аудиторию в Центре (традиционные конкурсно-игровые программы, новогодние театрализованные представления и игровые программы у елки, проведение тематических конкурсных программ, Дней Театра).
Тема « Самостоятельная творческая работа» вводится в программу на 3 год обучения. В рамках этой темы дети имеют возможность для самовыражения при выборе драматургического материала, работе в группе или самостоятельно.
Именно в самостоятельной творческой работе применяются полученные на занятиях знания и навыки для создания сценического образа и поиска и выбора того или иного средства выразительности, для выражения своего творческого «Я».
Дети учатся анализировать свою работу и работу своих товарищей. Не боятся логичного и доказательного изложения своей точки зрения.
Изучение раздела «Актерское мастерство» взаимосвязано с изучением других разделов программы. Усваивая материал на практике, получая теоретические сведения по мере возникновения в них необходимости, участники театрального коллектива учатся действию и взаимодействию в сценических условиях.
Степень творческого развития детей определяется по их активности, умению выстроить логику поведения на сценической площадке, органичности поведения в условиях вымысла, развитости фантазии и воображения.
Для оценки результатов обучения используются: творческие показы, конкурсы, открытые занятия, участие в спектаклях.
Раздел «Работа над пьесой и спектаклем» - завершает учебный процесс и является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над спектаклем.
Основной источник для постановок – произведения художественной литературы отечественных или зарубежных авторов, пьесы для детей и подростков. Для выбора постановочного материала важно привить детям хороший художественный вкус.
Постановка спектакля является итогом творческой работы коллектива. От текста – к действию на сценической площадке, от действия к последующему, более глубокому анализу пьесы, к наблюдениям, анализу аналогичных жизненных явлений и возвращение к творческим пробам – путь работы над сценическим воплощением пьесы. Основная форма работы - репетиционная.
Главная цель этого раздела – ввести детей в атмосферу пьесы, пробуждая фантазию и воображение, научить определять событийный ряд и выстраивать логику поведения персонажа.
Работая над спектаклем, дети пробуют себя в самых различных видах деятельности: изготавливают декорации, костюмы, учатся работать с музыкальной аппаратурой.
Участие детей в показах спектакля, театральных фестивалях и конкурсах позволяет показать не только результат работы коллектива, но и познакомиться с работой и творчеством других творческих коллективов.
Планируемые результаты обучения.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- Историю возникновения театрального искусства.
- Профессиональную терминологию: «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «этюд», «вес», «оценка», «пристройка».
- Правила зрительского этикета.
- Наизусть пять скороговорок.
- Наизусть 3-5 произведений русского фольклора.
Учащиеся должны уметь:
- Владеть навыками работы над голосом (речевой тренинг).
- Сосредотачиваться на выполнении индивидуального задания, исключая из поля внимания помехи внешнего мира.
- Выполнять простейшие физические действия.
- Действовать по принципу «Я в предлагаемых обстоятельствах».
- Видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.
- Видеть в особенностях бессловесных элементов действий проявления определенной индивидуальности человека.
- Определять замысел, сценическую задачу этюда.
- Показать индивидуальный этюд на предложенную тему.
- Коллективно выполнять задания.
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- Виды театрального искусства.
- Устройство театра.
- Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм», «простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
- 7-10 скороговорок.
- 3-5 стихотворений отечественных и зарубежных авторов.
Учащиеся должны уметь:
- Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.
- Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале.
- Выполнять индивидуальные задания, не реагируя на сигналы из внешнего мира.
- Выполнять упражнения по памяти физических действий по выбору учащихся.
- Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
- Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
- Оправдывать установленные мизансцены.
- Точно соблюдать авторский текст.
- Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
- Историю развития театрального искусства.
- Специфику театральных жанров.
- Театральную терминологию: «амплуа», «образ спектакля», «сверхзадача», «идея спектакля», «сквозное действие», «характер», «характерность».
- Законы логического построения речи.
- Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом.
- Наизусть 10-15 скороговорок.
- Наизусть 2-3 стихотворения, отрывок из драматического произведения, прозы.
Учащиеся должны уметь:
- Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
- Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста.
- Владеть пластическим тренингом.
- Настраивать на работу весь психофизический аппарат.
- Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
- Различать компоненты актерской выразительности.
- Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.
- Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.
- Выстраивать мизансцены.
- Применять полученные навыки в работе над образом.
- Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.
Ожидаемый конечный результат:
1. Умение использовать полученные знания в области сценического искусства.
2. Владение навыками актерского мастерства: взаимодействие с партнерами,
действие в предлагаемых обстоятельствах, импровизация и общение со зри- телем.
3. Повышение интереса к изучению материала, связанного с искусством театра,
литературой.
4. Учащиеся чувствуют себя раскованно.
5. Правильно ориентируются в этических вопросах.
6. Умеют ценить труд коллектива.
7. Ощущают потребность в творчестве и самовыражении.
Формы контроля обучения по программе
«Основы театрального искусства».
В студии сценического искусства на каждом этапе обучения проводится мониторинг знаний, умений и навыков по освоению программы обучения основам театрального искусства.
Это вводный мониторинг – проводится в начале учебного года в виде собеседования, творческого задания, викторины.
1 год обучения – собеседование (уровень и объем знаний о театре), творческое задание (на фантазию и творческое мышление).
2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.
3 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на предложенную тему), чтение наизусть стихотворения.
Промежуточный – по итогам первого полугодия (усвоение программы, выполнение контрольных упражнений, этюдов, участие в новогоднем театрализованном представлении, творческих показах на мероприятиях Центра).
Итоговый – в конце учебного года (активность и уровень освоения программы, участие в спектакле и творческих показах).
1 год обучения – викторина (уровень и объем знаний о театре), тест на знание специальной терминологии, чтение наизусть стихотворения, показ этюда «Я в предлагаемых обстоятельствах», участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль).
2 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (этюд на взаимодействие, общение), чтение наизусть стихотворения, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).
3 год обучения – викторина на знание основ театральной культуры, творческое задание (самостоятельная творческая работа), чтение наизусть стихотворения и прозаического отрывка, тест на знание специальной терминологии, участие в коллективной творческой работе (миниатюра, спектакль, театрализованное представление).
Так же в течение учебного процесса проводится текущий контроль обучения по освоению конкретной темы, упражнения, задания.
Применяются следующие Формы проверки усвоения знаний:
- Участие в дискуссии
- Выполнение контрольных упражнений, этюдов
- Показ самостоятельных работ
- Логичное и доказательное изложение своей точки зрения (анализ увиденного, показанного)
- Участие в играх, викторинах, конкурсах, фестивалях
- Работа над созданием спектакля
Критерии отслеживания усвоения образовательной программы:
- Овладение основами актерской профессии (творческое воображение, логика действий, органичность и выразительность, способность к импровизации, эмоциональная возбудимость, выразительность речи);
- Умение самостоятельно проводить различные тренинги (речевой, пластический, актерский);
- Умение свободно владеть своим телом и речевым аппаратом.
Раздел программы | Формы контроля | Критерии |
Основы театральной культуры | Собеседование Викторина Тест Игра Конкурс | Знание истории возникновения и развития театрального искусства. Знание терминологии. Знание правил зрительского этикета. |
Техника и культура речи | Конкурсы Творческие показы. | Выразительность речи. Дикция. Знание авторского текста. Эмоциональность. |
Актерское мастерство | Творческие показы. Конкурсы. Открытые занятия. Участие в спектаклях, концертах, фестивалях. | Внимание. Творческое воображение и фантазия. Активность. Логичность и целесообразность действий. Выразительность поведения. Построение мизансцен. |
Ритмопластика | Творческие показы. | Отсутствие зажимов и освобождение мышц. Пластическая выразительность тела в работе над созданием образа персонажа. |
Критерии оценки по шкале от 0 до 3.
Условия реализации программы:
Материальное обеспечение:
- Помещение – просторный, хорошо проветриваемый класс со свободной серединой и минимальным количеством мебели, пригодной для использования в качестве выгородки.
- Элементы театральной декорации, костюмы.
- Аудио установка.
Дидактическое обеспечение:
- Наглядные пособия (иллюстрации, таблицы, видеоматериал, фонограммы, карточки для заданий).
- Музыкальная фонотека.
- Методическая копилка (разработки занятий, сценарии и т.д.)
Средства общения:
- Участие в детских театральных фестивалях,конкурсах, мероприятиях Центра.
- Посещение профессиональных и самодеятельных театров, встречи с членами других детских театральных коллективов.
- Взаимное общение детей из различных творческих объединений.
Воспитательная работа
Для сплочения коллектива, создания комфортной творческой атмосферы, активизации познавательных интересов в студии проводятся самые различные мероприятия.
Тематика и формы таких мероприятий отвечают интересам и запросам детей. Это не только всевозможные конкурсы, игровые программы, культпоходы, но и беседы на этические и нравственные темы. Так же это и творческие показы для родителей и других детских объединений.
Смелый, уверенный вход в будущее, развитие эмоциональной сферы, умение владеть своим вниманием, фантазией, четко выражать свои мысли, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми – вот к чему должны прийти дети, прошедшие курс обучения в театральной студии.
VII. Литература
1. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2001 г.
2. Э.Г. Чурилова Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., «Владос» 2003 г.
3. Театр – студия «Дали». Программы. Уроки. Репертуар ч. 1 – 2 М., ВЦХТ, 2001 г.
4. Дом, который построили «Мы». Авторская модель образовательного учреждения М., 2000 г.
5. Репертуарно-методическая библиотечка, серия «Я вхожу в мир искусств».
6. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.
7. Ю. И. Рубина, Т.Ф. Завадская «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983 г.
8. А. Н. Петрова «Сценическая речь» М., Искусство 1981г.
9. В. М. Букатов « Педагогические таинства дидактических игр» из серии Библиотека педагога-практика, Москва, «Флинта»,1997г.
10.Е. Р. Ганелин Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.
11. А.И.Фоминцев Методическое пособие «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», К., 2003г.
12. А.П.Ершова, В.М.Букатов «Актерская грамота» Программа 4-х летнего курса обучения в театральных школах, студиях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области искусств "Декоративно-прикладное искусство"
Структура программы:1. Пояснительная записка. 2. Учебно-тематическое планирование.3.Содержание программы. 4. Требования к уровню подготовки обучающихся. 5. Формы и методы контроля. 6. Список литератур...
БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ.ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ.Программы учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Живопись»
Программы учебных предметов "Беседы об искусстве", «История изобразительного искусства» разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофес...
Программа дополнительного образования "Искусство быть здоровым"
"Искусство быть здоровым"...
Дополнительная образовательная программа в области искусств по музыкальной литературе для детских музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств.
Образовательная программа по музыкальной литатуре в области искусств успешно прошла добровольную сертификацию образовательных программ и имеет рецензию, а также прошла успешную апробацию в ДШИ. Данная...
Программа дополнительного образования «Искусство английского письма» для классов II (7-9 классы) ступени обучения .
Курс предназначен для учащихся 7-9 классов средних общеобразовательных учреждений. Данный курс будет незаменим для всех желающих расширить свой лингвострановедческий кругозор.Данный курс разработан на...
Программа дополнительного образования «Искусство Омска и Усть- Ишима (Омской области)»
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру региона и необ...