Открытый урок на тему: «Проектная деятельность. Цели и задачи»
план-конспект
«Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
На тему: «Проектная деятельность. Цели и задачи»
«Скажи мне и я забуду;
Покажи мне и я запомню;
Дай сделать и я пойму».
Китайская притча.
Цель: познакомить с алгоритмом по формулированию цели и задач проектной деятельности.
Задачи:
1. Создать условия для проявления и совершенствования профессиональных компетенций при использовании технологии проектного обучения в образовательном процессе.
2. Показать особенности психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе проектной деятельности.
3. Показать примеры использования метода проектного обучения.
1. Вступление:
Добрый день! Вспомним китайскую мудрость: «Скажи мне и я забуду; Покажи мне, и я запомню; Дай сделать и я пойму». Действительно, проектная деятельность дает детям возможность, наряду с безусловно важными теоретическими познаниями, освоить особое умение – приобретать новые умения и добывать новые знания.
Таким образом, «Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта».
Подготовительным этапом работы над проектом является постановка цели и задач.
Познакомимся с терминологией:
Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель – отражает конечный результат (нужно ответить себе и другим на вопрос о том, для чего я это делаю, какого результата хочу достигнуть)
Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
Есть проблема? Её решение - цель
Какие причины этой проблемы? Их преодоление - задачи.
Но дети нуждаются в значительной обучающей, организационной и стимулирующей помощи педагога почти на всех этапах работы над проектами. Особенно трудно дается им выделение проблемы, формулирование цели работы, планирование деятельности. У детей еще не окончательно сформировалось субъективное ощущение времени, поэтому они не могут распределить его рационально, не всегда объективно оценивают собственные силы.
Давайте, попробуем на примере одного проекта сформулировать цели и задачи исследования.
- Уважаемые дети!
Для работы нам потребуется наш проект «Лабиринт знаний»
Мы хорошо знаем этот проект. Разрабатывался он здесь в этих стенах. Практически все вы участвовали в написании кода данного проекта. Я продемонстрирую работу этой игры.
2. Сообщение темы.
Тема сегодняшнего урока как сделать нашу программу лучше.
Что такое совершенствование программного продукта?
Под совершенствованием технологии разработки программного продукта подразумевается изучение существующих программных продуктов и внесение изменений, дополнений и новых идей в целях улучшения качества продукта и/или снижения издержек и времени разработки.
Что такое интерфейс?
Интерфейс – это ряд средств, предназначенных для взаимодействия человека и программы.
Что такое дружественный интерфейс?
Под дружественным интерфейсом понимается интерфейс, который быстро осваивается впервые его использующим пользователем и способный принести наибольшую полезность для решения задачи.
Ответы участников:( )
3. Основная часть.
- Тема известна, но для реализации данной темы нам потребуется поставить перед собой цель исследования.
Обозначить цель проекта трудная задача.
Целеполагание и ожидаемый результат (достижение цели должно способствовать решению проблемы проекта) |
Таким образом, попробуем определить цель исследовательской работы. Ответим на вопрос: какой результат вы хотите достичь при завершении исследовательской работы?
Вам предоставлены клише, которые вы сможете использовать при определении цели.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами - традиционно употребляемыми в научной речи клише. глаголы должны быть совершенного вида (что сделать), так показывают процесс выполнения в будущем. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
- выявить...;
- установить...;
- обосновать...;
- уточнить...;
- разработать...;
- показать...;
- исследовать...;
Подумайте о полезности своего продукта, о том кто и в каких ситуациях может им воспользоваться. (например, в будущем данная тема может звучать в заданиях ВПР) Чтобы понять, кому и чем может быть полезен ваш продукт, вы можете посоветоваться с друзьями, Если вы начнёте с выявления проблемы, то вам будет легче поставить цель.
Приступаем к определению цели. Для начала рассмотрим примерное клише постановки цели (вывожу на экран)
цель | - узнать как… - что будет, если … -выяснить, определить как зависит… -экспериментально доказать… - сравнить… - изучить как влияет… -разработать интерфейс …
| -собрать и обобщить сведения о…. -собрать и проанализировать информацию по…. - подготовить обзор литературных (или др.) источников по вопросу… -усовершенствовать лабиринт | -разработать и провести … -поставить спектакль…. -организовать выставку… -подготовить и провести праздник … -подготовить к изданию школьный альманах… -организовать ярмарку… -провести конкурс… | - разработать и создать модель, макет, словарь… -подготовить компьютерную презентацию к уроку - создать гербарное (или др.) дидактическое пособие к уроку… -создать в школьном дворе клумбу…. - озеленить школу… -увеличить интерес к… |
На экране выведена таблица с перечисленными целями, участники должны выбрать правильную цель, обосновать ее.
1. разработать интерфейс лабиринта (обоснование, без интерфейса невозможно работать или играть)
2. усовершенствовать лабиринт (обоснование, увеличение привлекательности игры)
Участники озвучивают ответы (цель – разработка интерфейса и усовершенствование лабиринта)
Итак, цель работы определили, следующий этап формулирование задач проекта. Формулировать задачи необходимо очень тщательно. Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача проекта - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
- выяснить...;
- написать…;
- изучить...;
- провести...;
- рассмотреть...;
- найти...;
- описать...
- разработать…;
- составить…;
Задачи уточняют цель, описывают основные шаги. Рассмотрим примерное клише формулирования задач.
Задачи (план работы над проектом) | #1048;зучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. 2. Провести исследования…. 3. Обработать и проанализировать полученные результаты… 4. Представить результаты исследований в виде (таблиц, схем, …) 5. Сделать выводы (отвечающие поставленной цели) 6. Разработать новые уровни… | 1. Определить источники информации 2. Выбрать из различных источников необходимые сведения 3. определить форму представления полученной информации (таблицы, словарь, доклад, тезисы, компьютерная презентация) 4. Оформить собранную информацию в соответствующем видео-информационном виде 5. Создать таймер в игре. | #1054;пределить участников проекта, распределить обязанности, наметить сроки. 2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу. 3. Определить место проведения мероприятия и необходимое оборудование 4. Разработать сценарий. 5. Провести необходимую организационную работу 6. Провести репетиции 7. Подготовить декорации, костюмы #1055;ровести мероприятие | 1. Определить вид и форму конечного результата (макет, модель, книга, стенд, клумба и т.д.) 2. Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу 3. Определить необходимый материал для выполнения проекта. 4. Если проект групповой – распределить обязанности. 5. Наметить план, последовательность деятельности (составить чертеж, подготовить детали, найти информацию, подготовить схему-рисунок, подготовить, высадить рассаду, собрать модель….) 6. Провести испытание и альфа-тестирование |
Для формулирования задач разделимся на две группы:
Группы формулируют задачи, затем меняются файлами и дополняют информацию.
Общим итогом данного задания будет сформулированные задачи.
- Постарайтесь сформулировать задачи. Ответив на данные вопросы
- Что вам уже известно о теме?
- Чем конкретно вам будет интересно заниматься в работе над этим проектом?
- По каким вопросам вы могли бы проконсультировать свою группу (другую группу, весь класс)?
- Что вам еще необходимо изучить по данной проблеме?
- Какую помощь вы можете оказать в процессе работы над проектом?
- Попытайтесь сформулировать задачу так, чтобы все члены вашей группы поняли, какие исследования необходимы для успешной реализации проекта.
Для формулирования задач даю 3 минуты.
Пишем в файлы. Всем удачи!
Время истекло.
Прослушаем задачи исследовательской работы.
Озвучивают результат. Для реализации данного проекта были сформулированы следующие задачи:
- изучить возможные интерфейсы;
- создать свой интерфейс;
- написать вопросы для лабиринта по определенному предмету;
- создать уровни лабиринта.
Таким образом, определили цели и задачи исследования. Подготовительный этап выполнен. В дальнейшем предстоит продолжить работу над реализацией проекта. На этом наша работа подошла к завершению.
Рефлексия. Мы продолжим работу над проектом, для реализации поставленных цели и задач. Мы говорили о нашем программном продукте «Лабиринт знаний». Желаю никогда не терять нить Ариадны в любом лабиринте.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках географии и во внеурочной деятельности"
Методические рекомендации об организации проектной деятельности на уроках географии с 5 по 11 класс и во внеурочной деятельности...

Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни»
Методическая разработка открытого урока по теме «Целое уравнение и его корни» Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о целых уравнениях и методах...

Способы достижения цели. Урок курса "Основы проектной деятельности"
Урок курса "Основы проектной деятельности" по теме "Способы достижения цели"....
Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)
В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...
Использование межпредметных задач на уроках и в проектной деятельности учащихся
.Использование межпредметных задач на различных этапах урока позволяет провести поэтапную подготовку учащихся к повышению уровня сложности поставленных задач, способам и нестандартным подходам нахожде...

План конспект библиотечного урока в 8 кл на тему " Библиотечные каталоги,цели и задачи"
Библиотечнй урок для 8 кл по теме : " Библиотечные каталоги, цели и задачи ". Чтобы стать грамотным читателем ребят нужно научить находить необходимую литературу по каталогам и к...