Использование межпредметных задач на уроках и в проектной деятельности учащихся
статья по алгебре (8 класс)

.Использование межпредметных задач на различных этапах урока позволяет провести поэтапную подготовку учащихся к повышению уровня сложности поставленных задач, способам и нестандартным подходам нахождения решения, способности делать выводы и предположения. При работе над предложенными задачами удалось показать применимость предметных связей на метапредметном уровне и создать предпосылки для освоения  действий, характерных для работы над проектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование межпредметных задач на уроках и  в проектной деятельности учащихся                                                                       

В наши дни общество требует от школы подготовки учащихся, способных самостоятельно решать многие жизненно важные вопросы, быть активными в социальной среде, использовать свои знания для решения проблем. Обновляются методы общего образования, происходит изменение в смысловых акцентах педагогической деятельности учителя и ученика. Во многом изменились и ориентиры познавательной деятельности учащихся. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования большое внимание уделяется понятию универсальных учебных действий, которые обеспечивают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а в качестве главных результатов определены личностные и метапредметные. На первое место выходят требования к результатам образования.

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учащимися знаний и для их интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разделами изучаемых курсов, так и между различными предметами в целом. Необходимо соотносить потребность в развитии каждого учебного действия с проблемами, решение которых возможно с привлечением знаний из различных областей науки, интеллектуального, творческого, нестандартного подхода. При этом наибольшую трудность вызывает реализация принципа управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации.

Участие в проектной деятельности позволяет активно включать в учебный процесс интеллектуальный ресурс учащихся, что в итоге будет способствовать переходу к личностно значимому обучению, в ходе которого ученик становится активным участником творческого процесса познания.

Стоит отметить, что результат освоения или изучения какой – либо темы школьного курса становится наиболее эффективным тогда, когда ученик может реализовать полученные знания при решении межпредметных задач. Разрабатывая урок с использованием межпредметных задач, учителю необходимо определить уровень интеграции, на котором будет моделироваться проблемная ситуация и сконструировать соответствующий тип межпредметной задачи. В школьной практике это обычно происходит на уроках обобщения, которые позволяют вывести детей на новый уровень осмысления знаний и сделать урок интегригрируемым.

При применении межпредметных задач  на отдельном уроке по математике или географии, чаще всего мы задействуем 1 ступень целостности (м/п связей): механизм (используем совокупность фактов из разных предметных областей), смещая акцент с предметной составляющей задачи на «занимательный», познавательный факт другой предметной области. На уроке нам необходимо проверить знание определенного алгоритма, способы решения, умение решить обратную задачу, сформировать конкретные учебные действия на необходимом и повышенном уровне, развить мышление, умение логически мыслить, отработать умение решать определенный класс задач и т.д. При этом сама информация вне потребностей ребенка не побуждает к учебной (творческой) деятельности, т. к. предлагаемые задания чаще всего не связаны  с конкретной практической деятельностью учащихся.  

Применяя практико-ориентированные задачи мы можем показать применимость предметных связей на метапредметном уровне и подготовить учащихся к проектной деятельности.

 На примере интегрированного урока «Место для зоопарка»,  обсудим особенности отбора и использования  межпредметных задач в учебном процессе.

Дело в том, что обычно обобщающие уроки проводятся в форме контроля знаний, даются задания, которые необходимо выполнить на время и не содержащие составляющую контроля и практики. Конечно, такой урок за 45 минут сложно провести, но есть опережающие задания, дополнительные источники, сам учитель, который задает темп деятельности.  Очень большую роль играет еще, насколько класс подготовлен к различной деятельности, поэтому работа учащихся проходит индивидуально и  в группах. Нужно учитывать психологические, коммуникативные и интеллектуальные особенности учащихся.

 Межпредметные задачи даются разноуровневые, чтобы каждый мог активно включиться в деятельность на уроке, проявить себя. При применении межпредметных задач на различных этапах урока происходит поэтапная подготовка учащихся к повышению уровня сложности поставленных задач, способам и нестандартным подходам нахождения решения, способности делать выводы и предположения. Например, в математическом конкурсе учащиеся достаточно быстро нашли ответы, т.к. решение задач было групповое. Решения обсуждались, делались выводы сообща. Параллельно с решением возникли новые вопросы, например, Сколько еды нужно млекопитающим в день, неделю, месяц, год? Какие размеры имеют вольеры, клетки животных? Какие животные не проживают в нашем зоопарке? и т.п.

  1. В Ленинградском зоопарке 3037 животных. Из них: 1225 экземпляров млекопитающих, 680 экземпляров птиц, 793 экземпляра пресмыкающихся, 255 экземпляров земноводных. Сколько в Ленинградском зоопарке экземпляров беспозвоночных?
  2.   В столице Германии Берлине есть два зоопарка общей площадью 200 гектаров, на которой расположилось более 2 тысяч видов животных. В Петербурге — культурной столице России — площадь зоопарка в 28 раз меньше площади зоопарков в Берлине, а животных – в 4 раза больше. Определите площадь зоопарка и количество видов животных в Петербурге. Какая площадь приходится в среднем на одно животное?
  3. Длина Ленинградского зоопарка равна 3,7 км. Найдите его ширину, если площадь равна 7,4 га. Во сколько раз можно увеличить стороны зоопарка, чтобы площадь увеличилась в 11 раз?

Решение задачи №3 потребовало от учащихся составить план действий с учетом знаний рельефа, ответов к предыдущим задачам, поставить цель, сравнить с замыслом.

На протяжении всего урока прослеживается эффективность деятельности учащихся  по использованию на практике полученных знаний и умений  по предметам. По математике решать квадратные уравнения, по географии уметь сопоставлять объекты по тематическим картам и делать соответствующие выводы по месту для зоопарка, а по мхк сформировать собственное отношение к одной из острых городских проблем, связанной с переносом зоопарка из центра города. Но самое главное все эти компоненты взаимосвязаны, и невозможно решить проблему, не решив какой-либо компонент. При работе над предложенными задачами удалось создать предпосылки для освоения  действий, характерных для работы над проектами.

Таким образом на интегрированном уроке ставится проблема - мы ее решаем, обобщаем и выходим на новый уровень географических и математических знаний (акцент смещается на оценку всего процесса - поиск места для зоопарка).

 Отбор задач для урока в соответствии с перечисленными ниже требованиями:

  1. Все задачи связаны одной темой (интегратором), а не просто по отдельности решаем задачи на поиск места, задачи с использованием характеристик отдельных животных, задачи на сравнение рельефа местности и т. д.
  2. Разноуровневые (даем задачи по возрастающей степени сложности).
  3. Одна задача является вспомогательной для другой.

 Обеспечивают:

1 Установление преемственных связей самим учеником.

2 Соединение объема усвоенных знаний с личными качествами школьника.

3 Применение знаний для решения новых задач.

4 Вычленение причинно-следственных связей в результате анализа и сравнения.

5 Создание условий для развития творческих способностей учащихся.

6 Синхронизацию и интеграцию предметной информации.

7 Предоставление всем учащимся равных возможностей.

8 Применение теоретических знаний к решению практических задач.

9 Рассмотрение проблемы с различных точек зрения.

10 Приобретение индивидуального опыта проектной деятельности.

Таким образом, задачи высокого уровня целостности позволяют сделать урок интегрированным, а у учащихся создается представление о целостной картине мира, применении знаний в различных областях географии и математики, формируется представление о себе, как о субъекте, способном предложить свое решение проблемы, обозначенной в проекте..

                                 Список литературы:

1. О Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: Доклад Российской академии образования под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова// Педагогика. 2008 №10

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – М: Просвещение, 2010
  2. ФГОС: обновление содержания и технологий обучения (математика): учебно-методическое пособие / Е.Ю. Лукичева. – СПб.: СПб АППО,2012
  3. Асмолов А.Г. и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли: пособие для учителя – М: Просвещение, 2011        

     5. Абдулаева О.А. Межпредметные задачи как средство интеграции естественно –     научных, математических и гуманитарных знаний: Материалы городской научно – практической конференции «Интеграция как методология естественно – научного образования» / под ред. И.Ю. Алексашиной. – СПб АППО, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Использование народных традиций на уроках технологии через проектную деятельность

Данная статья отражает необходимость воспитания современного поколения на основе народных традиций, изучать историю родного края и жизненный опыт. Это можно реализовать через проектную деятельность на...

Использование метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности учащихся по биологии

Проектная деятельность способствует формированию у учащихся компетенций:- информационных (умение пользоваться и обрабатывать информацию);- социально-правовых (знать законы, как вести себя и т.д.);- ко...

Использование межпредметных задач в исследовательской деятельности учащихся

Развитию исследовательских умений учащихся способствует обращение к нестандартным и практико-ориентированным задачам межпредметного характера. Поэтому одним из важных видов учебно-исследовательской ра...

Использование занятий ОДОД для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся 5-6 классов в области «Физика"

В работе представлены возможности использования занятий отделения дополнительного образования детей (ОДОД) для организации проектной и исследовательской работы учащихся 5-6 классов в естественнонаучно...

Урок и проектная деятельность учащихся с позиций культурно-исторического подхода Л. С. Выготского (методика применения технологии развития проектной культуры на уроке и в проектной деятельности учащихся)

В пособии с учётом культурно-исторического обоснования излагается содержание и методология развития проектной деятельности (технология развития проектной культуры); представлена методика применения те...

Использование лазерных технологий и объекты труда для проектной деятельности учащихся в предметной области «Технология».

Методические рекомендации учителю технологии в связи с изменением материально-технических условий преподавания предмета....