Открытый урок географии. 8 класс. Взаимодействие природы и общества.
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
- Антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубление и расширение знаний по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;
- Главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, биосферы; влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей; главные пути решения природоохранных проблем и правил поведения в природе;
- Формирование экологического понятия о единстве комплекса: «Человек – природа», о личном вкладе в дело охраны природы;
Формирование экологических знаний, экологического мышления, экологической культуры учащихся;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 36.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по географии.
8 класс.
Тема: Взаимодействие природы и общества.
Цели и учебно-воспитательные задачи урока:
Образовательные:
- Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды: причины и последствия; углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы и рациональному природопользованию;
- Показать главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, биосферы; влияние хозяйственной деятельности человека на природу и здоровье людей; рассмотреть главные пути решения природоохранных проблем и правил поведения в природе;
- Формирование экологического понятия о единстве комплекса: «Человек – природа», о личном вкладе в дело охраны природы;
4. Формирование экологических знаний, экологического мышления, экологической культуры учащихся;
Развивающие:
- Развивать творческие способности учащихся;
- Способствовать развитию коммуникативных умений, эмоциональной сферы учащихся; эстетического восприятия природы;
- Развитие логического мышления, умения сравнивать, решать творческие задачи;
- Вырабатывать умение ориентироваться в океане информации, отборе материала, правильной оценки событий и явлений:
Воспитательные:
- Воспитывать осознание необходимости бережного отношения к природе, чувства любви к окружающей среде; чувство заботы о здоровье окружающих;
- Продолжить нравственно-эстетическое воспитание личности;
- Воспитывать уважение друг к другу .
Оборудование:
- карта «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Экологическая карта»;
- чистые листы (для принятия решения);
- экологические газеты, выполненные силами учащихся;
- рисунки о природе; плакаты по охране природы; фотоматериал;
- учебники, атласы, компьютер;
- презентация, аудиозаписи;
- выставка поделок из природных материалов: «Природа глазами детей».
Форма проведения:
- познавательно-игровая: урок-конференция.
Методы, используемые на уроке:
- словесный;
- наглядный;
- исследовательский;
- частично-поисковый (по характеру познавательной деятельности);
- практический.
Предварительная подготовка:
Роли: ведущие (2),
- профессор по вопросам охраны атмосферы;
- профессор ЭАН по вопросам охраны гидросферы;
- профессор РАН по вопросам охраны почв;
- президент экологической организации «Партия Зеленых»
- представители СМИ;
- общественность;
- агитбригада.
Эпиграф к уроку:
«Природа – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков»
(древняя индийская сентенция).
Ход урока.
І. Оргмомент. ( 2мин).
Учитель: Здравствуйте, проверьте всё ли у вас готово к уроку, тихо садитесь.
ІІ. Погружение в тему. (3мин.)
Учитель: Сегодня наше занятие мы посвятим вопросам экологии и проведем его в форме конференции.
Цели нашего урока:
- Рассмотреть антропогенное загрязнение окружающей среды, их причины и последствия;
- Показать главные источники загрязнения атмосферы, гидросферы, почвенного покрова, биосферы;
- рассмотреть главные пути решения природоохранных проблем и правил поведения в природе.
Ведущие по очереди :
На нашу конференцию мы пригласили:
- профессора по вопросам охраны атмосферы;
- профессора ЭАН по вопросам охраны гидросферы;
- профессора РАН по вопросам охраны почв;
- президента экологической организации «Партия Зеленых»
- представителей СМИ;
- общественность;
Учитель: Слово экология очень часто звучит в наше время.
- Что такое экология?
Учащиеся: Экология (в пер. с греч. Oikos –дом, жилище; logos – учение) – это учение, наука о доме, в котором мы живем, о взаимоотношении организмов, в том числе и человека к среде обитания.
Учитель: Какие задачи решает экология ?
Учащиеся: Экология изучает и исследует взаимосвязи между живыми организмами и природной средой;
- Способы их воздействия на состояние окружающей среды;
- прогнозирует возможные изменения природы в результате хозяйственной деятельности человека;
- ищет пути решения экологических проблем;
- рассматривает вопросы охраны природы и организации охраняемых территорий.
ІІІ. Современные экологические проблемы. (20 мин)
Учитель: Человек всегда был частью природы, которая является средой его жизни и хозяйственной деятельности. И человеку не может быть безразлично, какой будет окружающая его среда.
Народная пословица гласит: «Плоха та птица, которая загрязняет
Собственное гнездо».
Учитель: Неужели все человечество, да и каждый из нас уподобились такой птице? Попробуем ответить на этот вопрос.
Слайд 1. (как Бог устроил Землю)
- Ведущий:
Как то собравшись с последними силами
Создал Господь планету красивую.
Дал ей форму шара большого.
И посадил там деревья, цветы,
Травы невиданной красоты,
Много животных там стало водиться:
Змеи, слоны, черепахи и птицы.
Вот вам подарок, люди, владейте !
Землю вспашите, хлебом засейте.
Вам завещаю я отныне –
Вы берегите эту святыню !
2. Ведущий: Слайды: 2, 3.
Всё бы хорошо конечно было.
Но… цивилизация на Землю наступила.
И вырвался на волю технический прогресс,
Он подарил земному населению
Адские свои изобретения.
Учитель: Ребята, какие примеры бездумного, расточительного отношения к природе вы можете привести ?
Учащиеся:
- происходит сокращение лесов, лугов;
- отходами промышленности, транспорта, и сельского хозяйства загрязняется воздух, вода, почва;
- сокращается число некоторых видов растений и животных из-за неумения правильно себя вести в природе.
1.Ведущий:
Примеров отрицательного влияния хозяйственной деятельности человека на природу достаточно.
Настало время задуматься людям над этим вопросом – как сохранить живую природу, как помочь ей ?
2.Ведущий: Воздушная оболочка Земли, её атмосфера – одно из важнейших условий жизни. И сегодня профессор по вопросам охраны атмосферы расскажет нам о состоянии атмосферы и даст ответы на ваши вопросы.
1.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- На Земле практически не осталось чистого воздуха, а в некоторых промышленных центрах состояние атмосферы просто угрожающее для здоровья.
Какими фактами вы можете это можете подтвердить ?
Профессор по охране атмосферы:
Без пищи человек может прожить месяц, без воды – неделю, а без воздуха 2 минуты не проживет.
Атмосфера очень болезненно реагирует на любые изменения. Атмосфера загрязнена в результате работы промышленности, автотранспорта.
Один легковой автомобиль за 1 час выбрасывает в атмосферу в среднем 1кг выхлопных газов, а за год – 400 млн. л. углекислого газа .
Значительная роль в загрязнении атмосферы принадлежит также промышленности, особенно черной и цветной металлургии, энергетике, нефтяной и химической промышленности. Предприятия этих отраслей ежегодно выбрасывают в атмосферу миллиарды тонн твердых и газообразных частиц : окись углерода, сернистый газ, образующийся в результате сжигания минерального топлива, а также оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и другие металлы.
Антропогенное загрязнение атмосферы привело к появлению такого явления, как кислотные дожди.
2.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- Скажите пожалуйста, какие химические соединения являются причиной возникновения кислотных дождей и каковы их последствия ?
Профессор по охране атмосферы:
- Кислотные дожди образуются в результате выбросов в атмосферу оксидов серы, азота, во время работы тепловых электростанций и автомобильных двигателей.
- Кислотные осадки снижают урожайность сельскохозяйственных культур, вымывают из почвы кальций, калий, магний, губят леса;
- они отравляют воды рек, озёр, в которых гибнет рыба, исчезают насекомые, также они разрушают здания и отрицательно сказываются а здоровье людей.
3.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- Скажите пожалуйста, какие регионы Земли, в том числе и России особенно сильно подвергаются воздействию кислотных дождей ?
Профессор по охране атмосферы:
- Кислотные дожди особенно широко распространены в Европе и Северной Америке. (показать на карте мира).
В Скандинавских странах, которые получают кислотные осадки из Великобритании, Германии, погибла жизнь в 20 тыс. озёрах. В них исчезли лосось, форель и другая рыба. Во многих странах Западной Европы происходит катастрофическая гибель лесов. Такая же ситуация с лесами в промышленных районах России: ( в Северо-Западном, Центральной России, на Урале),а также в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Омске, Норильске, Красноярске.
4.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- Я хотел бы знать, чем опасны для человечества озоновые дыры, и наблюдается ли их образование в России ?
Профессор по охране атмосферы:
За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд. т, а также химические соединения, содержащие фреон, используемый в холодильниках. В результате появляются озоновые дыры, в которые устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Если озоновый слой исчезнет совсем, это приведет к гибели всего живого на Земле.
Уже появились и расширяются озоновые дыры над Антарктикой, Арктикой, Европой, Москвой.
1.Ведущий:
Следующей экологической проблемой является состояние водной оболочки Земли – гидросферы. С проблемами гидросферы нас познакомит профессор ЭАН по вопросам охраны гидросферы.
Слайд: (загрязнение нефтью)
Профессор по охране гидросферы:
- Каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Это около 450 куб. км загрязняющих веществ.
Реки, озёра, моря в результате очень сильно загрязнены промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми сточными водами.
5.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- какие водоёмы мира и России наиболее сильно загрязнены ?
Профессор по охране гидросферы:
К числу сильно загрязненных относятся многие реки (показать на карте мира и России): Рейн, Дунай, Сена, Темза, Нил, Ганг, Миссисипи; в России: Волга, Дон, Днепр, Урал.
Многие реки настолько загрязнены, что рыба в них почти исчезла. В России это реки таких промышленных районов, как Урал, Западная Сибирь.
Растёт загрязнение Мирового океана. Наиболее загрязнены внутренние и окраинные моря: (показать на карте мира)
Средиземное, Северное, Балтийское, Черное, Азовское, Японское, Желтое, Карибское, а также заливы: Бискайский, Персидский, Гвинейский, Мексиканский.
6.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- Известно, что наибольшую опасность для океана представляет нефтяное загрязнение. Каковы его масштабы и последствия. Какие регионы России подвержены нефтяному загрязнению ?
Слайд: (космический снимок загрязнения)
Профессор по охране гидросферы:
В результате утечки нефти при её добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает от 3 до 10 млн.т нефти и нефтепродуктов. Космические снимки показывают, что уже около 1/3 всей его поверхности покрыто маслянистой пленкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона, ограничивает взаимодействие океана с атмосферой.
Слайд: (загрязнение нефтью)
Больше всего загрязнён Атлантический океан. Особенно опасны катастрофы крупных танкеров, приводящих к «залповым» выбросам нефти.
Масштабная экологическая катастрофа, получившая название «Мексиканский Чернобыль» произошла в Мексиканском заливе 22 апреля 2010 года. Нефтяная платформа затонула после мощного взрыва и 36-часового пожара. Выбросы нефти и природного газа продолжались почти 3 месяца. Около 5 млн. баррелей нефти вытекло в акваторию залива.
В России нефтяному загрязнению подвержены акватории Охотского, Каспийского и Баренцева морей.
2.Ведущий:
- Каждому человеку нужны пища, одежда, но ресурсы планеты исчерпаемы, сокращаются площади плодородных земель, снижается их продуктивность.
Слово предоставляется профессору РАН по вопросам охраны почв.
Профессор РАН по вопросам охраны почв:
Из-за нерациональной организации сельского хозяйства деградировало
2 млрд .га земли, то есть площадь, в 2 раза больше площади Европы.
3/4 всех земель мира подвержены эрозии, которая уничтожает верхний плодородный слой почвы. Размыв верхнего слоя почвы происходит быстро, а на восстановление требуются громадные усилия.
Для образования слоя почвы толщиной 20 см требуется 1500-1700 лет. Также почвы разрушаются при разработке месторождений полезных ископаемых, когда человек создает антропогенные формы рельефа: карьеры, терриконы, которые уродуют ландшафт, ускоряют пылеобразование. Ветры-суховеи поднимают миллиарды тонн плодородного слоя и уносят его, способствуя процессу опустынивания. Опустынивание уже занимает 43% общей площади суши. Процесс опустынивания обычно вызывается совокупным действием природы и человека. В результате чрезмерного выпаса скота, вырубки деревьев, распашки земель, малопригодных для земледелия – нарушается хрупкое равновесие в природе.
7.Представитель СМИ:
Представляется: (название, Ф.И.)
- Вопрос президенту экологической организации «Партия Зеленых»
Всё более серьезной становится проблема накопления бытового мусора. Иногда можно услышать, что нашу цивилизацию называют «мусорной цивилизацией». Как вы это прокомментируете ?
Слайд: (мусорные свалки)
Президент экологической организации «Партия Зеленых»:
Полное разрушение почвенного покрова происходит не только в результате открытых горных разработок, но и в результате накопления бытового мусора, возникновения стихийных свалок. Особенно сильные изменения происходят вокруг городов - растут свалки мусора и отходов; в водоёмах вода стала непригодной для питья.
Слайд:(вырубленный лес)
Усиленно идет «облысение» планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за всё его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, возникающих по вине человека.
Для многих животных лес – родной дом. А лесов на Земле становится всё меньше и меньше. Значит животные теряют свой дом, они обречены на гибель.
1.Ведущий:
Пора бы человечеству понять
Богатство у природы отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая !
ІV. Разработка путей охраны окружающей среды и правил поведения людей в природе. (работа по группам).( 6 мин)
Учитель: Земля – маленький шар во Вселенной. И это единственное место, где человечество может выжить или погибнуть. Уголков, незатронутых экологическими бедами сегодня не существует.
- Как же остановить экологический кризис и привести в соответствие удовлетворение потребностей человека с условиями сохранения окружающей среды ?
1) Предлагаю научному составу разработать пути охраны окружающей среды;
2) Представителям СМИ и общественности – правила поведения в природе.
Проверка: ( 4 мин)
2.Ведущий:
- Просим ознакомить всех с принятыми решениями.
- Научный состав: (зачитывают)
1путь: - создание разного рода очистных сооружений, уничтожающих и перерабатывающих мусор, строительство дымовых труб высотой 200-500 м; рекультивация земель;
2путь: - разработка и применение принципиально новых природоохранных технологий производства, переход к малоотходным и безотходным производственным процессам;
3 путь: - рациональное размещение «грязных» производств, оказывающих отрицательное воздействие на состояние окружающей среды.
- Представители СМИ и общественности:(зачитывают)
- Не ломать ветки деревьев и кустарников, не повреждать их кору;
- Не топтать и не рвать цветы, не сбивать грибы, даже если они несъедобные; грибы помогают расти деревьям;
- Не разводить костер в лесу, от него может возникнуть пожар;
- Не ловить диких животных и не уносить их домой;
- Не разорять муравейники, птичьи гнёзда, не брать яйца из гнёзд;
- Нельзя шуметь в лесу;
- Не оставлять после себя мусор: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – 70 лет, а осколок стекла может сработать как линза и вызвать пожар.
V. Заключение.
Учитель: Чистый воздух – чтобы дышать;
Чистая вода – чтобы пить;
Чистая природа – чтобы жить.
Никогда не забывайте, что «Природа – это не то, что мы получили от предков, а то, что мы взяли в долг у потомков»
Слайд: (красивая природа)- мелодичная музыка.
Агитбригада:
Мы хотим, чтобы птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса !
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под ёлкой жил
Смешной колючий ёж.
Чтобы бабочка порхала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил весёлый дождь!
VІ. Подведение итогов (рефлексия).
Учитель: Цели, поставленные нами в начале урока, выполнены.
- В чем вас убедило занятие сегодня?
- Какие выводы вы сделали для себя ?
- Какие знания, полученные сегодня на уроке вам пригодятся в будущем ?
- Понравился ли вам урок ?
Оценка работы на уроке:
Я благодарю вас за подготовку к уроку и его проведение, за исследование экологических проблем , отбор и обработку научной информации, за составление интересных вопросов для раскрытия содержания темы, за вашу активность на уроке.
VІІ. Домашнее задание: подготовить сообщение или презентацию по теме:
«Освоение природных ресурсов Восточной Сибири и связанные с ними экологические проблемы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Конституция - механизм взаимодействия между человеком, обществом и государством"
Презентация к уроку, посвященному 20-летию Конституции РФ, является наглядным пособием и помогает заинтересовать учеников и активизировать их познавательную активность....
Конспект урока по теме "Взаимодействие природы и общества"
Конспект урока по обществознанию по теме "Взаимодействие природы и общества" для 8 класса по учебнику А.И Кравченко с презентацией....
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...
Презентация к уроку географии на тему "Природа Австралии" (8 класс)
Презентация к уроку географии для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему "Природа Австралии"(8 класс)...
Открытый урок географии для 6 класса на тему: "Круговорот воды в природе"
Цели: сформировать понятие «круговорот воды в природе и установить взаимосвязи в данном природном явлении....
Открытый урок географии в 5 классе Тема урока «Открытия русских путешественников»
Формирование представлений учащимися о роли русских путешественников в освоении и изучении территории Земли...
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс:7
Задания для формирования и оценки естественнонаучной грамотности на уроках географии. Тема: Взаимодействие природы и человека. Класс: 7...