Открытый урок география 7 класс "Евразия . Рельеф."
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Развёрнутый конспект открытого урока географии 7 класс "Евразия. Рельеф"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_konspekt_uroka_evraziya_relef_2011_microsoft_office_word.docx | 26.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок география 7 класс материков и океанов. Учитель Тихонов Александр Семёнович. МКОУ ООШ сельское поселение «Село Даппы» Комсомольского района Хабаровского края
Рельеф Евразии.
Урок комбинированный. Урок – путешествия -исследования
Тема: Рельеф и полезные ископаемые Евразии. 7 класс
Цели: § образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии, объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке;
§ воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
§ развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, контурными картами. Уметь: сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний, по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
Оборудование: физическая карта полушарий и Евразии, атлас, ОК.
Ход урока:
1. Орг. момент.
2. Проверка знаний и умений.
- Скажите, пожалуйста, почему это особенный материк?
- Самый большой по площади материк, на нём расположены самые высокие горы, обширные равнины, разнообразные ландшафты, живёт множество народов и т. п.
А) рассказать о физико – географическом положении материка по плану
Кучеренко Таня
б) показ объектов береговой линии по карте, крайних точек – Бойнов Саша
В) показать и назвать географические объекты береговой линии Евразии – Сумин Сергей
3. Актуализация знаний и умений – фронтальная беседа.
Если мы уже изучили географическое положение материка,
какую тему в соответствии с планом изучения материка мы будем изучать дальше?
- Строение, рельеф и полезные ископаемые Евразии.
- Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии. Если Евразия материк, то какой тип земной коры залегает в основании этого участка земной поверхности?
Ответ - Материковый тип земной коры.
- Какие участки входят в состав земной коры материкового типа?
Ответ - Устойчивые платформы и складчатые области.
־ Что такое платформа? ־ Какое она имеет строение?
־ Какие формы рельефа соответствуют платформам?
־ Что такое складчатая область? ־ Как образовались складчатые области? ־ От чего зависят строение, высота и облик гор? ־ Какие формы рельефа соответствуют складчатым областям? 4.
Изучение новой темы:
а) Организация исследования по карте – равнины Евразии. (обозначение равнин на К/К) ־ Итак, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии? ־ Можете ли вы ответить на этот вопрос сразу. Есть затруднение. С помощью какого источника мы можем это узнать? Карта «Строение земной коры». Откроем её в атласе. ־ Заглянем в недра Земли – исследуем строение земной коры в пределах Евразии по карте в атласе. ־ Какие участки здесь самые древние? Платформы. ־ Определите древние платформы в основании Евразии? Восточно-Европейская, Сибирская, Китайско-Корейская, Индийская и другие. ־ Какие формы рельефа соответствуют платформам? Можем ли мы ответить на вопрос, используя только одну карту? Какая карта нам ещё пригодится? ־ Какой ещё способ познания нам необходимо применить для ответа на вопрос? Приём наложения карт – сопоставляем карты «Строение земной коры» и физическую карту Евразии. 1. Восточно – Европейская равнина (200- 500 м.). (обозначение на к/к крупных равнин) ־ На каком материке живём мы с вами? (Евразия) ־ На какой равнине? (Восточно-Европейской). 2. Среднесибирское плоскогорье (1000 м.), 3. Великая Китайская равнина (200 м.), 4. плоскогорье Декан (1000 м.). ־ Какие формы рельефа соответствуют равнинам Евразии? Проверка по таблице в ОК. ־ Сравните с другими материками – какую площадь занимают в Евразии равнины, как они расположены? ־ В чём причина? На материке гораздо больше равнин и они тянутся на тысячи км. б) Горы Евразии. (обозначение гор на К/ К) ־ Какие участки земной коры расположены между платформами? - Складчатые области. ־ Какого они возраста? - Разного возраста. ־ Где расположены области новой или кайнозойской складчатости – горные области на границах между плитами? Они тянутся через всю Евразию в широтном и меридиональном направлении? ־ Какие по строению горы формируются в областях новой складчатости, а какие они будут по высоте? Запишите в таблицу – складчатые горы. - Через Евроазиатский материк с запада на восток тянется гигантский Альпийско - Гималайский пояс молодых складчатых гор. ־ Путём сопоставления карт установите, какие горные системы составляют Альпийско – Гималайский складчатый пояс, определяем их высоту. Отмечаем в к/к. 5. Гималаи (8848 м.), 6. Памир (7495 м.), 7. Кавказ (5642 м.), 8. Альпы (4807 м.) и другие горы. ־ Какие горы по высоте есть в Евразии, и нет на других материках? - В Евразии есть высочайшие горы. Евразия единственный материк, вершины которого поднимаются выше 7000м. Анализ таблицы в ОК. ־
В восточной части Евразии тянется от Камчатки до Больших Зондских островов Восточно-Тихоокеанский складчатый пояс. ־ Как вы думаете, какие горы преобладают в этом складчатом поясе? Вулканические ־
Об этом расскажет Кучеренко Татьяна.
Частью какого кольца они являются? Тихоокеанского огненного кольца. ־ Какой вулкан является самым высоким в Евразии? Ключевская сопка (4688 м.) ־ По таблице в ОК назовите самые известные вулканы Евразии, где они находятся, покажите и подпишите на карте Кракатау (816 м), Фудзияма (3776м), Ключевская Сопка (4750). ־ Какие горы Евразии расположены за пределами поясов молодых складчатых гор в областях древней и средней складчатости? 12. Уральские горы (1895 м),13. Саяны (3491 м.), 14. Скандинавские горы (2469 м.). Делаем выводы. (Чтение в ОК основных особенностей рельефа Евразии.) ־ Какие горы самые высокие в Евразии? Гималаи (8848 м.). ־ Где расположена самая глубокая впадина на суше – впадина Мёртвого моря – (-405 м.). Отмечаем. Велики ли перепады высот? в) Делаем вывод: Таким образом, мы видим, что рельеф Евразии очень _________? (контрастен) и __________________? (разнообразен). г) Решаем проблему ־ Чем объяснить разнообразие поверхности Евразии? - Взаимодействием внутренних и внешних рельефообразующих процессов. ־ Чем объясняется размещение гор и равнин на материке? ־ Как учёные объясняют образование складчатых областей? –
Рассказ Ханяевой Елены с помощью презентации мультимедиа на интерактивной доски Движением литосферных плит. Продолжаем исследование по карте «Строение земной коры». ־ На какой плите расположена основная часть Евразии? - На Евразийской. С какими плитами она граничит? - На юге с Индо-Австралийской и Африкано-Аравийской плитами, на востоке – с Тихоокеанской. Как Евразийская плита взаимодействует с Тихоокеанской плитой? Происходит столкновение материковой Евразийской и океанической Тихоокеанской плит – океаническая плита уходит под материковую, образуются глубоководные желоба с островными дугами, происходит активный вулканизм, очень часто случаются землетрясения. д) Полезные ископаемые. Работа по ОК. ־ Итак, мы рассмотрели рельеф, внутреннее строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) ־ Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.) Работа с атласом стр. 6. Задание в ОК: Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие: 1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни
2. П-ов МалаккаБ. Железная руда
3. О-в Шри-ЛанкаВ. Нефть, газ
4. Горы СкандинавскиеГ. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.) 5. Закрепление. Тестовый контроль (на карточках) Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская Установите соответствие: ПлатформаРавнина
1.СибирскаяА) Западно-Сибирская
2. ИндийскаяБ) Великая Китайская
3.Китайско-КорейскаяВ) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское плоског.)
4. Установите соответствие: ГорыВозраст складчатости
1. КарпатыА) Древний (Pz)
2.СкандинавскиеБ) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребетВ) Новый (Kz)
Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» 6. Итог урока. Вопрос: Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? 7. Домашнее задание §60, 61 чит., знать на карте основные формы рельефа Евразии, подписать на карте в ОК основные горы и равнины. (для желающих – решить в ОК кроссворд) Литература: Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в школе» Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001. А. В. Шатных «Современный урок географии» Москва, «Школьная пресса»,2002. М. В.Смирнова «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся», журнал «География в школе», №5, 1999 Т.М. Бенькович, Д. Л. Бенькович «Опорные конспекты в обучении географии России» Москва, «Просвещение», 1997 Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. Установите соответствие: 1. Район Персидского залива а) драгоценные камни 2. полуостров Малакка б) железные руды 3. Шри-Ланка в) нефть и природный газ 4. Скандинавские горы г) оловянные руды 5. Север Вел. Китайской равнины д) медные руды 6. Район озера Балхаш е) каменный уголь IV. Итог урока. Вопрос: Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других материков? V Домашнее задание: § 60, 61, в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии. Литература: Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко «Управление образовательным процессом в школе» Москва, Центр «Педагогический поиск», 2001. А. В. Шатных «Современный урок географии» Москва, «Школьная пресса»,2002. М. В.Смирнова «Развитие мыслительно-аналитической деятельности учащихся», журнал «География в школе», №5, 1999 Т.М. Бенькович, Д. Л. Бенькович «Опорные конспекты в обучении географии России» Москва, «Просвещение», 1997 § Изучение нового материала Ребята, вспомните как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков). Работа с атласом стр. 4–5. Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии? В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы. Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры Строение земной корыСоответствующие формы рельефа (заполнить)
Древние платформы
1 группа Восточно-Европейская Восточно- Европейская (Русская) равнина
Сибирская Среднесибирское плоскогорье
ИндийскаяДекан плоскогорье
Китайско-Корейская Великая китайская равнина
Области складчатости Древняя
2 группа Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно - Сибирская равнина
Гоби, Скандинавские
Средняя
3 группа. Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь.
Новая вместеПамир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи.
Апеннины, Карпаты , Иранское нагорье Пиренеи, Альпы
Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем. Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья). Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи. Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы. Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие е горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры. Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м). На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце». Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие: 1. ВезувийА. Пол – в Камчатка
2. Этна Б. Зондские о-ва
3. Кракатау В. Остров Сицилия
4. Ключевская Сопка Г. Японские о-ва
5. Фудзияма Д. Аппенинский пол-в
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г. Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строении земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.) Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6. Задание № 5. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие: 1. Район Персидского заливаА. Драгоценные камни
2. Пол-в Малакка Б. Железная руда
3. О-в Шри-Ланка В. Нефть, газ
4. Горы Скандинавские Г. Оловянные р., Д. Медные р.
5. Север Великой Китайской равнины Е. Кам. уголь
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В. Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии. (Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.) Тестовый контроль Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская Установите соответствие: ПлатформаРавнина
1.СибирскаяА) Западно-Сибирская
2. ИндийскаяБ) Великая Китайская
3.Китайско-КорейскаяВ) Декан (плоског.)
Г) Среднесибирское плоског.)
Установите соответствие: Горы Возраст складчатости
1. Карпаты А) Древний (Pz)
2.Скандинавские Б) Средний (Mz)
3. Верхоянский хребет В) Новый (Kz)
Нормы оценок: Без ошибок – оценка –«5» 1 ошибка – оценка –«4» 2 ошибки – оценка –«3» Более 2 ошибок – оценка –«2» · 6. Домашнее задание · §60, §61 · Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З. · «3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте. · «4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков? · С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе? · «5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...
Открытый урок "Природные зоны Евразии"
Цель: знакомство с природными зонами ЕвразииЗадачи:Называть и показывать смену природных зон при движении с севера на юг, границы зон, представителей флоры и фауныОпределять особенность размещения при...
Рельеф Земли открытый урок 7 класс
Урок географии в 7 классе...
Открытый урок 7 класс "Рельеф Земли"
урок географии...
Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"
Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...
Урок географии по теме «Рельеф Евразии» 7 класс
Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии; продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о приро...
Урок географии по теме: "Рельеф Евразии"
Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии...