Доклад на РМО учителей географии на тему: "Внеурочная работа по географии: содержание, формы, средства реализации"
статья
Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.2 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Оренбургской области МКУ отдела образования администрации Илекского района
МБОУ Затонновская ООШ
Доклад
Внеурочная деятельность по географии в соответствии ФГОС ООО.
Выполнил:____________
учитель географии
МБОУ Затонновская ООШ
Мясникова Е.М.
С. Илек, 2024
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС ООО
Работа по новым образовательным стандартам обязывает педагога пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
География — единственный школьный предмет, формирующий у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Разработчики стандарта второго поколения, понимая важность предмета, предложили начать преподавание географии с 5-го класса. Таким образом, материал начального курса географии теперь изучается в течение двух лет. Курс географии в 5-6 классах является первым географическим курсом, оказывающим влияние на формирование географической культуры человека. Важнейшей целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирования ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.
Для более полного усвоения образовательной программы необходимо интегрировать урочную и внеурочную деятельность обучающихся. Организации внеурочной деятельности школьников, осваивающих новые образовательные стандарты, в школе уделяется особое внимание. География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями в нашей стране. Это позволяет организовать внеурочную деятельность практически по всем пяти рекомендованным стандартам направлениям:
Общеинтеллектуальное направление – кружок «Познавательная география», географическая секция научного общества обучающихся, подготовка домашних заданий по географии и др.;
Общекультурное направление – организация конкурсов рисунков, географических вечеров в рамках предметной недели географии, проектирование «города будущего», «школы будущего», страноведческий калейдоскоп и др.;
Спортивно-оздоровительное направление – организация участия в спортивно-туристических соревнованиях, походы;
Духовно-нравственное направление – краеведческие экскурсии, работа в школьном краеведческом музее;
Социальное направление – организация благоустройства пришкольной территории, участие в природоохранных акциях.
На уроках и во внеурочной деятельности важно осуществлять межпредметные связи с биологией, историей, экологией, математикой, физикой, а также с реальной жизнью школьника для формирования более полной картины мира, а также для развития универсальных учебных действий.
Внеурочная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья. Она позволяет детям использовать свое свободное время с максимальной пользой.
Внеурочная деятельность отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Образовательные цели внеурочной работы - расширить географический кругозор и углубить знания школьников в области географической науки, совершенствовать общеучебные и специальные для географии умения учащихся. Эти цели осуществляются путем включения во внеклассные занятия внепрограммных вопросов и проблем географической науки, а также за счет более высокого научного уровня и глубины раскрытия программного материала.
На внеурочных занятиях школьники совершенствуют умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. Составляя рефераты и доклады по дополнительной научно-популярной географической литературе, школьники совершенствуют умения работать с книгой: выделять главные мысли, отбирать факты для подтверждения теоретических положений, составлять планы и конспекты по тексту. На экскурсиях и в походах они закрепляют некоторые исследовательские методы географической науки: учатся наблюдать, собирать и оформлять гербарий, составляют планы и карты-схемы пути и т.д. Участие в походах по родному краю воспитывает чувство патриотизма. Разнообразная тематика географических вечеров и конференций, воспитывают чувство гордости за нашу страну.
Для нашей школы традиционными являются следующие формы внеурочной работы по географии: работа школьного краеведческого музея, предметная неделя географии и экологи, неделя в защиту животных, природоохранные акции, туристические игры, экскурсии, дистанционные викторины и олимпиады по географии.
По материалам краеведческих экспедиций в школе создан краеведческий музей. Программа работы музея ставит своей целью формирование навыков исследовательской работы учащихся, профессиональных компетенций учащихся. В практике работы музейного актива, кроме обычных экскурсий, используется также такая форма работы как заочная экскурсия по экспозициям музея с помощью презентационных компьютерных программ. Классные руководители приглашают членов актива музея на классные часы, материалы музея используются при проведении уроков истории, литературы, географии, экологии, краеведения.
Географическое общество учащихся, которое назвали « Эрудит». Члены ОУ занимаются не только научно-исследовательской работой, но и практической природоохранной деятельностью, организацией мероприятий эколого-краеведческой направленности, поисковой и экскурсионной работой в школьном музее. Смотрим и обсуждаем фильмы по темам, участвуем в конкурсах рисунков и поделок.
Ежегодно в сентябре в школе проходит туристические соревнования, посвященные Дню здоровья. Проходят соревновательные мероприятия между классами: эколого-краеведческая викторина, конкурс туристических песен, газет, укладка рюкзака.
Предметная неделя географии и биологии проводится совместно учителями географии и биологии. Кроме открытых уроков, в течение Недели проводятся внеурочные мероприятия с привлечением обучающихся всей школы. Это шефские мероприятия в начальной школе (викторины, игры, конкурсы), географические вечера «В гостях у географии», «Вечер вопросов и ответов» и др.), природоохранные акции. В рамках предметной недели также проходят дистанционные викторины, проекты и олимпиады по географии и биологии .
Традицией стали в нашей школе Дни Земли, с проведением конкурсов плакатов, и всевозможных других форм работы. Это дает возможность ребятам оценить опасность для нашей планеты и заставляет каждого задуматься над своим вкладом в охрану окружающей среды.
Во внеурочной деятельности применяю часто игровые технологии, где игра является одной из форм интегративной деятельности. Это - брейн-ринги, викторины, квн, турниры путешествеников, и многое другое.
В рамках учебных проектов организовывались конкурсы поделок, букетов из природного материала, с целью выявления творческих способностей учащихся,
Внеурочная деятельность способствует самореализации личности в быстро меняющихся условиях современного мира.
Практическое значение внеклассного мероприятия
Я хочу представить разработку игры по типу телевизионной игры «Своя игра».
Данная методическая разработка предназначена как для работы в 8 классе так и для внеклассной работы с учениками средних классов. Мероприятие представляет собой развивающую игру, в которой в доступной форме даны не только вопросы, но и ответы.
Формой проведения выбрана игра не случайно, так как игра - это признанный метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Игра только внешне кажется беззаботной. А на самом деле требует максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. В игре формируются многие особенности личности ребенка: вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра, как свободная творческая деятельность обладает воспитательными, коммуникативными и развивающими свойствами, формирует воображение, развивает фантазию и интеллект учащихся.
Данная методическая разработка была опробовано, как внеклассное мероприятие 6-7 классах в рамках проведения «Недели географии», а также как обобщающий урок в 8 классе после изучения темы: «Природа ПМР». Участвует несколько команд. В начале игры задаётся контрольный вопрос для определения первой команды и начинается игра. Отгадавшая вопрос команда выбирает тему и стоимость вопроса, после чего ведущий зачитывает соответствующий вопрос. Время на обсуждение составляет 15-20 секунд. По истечении 15-20-ти секунд по сигналу, команда, выбравшая тему и стоимость вопроса, называет свой вариант ответа. Если ответ верный, то на счет команды засчитываются очки, если неправильно, то баллы вычитаются (на усмотрение учителя), в противном случае возможность ответить появляется у команды противников.
Вопросы даются по темам: географическое положение, рельеф, внутренние воды, растительный и животный мир, города и села ПМР, знаменитые люди нашего края, памятники. Каждый вопрос оценивается от 10 до 50 баллов
На игровом поле есть рубрики «Аукцион», «Удача», «Вопрос нужно отдать».
В «финал» выходят команды, набравшие наибольшее количество баллов. На финал даются несколько тем. Участники по очереди называют тему, которая им не нравится. Остается одна тема. Команды делают ставки (на лист бумаги) и сдают жюри. На обдумывание ответа дается 1 минута. Через минуту член жюри собирает ответы.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Работа с презентацией: при нажатии на выбранную цифру, появляется слайд с вопросом, на который необходимо ответить Ответ проявляется при щелчке мыши. Чтобы вернуться к таблице нажмите на картинку домика (в правом нижнем углу). Использованные цифры с баллами становятся бледными по цвету. В финале при выборе темы нажимать на название самой темы (ненужной). Вопрос скрыт в звездочке.
Методическая разработка составлена на основе учебно-методической литературы и ресурсов интернет.
Считаю, что данная методическая разработка поможет учителям организовать обобщающий урок по географии, провести внеклассное мероприятие или классный час.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы на уроках истории как средство реализации ФГОС
Групповая форма работы на уроках истории необходима как один из методов активизации учебной деятельности учащихся . Она повышает не только познавательный интерес учащихся, но и повышает учебную...

Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».
«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, соз...
Презентация к докладу на МО учителей географии, химии, биологии "Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии"
Презентация...

Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...