Доклад на МО учителей географии, химии, биологии "Формирование мотивации к обучению географии у обучающихся"
статья по географии
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование мотивации к обучению географии у обучающихся»
Учитель географии МКОУ Листопадовской СОШ
Мешкова Ясемен Шахмурадовна.
В ходе своей педагогической деятельности и опыта работы, мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально считается несложным и предметом второго плана, такой как география. Формирование мотивации учения в школьном возрасте можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Но, как показала практика, вести рассуждения на эту тему легко, а вот на деле все гораздо сложнее. «Как повысить уровень мотивации школьников в изучении географии, соответственно, и качество образования»? В ходе работы над проблемой были выявлены следующие противоречия: 1) с одной стороны – отсутствие интереса к географии, у отдельных школьников и высокими требованиями программ по данному предмету; 2) с другой стороны – традиционной системой построения образовательного процесса, которая, даёт ребёнку хорошо аргументированный, логически выстроенный материал, но зачастую не совсем интересна современному ребенку и отчасти скучна и однообразна. Что такое мотивация? Мотивация (от французского motif – побуждение), то есть побуждение к действию. В ходе работы были прослежены этапы формирования мотивации. 1 этап. Возникновение мотивации. 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. 3 этап. Мотивация завершена. Высокий уровень мотивации учения необходим для достижения успеха в учебе и в этом вклад мотивации в общую успешность деятельности школьника можно рассматривать наравне со способностями ученика. Иногда менее способный ученик, но имеющий высокий уровень мотивации может достичь более высоких результатов в учебе потому, что стремится к этому и уделяет учению больше времени и внимания. Факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации
Установки и действия педагога по формированию положительной мотивации учащихся к обучению:
Приемы мотивации обучающихся, используемые учителем эмоциональные: • поощрение; • порицание; • учебно-познавательные игры; • свободный выбор задания; • создание ярких наглядно-образных представлений; • удовлетворение желания быть значимой личностью. познавательные: • активизация познавательных интересов; • создание проблемных ситуаций; • опора на жизненный опыт обучающегося; • выполнение творческих заданий; • экскурс в историю; волевые: • предъявление учебных требований; • информирование об обязательных результатах обучения; • формирование ответственного отношения к учению; социальные: • развитие желания быть полезным обществу; • сопереживание; • создание ситуации взаимопомощи; • поиск контактов и сотрудничества; • взаимопроверка и рецензирование; • заинтересованность результатами коллективной работы. При соблюдении всех этих правил и принципов, можно достигнуть значительных успехов в формировании положительной мотивации учащихся к обучению. Необходимо повышения учебной мотивации посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. Традиционные методы обучения, уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях. Упор делается не на пассивное заучивание информации или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных усилий интеллекта. Исходя из этого, задача учителя не просто дать базовые знания обучающимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний. Современные педагогические технологии при этом становятся мощным средством, позволяющим активизировать, каждого ученика в процессе изучения географии. Нестандартные уроки – один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться. При изучении географии ученикам предлагаются разнообразные творческие задания, которые развивают творческую активность. Это ребусы, головоломки, каламбуры, кроссворды, чайнворды. Убеждаешься, что, если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. У них появляется стремление самим составлять такие задания, а затем их выполнять. Повышать учебную мотивацию, активизировать познавательную деятельность, углублять свои знания по предмету, дополнительно тренироваться в их творческом применении позволяют и занятия во внеурочное время. Особое место среди организационных форм обучения географии занимают экскурсии и практические работы на местности. Учебные экскурсии и походы, неоспоримые помощники в изучении географии так как – формируют стойкий интерес к предмету. География – это, пожалуй, один из немногих предметов, который охватывает широкий спектр вопросов эколого-краеведческого характера, осуществляя интегративные связи, поэтому обладает громадным развивающим потенциалом. Регулярное использование на уроках географии системы разнообразных способов и приемов, направленных на повышение мотивации, развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет географический кругозор школьников, повышает качество географической подготовки, позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать географические знания на практике в повседневной жизни. Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей, способствующих повышению мотивации учащихся к изучению географии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Работа с детьми повышенной мотивацией в обучении английского языка"
В сообщении содержатся приёмы и методы повышения мотивации обучающихся у изучению иностранного языка, примеры форм работы с детьми повышенной мотивации на разных ступенях обучения....
Презентация к докладу на слете учителей географии Ставропольского края
В презентации отражены приоритеты современного географического образования и причины географического образования в России. География России традиционно обслуживала нужды росси...
План работы методического объединения учителей географии, химии и биологии
План работы ШМО учителей географии, химии и биологии на 2015-2016 учебный год...
Доклад на РМО учителей географии. Тема: «Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС».
«Современный урок географии в 6 классе, каким он должен быть в условии ФГОС»Методика преподавания, как и вся дидактика, переживает сложный период: происходит перестройка общеобразовательной школы, соз...
Презентация к докладу на МО учителей географии, химии, биологии "Проектно-исследовательская деятельность на уроках географии"
Презентация...
Доклад на РМО учителей биологии, химии и географии Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологии
Тема: Система работы учителя при подготовке к ОГЭ по биологииЗадача учителя не только дать ученикам знания, но и помочь ему в будущем стать успешным, социально ориентированным, поэтому задача уч...