Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
методическая разработка по географии
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt_savina_a.g.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя географии
МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» г.о. Саранск
Савиной Анастасии Геннадьевны
«Цель обучения ребёнка состоит
в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
(Э. Хаббард)
Проблема, над которой я работаю: «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС».
1. Актуальность опыта
Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели: динамичность, переход к экономике, основанной на знаниях, усиление требований к креативности мышления. Стремительный рост разнообразной информации формирует в качестве важнейшей школьной образовательной цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь.
В этих условиях повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих граждан нашей страны, обладающих хорошо развитыми умениями и навыками работы с информацией, способных критически мыслить и решать различные проблемные задачи, стремящихся и готовых к самообразованию в течение всей жизни. Поэтому следуя за требованиями быстро меняющегося мира, школа должна быть ориентирована на компетентностный подход к содержанию образования, так как успешность человека в будущем напрямую зависит от уровня развития его ключевых компетенций.
Главной педагогической задачей становится формирование у выпускников умений ориентироваться в глобальном информационном пространстве, добывать и применять знания, использовать их при решении различных жизненных задач.
Одним из путей решения этой задачи я вижу использование интерактивного подхода к обучению, в данном случае использование метода кейсов, которые способствуют развитию личности и усиливают практическую направленность изучения географии, что, в свою очередь, приводит к повышению качества образования.
2. Основная идея
Кейс-технология — это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное его предназначение — развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, научиться работать с информацией.
Неотъемлемой частью современного урока географии является самостоятельная практическая деятельность учащихся (самостоятельный познавательный творческий поиск школьников, решение ими проблемных ситуаций, обучение формулированию проблем, своей точки зрения, ее аргументации, выбор путей решения проблемы). Именно эти задачи успешно позволяет решать кейс-метод.
Кейс-метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод способствует развитию у учащихся самостоятельного мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою. С помощью этого метода ученики имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.
Основная функция метода – учить школьников решать сложные неструктурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом. Кейс активизирует учащихся, развивает информационные и коммуникативные компетентности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.
Лучше всего использовать данный метод, когда у учащихся уже есть багаж знаний. Сложно включать кейс-метод в урок в 5 классе, поскольку у детей не так много знаний в области географии. Но в конце курса за 5 класс, например, в тему «Человек и литосфера» можно добавить работу с кейсом на тему «Стихийные природные явления и человек» и попросить учащихся предложить пути решения конкретной проблемы. Особенно удачно применение данного метода при изучении социально-экономической географии России и мира, где содержание постоянно обновляется, что дает ученикам возможность проводить сравнительный анализ ситуации. В данных темах можно включать метод кейсов хоть на каждый урок. Кроме того учащиеся часто сами являются объектами происходящих процессов, например, демографическая политика государства, межэтнические разногласия, миграции населения, трудовые ресурсы, пенсионная реформа. Это повышает их заинтересованность и практическую значимость решения данной проблемы.
Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа по формирование социально активной личности, способной самореализоваться в современном обществе, в процессе преподавания географии на основе включения каждого учащегося в интересную для него практическую деятельность. Чтобы школа как социальный организм могла стать для ученика не только источником специальных знаний по предмету, но и воспитательной средой, в процесс обучения должны быть задействованы методы активной познавательной деятельности, к которым относится кейс-технология.
3. Теоретическая база опыта
Впервые метод кейсов появился еще в XVII веке. В современном же виде данный метод был применен в начале ХХ века (1909 – 1910г.) в США в Гарвардской школе бизнеса при преподавании экономических дисциплин. Первым начал использовать метод кейсов профессор Коупленд (Copeland). На своих занятиях он наряду с лекциями применял практикумы, на которых презентовал проблему, а его студенты рассматривали различные пути варианты её решения. А уже в 1921г. Коупленд опубликовал первый сборник по написанию ситуационных упражнений (сборник кейсов).
Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г. А. Брянский, Ю. Ю. Екатеринославский, О. В. Козлова, Ю. Д. Красовский, В. Я. Платов, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапоппорт.
Сейчас использование кейс-метода не ограничивается только обучением, он используется как исследовательская методика.
Теоретическая база моего опыта опирается на работы Михайловой Е. И. и Макаровой Е. Н., которая описывает кейс технологии, как современную технологию обучения географии в школе.
4. Новизна
Новизна данного метода заключается в том, что у поставленной перед учащимися проблемы нет единственно правильного решения. Все, что предложат ученики, может быть истиной. Задача в том, чтобы из всех предложенных вариантов выбрать наиболее выигрышный. Основная роль в этом выборе передается детям. Учитель только координирует их действия. Он может даже не предполагать какие пути решения будут озвучены. Учащиеся не ограничены никакими шаблонами и вправе представлять результат своей работы в любом формате. Тем самым метод способствует развитию творчества и инициативы учащихся. Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учащегося и учителя. Метод способствует развитию системы ценностей учащихся, жизненных установок.
5. Технология опыта
Кейс – это подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми нужно овладеть учащимся.
Кейс – это продукт, который заставляет учащихся применять свои интеллектуальные способности. Источники информации для кейсов делятся на два вида: первичные и вторичные. К первичным источникам относится общественная жизнь во всей ее многоликости, образование и наука, к вторичным – литература художественная и публицистическая, научные статьи, статистические материалы, интернет.
В своей практике при подборе кейсов я отдаю предпочтение научно-популярной литературе, статистическим материалам, интернету и СМИ.
Примерный комплект материалов для работы с учебным кейсом включает в себя:
1. Кейс (текст кейса с вопросами для обсуждения);
2. Приложение (подборка необходимой дополнительной информации, которая может включать в себя статистический материал, картосхемы, фото, диаграммы);
3. Заключение (предпринятые мероприятия, решение, которое было принято на самом деле и его результат, если таковой имеется).
Выделяется несколько основных этапов создания кейсов:
- . Определение целей. На этом этапе определяется цель, для которой создается кейс;
- . Подбор ситуации. В соответствии с поставленной целью подбирается конкретная реальная ситуация;
- . Подбор необходимых источников информации. Этот этап предполагает обзор различных источников информации (интернета, статистических данных, художественной или научно-популярной литературы) с целью поиска необходимой информации;
- . Подготовка первичного материала кейса. На этом этапе я произвожу сбор и компоновку материалов для кейса. Это может быть как печатный текст, так и видео;
- . Заключительный. Предполагает подготовка методических рекомендаций по использованию кейса, которые представляют собой задания и вопрос для учащихся.
Существуют определенные требования, которые должен удовлетворять кейс:
- соответствовать поставленной цели;
- иметь соответствующий уровень трудности, т. е содержать проблемы, понятные школьнику;
- быть актуальным на сегодняшний день, должен вызывать интерес и сопереживание;
- иллюстрировать типичные ситуации, т. е. должен рассказывать;
– развивать аналитическое мышление, прививать навыки;
– провоцировать дискуссию;
– иметь несколько решений.
Наибольшей эффективности кейс-технологии достигают на занятиях при закреплении изученной темы. Однако работа с кейсами может быть продуктивной и при изучении нового материала. Здесь одной из целей кейса будет постановка проблемной ситуации, теоретические аспекты которой будут решаться позже.
На уроке работа с кейсом проходит в три этапа:
- Ознакомительный. На этом этапе происходит индивидуальная подготовка учащихся. Они читают текст кейса. Я в основном использую мини-кейсы объемом не более 1-3 страниц, которые можно прочитать непосредственно на уроке за 2-3 мин. После прочтения текста, учащиеся вовлекаются в живое обсуждение поставленной проблемы.
- Основной. Этот этап предполагает работу в малых группах. Класс делится на несколько групп. Я считаю, что наиболее оптимальным количеством групп в классе – 4. Это способствует наибольшей эффективности урока, поскольку, если групп будет больше, то учителю сложнее вести контроль над ситуацией, и увеличивается время третьего этапа, что сокращает время на дискуссию. Участников в группе должно быть 4-8 человек. При формировании групп я придерживаюсь принципа, что состав должен быть однородным, то есть сильные учащиеся с сильными, слабые со слабыми. Так можно активизировать скрытый потенциал не совсем успешных детей, который на фоне сильного ребенка не дает вырваться наружу. Этот метод дает возможность таким детям проявить себя.
Время работы в группе ограничено (10-15 мин). Это делает процесс обсуждения наиболее напряженным. Данный этап позволяет школьникам творчески применять имеющиеся знания и отстаивать свою точку зрения. Здесь могут сталкиваться различные подходы к решению проблемы имеющей место быть. Итогом работы является выработка общего решения, которое может быть сопровождено различными иллюстративными приемами: схемами, чертежами, презентацией, рисунками.
Во время работы с кейсом учащимся предлагается следующая памятка по работе с кейсом:
Рекомендации для учащихся по работе с кейсом.
- Внимательно прочитайте кейс.
- Сформулируйте проблему, обсудите ее в группе и запишите в тетрадь.
- Ответьте письменно на вопросы кейса.
- Время работы с кейсом ограничено – 10 мин.
- Если затрудняетесь ответить на вопросы, можете использовать атласы, карты, и другие источники информации, которые вы принесли с собой.
- Выберите представителя, который будет выступать от вашей группы.
- Все группы внимательно слушают варианты ответов других групп. У вас может быть своя проблема по данному кейсу.
- После выступления всех групп, мы должны сформулировать общий вывод и записать его.
- Итоговая презентация. Каждая из групп представляет свой вариант решения поставленной проблемы. Выступление занимает не более 3 мин, затем идет групповая дискуссия.
На первых этапах работы по методу кейсов, пока шла отработка данного метода, и дети еще не привыкли к нему, у меня не хватало времени на групповую дискуссию. Приходилось завершать урок, подводя итог самой. Я считаю, что межгрупповая дискуссия является естественным завершением работы с конкретной ситуацией и содержит в себе высокий развивающий потенциал.
Роль преподавателя на этом этапе очень важна: он обобщает сказанное, логически разделяя между собой разные блоки дискуссии; подводит итог всей дискуссии.
Очень хорошо использовать метод кейсов в теме «Население России» в 8 классе. В данной теме я кейсы подбираю так, что они затрагивают различные сферы жизни населения, которые, так или иначе, касаются каждого гражданина Российской Федерации. Решение этих проблем зависит во многом от самого населения. Проведя анализ данных проблем, учащиеся могут выработать для себя наиболее подходящий план решения данной ситуации, и, по возможности, придерживаться его. Особый интерес вызывают темы, связанные с демографической политикой и материнским капиталом, рынком труда, пенсионной реформой.
Так же при изучении темы «Экологическая ситуация в России» учащимся предлагается прочитать текст о состоянии окружающей среды в России и предложить свои пути решения этих проблем. В данном случае я прошу ребят свои предложения изобразить в виде коллажа.
6. Результативность опыта
Мои ученики ежегодно принимают участие в предметных олимпиадах разного уровня. В 2021-2022 учебном году к муниципальному туру Всероссийской олимпиады школьников мною было 6 учащихся 8 класса, из них 5 стали призерами.
Так же мои ученики принимают участие в творческих конкурсах, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческое мышление, повышают самооценку учащихся. По моему мнению, участие в таких мероприятиях является альтернативным способом получения знаний.
Курносова Екатерина (5Е класс) призер республиканского конкурса проектных работа «Географические исследования природы и общества» в номинации «География продукта» (2021-2022 уч. г..).
Щеголев Михаил (5Б класс) призер республиканского конкурса проектных работа «Географические исследования природы и общества» в номинации «География продукта» (2021-2022 уч. г.).
Кудашкина Анастасия и Третьякова Варвара (8Б класс) победители НПК «Школьники города – науке XXI века» (2021-2022 уч. г.).
Так же выросло или осталось стабильно высоким качество знаний в классах, где чаще использовался данный метод.
Таблица 1 – Качество знаний за 20-21-2022 учебный год
Классы | I четверть | Итоговая |
8А | 67 | 73 |
8Б | 82 | 82 |
Данные методы обучения повышают эффективность преподавания, развивают творческие способности учащихся, повышают учебную мотивацию школьников. А это и есть главный результат работы каждого учителя.
7. Список использованной литературы
- Гладких И.В. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов//Вестник Санкт – Петербургского университета. Серия: Менеджмент. – 2005. –Вып.2.С.169-194
- Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
- Макарова Е. Н. Кейс-стади как современная технология обучения географии в школе / География в школе. – 2012.
- Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
- Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны
Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя математики Беляевой Л.К.
Обобщение опыта учителя математики МОУ «СОШ № 9» Беляевой Л.К. по проблеме «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики как условие развития конкурентоспосо...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры МБОУ «Никольская основная общеобразовательная школа»Киселевой Ирины Валентиновны«Приобщение учащихся к здоро...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры»
Физические качества всегда тесно связаны с двигательными умениями и навыками, а также с волевыми качествами: проявление быстроты, силы, выносливости, требует соответствующих проявлений настойчивости, ...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя физической культуры и ОБЖ
Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоро...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»,
Учитель работает с самым хрупким материалом- личностью ребенка, и его задача – «найти человека в человеке» - как говорил Ф.Достоевский. В этом мне помогают педагогические технологии ...
Представление педагогического опыта по теме: "Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС"
В статье описан метод кейс - технологии и его эффективность в повышении качества образования...