Программа воспитательной работы
материал

Болдырева Наталья Контстантиновна

Создание благоприятной воспитательно - образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию, коррекции воспитанников ОВЗ.

Задачи:

  1. Сплотить детский коллектив, корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка.
  2. Продолжить работу по знакомству с правилами этикета. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
  3. Продолжить работу по формированию нравственных умений и навыков. Учить регуляции отклоняющегося поведения.
  4. Продолжить развивать навыки личной гигиены.
  5. Привить навыки коллективной трудовой деятельности.
  6. Воспитывать личностные качества (заботливость, бережливость, привычка к волевому усилию).
  7. Формировать познавательные потребности и положительной мотивации к познанию нового.
  8. Воспитывать эстетические чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vaspitatelnoy_raboty.docx105.12 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

Государственное казенное учреждение

Центр содействия семейному воспитанию «Юнона»

Программа воспитательной работы

на 2020 – 2021 г.г.

группа « Кнопочки».

Воспитатели: Болдырева Н. К.

                  Аветисян Д.М.

г. Москва 2020 г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе плана учебно - воспитательной работы ГКУ ЦССВ «Юнона» и отражает следующие направления работы с детьми:

- духовно – нравственное;

- художественно – этическое;

- гражданско-патриотическое;

- формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;

- социально - трудовое. 

Трудовая деятельность является базовой в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья. В данной программе трудовое воспитание осуществляется одновременно в нескольких аспектах: дети получают представление о самообслуживающем труде, участвуют в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе, учатся мастерить сами, узнают о труде взрослых.

В рамках тематических недель и месячников в программу включены занятия по безопасности жизнедеятельности, что помогает детям адаптироваться в жизни, сформировать необходимые знания, умения и навыки для преодоления жизненных трудностей. Кроме-того вопросы знаний по различным предметам, развлекательные программы.

Программа предусматривает введение гражданско – патриотического содержания, так как изучение особенностей родного края является важнейшим фактором формирования системы ценностей воспитанника. Данное направление представленно беседами о родном крае во время прогулок и экскурсий, другими мероприятиями.

Организуя воспитательную работу, необходимо анализировать и знать: как развивается ребенок, каковы причины, вызывающие те или иные поступки, индивидуальные особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Все направления воспитательной работы основаны на личностно - ориентированном подходе: внушение ребенку уверенности в собственных силах и возможностях; защита всех прав человека – гражданина; опора на положительные качества подростка.

Для успешной социализации детей большое значение отдается духовно - нравственному воспитанию. Занятия в данном направлении не просто воспитывают традиционные ценности отношения, но и на их основе помогают каждому ребенку формировать свою жизненную позицию. Этой цели достигнуть помогают личные, коллективные беседы, всевозможные жизненные ситуации, которые могут мотивировать детей на самосовершенствование и саморазвитие.

Программа призвана создать вокруг воспитанника комфортную эмоциональную атмосферу, позволяющую достигнуть воспитателю доверительных отношений, помочь раскрепостить и максимально активизировать их нравственный потенциал.

Необходимо также, формировать навыки взаимодействия с окружающими, основанные на взаимном уважении, учить и закреплять правила поведения в общественных местах, на улице, и т.д.

Цель программы.

Создание благоприятной воспитательно - образовательной среды, способствующей духовному и нравственному развитию, коррекции воспитанниковс ОВЗ.

Задачи:

  1. Сплатить детский коллектив, корректировать эмоционально – волевую сферу ребенка.
  2. Продолжить работу по знакомству с правилами этикета. Формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни.
  3. Продолжить работу по формированию нравственных умений и навыков. Учить регуляции отклоняющегося поведения.
  4. Продолжить развивать навыки личной гигиены.
  5. Привить навыки коллективной трудовой деятельности.
  6. Воспитывать личностные качества (заботливость, бережливость, привычка к волевому усилию).
  7. Формировать познавательные потребности и положительной мотивации к познанию нового.
  8. Воспитывать эстетические чувства.

В основе системы воспитательной работы заложены принципы:

  1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности - во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений;
  2. принцип гуманизации - умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия — любовь к семье, родному краю, Отечеству;
  3. принцип дифференциации - создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.;
  4.  принцип стимулирования активности - планирование и реализация деятельности, которая обеспечивает практическое применение полученных знаний, совместный поиск решения задач, сбор материала и др.

Ожидаемый результат работы:

Дети должны знать и уметь:

  1.  Знать правила поведения в семье, коллективе, социуме.
  2. Уметь бережно относиться к близким людям, друзьям.
  3. Знать правила этикета и успешно применять их в жизни.
  4. Уметь контролировать себя.
  5.  Знать как правильно выполнять практическую работу в группе.
  6. .Уметь произвести мелкий ремонт одежды.
  7. .Знать правила поведения во время коллективной работы.

В программе используются различные формы и методы воспитательной работы, беседы, дискуссии, викторины, игры-соревнования и т.д.

Результаты воспитания приведены в графе «Требования к знаниям и умениям», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют требованиям программы.

Межпредметные связи: чтение и развитие речи – разучивание пословиц, поговорок, чтение стихов, сказок, рассказов. ИЗО, ручной труд – при участии  в конкурсах, тематических неделях и месячниках изготовление поделок, выполнение рисунков.

Таким образом, программа предусматривает создание положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению личности воспитанника, активизирующей потенциал.

Календарно – тематическое планирование

Наименование раздела программы

Дата проведения

Форма  занятия

Цели и задачи

Содержание

Требования к воспитанникам

Вид контроля

Духовно - нравственное воспитание

«Поговорим о дружбе»

Беседа

1.Содействие в формировании представления о дружбе, осознании своих обязанностей перед друзьями

2. коррекция памяти

3.воспитывать дружеские отношения в коллективе

1.Чтение притчи о дружбе

2. Тест «Хороший ли ты друг»

3. Кодекс дружбы

4. Заключительное слово

Уметь работать в группе, уметь слушать собеседника, осознавать обязанности перед другом

Участие детей

«Мы пожару не друзья»

Беседа

1. учить правильно вести себя при пожаре.

2.учить находить ответы на вопросы, опираясь на свои знания, стимулировать мышление у детей, побуждать высказывать мысли и идеи.

3.воспитывать чувства ответственности за свои поступки, чувства безопасности  

1.составить схему к слову пожар.

2.на основе схемы выяснить, что надо делать, чтобы не возник пожар.

3.чтение «Что нужно делать при пожаре».

4. составление словосочетаний, которые пришли на ум при вопросе о пожаре.

Помнить, что главное не поддаваться панике. Знать, что нужно делать при возникновении пожара, уметь контролировать свое поведение в ЧС.

Разбор словосочетаний и их обсуждение.

«Я и мои друзья»

Беседа

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

1.Вступительная беседа по вопросам

2. Много пословиц и поговорок сложено о дружбе

3. чтение стихов о дружбе

4. «Инсценировка «Ни за то и ни за это»

5.игра «Я и мой друг» 

Знать пословицы о дружбе; уметь обыгрывать ситуации; уметь работать в группе.

Участие детей

«Семья в моей жизни»

Дискуссия

1.формирование представлений о жизненном идеале семьи, навыков семейной дипломатии, умений анализировать ситуации;

2.учитьвырабатывать собственную тактику принятия решений и способность видеть за отдельным фактом явление жизни

1.Вступительная беседа «Что такое дом7»

2.ассоциации со словами дом, фундамент, безопасность

3.игра «Компакт-опрос».

4.  Подведение итогов

Уметь рассуждать на заданную тему, высказывать свое мнение; уметь импровизировать в игровой ситуации

Участие детей, наблюдение за ходом обсуждений

«О культуре поведения в школе»

Дискуссия

1.Развитие умение детей вести себя в согласовании с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета,

2. Профилактика спорных ситуаций среди детей, предотвращение конфликтных ситуаций между воспитателем и детьми.

3. Развитие коммуникативных возможностей. 

1.беседа, деление на группы

2.разыграть сценки «Как мы здороваемся с друзьями».

3. назвать признаки воспитанного человека

4.работа в группах

по заданным темам

Знать что обозначает слово вежливость; уметь предотвращать конфликтные ситуации

Участие детей

«Деньги - плохой хозяин, или хороший слуга»

Беседа

1.формирование экономического мышления детьми и культуры обращения с деньгами,

2.познакомить детей с историей создания денег

3. раскрыть сущность денег как нравственной категории.

4.Познакомить детей с основными элементами культуры обращения с деньгами.

1 Вопрос что такое деньги по сути?

2.Путешествие в историю денег.

3..рассуждение детей «Согласны ли вы?»

4.Итог

Знать как появились деньги; уметь распоряжаться деньгами

Участие детей в беседе

"Нравственные приоритеты семьи"

Круглый стол

1.способствовать укреплению взаимоотношений детей
2. содействовать повышению интереса учащихся к истории своей семьи и семейным традициям
3. побудить учеников к размышлениям об отношениях в их семьях

1.Что такое «семья»
2. Нравственные заповеди семьи

 3. Семейные традиции
4. Чтение пословиц о семье

 5.Подведение итогов

Знать, что значит «семья»; уважать свих родных; выучить пословицы о семье

Участие детей, помощь при заучивании пословиц

"Вирус сквернословия"

Беседа

1.дать понятие «Сквернословие»

2.побудить детей отказаться от нецензурной брани.

3.кооректировать речь

1 что такое сквернословие.

2. анкета «Сквернословие в моей жизни»

3.история возникновения сквернословия

4.сквернословие и здоровье. Итог

Знать, что скверным словам нет места в нашей жизни

Уметь контролировать свою речь во время общения

Участие детей, контроль  за речью

"День матери"

Беседа

1.Воспитывать   у детей любовь, уважение, бережное отношение к матерям.

2.Формировать привычку внимательного, доброго отношения к близким людям.

3.Воспитание навыков и привычек культурного поведения  дома.

1.чтение стихов о маме

2. ситуативные задачи

3. игра «Ма-моч-ка» .

4.итог

Ценить маму, её заботы, девочкам стремиться стать хорошими мамами

Следить за выразительностью чтения стихов

"Человек и его манеры" 

Дискуссия

1.Расширить знания о культуре поведения

2.углубить понимание нравственного смысла этих правил; 3.сформировать положительное отношение к правилам поведения, 4.стимулировать самовоспитание и самоконтроль. 

1. Вводное слово

2. Разыгрывание и обсуждение ситуаций

3. Итог

Помнить правила поведения; соблюдать культуру поведения в общественных местах,

Участие детей

"Дружба дороже богатства"

Дискуссия

1.формировать нравственные качества: умение дружить, ценить дружбу; 

2. формировать у детей культуру общения (коммуникативные умения); 

 3.формировать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае ошибки.

1.Беседа «Что такое дружба?»

2.чтение стихов о дружбе

3.разбор проблемных ситуаций

4.чтение пословиц о дружбе

5.законы дружбы

Уметь общаться культурно друг с другом; уважать собеседника; уметь высказывать свое мнение и отстаивать его

Участие детей, контроль за общением

«Этикет и мы»

Игра «Брейн-ринг»

1.усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,

2.овладеть навыками культурного поведения.

3.коррекция памяти

1. как можно приветствовать друг друга и в каких случаях2. кто первым здоровается при входе в помещение

3. если при разговоре потелефону прервалась связь, кто должен перезвонить? И т.д.

Знать правила этикета и применять их успешно в жизни

Участие детей

"Лучшее слово о дружбе"

Беседа

1. Расширение знаний детей о дружбе.

2. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

4. Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.

1.беседа о дружбе

2. Обсуждение проблемных ситуаций

3. Игра 1. “Давайте говорить друг другу комплименты”.

4. Игра 2. “Круговая беседа”.

5.итог

Уметь рассуждать, отстаивать свою точку зрения; уметь дружить и беречь эту  дружбу.

Участие детей

«Полезны ли полезные привычки?»

Диалог с элементами игры.

1.сформировать представление о полезных привычках, как одной из составляющей здорового образа жизни.

2.прививать желание соблюдать зож

3.коррекция внимания

1.что такое привычка?

2. Игра-упражнение «Сорняки и розы»

3. Чтение и обсуждение отрывка из сказки Антуана де Сант-Экзюпери «Маленький принц».

4. Итог

Знать и применять полезные привычки в жизни, бороться с вредными привычками

Участие детей, контролировать внимание детей

«День святого Валентина»

Беседа + практическая работа

1.Знакомство детей с праздником, с целью воссоздания и ускоренья общечеловеческих традиций.

2.Воспитание нравственных чувств, 3.Коррекция личностного развития.

1. Мини – беседа. Информация.

2.Приготовление валентинок.

3.Конкурс –выставка валентинок.

4. обсуждение  ощущений, когда дарите или получаете Валентинки

Знать историю праздника, уметь творить своими руками.

Работы детей

«Я и мир вокруг меня»

час общения с элементами тренинга

1.Учить детей выражать свою точку зрения и уметь  выслушивать мнения других;

 2. Учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;

  3. способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди детей.

Организационный момент, приветствие, этическая разминка.

Введение в тему занятия.

Работа в группах, дискуссия, вывод.

Притча, рефлексия.

Итог занятия, выводы.

Уметь слушать собеседников; уметь анализирован и делать правильные выводы

Участие детей

«Все мы разные»

Беседа

1.Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности).

2.Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

3.Воспитанники должны осознавать неодинаковость людей, научиться различия между людьми принимать как положительный факт.

1.Представление и знакомство. 2.Упражнение «Звали, зовут, будут звать…»

3.Беседа «Все мы разные, и,  тем не менее, у нас много общего»..Упражне-ние «Сходства и различия».

4..Игра «А я считаю так…»

5.итог

Уметь принимать себя и других людей такими, какие они есть; уметь контролировать себя.

Участие детей

"Качества человека"

Дискуссия

Знакомство детей с понятиями "отрицательные" и "положительные" качества личности.

Расширение представлений о качествах человека.

Развитие умения оценивать свои личностные качества.

Формирования навыков общения: умения договариваться в группе, выслушивать собеседника.

1.отличать положительные качества от отрицательных качеств.

2. как можно избавиться от отрицательных качеств?

3. Портрет качеств человека

4.итог

Уметь исправлять отрицательные качества своего характера положительны -ми

Участие детей

«Секреты общения»

Игра - тест

1.Научить способам   повышения уровня коммуникативной компетенции детей;
2.Развивать коммуникативные умения и  навыки;
3. Воспитывать культурные способы общения

1. Упражнение Спина к спине.

2. Тест. Приятно ли со мной общаться?

3. Задание «Передай эмоцию»

4.Практическое задание.

5. Задание Объясни высказывание.

6.итог

Уметь без слов показать свои эмоции; уметь культурно общаться друг с другом

Участие детей. следить за речью

«Будь вежлив, уважай старших».

Беседа

1 воспитывать культурные навыки  у детей.

2.прививать уважение к старшим

3.коррекция речи

1.чтение стих-я «Будь вежлив»

2.игра «Добавь волшебное слово»

3.правила вежливости

4.решение проблемных задач

5.чтение пословиц

6.итог

1.чтение стих-я «Будь вежлив»

2.игра «Добавь волшебное слово»

3.правила вежливости

4.решение проблемных задач

5.чтение пословиц

6.итог

Участие детей, следить за речью

"Права человека"

Игра-викторина

1.работа над понятием «права человека», «права ребенка».

2.знакомство детей с Декларацией;

3.развитие чувства человеческого достоинства;

4.воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

1.почему появились права и обязанности?

2. Викторина «Права»

3.какие права нарушены у сказочного героя?

4.итог

Знать права и обязанности, быть достойным членом общества

Участие детей

«Учимся быть культурными»

Беседа

1. расширить представления детей о правилах этикета; развивать умение правильно оценивать себя и других; 2.формировать навыки культурного поведения в повседневной жизни;  3.формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.

1. Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

2. Работа в группах. «Проблемные вопросы»

3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»

4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».

Не стесняться проявлять вежливость и учтивость по отношению к друг другу

Участие детей

«Мой сосед по группе».

час откровенного разговора.

1.предоставить  возможность узнать детей ,

2.развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга.

Корректировать речь

1.Чтение стих-я «Сережка»

2.викторина «Что же мы знаем о своем группае?»

3. Составление рассказа, опираясь на вопросы,

Быть откровенным, не стесняться высказывать свое мнение, стараться побольше узнать о своих соседей по группе

Опрос, анкетирование

«Великодушие силы»

Беседа

1.формирование характера, его положительных черт; 2.вырабатывать у детей правильное отношение к нравственным ценностям человека.
Задачи:

1. побуждать к нравственному самосовершенствованию2.формированию собственной личности;  3.учить задумываться о своём месте в жизни.

1.Понятие – «сила»

2.стих-е «Добро» Т. Кузовлёвой

3.великодушие и снисходительность

4.притча

5.итог

Знать, что сила важна не только физическая, а еще сила характера, сила духа, сила воли и другие

Участие детей, обсуждение

Художественно - эстетическое воспитание

«Осень дивная пора»

практическое

1.учить создавать у детей образ осени, используя технику рисования.

2.коррекция мелкой моторики рук.

3.воспитывать эмоциональное отношение к природе.

1.отгадать загадки о природе.

2.прочитать стих-е об осени.

3.рассмотреть  осенние  иллюстрации.

Знать различные периоды осени. Уметь работать сообща.

Наблюдение за детьми в процессе выполнения работ.

«Осенний парк»

Экскурсия практическое

1.познакомить детей с элементами, из которых складывается понятие об осени.

2.коррекция внимания, памяти. воображения.

3.воспитывать любовь к природе.

1.отгадывание загадки.

2.наблюдение за всеми компонентами природы, за занятиями людей.

3.рассказать какие деревья и растения преобладают в нашей строне  

4.изготовление букетов из листьев.

Знать правила поведения в парке.

Уметь собирать букет.

Беседа. Анализ выполненной работы.

«Мама – слово дорогое! В слове том тепло и свет»

25.11.14

Конкурс рисунков

практическое

1.уметь использовать различные виды изо. деятельности.

2.коррекция внимания мелкой моторики.

3.воспитывать у детей любовь к маме.

1.Рассказать о дне матери

2.чтение стихов  о маме

3.рассматривание различных иллюстраций.

4.индивидуальная помощь при выборе сюжета

Уметь показать  в рисунке свое отношение к маме.

Анализ рисунков.

«Приготовление атрибутов к Новому году».

Коллективное творческое дело.

1.Развивать познавательный интерес детей, творчество. 2.Воспитание гармонично развитой личности.

3.Коррекция навыков коммуникативного поведения.

1. Беседа по вопросам. Какой праздник приближается? Какое у вас настроение? Как бы вы хотели провести Новый год?

2.предложить определить для себя ,  какой костюм, маску хотели бы изготовить и что для этого нужно.

2. Совместная деятельность воспитателя и ребёнка. Оказание помощи.

3. Оценить результаты труда.

Уметь оценивать свои творческие способности, демонстрировать свои возможности.

Работы детей.

«Новый год»

Рисование

практическое

1.учить детей использовать яркие цвета для передачи весёлого настроения.

2.коррекция речи, мелкой моторики.

3.воспитывать эмоциональное отношение к празднику.

1.чтение стихов о предстоящем празднике.

2.рассматривание  новогодних иллюстраций.

3.выбор сюжета.

Знать стихи о новом годе.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет

Беседа.

Анализ рисунков.

«Под пушистым одеялом»

Экскурсия

1.учить детей наблюдать за зимним пейзажем.

2.коррекция внимания.

3.прививать любовь к природе.

1.загадка о зиме.

2.наблюдение за «спящими» деревьями.

3.игра «Спит – не спит»

Уметь видеть прекрасное и в зимнюю пору.

Относиться бережно к «спящей» природе.

Беседа.

«Семь чудес света»

Заочное путешествие

1.развитие эстетического вкуса детей

1.Что такое чудеса света?

2. рассказ о каждом из семи чудес

3.итог

Знать о самых значительных творениях человека

Участие детей

Мир вокруг нас. Моя малая родина.

Игра - путешествие

1.Знакомить детей с окружающим миром.

2.Развивать наблюдательность, расширять кругозор.

3.Воспитывать любовь к Родине, навыки сосуществования с людьми разных национальностей.

Слово воспитателя.  Игра на развитие наблюдательности «Невидимые слова»

Рассматривание экспозиций по теме.

Прослушивание стихов, чтение русские народные сказки.

Знать: свою малую родину, где мы живем.

Иметь представление о том, что нас окружает и кто живет рядом.

Закрепление на экскурсиях и прогулках.

«Космические просторы»

Практическое

1.учить детей рисовать звезды, ракеты.

2.развивать воображение.

3.воспитывать интерес к космическим просторам

1.вводная беседа о дне космонавтики.

2.рассказ о первом космонавте Ю. Гагарине

3.рассматривание иллюстраций по тематике.

4.выполнение рисунков.

Знать о «Дне космонавтики».

Знать первого космонавта.

Анализ рисунков.

«Вешние воды»

Экскурсия

1.учить видеть прекрасное в пробуждении природы.

2.коррекция внимания

3.воспитывать бережное отношение к природе.

1.Предварительная беседа о правилах поведения около водоёма.

2.наблюдения за ледоходом.

3.чтение стихов о весне.

Знать, что весной на реке не безопасно.

Уметь видеть красоту природы

Беседа

Социально - трудовое воспитание

«Как делать генеральную уборку»

Практическое занятие

1. Учить распределять обязанности.
2. Развивать умение организовать свою деятельность.
3. Воспитывать коллективизм.

1. Мытье парт, стульев.  
2.  Правила ухода за доской.    
3. Влажная уборка
4. Техника безопасности.
5. Практическое задание.

Знать правила ухода за доской, уметь мыть парты и стулья. Знать технику безопасности. Уметь аккуратно выполнять работу.

Взаимоконтроль

«Каждой вещи свое место»

Комплексное занятие

1. Закреплять полученные ЗУН по поддержанию и наведению порядка; 2. Развивать память, мышление, сообразительность;

 3. Воспитывать любовь к порядку и чистоте.

1. Выяснить понятие выражения «Каждой вещи свое место».

2. Беседа о правильном хранении вещей.

3. Практическая работа.

4. Итог.

Уметь поддерживать порядок во всем.

Наблюдение в процессе работы

«Мебель будет чистой»

Практическое

1. Учить поэтапно мыть мебель.
2. Развивать координацию движений. 3. Воспитывать умение беречь школьное имущество.

1.Последовательность мытья мебели.
2. Приготовление оборудования из средств для мытья.
3.Выполнение работы
4. Итог.

Уметь самостоятельно вымыть мебель. Знать последовательн. мытья мебели.

Взаимопроверка.

«Порядок в шкафу»

Практическое

1. Учить последовательно убирать и мыть в шкафу полки, складывать вещи.

2. Развивать память , наблюдательность.

 3. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение к труду товарищей.

1. Уборка  шкафа.

 2.  Раскладывание вещей.

 3. Определение самой чистой полки.

Знать порядок раскладывания вещей в шкафу. Уметь содержать шкаф в порядке.

Определение самой аккуратной полочки в шкафу

«Уютная группа». Генеральная уборка.

Коллективная трудовая деят-сть.

1.Закреплять полученные умения;

2развивать коммуникативные навыки;

3.воспитывать взаимопомощь.

1.Распределять работу; доводить начатое дело до конца;

2.«Сделал сам – помоги товарищу».

Работать коллективно.

Доводить начатое дело до конца.

Наблюдение в процессе работы.

«Уход за комнатными растениями»

Практическое

1. Учить поливать, рыхлить землю, мыть листья.

 2. Развивать мелкую моторику, внимание. 3.Воспитывать любовь к растениям.

1. Показ правильного ухода за растениями.

 2. Протирание листьев, полив растения, рыхление. 3. Самостоятельное выполнение работы. 4. Проверка выполненной работы.

Знать правила ухода за комнатными  цветами. Самостоятельный уход за определенным цветком.

Наблюдение за растениями

«Наведем порядок в сумках»

Практическое

1. Учить поддерживать порядок в сумках и содержать в чистоте вещи.
2. Развивать способность к самостоятельности.
3. Воспитывать ответственность за вещи.

1. Сортировка одежды по назначению и определения места для каждой вещи.

 2. Чистка, уборка в сумках.

3. Итог.

Знать место , отведенное для каждой вещи.

Уметь чистить сумку.

Выбрать самую аккуратную сумку.

«Генеральная уборка группе»

Практическое

1. Учить убираться в группе по плану.

 2. Развивать  ориентировку в пространстве.

 3. Воспитывать умение работать коллективно, оценивать свой труд

1. Распределение объектов для уборки.
2. Приготовление оборудования.

 3. Выполнение работы.

 4. Итог

Знать и уметь распределить обязанности и объекты. Приготовить оборудование. Уметь находить недочеты.

Контроль или оценка уборки определенного объекта сверстниками

«Генеральная уборка спальни»

Практическое

1. Формировать желание и умение содержать спальню в чистоте;

 2. Развивать внимание, самостоятельность;

 3. Воспитывать аккуратность, ответственность, умение работать коллективно.

1. Распределение обязанностей.

2. Самостоятельное выполнение. Инд. работа.

3. Подвести итог.

Замечать непорядок и устранять его.

Наблюдения.

«Одежда: уход и место хранения».

Практическое

1. Формировать четкие отличия формы одежды и место ее хранения;

 2. Развивать память;

 3. Воспитывать аккуратность.

1. Выяснить какая бывает форма одежды: школьная, домашняя, верхняя;
2. Как за ней надо ухаживать (показать).
3. Предложить каждому убрать правильно свои вещи в сумку (шкаф или тумбочку).
4. Итог.

Знать форму одежды: школьная, домашняя, верхняя.

Уметь за ней ухаживать.

Периодическая проверка.

«Пришьем петельку»

Практическое

1.Формировать умение замечать и устранять  непорядок в одежде, соблюдая технику безопасности
2. Развивать мелкую моторику рук;

 3. Воспитывать бережное отношение к своим вещам.

1.Выяснить для чего нужны петельки.2. Выяснить, какие необходимы предметы для ремонта.
3. Как их пришивать (разные способы).
4. П.Б. .
5. Рассказать и показать, как можно пришить петельку.
6. Практическая работа, инд. показ.
7. Итог.

Уметь замечать непорядок в одежде.

Знать способы его устранения.

Периодическая проверка.

«Обувь- уход за ней».

Практикум.

1.Формировать умение ухаживать за обувью;

2.развивать внимание, память;

3.воспитывать аккуратность.

1.Виды обуви: комнатная, уличная, спортивная;

2.особенности ухода.

Ухаживать за обувью.

Периодическая проверка.

«Большая стирка»

(стирка на машинке)

Практическая работа

1. Формировать умение выполнения последовательности действий при машинной стирке, согласно правил;
2. Развивать память, мышление;
3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность.

1. Прочитать правила пользования машинкой –автомат.

2. Закрепить технику безопасности.

3. Сортировать вещи на светлые и темные.

4. Практическая работа под контролем воспитателя.

5. Итог.

Знать,  как стиральной машинкой.

Уметь сортировать вещи       и стирать их на машинке.

Наблюдение

Самообслуживание:

мое рабочее место.

Практическое

1.Учить детей наводить чистоту и порядок на рабочем месте.

2.Развивать коммуникативные умения.

3.Воспитывать аккуратность, бережливость.

Знакомство с инструкцией уборки рабочего места, повторение последовательности уборки; уборка рабочего места.

Знать: как правильно наводить порядок на рабочем месте.

Уметь: выполнять

её на практике.

Проверка состояния рабочего места в конце дня.

«Готовим праздничный костюм»

Практическое

1. Дать представления о разнообразии форм проведения праздника;
2.Развивать воображение;
3. Воспитывать интерес к праздничным приготовлениям.

1. Какой праздник приближается и как к нему готовятся?

2 Выяснить какие костюмы готовят и  что необходимо каждому для его костюма.

3. Выполняют работу с помощью воспитателя.

4 Рассмотреть костюмы, подвести итог.

Знать особенности подготовки к новогоднему празднику.

Уметь готовить костюм или элементы его.

Фронтальный опрос.

«Что значит обязательность в работе?»

Круглый стол

1. Дать понятие, что такое обязательность в работе и для чего она нужна.
2. Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать взаимопонимание.

1. Знакомство с понятием обязательность, ее значение.

2. Выяснить, какие могут быть последствия если не быть ответственными в работе.
3. Игра «Это можно иль нельзя».

4 Итог.

Знать, что такое обязательность в работе.

Быть ответственными

Фронтальный опрос

«Ремонт мебели в группе»

Практическое

1. Формировать умения замечать и устранять неполадки вокруг себя, соблюдая технику безопасности.

2. Развивать способность к самостоятельности.

3. Воспитывать бережное отношение к мебели.

1. Выявить какие неполадки  есть в группе (сломана мебель), как можно ее отремонтировать.

2 Техника безопасности.

3. Самостоятельная работа.

4. Итог.

Уметь находить неполадки вокруг себя.

Уметь их устранять.

Взаимоконтроль.

«Наши зеленые друзья»

Практическое

1. Учить ухаживать за комнатными растениями;
2. Расширять кругозор ребят;

 3. Воспитывать любовь к комнатным растениям.

1. Выяснить, что необходимо растению для роста.

2. Рассмотреть какие комнатные растения есть в группе и рассказать, как за ними надо ухаживать.

3. Практическая работа.

4 Итог.

Знать, что необходимо растениям для роста.

Уметь  ухаживать за комнатными растениями.

Наблюдение в процессе работы.

«Штопаем одежду»

Практическое

1.Формировать умение замечать и устранять (самостоятельно или с помощью педагога) непорядок в одежде, соблюдая технику безопасности
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Воспитывать бережное отношение к своим вещам.

1. Чтение отрывка Носова «Заплатка»
2 Выяснить какие дырки могут быть на одежде.
3. Выяснить, какие необходимы предметы для ремонта.
4. Правила безопасность. .
5. Рассказать и показать, как можно заштопать различные дырки (заплатку, по шву и т.д.)
6. Практическая работа.
7. Итог.

Уметь замечать непорядок в одежде.

Знать способы его устранения.

Периодическая проверка.

«Вымоем столы и стулья»

Практическое

1. Учить добросовестно  мыть столы и стулья.
2. Развивать координацию движений.
3. Воспитывать умение беречь школьное имущество.

1.Последовательность мытья парт.
2. Приготовление необходимого  из средств для мытья.
3.Выполнение работы
4. Итог.

Уметь самостоятельно вымыть столы и стулья.

Знать последовательность. мытья парт.

Взаимопроверка.

«Отмоем линолеум»

Практическое

1. Формировать умения самостоятельно работать;
2. Развивать координацию движений.
3. Воспитывать трудолюбие.

1. Выяснить, что необходимо для того, чтобы чисто вымыть линолеум.
2. Как его надо мыть?
3. Выполнение работы.
4. Итог.

Знать как необходимо мыть линолеум и что для этого надо.

Уметь качественно его мыть.

Наблюдение во время генеральной уборки.

Периодическая проверка.

«Уборка душа после его посещения»

Практическое

1. Формировать умения приводить душ после себя в порядок.

2. Развивать память, сообразительность.

3. Воспитывать аккуратность, чистоплотность

1. Повторить правила гигиены.

2. Выяснить как убирать за собой душ.

3. Практическая работа.

4. Итог.

Знать правила гигиены.

Уметь после себя наводить порядок в душе.

Наблюдение.

«Создадим уют в группе»

Практическое

1. Формировать желание и умение содержать группа в чистоте;
2. Развивать внимание;
3. Воспитывать аккуратность.

1. Выяснить, что необходимо сделать для того, чтобы в группе было уютно и хорошо.
2. Распределить обязанности.

3. Выполнение работы.
4  Итог.

Замечать непорядок и устранять его

Наблюдение.

«Наведем порядок в шкафах и тумбочках»

Практическое

1. Учить последовательно убирать и мыть в шкафу полки, складывать вещи.
2. Развивать память наблюдательность.
3. Воспитывать аккуратность, ответственность, уважение к труду товарищей.

1.Подготовка ветоши для уборки.
2. Уборка в шкафу.
3. Раскладывание вещей.
4. Итог.

Знать какой уборочный инвентарь подходит для шкафа.  Уметь содержать шкаф и тумбочку в порядке.

Определение самого чистого шкафа, тумбочки

«Волшебный утюг».

Практикум

1.Учить работать с утюгом, соблюдая технику безопасности;

2.развивать координацию движения рук;

3.воспитывать бережное отношение к своим вещам.

1.Беседа: «Особенности работы утюга»;

2.соблюдение техники безопасности;

3.показ и объяснение действий.

Утюжить, соблюдая технику безопасности.

Наблюдение и индивидуальная работа.

«Пришиваем пуговицу».

Практикум

1.Учить пришивать пуговицу, соблюдая технику безопасности при работе с иглой;

2.развивать мелкую моторику рук;

3.воспитывать аккуратность.

1.Показ и пояснение работы с иголкой и ниткой;

2.объяснение техники безопасности.

Работать с иголкой и ниткой.

Пришивать пуговицу.

Наблюдение во время работы.

«Книжкина больница».

Практикум

1.Учить подклеивать страницы;

2.развивать координацию;

3.воспитывать аккуратность.

Последовательность выполнения действий.

Ремонтировать книги.

Бережно обращаться с книгами.

Периодическая проверка.

Уборка территории.

Коллективная трудовая деятельность.

1.Закреплять полученные умения и навыки коллективной работы;

2.развивать ловкость;

3.воспитывать любовь к труду.

1.Тщательно убирать мусор;

2.пользоваться орудиями труда для уборки

Уметь пользоваться граблями и метлой.

Работать коллективно

Наблюдение в процессе работы.

«Убираем теплые вещи»

Практическое

1. Учить сортировать вещи по сезонам.
2.  Развивать логическое мышление.
3. Воспитывать бережливость, ответственность.

1. Беседа о времени года и о том какие вещи нужны для лета.
2. Сортировка вещей
3. Убираем вещи в кладовую
4. Итог.

Знать и уметь самостоятельно сортировать вещи по сезонам.

Взаимопроверка

«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Коллективная трудовая деятельность.

1.Довести до понятия значение данной пословицы;

2.развивать внимание;

3.воспитывать любовь к чистоте.

Замечать и убирать мусор на территории.

Поддерживать порядок.

Работать коллективно

Наблюдение в процессе работы.

«Метла и грабли».

Коллективная трудовая деятельность.

1.Учить работать с метлой и граблями;

2.развивать ловкость, координацию движений;

3.воспитывать любовь к труду.

1.Правила работы с орудиями труда;

2.последовательность выполнения работы.

Уметь пользоваться граблями и метлой.

Работать коллективно

Наблюдение в процессе работы.

«Как потопаешь, так и полопаешь»

(работа на огороде)

Практическое

1.Учить  сеять семена;
2.Развивать глазомер, координацию движения рук;
3. Воспитывать терпение, трудолюбие.

1. Выяснить как понимают смысл пословицы.

2. Показать и рассказать как сеять семена (делать бороздки, ямки, присыпать землей).

3. Практическая работа: посадка и полив.

4. Итог.

Уметь делать бороздки, ямки; присыпать семена землей. Поливать посаженое.

Наблюдение в процессе работы.

Посев семян свеклы, моркови.

Показ с пояснением.

1.Учить  сеять семена;

2.развивать глазомер, координацию движения рук;

3.воспитывать терпение.

1.Делать бороздки, ямки;

2.присыпать семена землей;

3поливать.

Делать бороздки, ямки; присыпать семена землей.

Поливать.

Наблюдение в процессе работы.

«Конец учебного года»

Практикум

1. Учить наводить порядок в помещении

2. Развивать координацию движений.

3. Воспитывать добросовестность  и трудолюбие.

1. Обсудить что необходимо сделать в группе.

2. Выяснить знания и умения ребят (что могут сделать каждый), распределить обязанность.
3. выполнение работы, инд. работа.

4. Итог.

Знать и уметь, как можно выполнять различные виды работ

Взаимопроверка

Гражданско – патриотическое воспитание

МОЯ РОДИНА – РОССИЯ

Беседы

воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине.

ознакомление детей с такими понятиями, как "Россия”, "Родина”, "Отечество”; обзорное ознакомление с символикой и Гимном России; закрепление полученной информации (рисунок, аппликация

Уметь слушать собеседника; уметь работать сообща.

Наблюдение в процессе работе

«Русские матрёшки»

Беседы

Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества

Художественное конструирование «Узор на круге», Аппликация «Украсим матрёшку»

воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Участие детей

«Мы едим»

игра

Воспитывать умение самостоятельно и опрятно есть; спокойно сидеть за столом, соблюдая правильную позу, правильно держать ложку между указательным и средним пальцами, придерживая сверху большим; набирать в ложку немного еды, есть с широкого края, бесшумно, пользоваться во время еды салфеткой, прикладывая её к губам

Развитие представлений о мире и о себе «Наши дела» и «Наш день» Конструирование «Стол и стул».  Лепка «Чашка, ложка и тарелка»;

Учить детей есть аккуратно, и соблюдать правила этикета.

беседа

«Наша родная армия»

беседы

Уточнить представление детей о российской армии, охраняющей границы нашей Родины; объяснить смысл выражения «армия родная»

Ознакомление с художественной литературой и развитие речи. Чтение стихов и рассказов о солдатах.

Уметь слушать собеседника.

Конкурс чтецов.

Рассказ воспитателя «Для чего нужен гербе»

Беседы

 Познакомить детей с историей появления герба, дать знания о том, что у каждой страны, города есть свой герб.

Рассматривание герба и флага. Рассматривание, прослушивание, рассказ воспитателя о гербе.

Уметь слушать воспитателя.

Слушать собеседника внимательно.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Тема занятия

Цель

Форма проведения

СТУПЕНЬ I.

Личная гигиена и режим дня.

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

1.

Мой режим дня.

Познакомить детей с режимом дня.

Беседа

2.

Сон-лучшее лекарство.

Дать понятие о пользе сна.

Беседа

3.

Когда это бывает?

Расширить представления о  практической значимость  режима дня для здоровья человека.

Дидактическая игра.

4.

В гостях у Гигиены.

Знакомить с правилами личной гигиены.

Беседа

5.

Друзья Вода и Мыло.

Прививать навыки личной гигиены и опрятности в повседневной жизни.

Практическое занятие.

6.

Подружись с зубной щеткой.

Дать представление о зубной щетке и пасте. И познакомить детей с методами ухода.

Беседа + практическое занятие.

7.

Смотри во все глаза, слушай во все уши.

Учить ухаживать за глазами и ушами. Дать представление о том, что глаза и уши являются основными органами чувств.

Беседа + практическое занятие

8.

Путешествие в страну «Чистляндию».

Закрепление навыков личной гигиены.

Игра- викторина.

 (8 часов)

Здоровье и ребенок.

1.

Погода и организм.

Рассказать о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями

Беседа

2.

Микробы и мое здоровье.

Дать понятие, что такое микробы и как они влияют на наше здоровье

Беседа

3.

Болезни, почему они бывают.

Учить выбирать одежду в зависимости от погоды и времени года.

Беседа

4.

Сохрани свое здоровье сам.

 Знакомство детей с характерными признаками болезни и профилактикой;

Беседа.

5.

Доктор Айболит.

Учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения

Беседа + экскурсия

6.

Принцесса Витаминка

Дать представление о пользе и значении витаминов для укрепления нашего здоровья

Игра - путешествие

7.

Я здоровый, я веселый

Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, сна и отдыха

Практическое занятие

8.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Привитие навыков здорового образа жизни.

Игры на свежем воздухе

 (12 часов)

Ребенок и другие люди.

1.

Внешность человека может быть обманчива

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда обозначает его добрые намерения

Вводная беседа.

2.

Контакт с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми на улице.

Учить ребенка правильно вести себя в таких случаях

Беседа

3.

Контакт с незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми  

Учить ребенка правильно вести себя в таких случаях

Беседа

Ребенок и окружающий мир.

1.

Дом под крышей голубой

Объяснить взаимосвязь человека и природы

Формировать представление о том, какие действия человека вредят природе и ее обитателям

Беседа

22.

О пользе и вреде воды.

Дать детям представление о пользе и вреде воды

Познакомить с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней

Беседа + практическое занятие

33.

Сигналы от природы.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы

Познакомить их с сигналами опасности у животных и насекомых  (цвет, шипы, колючки, рога, звуки и т. д.)

экскурсия

4

Наши помощники и враги дома.

Дать представление об опасных для жизни предметах, с которыми дети встречаются в быту

Беседа

5.

Когда съедобное ядовито.

Знакомить детей с распространенными опасными растениями и грибами

Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями

Беседа

6.

Контакт с животными может быть опасным.

Учить детей правильно общаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

7.

Маленький да удаленький

Обратить внимание детей, как много вокруг разных жучков и паучков

Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в обращении с ними

Беседа

8.

Будь осторожен с огнем

Дать представление о правилах пожарной безопасности

Беседа

9.

 Скорая помощь

Дать детям сведения о службе «Скорой помощи»

Беседа

10.

Как вызвать милицию

Знакомить со службой «02»

Беседа

 (8 часов)

Эмоциональное

благополучие ребенка.

1.

Что я знаю о себе

Учить осознавать себя как человека, чувствовать свой организм, находить общее сходство и различие с другими детьми и понимать существенные отличия

Беседа

2.

Взрослые и дети

Вызывать желание подражать в достойном поведении взрослым

Учить, что взрослые – это первые помощники и защитники детей

Беседа

3.

Школа – моя вторая семья

Вызывать положительные эмоции в беседе о семье, о школе, умение выражать свои чувства

Беседа

4.

Ребята, давайте жить дружно.

Учить детей дружить

Беседа

5.

Добро и зло.

Учить детей различать добро и зло

Побуждать их совершать добрые поступки

Беседа

6.

Я не трус, но я боюсь.

Объяснить детям, как можно бороться со страхами (сказка Пых)

Чтение сказки +

беседа

7.

Конфликты и ссоры.

Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие

Беседа

8

Волшебные слова

Формировать у детей понятие, что волшебные слова делают человека честнее, воспитание.

Учить формулам выражения вежливой просьбы, благодарности

Беседа

СТУПЕНЬ 2 (8 часов)

Тема занятие

Цель

Форма проведения

Личная гигиена и режим дня.

1.

Мой день.

Повторение  режимных моментов. Расширять представления представление о важности и необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены

Беседа + практическое занятие

2.

Забота о глазах.

Закрепление правил ухода за глазами.

Беседа + практическое занятие

3.

Уход за ушами.

Закрепление  правил ухода за ушами

Беседа + практическое занятие

4.

Уход за зубами.

Закрепление правил ухода за зубами

Беседа + практическое занятие

5.

Уход за руками и ногами.

Закрепление правил ухода за руками и ногами

Беседа + практическое занятие

6.

Забота о коже.

Учить детей правилам ухода за кожей

Беседа + практическое занятие

7.

Советы Доктора Воды.

Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности  в повседневной жизни

Викторина

8.

Как сделать сон полезным.

Закрепление знаний о пользе дневного и ночного сна

Беседа

 (8 часов)

Здоровье и ребенок.

1.

Если хочешь быть здоров.

Продолжать формировать навыки ЗОЖ, учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

Беседа + экскурсия

2.

На приеме у врача

 Учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго выполнять их необходимость лечения

Экскурсия, элементы сюжетно – ролевой игры

3.

Я здоровье берегу- сам себе я помогу.

Учить избегать ситуаций, приносящих вред здоровью

Беседа

4.

Как следует питаться.

Формировать представление о зависимости здоровья человека от правильного питания

Беседа

5.

Полезное угощение

Формировать осознанное отношение к необходимости  употребления в пищу овощей, фруктов, витаминов. Знакомство детей с характерными признаками болезни и профилактикой и фруктов

Практическое занятие

6.

В аптеку – за лекарством

Знакомство детей в доступной форме с лечебными средствами

Экскурсия

7.

Все мы дружно скажем простуде «Нет».

Актуализировать знания о необходимых мерах по сохранению своего здоровья

Срез

8.

Сильные и ловкие – значит здоровые.

Привитие ЗОЖ

Игры – соревнования на улице

 (12 часов)

Ребенок и другие люди.

1.

Кто нас окружает.

Уточнить знания детей об окружающих  людях (родные, близкие, знакомые, незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними

Беседа

2.

Когда ты дома один.

Обратить внимание детей  на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Убедить, что не всегда приятная внешность совпадает с благими намерениями

Беседа

3.

Если тебя обидели.

Объяснить детям важность доверительных отношений с близкими и родными людьми, и необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди

Беседа

Ребенок и окружающий мир.

4.

Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.

Повторить сигналы опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и др).

Беседа

5.

Опасные  растения.

Знакомить детей с  самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми

Беседа

6.

Собака бывает кусачей

Учить детей правильно общаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

Беседа

7.

Рядом вода.

Учить детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде

Беседа

8.

Наши друзья и враги.

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах, лекарственных веществах. Способствовать осознанию  запрета на пользование детьми этими предметами

Беседа

9.

Пожар, сигнал бедствия -01

Расширять сведения детей о предметах опасных в противопожарном  отношении. Познакомить с правилами поведения при пожаре

Беседа

10.

Службы спасения 02, 03 всегда на страже.

Вырабатывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях

Беседа

11.

Первая помощь

Формировать представления о правилах оказания первой медицинской помощи при порезе пальца, ожоге, укусе осы ит.д.

Беседа + практическое занятие

12.

Срезы по усвоению программного материала

 (8 часов)

Ребенок на улице.

1.

Наш поселок и его транспорт.

Знакомство детей с историей поселка; с понятием «пешеходы»

Беседа

2.

Знай и выполняй Правила Дорожного Движения.

Дать первоначальные представления о правилах передвижения пешеходов и транспорта по улицам поселка, города

Беседа

3.

Знаки дорожные помни всегда.

Дать начальные представления о дорожных знаках (запрещающие, предупреждающие), о их назначении

Беседа

4.

Путешествие в страну «Дорожных знаков»

 Продолжать знакомить с дорожными знаками; учить различать и понимать некоторые дорожные знаки

Экскурсия; обыгрывание различных ситуаций.

5.

Маленький водитель.

Знакомство детей с правилами передвижения на велосипеде роликах, самокате; учить детей правилам поведения в разных ситуациях, которые могут возникать при катании.

Игра-имитация.

6.

Запрещается - разрешается

Актуализировать полученные знания о правилах уличного движения, о назначении дорожных знаков.

Викторина

7.

Если ты пассажир

Закрепление знаний о правилах поведения на улице и в общественном транспорте

Практическое занятие на основе игровых элементов

8.

Срезы по усвоению материала

Способствовать осознанному восприятию важности знаний ПДД и дорожных знаков

СТУПЕНЬ 3 (8 часов)

Тема занятия.

Цель

Форма проведения

Правила поведения

в социуме.

1.

Что я знаю о себе.

Учить осознавать себя как неповторимую личность

Беседа

2.

Взрослые и дети.

Воспитывать доброжелательное отношение к взрослым, вызывать желание подражать им в достойном поведении

Беседа

3.

Мои друзья.

Закрепление понятия «друзья», навыков взаимодействия с детьми, чувства взаимовыручки, взаимопомощи

Беседа

4.

Общаемся друг с другом.

Уточнение знаний о средствах общения людей

Воспитание добрых чувств к сверстникам

Беседа + обыгрывание различных ситуаций

5.

Как мы отдыхаем.

Показать необходимость отдыха

Учить ценить свободное время, заполнять его разумными и добрыми делами

Беседа

6.

Я и окружающий мир.

Формировать потребности осознанного выполнения правил поведения в социуме

Беседа

7.

Помоги себе сам

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение

Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья

Беседа

8.

Правила на всю жизнь

Закрепление знаний об основных правилах, по которым живут люди

Сказка О. Уайльда «Мальчик звезда»

 (8 часов)

Здоровье ребенка

1.

В здоровом теле- здоровый дух

Формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни, в занятии спортом воспитание ответственности за свое здоровье

Беседа

2.

Посеешь привычку - пожнёшь характер.

Формировать негативное отношение к вредным привычкам

Беседа

3.

Где чистота, там  и здоровье.

Закрепление культурно – гигиенических навыков, опрятности, аккуратности

Практическое занятие

4.

Зимой и летом дружи с игрой и бегом

Формировать потребность в занятии спортом, развивать подвижность, ловкость, стремление побеждать и умение проигрывать

Игры на открытом воздухе

5.

Час отдыха нам нужен, в мороз и зимнюю стужу.

Обучать распознавать признаки утомления и вырабатывать навыки переключения на разные виды деятельности

Беседа

6.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Формировать представление о роли солнечного света, воздуха, о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями

Беседа

7.

Школа здорового питания

Закреплять знания детей о зависимости здоровья человека от правильного питания

Учить определять качество продуктов, основываясь на сенсорных ощущениях

Практическое

 занятие

8.

Сильные и ловкие.

Подвижные игры

 (12 часов)

Ребенок и другие люди.

1.

Кто нас окружает.

Уточнить знания детей об окружающих  людях (родные, близкие, знакомые, незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними

Беседа

2.

Когда ты дома один.

Обратить внимание детей  на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Убедить, что не всегда приятная внешность совпадает с благими намерениями

Беседа

3.

Если тебя обидели.

Объяснить детям важность доверительных отношений с близкими и родными людьми, и необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди

Беседа

Ребенок и природа

4.

Сигналы опасности природы

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы.

Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и др).

Беседа

5.

Опасные  растения.

Знакомить детей с  самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми

Беседа

6.

Контакты с животными

Учить детей правильно общаться с животными. Дать сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

Беседа

7.

Рядом вода.

Учить детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде

Беседа

8.

Наши друзья и враги.

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах, лекарственных веществах. Способствовать осознанию  запрета на пользование детьми этими предметами

Беседа

9.

Пожар, сигнал бедствия -01

Расширять сведения детей о предметах опасных в противопожарном  отношении. Познакомить с правилами поведения при пожаре

Беседа

10.

Службы спасения 02, 03 всегда на страже.

Вырабатывать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях

Беседа

11.

Первая помощь

Формировать представления о правилах оказания первой медицинской помощи при порезе пальца, ожоге, укусе осы ит.д.

Беседа +

практическое занятие

12.

Срезы по усвоению программного материала

 (8 часов)

Ребенок на улице

1.

Азбука безопасности

Воспитание осознанного отношения к выполнению правил уличного движения

Беседа

2.

Пешеходы и автомобили

Закрепление  представлений о правилах передвижения пешеходов и транспорта по улицам поселка, города

Экскурсия

3.

Светофор и его друзья

 Продолжать знакомить с сигналами светофора, с дорожными знаками; учить различать и понимать некоторые дорожные знаки

Беседа +

обыгрывание различных ситуаций.

4.

Знаки дорожные помни всегда.

Закрепление представлений о дорожных знаках (запрещающие, предупреждающие), об их назначении

Беседа

5.

Мы едем, едем, едем…

Знакомство детей с правилами передвижения на велосипеде роликах, самокате; учить детей правилам поведения в разных ситуациях, которые могут возникать при катании.

Игра-имитация.

6.

Запрещается - разрешается

Закрепить имеющиеся знания о правилах дорожного движения, о знаках.

Викторина

7.

Если ты пассажир

Закрепление знаний о правилах поведения на улице и в общественном транспорте

Практическое занятие с применением игровых элементов

8.

Срезы по усвоению материала

Способствовать осознанному восприятию важности знаний ПДД и дорожных знаков

СТУПЕНЬ 4 (8 часов)

Тема занятия.

Цель

Форма проведения

Наш организм.

1.

Как устроено тело человека.

Дать представление о строении и работе своего организма

Беседа

2.

Как  работает сердце человека.

Знакомство детей с назначением и работой сердца

Беседа

3.

Что мы делаем, когда едим.

Знакомство детей с назначением и работой системы пищеварения

Беседа

4.

Как мы дышим.

Знакомство с органами дыхания

Беседа

5.

Как движутся части тела

Знакомство детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении человека

Беседа

6.

Осанка – красивая спина

Продолжать учить следить за осанкой, побуждать к выполнению физ. упражнений

Беседа

7.

Слушай во все уши,

смотри во все глаза

Знакомство со строением уха, глаза

Закрепление правил ухода за ушами и глазами

Привести детей к пониманию, что зрение и слух необходимо беречь

Беседа

8.

Наши руки

Дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, движения и речи

Беседа

 (8 часов)

Здоровье ребенка

1.

Сохраним свое здоровье сами

Закреплять представления о значимости чистоты, опрятности,  соблюдения режима дня и навыков личной гигиены в повседневной жизни

Беседа + практическое занятие

2.

Богатство на все времена

Продолжать учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь  оказывать себе элементарную помощь. Рассмотреть влияние образа жизни на здоровье человека

Беседа

3.

Витамины и здоровый дух.

Закрепление знаний о витаминах, о необходимости наличия витаминов в организме человека

Беседа

4.

О вкусной и полезной пище

Закрепление знаний о полезных продуктах

Воспитание у детей культуры питания, чувства меры

Беседа

5.

Если ты заболел.

Объяснить детям, что  в случае необходимости они обращались за помощью к взрослым

Довести до сознания необходимость прописанного врачом лечения

Беседа

6.

Советы Неболита

Формировать представление о  составляющих ЗОЖ: двигательная активность, рациональное питание, эмоциональное равновесие

Беседа

7.

Вредным привычкам - НЕТ!

Предоставить учащимся объективную информацию о последствиях курения, алкоголизма

Воспитывать негативное отношение к этим вредным привычкам

Беседа

8.

Если хочешь быть здоров - постарайся.

Формировать ловкость, стремление побеждать

Игры – соревнования на свежем воздухе

 (12 часов)

Ребенок и другие люди

1.

Контакт с незнакомыми людьми и правильное поведение.

Рассмотреть и обсудить с детьми типичные ситуации при возможных контактах

Закрепить правила поведения в таких ситуациях

Беседа

2.

Чем опасны малознакомые ребята.

Убедить детей быть разборчивыми в выборе друзей, учить говорить «нет», при попытке старших приятелей вовлечь в опасную ситуацию

Беседа

3.

Если тебе угрожает опасность.

Способствовать осознанному восприятию правил поведения в случае возникновения опасных ситуаций, развитию осторожности

Беседа

Ребенок и природа.

4.

Сигналы опасности природы

Закрепление знаний о  сигналах опасности природы

Беседа

5.

Когда съедобное -  ядовито.

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия.  Актуализировать знания об оказании первой помощи

Беседа

6.

Контакты с животными.

Закрепление знаний безопасного поведения при контактах с животными

Беседа

7.

О пользе и вреде воды.

Закрепление знаний безопасного поведения на воде

Беседа

8.

В мире колющих и режущих предметов

Актуализация знаний об опасных для жизни и здоровья предметах, встречающихся в быту, их необходимости и правила пользования

Беседа

9.

Службы 01

Расширять сведения  о предметах, опасных в противопожарном отношении

Беседа

10.

Служба 02

Закрепление навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях

Беседа

11.

Вызов скорой помощи

Закрепление навыков правильного поведения в экстремальных ситуациях

Беседа + сюжетно – ролевая игра

12.

Экстремальные ситуации в быту, правила поведения.

Знакомство детей со службой газа

Беседа

 (8 часов)

Эмоциональное

благополучие ребенка.

1.

Конфликты и ссоры.

Выяснить сущность конфликта

Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие.

Беседа

2.

Добро и зло.

Дать понятие «конфликт», «ссора», обсудить  причины их возникновения. Учить различать добро и зло. Побуждать детей совершать добрые поступки

Беседа

3.

Страхи.

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Убеждать в необходимости бороться со страхами и учить побеждать их

Беседа

4.

Требуется друг

Учить детей жить дружно. Показать на примере литературных героев, как нужно выбирать друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни

Беседа

5.

Учимся играть и работать сообща

Учить умению контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других

Учить детей согласовывать свои действия при совместной работе

Беседа + обыгрывание ситуаций

6.

Всегда ли добрым быть приятно

Обратить внимание на негативное явление в нашей жизни – попрошайничество. Убеждать в необходимости осознанного проявления отзывчивости

Беседа

7.

Наше настроение

Развивать умение  понимать свое настроение и настроение других людей.

Формировать коммуникативные навыки.

Беседа

8.

Давайте говорить друг другу комплименты

Обучать навыкам позитивного взаимодействия с детьми и взрослыми

Замечать в друзьях положительные качества

Закрепить умение говорить комплименты

Беседа

Модуль «Животный мир».    Проект « Домашние животные»  (1 четверть сентябрь)

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Гражданско – патриотическое направление

Дата

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни 

Дата

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Дата

Духовно – нравственное и художественно – эстетическое направление

Дата

Социально – трудовое направление

Дата

«Домашние животные наши друзья»

Беседа

«У меня живет козлёнок»

Заучивание наизусть стихотворений.

Пальчиковая гимнастика

«Козлёнок»

Развитие мелкое моторики

«Поговорим о дружбе»

Интерактивная беседа

Обрывная аппликация « Щенок»

Практическое занятие с последующим обсуждением

Рассматривание картинок, фотографий домашних животных и их детенышей.

Беседа и презентация.

Прослушивание голосов животных .

Музыкальное

Физминутка

«Кошка»

Закрепление умение передавать образ животного в игровой форме

«Все мы разные»

Проигрование ролевых ситуаций

«Домашние любимцы».

Рисование совместно с родителями и педагогами.

Рассматривание картинок « кошка с котятами»; « Собака со щенком»

Беседа и презентация

Разучивание песенки « Цап – Царап»

Развитие музыкального слуха

Пальчиковая гимнастика « Покормим животных»

Развитие мелкое моторики рук

«Лучшее слово о дружбе»

Беседа.

«Шубка для ягненочка» нетрадиционная формам рисования (ватными палочками) последующим обсуждением

«»Собака – верный друг человека»

Разучивание песенки «Цап- царап»

Развитие музыкального слуха

«Лохматый пес»

Подвижная игра

«Лучшее слово о дружбе»

«Барашек»

рисование

Подготовка ко «Дню учителя»

«Книжная больница»

Месячник «Мы за здоровый образ жизни»

«Этикет и мы»

«Приготовление открыток к Дню матери»

День пожилого человека  

«Синичкин календарь»

Встреча с медсестрой

«Лучшее слово о дружбе»

Изготовление поздравительной открытки ко дню пожилых людей

 «День матери»

«Синичкин календарь»

«Профилактика вирусных заболеваний»

«Все мы разные»

«Уход за комнатными растениями»

«Мама слово дорогое! В слове том тепло и свет»

«Синичкин календарь»

Безопасность в зимний период

«Секреты общения»

«Наведем порядок в сумках»

«Качества человека»

«Новый год. Зимние странички»

6.ч

«Осторожно- тонкий лёд!»

«Будь вежлив, уважай старших»

«Генеральная уборка группы»

«Права человека»

«Зимушка зима»

«Профилактика травматизма»

«Учимся быть культурными»

«Генеральная уборка спальни»

«Мой сосед по группе»

«Под пушистым одеялом»

«Нарисуй узор» (Варежки)

«Великодушие силы»

«Обувь уход за ней»

«Дружба дороже богатства»

Н. Егоров «По ягоды на лыжах»

Военно- спортивная спартакиада по игровым видам

«Мои хорошие и плохие привычки»

«Одежда: уход и место хранения»

«Что значит обязательность в работе?»

«Мир вокруг нас. Моя милая родина»

Сам себя я помогу и здоровье сберегу

«А у нас день рождение сейчас»

«Готовим праздничный костюм»

Обязанности гражданина России

Синичкин календарь

Безопасное поведение на улице, на дорогах.

«Культурный человек»

«Приготовление атрибутов к Новому году»

«Патриот, гражданин, что означают эти слова»

В. Бианки «Книга зимы»

Правила безопасности: «Правило поведения на экскурсии»

«Каким я хочу быть»

«Большая стирка» (Стирка на машинке)

Организация взаимопомощи во время занятия. Работа со слабоуспевающими детьми

Сказка за сказкой. Русские народные сказки

4.ч

Основные правила этики.

«Мои достоинства и недостатки»

«Уютная группа»

Генеральная уборка

«День святого Валентина»

Мир животных «Кто любит собак»

6

Оказание первой медицинской помощи при травмах .

«Самая хорошая»

«Пришьём петельку»

«Я и мир вокруг меня»

В. Безбородов «Белка»

«Скажи наркотикам- нет»

«Не хочу быть неряхой»

«Штопаем одежду»

«Группа мой дом, я хозяин в нем»

А Борто «Собака»

«Дружи водой»

«Правила этики»

«Вымоем столы и стулья»

Конкурс макетов и рисунков Дню Защитника Отечества

Е Чарушкин «Еж»

«Забота о глазах. Глаза- главные помощники человека»

«Рыцарский этикет»

«Отмоем линолеум»

«В дружбе сила»

Птицы- наши друзья

6.ч

«Уход за ушами. Чтобы уши слышали»

«Какая бывает красота»

Участие, изготовление поздравительных открыток

«Учиться в жизни пригодиться»

И. Соколову- Микитову «Соловей»

«Уход за зубами. Почему болят зубы»

«Береги честь  смолоду»

«Уборка душа после его посещения»

«Доброта залог хорошего общения»

Г Снегерёв «Ворон»

«Уход за руками и ногами. Рабочие инструменты человека»

«Дом, в котором ты живешь»

«Наведем порядок в шкафах и тумбочках»

Урок мужества «Родина»

«Забота о коже»

«Что такое культура»

«Волшебный утюг»

«Дню Победы»

«Питание - необходимое условие для жизни человека»

«Культурная среда»

«Пришиваем пуговицу»

«Сон- лучшее лекарство»

«В мире вежливых слов»

«Уборка территории»

«Вредные привычки»

«Долг платежом красит »

«Убираем теплые вещи»

«Скелет- наша опора»

«Умеешь ли ты дружить»

«Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»

«Осанка- стройная спина»

«Если с другом вышел в путь…»

«Метла и грабли»

«Если хочешь быть здоров»

«Я- пешеход»

«Как потопаешь, так и полопаешь» (работа на огороде)

«Правила безопасности на воде»

«Я- пассажир»

«Посев семян свеклы, моркови»

«В театре»

«Конец учебного года»

Литература:

  1. «Формирование коммуникативных навыков». Ю.В. Полякевич. Волгоград. «Учитель» 2010 год.
  2. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – Центр, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 г.
  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-ов пед. ин-тов/ Под ред. В.В.Воронковой – М.: Школа- Пресс, 1994.- 416с.
  4. Алоева М.А. Группавые часы. Под редакцией Г.Н. Сибирцовой.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  5. К.Шаповалов, Л.Шаповалова Медико-социальные последствия курения табака и борьба с ним.- ОБЖ. Основы безопасности жизни.- 2005.-№11.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА воспитательной работы с классным коллективом «Узнай, сотвори, утверди, прояви!»

Программа воспитательной работы с классным коллективом (далее Программа) разработана мною на период с 2010г. по 2013г. В программе отражены тенденции развития классного коллектива с учетом его о...

Программа воспитательной работы структурного подразделения образовательного учреждения "Лагерь с дневным пребыванием" "ЛУЧИК"

Программа предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Спортивно-оздоровительное направление  ...

"Мы молоды, веселы, талантливы!" Программа воспитательной работы в 7-9 классах.

Данная программа воспитательной работы в помощь классному руководителю 7 класса. "Мы молоды, веселы, талантливы!" создана вместе с учащимися. В программе учитываются все современные направления воспит...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "ЛЕСТНИЦА УСПЕХА"

Концепция программы ВОСПИТАНИЕ, целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности оп...

Программа воспитательной работы ПРОГРАММА воспитательной работы в классе «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» для обучающихся 8 класса

Настоящая программа определяет концепцию развития воспитательной системы школы, основанную на повышении воспитательного потенциала образовательного процесса, гарантирующую воспитательный процесс, орие...