План-конспект урока "Анализ стихотворения "Памятник" А.С. Пушкина
план-конспект урока (9 класс)
На уроке рассматривается "тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.s.pushkin_9_kl.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока литературы в 9 классе
: Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина.
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».
Цель: Подведение итога по лирике А.С.Пушкина
Планируемые результаты
Предметные : знать, как понимал Пушкин природу поэтического вдохновения, высокое назначение поэта, учиться анализу поэтического текста, развивать творческое воображение и мышление.
Метапредметные УУД
Регулятивные: уметь определять цели урока, планировать свою деятельность, работать по плану, оценивать результаты своей деятельности на уроке.
Познавательные: находить необходимый материал в учебнике, производить наблюдения и анализ стихотворений, делать выводы и обобщения.
Коммуникативные: выразительно читать, участвовать в диалоге, создавать краткие монологические высказывания.
Личностные: воспитывать интерес к поэтическому творчеству
Оборудование: текст стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Опережающее домашнее задание: выучить стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний
Мы завершаем с вами разговор о лирике А. С. Пушкина.
О каких темах в лирике мы уже говорили? (темы дружбы, любви, вольнолюбивой лирике, тема поэта и поэзии)
II. Анализ стихотворения.
-Главным предметом нашего разговора станет одно из последних стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». На прошлом уроке мы с вами его прочли, какие аналогии у вас возникли при прочтении? Аналогия с державинским стихотворением «Памятник».
Чем отличается стихотворение Пушкина?
- Вспомним, в чем видел Державин свою заслугу как поэт? «...Что первым я дерзнул в забавном русском слоге // О добродетелях Фелицы возгласить, // В сердечной простоте беседовать о Боге. // И истину царям с улыбкой говорить».
1. Чтение стихотворения учителем и наизусть учениками (3-4 ученика)
- О чем это стихотворение? Каков сюжет?
2. Словарная работа.
- Дома вы должны были выписать слова, значение которых вам непонятно.
(Записываются слова на доске, и определяется их значение).
а) Александрийский столп – 1. Александрийская колонна на площади перед Зимним дворцом в Петербурге в честь Александра I за победу в войне с Наполеоном. 2. Маяк Фарос Александрийский – чудо света, гордость Александра Македонского.
б) пиит – поэт.
в) «всяк сущий» - существующий.
г) тунгус – народность Восточной Сибири.
д) муза – богиня поэзии, вдохновение.
3. Работа со стихотворным текстом (чтение первой строфы).
- Начинается стихотворение со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Что значит «нерукотворный»?
- Какие ассоциации возникают при слове «нерукотворный»? Спас нерукотворный – это икона, образное выражение Христа, которое появилось не из-под кисти художника, а чудесным образом: Христос вытер лицо полотном, и на этом полотне отпечатался лик Христа. То есть явление не подвластное человеку.
- Какое ещё значение несет эпитет «нерукотворный»? Священный, возвышенный.
- Этот памятник возносится выше Александрийского столпа. Что утверждает поэт, сопоставляя свой памятник с Александрийским столпом? Памятник, возведенный поэтом значимее; то, что создано руками – разрушается временем, нерукотворный памятник будет стоять вечно.
Чтение 2 строфы.
- Где будет жить душа поэта после смерти? В поэзии.
- К кому обращена поэзия Пушкина? «…доколь в подлунном мире…» – ко всему подлунному миру, т.е. ко всему человечеству.
- Сколько времени отмерено поэзии у Пушкина? Пока «жив будет хоть один пиит», пока людям будет нужна поэзия.
- Может ли так случиться, что люди перестанут нуждаться в поэзии? Что выражает лирика? Чувства, эмоции, переживания – это все выражается в лирике. Каждый человек обладает этими качествами.
Чтение 3 строфы.
- Почему Пушкин употребил старинное название «Русь», а не Россия, «язык», а не народ? Россия – определенное государство с границами, понятие «Русь» значительно шире, поэзия – достояние всего человечества, а не конкретного народа. Финны, калмыки – разные народы, у них разный уклад жизни, но ведь в каждом человеке живет поэт.
Чтение 4 строфы.
- Вспомним, в чем видел заслугу поэта Державин? «… истину царям с улыбкой говорить».
- В чем Пушкин видит предназначение поэта? Чувства добрые лирой пробуждать. Не рассказывать людям того, чего они не знают, не нести готовые, пусть даже нужные знания, а именно пробуждать. Показать, что в каждом человеке есть что-то хорошее, а это подвластно только искусству.
- Каково назначение поэзии? Помогать человеку стать человеком с большой буквы.
Чтобы выполнить это высокое предназначение, поэт должен пройти по пути героического служения. Об этом пятая строфа.
Чтение 5 строфы
- «Веленью Божию, о муза будь послушна». Как вы понимаете значение этих слов? Подчинятся вдохновению, а не в угоду кому-то.
- Каким должен быть поэт? Отважным – «обиды не страшась»; бескорыстным – «не требуя венца»; равнодушным к похвале и клевете – «хвалу и клевету приемли равнодушно»,
VI. Работа со средствами художественной выразительности.
- Такое полное понимание поэтического произведения дают нам и средства художественной выразительности. Какие средства художественной выразительности встречаются в стихотворении? Какую роль они играют?
Эпитеты: «нерукотворный» - это слово отправляет нас к христианству, но рядом стоит эпитет «непокорный» – тоже христианское понятие? Как расценивать такое соседство? антитеза. «Душа переживет» – олицетворение, «чувства добрые» – « жестокий век» – эпитеты и антитеза.
VII. Итог.
- Подведем небольшой итог. Проведя, буквально, построчный анализ, мы попытались выяснить, что же является главным в стихотворении? Поэт ищет ответ на вопрос: «В чем предназначение поэта?»
Пушкин считал, что поэтический талант – это божий дар, поэт – творец, несущий людям высшее звание и высшие чувства: все остальное – суета и глупость. Только тогда человек личность, когда он выбирает свой путь в соответствии с предназначением. Поэзия - бескорыстное служение людям.
VIII. Рефлексия. Синквейн.
Поэт
Справедливый, бескорыстный
Осуждает, предсказывает, переживает
Поэт говорит устами бога
Пророк
Домашнее задание. Письменный анализ стихотворения.
Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опорный план-конспект по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
В работе в сжатом виде представлены история создания, сюжет, композиция, особенности жанра, сравнительные характеристики героев романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Опорный план-конспект можно исполь...
План- конспект урока по литературе"Поэтическое мастерство А.С. Пушкина." Песнь о вещем Олеге".
План- конспект урока по литературе " Поэтическое мастерство А.С. Пушкина."Песнь о вещем Олеге"....
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)
Изучение стихотворения "19 октября" (1825 г.) по программе Т.Ф. Курдюмовой завершает начатое в 5 классе знакомство с лицейским периодом жизни А.С. Пушкина. Уроку предшествовало опер...
План-конспект урока литературы в 8 классе на тему "Пушкин - историк. "История Пугачёвского бунта"
Урок-исследование...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
План-конспект урока литературы в 5 классе: "Литературная сказка. О жизни и творчестве А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила». Посвящение"
Урок с применением обучающих структур сингапурской системы обучения....