План-конспект урока литературы в 7 классе по теме "А.С. Пушкин. Послание. "19 октября" (1825)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Османова Ирина Николаевна

   Изучение стихотворения "19 октября" (1825 г.) по программе Т.Ф. Курдюмовой завершает начатое в 5 классе знакомство с лицейским периодом жизни А.С. Пушкина.  Уроку предшествовало опережающее задание. В течение месяца класс работал над проектом "Лицей в жизни А.С. Пушкина". Продуктом проектной деятельности стали доклады-сообщения по теме. Формой защиты проекта - презентация. Урок имел кольцевую композицию. Он начался с рассказа о Царскосельском Лицее и закончился своеобразным творческим итогом, где уже на другом уровне усвоения  был повторен материал вступительного слова учителя. На организационном этапе урока был дан положительный эмоциональный настрой обучающимся при составлении букета любимому поэту. В ходе урока состоялась защита проекта, были получены теоретические сведения об истории жанра послания, произошло знакомство со стихотворением А.С. Пушкина "19 октября" (1825 г.), был проведён его первичный анализ. Этап закрепления включал в себя тестирование. Рефлексия проводилась в форме творческого задания - написания синквейнов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx36.46 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы в 7 классе

А.  С.   Пушкин. Послание. «19 октября»   ( 1825 г. )  

 (ЗАЩИТА  ПРОЕКТОВ)

   Цели урока:

   1. Обучающие:

- продолжить знакомство обучающихся с историей Царскосельского Лицея, судьбами лицеистов, лицейским творчеством А.С. Пушкина;

- познакомить с жанром послания; раскрыть особенности жанра;

- закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

   2. Развивающие:

- развивать интерес обучающихся к русской литературе;

- развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память;  

- расширять словарный запас учащихся;

- развивать навыки анализа стихотворения - послания;

 - развивать навыки защиты проекта.

   3. Воспитательные:

- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в группах;

- воспитывать чувство дружбы, взаимопонимания, коллективизма, показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека;

- стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, интерес к творчеству поэта, любовь к классической литературе.

   Тип урока: Комбинированный.

   Форма урока: творческий зачёт с использованием ИКТ.

   Оборудование урока:

компьютер, проектор, интерактивная доска, выставка книг по теме, репродукции картин и портретов, слайдовая презентация на тему "Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина".

   Методические приёмы:

доклады обучающихся, выразительное чтение стихотворения и его анализ; творческое задание (синквейн).

Словарная работа: 

Вотще - напрасно.

Опальный – опала – немилость царя к кому-либо; наказание впавшему в немилость.

Затворник – отшельник; человек, давший обет (обещание не выходить из своей кельи или выходить редко).

Гимн - торжественная песнь в честь богов, героев, победителей или в честь какого-нибудь важного события;

Муза -  покровительница искусства и наук (одна из 9 богинь);

             источник поэтического вдохновения ; само вдохновение, творчество.

   Опережающее задание:

      Класс принимал участие в групповом проекте "Лицейское братство в жизни А.С. Пушкина".

   Каждый член  группы подготовил:

- доклад по одному из пунктов плана:

 "Лицей" -  Ивкова Екатерина;

"Корсаков" -  Ковалёв Александр;

"Матюшкин" -  Березнева Анастасия;

 "Горчаков" - Шестакова Татьяна;

 "Пущин"  - Яшина Мария;

"Дельвиг" - Березнева Анастасия:

"Кюхельбекер" - Шестакова Татьяна;

"Пушкин-лицеист" - Захаренков Иван.

- групповую презентацию, показ работы на уроке;

На выполнение работы давался 1 месяц.

СТРУКТУРА  УРОКА

Этапы урока. Временная реализация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент " Букет любимому поэту".

2 мин.

Установочная беседа

Слушают учителя, психологический настрой

2. Актуализация знаний.

1 мин.

Знакомство с последовательностью выступлений

Слушают учителя

3. Творческий отчёт обучающихся

15 мин.

Защита проекта:

Показ презентации;

Доклады:

1. "Лицей" - 4 мин.

2. "Корсаков" - 1 мин.

3. "Матюшкин" - 1 мин.

4. "Горчаков" - 2 мин.

5. "Пущин" - 3 мин.

6. "Дельвиг" - 1 мин.

7. "Кюхельбекер" - 2 мин.

8.  "Пушкин-лицеист" - 2 мин.

4. Обобщение

2 мин.

Благодарность

 за презентацию; слайды

Вывод делает ученик

5. Новый материал        

1) Послание

3 мин.

2) Чтение стихотворения "19 октября" (1825)

8 мин.

3) Анализ стихотворения

6 мин.

Объяснение учителя

Чтение наизусть

Беседа по вопросам

Учащиеся делают записи в тетрадях

Слушают учителя

Отвечают на вопросы, анализируют стихотворение.

6. Закрепление

1) Проверочная работа

3 мин. 

2) Творческая работа

3 мин.

Тест

Объяснение творческого задания.

Отвечают на вопросы

Составляют синквейн

7. Итог. Рефлексия

1 мин.

Объявление оценок за урок

Проставляют полученные оценки в дневники. Делятся впечатлениями.

8. Домашнее задание.

1 мин

Объяснение учителя

Записывают в дневники

        

Эпиграф:

        Друзья мои, прекрасен наш союз!

        Он, как душа, неразделим и вечен –

        Неколебим, свободен и беспечен,

        Срастался он под сенью дружных муз.

        Куда бы нас ни бросила судьбина,

        И счастие куда б ни повело,

        Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

        Отечество нам Царское Село.

                        А.С. Пушкин «19 октября»

Ход     урока

1. Организационный момент

- Сегодня у нас не обычный урок, а открытый. Это значит, что у нас много гостей, которых мы рады видеть. Мне интересно, с каким настроением вы сегодня пришли на урок. У вас на партах лежат листочки клёна. Поднимите тот, который по цвету соответствует вашему настроению: зелёный - комфортно, жёлтый - волнуетесь.

- Конечно, вы волнуетесь, это понятно. Но посмотрите, как красиво стало у нас в классе! Пришла настоящая золотая осень.

- Ребята, а для какого писателя осень была любимым временем года?

-  Действительно, Александр Сергеевич Пушкин любил осень. И я предлагаю из ваших тревожных листочков составить букет любимому поэту.

2. Актуализация знаний

- Какой праздник в воскресение отмечали все, знакомые с творчеством А.С. Пушкина? (День открытия Царскосельского Лицея).

   - 19 октября – день образования Царскосельского Императорского лицея – стал для современной России Днем лицеев и, конечно же, лицеистов. Лицей – это образ одухотворенной юности, рождения идеалов и верности идеалам чести, совести и мужества.

   - И сегодняшний наш урок мы посвящаем  Царскосельскому лицею. На уроке состоится защита вашего группового проекта. Вы шли к этому целый месяц. Тема проекта - Лицей в жизни А.С. Пушкина. Продуктом вашей проектной деятельности стали доклады - сообщения. А форму защиты проекта вы выбрали сами - презентация.

3. Творческий отчёт обучающихся.

Защита проектов (Доклады).  Работа с презентацией.

4. Обобщение

Подведение итогов групповой работы. (Все молодцы).

5. Новый материал    

1) Послание

- Прочтём эпиграф урока. Это отрывок из стихотворения «19 октября».

   Сегодня на уроке мы познакомимся с этим стихотворением.  Оно написано в форме послания.  Послание - лирическое произведение  в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату. В Древней Руси послание обычно адресовалось не одному человеку, а служило обращением к обществу. Жанр поэтического послания сформировался ещё в древнеримской литературе. Стихотворение - дружеское послание было распространено в пушкинское время. В таких стихотворениях шёл свободный, лёгкий разговор с другом, носивший доверительный характер. Главное в послании, не поэтическое совершенство, а живое чувство, нежность, доверие.

Запись в тетрадях:   Послание – лирическое произведение, написанное в форме письма или обращения к какому-либо лицу (лицам).

2) Чтение стихотворения “19 октября” учителем.

3) Анализ стихотворения:

1. Какому событию, кому посвящено это стихотворение? (Открытию Лицея в Царском Селе 19 октября 1811 года).

2. Почему стихотворение начинается с описания осеннего пейзажа? (Открытие Лицея в Царском Селе состоялось осенью в октябре месяце).

3. В чём причина грусти поэта? (Он не может присутствовать на встрече одноклассников).

4. Когда (в каком году) стихотворение написано? (В период с 10-го по 20-е октября 1825г.)

5. Почему лирический герой не может быть на встрече лицеистов?  (Он находится в ссылке).

6. Только ли лирический герой не может быть на праздновании Дня Лицея? (Корсакова, Матюшкина тоже нет на встрече лицеистов).

Каковы причины их отсутствия?  (Корсаков умер. Матюшкин находится в кругосветном путешествии).

7. Какие строчки можно считать гимном “лицейскому братству”? (Взятые эпиграфом к уроку).

8. Каким чувством наполнены эти строки? (Теплотой).

9. Расставшись с лицейскими друзьями, лирический герой находит других друзей, но … какие это друзья, и можно ли их назвать друзьями? (Нет. Пушкин говорит, что новым друзьям он "душой предался нежной", но они оттолкнули его: "Но горек был небратский их привет", т.е. они не смогли стать ему близки, как братья).

10. О ком из лицейских друзей говорит Пушкин в следующих строфах? (О Пущине, Горчакове, Дельвиге, Кюхельбекере)?

11. Кого Пушкин называет "мой первый друг, мой друг бесценный"? (Пущина).

Почему он так называет Ивана Пущина? (Их комнаты в Лицее были рядом -  первым другом в Лицее Пушкину стал Пущин).

 Какова была цель поездки Пущина в Михайловское? (Вопреки запретам он считал необходимым навестить друга, чтобы поддержать его в трудное для него время).

12. Кого Пушкин именует "счастливцем с первых дней"? (Горчакова).

Почему? (Он был более других образован при поступлении в Лицей).

Почему Пушкин упоминает Горчакова после Пущина? (В Михайловской ссылке Пушкин встретил трёх лицейских друзей. Первым был Пущин. Вторым Горчаков),

13. Кого Пушкин называет "певцом пермесских дев", "ленивцем вдохновенным"? (Дельвига).

  Почему вслед за Пущиным и Горчаковым поэт говорит о Дельвиге? (Потому что третьим лицеистом, навестившим Пушкина в ссылке, был Дельвиг).

Какую роль в жизни Пушкина сыграл Дельвиг? (Ещё в Лицее Дельвиг тайно отправил в журнал стихи Пушкина, где их напечатали, т.е. своим первым печатным произведением Пушкин обязан Дельвигу).

14. О ком поэт говорит "мой брат родной по музе, по судьбам"? (О Кюхельбекере).

Почему поэт вспоминает именно Кюхельбекера? (Пушкин, Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер были лучшими лицейскими друзьями. Троих друзей поэт встретил,  невстреченным остался один Кюхельбекер, поэтому он говорит: "Я жду тебя, мой запоздалый друг").

15. Во что перерождаются воспоминания? (В заздравную).

16. В своем воображении Пушкин уже находится среди своих друзей. Мы слышим заздравную. За кого поднимают кубок, кого вспоминает лирический герой (Лицей, наставников, царя).

17. Понятно, почему звучит тост за Лицей, за наставников. Но за царя? Гонителя? Почему? ( Царь основал Царскосельский Лицей).

18. К кому испытывает чувство жалости Пушкин? (К последнему оставшемуся в живых лицеисту).

19. Кто же окажется последним лицеистом пушкинского выпуска? (Горчаков).

20. Каким выдался день 19 октября у лирического героя? (Без горя и забот).

21. Что помогло лирическому герою преодолеть печаль, о которой он говорил в начале стихотворения? (Мысли о друзьях).

22. Что же такое дружба и друзья для Пушкина?

 (Дружба – это то, что защитит от превратностей судьбы. Мысли о друзьях помогают преодолеть замкнутость “дома опального”; дружба нарушает запрет ссылки).

6. Закрепление.

Тест

1. Кому принадлежит идея создания Лицея?

а) Александру I

б) Сперанскому

в) Бенкендорфу

2. Открытие Лицея в Царском Селе состоялось в

а) 1811г.

б) 1812г.

в) 1817г.

3. Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С. Пушкина?

а) 5 мая

б) 21 октября

в) 19 октября

4. Первый набор воспитанников Царскосельского Лицея состоял из

а) 35 человек

б) 30 человек

в) 40 человек

5. Зимой 1815г. в Лицее проходили  публичные экзамены, где Пушкин-лицеист прочитал свое стихотворение. Назовите это стихотворение.

а) Вольность

б) Воспоминание в Царском Селе

в) К морю.

6. Кто из известных поэтов того времени присутствовал на экзамене?

а) Жуковский В.А.

б) Державин Г.Р.

в) Крылов И.А.

7. Где встречал восьмую годовщину со дня выпуска из Лицея А.С. Пушкин?

а) В Болдино

б) На юге

в) В Михайловском

8. Укажите дату Михайловской ссылки

а) 1811-1817г.

б) 1820-1824

в) 1824-1826

9. С кем из лицейских друзей в 1825г. встречался Пушкин?

а) Пущин

б) Дельвиг

в) Горчаков

Ключ к тесту

1.а

7.в

2.а

8.в

3.в

9.а, б, в

4.б

5.б

7. Творческая работа

- Составьте синквейн по теме урока.

(Слово “синквейн” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.)

8. Итог урока

1. Заключительное слово учителя.

   Итак, мы сегодня на уроке продолжили знакомство с жанром послания, при помощи которого автор мог выражать нежные дружеские чувства, беседовать о самом важном  и  сокровенном.  Познакомились с посланием А.С. Пушкина "19 октября", посвящённым  его друзьям-лицеистам. Узнали о судьбах  тех, кого потомки назовут:  " Пушкинский выпуск", "люди 19-го октября". Мы можем сделать вывод, что Лицей не только дал им блестящее образование, но и, что не менее важно, научил их по-настоящему дружить. Чувство истинной дружбы, зародившееся в лицейские годы, его воспитанники пронесли через всю жизнь. Гимном лицейской дружбы стало стихотворение А.С. Пушкина «19 октября», самые яркие строки из которого взяты в качестве эпиграфа к уроку.

2. Рефлексия  (оценки, впечатление)

Спасибо за работу. Всем пятёрки.

- Вы сейчас пойдёте с урока. Изменилось ли ваше настроение? Поднимите листочки, которые по цвету соответствуют вашему настроению. (Все поднимают зелёные листочки).

- Вопреки действительности, в наши сердца вновь вернулась весна. И я думаю, так будет всегда, когда вы вспомните имя Пушкина.

9. Домашнее задание:  выразительно прочитать стихотворение А.С. Пушкина «19 октября» и выучить наизусть отрывок -гимн дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "

Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План – конспект бинарного урока (литература и русский язык) «Мы помним о вас! Мы гордимся вами!» 5 КЛАСС

В рамках интегрированной образовательной технологии наиболее интересны бинарные уроки, основанные на межпредметных связях, так как предполагает использование сплава из различных педагогических т...

План-конспект интегрированного урока литературы в 8 классе "Стихи и песни о Великой Отечественной войне"

Урок знакомит учеников с лирикой и песнями о войне, с авторами и исполнителями шире школьной программы. Предусмотрена связь литературы с историей, музыкой, живописью, кино....

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».

Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Татьяна Ларина — нравственный идеал А. С. Пушкина. Ольга и Татьяна Ларины: сходство и различие»

Технологическая карта урока литературы. 9 класс. Тема: «А. С. Пушкин «Евгений  Онегин». Татьяна  Ларина  — нравственный  идеал  А. С. Пушкина. Оль...