Доклад "Развитие творческих способностей воспитанников МБУ ДО «Центр эстетичекого воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» средствами мордовского фольклора"
статья
Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» Рузаевского муниципального района
Доклад
«Развитие творческих способностей воспитанников МБУ ДО «Центр эстетичекого воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» средствами мордовского фольклора»
Подготовила: Родионова Т.А.
Должность: методист
2024 г.
Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянном движении. Когда дело касается возрождения народных традиций, то является необходимостью, чтобы человек нового тысячелетия знал свою историю, свои корни и традиции своего народа.
Много лет проработав с детьми, я сделала вывод, что воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность невозможны без приобщения их к народным традициям. В наше время- это очень актуальная тема. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры.
В Центре «Тяштеня», где в настоящее время я работаю методистом, была проведена диагностика интересов и ценностей современного подростка. Её целью было выявить уровень заинтересованности воспитанников народными традициями, мордовским фольклором, народным творчеством. Поняв, что отсутствие систематического изучения культурных традиций своего народа является причиной того, что дети не испытывают к ним достаточного интереса, я решила расширить кругозор обучающихся и повысить их культурный уровень через использование на занятиях творческих объединений и во внеклассных мероприятиях произведений мордовского фольклора.
В нашем Центре знакомство с фольклором обычно происходит эпизодически и осуществляется, главным образом, через разучивание песен, танцев, посещение краеведческого уголка и т.д. Поэтому цель, которую ставит наше учреждение перед собой – создание условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на занятиях творческих объединений.
Для реализации поставленной цели я ставила перед собой задачи:
• приобщить учащихся к ценностям народной музыки, к истории родного края, к обычаям и традициям своего народа;
• развивать понимание истинно прекрасного;
• развивать творческие способности учащихся на основе мордовского народного творчества;
• воспитывать социально-активную личность гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к своему Отечеству, к своей культуре.
«Народ, который не помнит прошлого – не имеет будущего».
Нам уже не вернуться к той культуре в первозданном виде, но дети должны знать и сохранять народные обычаи и традиции. Любовь к своему нужно воспитывать с детства, прививать интерес к истории и традициям своего народа, в том числе, и к музыкальному наследию фольклора.
Любая культура имеет свои ценности. Такими ценностями в мордовской традиционной культуре являются: нравственность, порядочность, взаимопомощь, отзывчивость, уважение к старшему поколению, трудолюбие, гостеприимство и т.д.
Но, к сожалению, в наше время в сознании людей произошла переоценка культурных ценностей, трансформировались многие понятия. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои; привить любовь и уважение к своей Родине, которые живы в людях старшего поколения.
Для использования народных обычаев и традиций в развитии творческих способностей на занятиях педагогу необходимо знать культуру своего народа.
Поэтому наши педагоги обращаются к истокам мордовской народной культуры, а именно к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Я проделала работу по изучению обычаев и традиций нашей местности, а также составлению конспектов и сценариев обрядовых праздников.
Для того, чтобы познакомить учащихся с народными обычаями и традициями пришлось перегруппировать занятия по некоторым темам.
В дополнительные рабочие программы я добавила материалы о обычаях своего народа, о мордовских народных инструментах, мордовском народном костюме. На занятиях педагоги рассказывают мордовском фольклоре. Педагог по вокалу знакомит воспитанников с историей мордовской народной песни. Кроме этого на занятиях часто используют мордовские народные песни в качестве иллюстраций.
Педагог по вокалу серьёзное внимание уделяет вокально-певческой работе. Она учит детей «играть» песню, выражая её эмоционально-образное содержание и характер. В качестве образца дает для прослушивания записи песен в исполнении Марии Антоновой, Александры Куликовой, Инны Учватовой, ансамблей «Келу», «Умарина».
Нельзя не отметить интерес детей к мордовским и русским народным инструментам. Они с огромным желанием знакомятся с нуди, сюра, варган, рубель, торама, погремушками, колокольчиками, дудкой, балалайкой, гармошкой, а с каким удовольствием они слушают мордовскую народную музыку, что способствует как музыкальному, так и творческому развитию детей.
В своей практике наши педагоги используют методы и приёмы направленные на развитие творческих способностей учащихся и формирование основ культуры на народных традициях: наглядно-слуховой метод, наглядно – зрительный, словесный, практический.
Дети приобщаются к фольклору в процессе различных видов деятельности: восприятия и исполнительства, игр, музыкально - образовательной деятельности, поэтому в свой работе педагоги стараются выбрать наиболее приемлемые формы урока, соответствующие изучаемой теме. Это: урок- путешествие, урок- сказка, урок- экскурсия, урок-прогулка, урок-концерт.
Сделать работу более эффективной позволяют средства ИКТ, которые помогают осуществить поиск информации, решить большее количество задач на уроке, воспользоваться наглядностью, а также способствующие стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся. Учащиеся с удовольствием выполняют творческие задания с использованием ИКТ.
Кроме коллективной работы на занятиях активно используется индивидуальный подход к обучающимся.
Основная работа по приобщению школьников к культурным ценностям, развитие творческих способностей происходит на внеклассных занятиях.
Чтобы закрепить знания на практике, наши воспитанники активно привлекаются к проведению мероприятий и праздников на территории г. Рузаевка.
Учащихся помогают не только в сборе материала и подготовке отдельного номера к празднику, но и в организации и проведении самого праздника.
Все формы занятий по изучению мордовских обычаев и традиций в Центре должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.
Педагоги Центра «Тяштеня» ищут оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к мордовскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной музыки, к истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовских народов — Саранск, 2004.—992 с.
2.Мордва: историко-культурные очерки / Ред. кол.: В. А. Балашов (отв. ред.), В. С. Брыжинский, И. А. Ефимов; Рук.авт. коллектива академик Н. П. Макаркин. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1995. — С. 463—464.
3.Вертков К.А. и др. Атлас музыкальных инструментов народов СССР. — М., 1963;
4.Бояркин Н.И. Мордовское народное музыкальное искусство. — Саранск, 1983;
5. Бояркин Н.И. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. — Саранск, 1988;
6. Одинокова Т.И.Мордовский музыкальный фольклор в школе: Хрестоматия к программе по музыке (1-4).- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.-424 с.
7.Мордовские народные песни / авт.-сост. Г.И. Сураев- Королев.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2014. – 336 с.
8. Прокина Т.П. Альбом. Народное искусство.- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007.-468 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторизованная программа по декоративно - прикладному творчеству «Цветы как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программ "цветы как средство развития творческих спрсобностей воспитанников школы - интерната" ставит своей целью развитие личностного и творческого потенциала по средствам декоративно - прикладной и ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Программа социально-культурной реабилитации «Развитие творческих способностей воспитанников как средство социальной адаптации»
Программа социально-культурной реабилитации...
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
"Развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкального фольклора"
Актуальность опыта обусловлена концепцией модернизации российского образования, которая раскрывает необходимость формирования самостоятельной творческой личности ребёнка. А...
Представление педагогического опыта "Формирование партнерских отношений педагога дополнительного образования с родителями в центре эстетического воспитания детей "Тяштеня"
Формирование партнерских отношений педагога дополнительного образования с родителями в центре эстетического воспитания детей "Тяштеня"...