"Развитие творческих способностей воспитанников школьного возраста социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних через настольные и дидактические игры"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
несовершеннолетних» Ивнянского района Белгородской области
Обобщение опыта по теме:
«Развитие творческих способностей воспитанников школьного возраста социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних через настольные и дидактические игры»
Кудрявцева Татьяна Анатольевна
воспитатель
МБУ «СРЦдН» Ивнянского района
ИВНЯ
2018
Содержание:
Информация об опыте.…………………………………………………………....3
Технология описания опыта……………………………………………………...9
Результативность опыта……………………………………….………………...14
Библиографический список…..............................................................................18
Список приложений. ……………………………………………………………19
Раздел I
Информация об опыте
Условия становления опыта
Свою педагогическую деятельность осуществляю в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. В нашем учреждении проходят реабилитацию дети с 3 до 18 лет. Группы воспитанников сформированы по возрастным параметрам. В настоящее время в нашем центре проходят реабилитацию 35 воспитанников, в основном дети из семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. В нашей группе проходят реабилитацию 9 воспитанников школьного возраста. Уровень знаний и умений у них средний по всем направлениям деятельности. Воспитанники испытывают дефицит внимания со стороны родителей, имеют низкий уровень творческих способностей, заниженную самооценку. Творческие способности и познавательные потребности воспитанников школьного возраста реализуются через настольные и дидактические игры. Таким образом, в учреждении созданы все условия для развития творческих способностей воспитанников.
Перед нами стоит проблема: развивать уровень творческих способностей детей, что поможет ребёнку стать полноценным членом общества, детского коллектива, научиться правильной самооценке и адекватному поведению в различных ситуациях.
Всем известно, что дети, проживающие в государственных учреждениях, отстают в развитии от сверстников, которые воспитываются в семье.
Для начала мы постарались выявить уровень творческих способностей у детей школьного возраста.
Диагностические исследования уровня развития
творческих умений и навыков
Год | Количество воспитанников | Высокий уровень % | Средний уровень % | Низкий уровень % | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
2013 | 11 | 11 | 15 | 47 | 68 | 41 | 27 |
2014 | 12 | 12 | 15 | 45 | 50 | 43 | 35 |
2015 | 11 | 23 | 32 | 47 | 39 | 40 | 29 |
2016 | 14 | 34 | 12 | 41 | 63 | 35 | 25 |
2017 | 10 | 15 | 17 | 40 | 45 | 45 | 3 |
Актуальность опыта
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Сухомлинский В. А
Проблема развития творческих способностей не нова. Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес к творчеству представляет важный и благоприятный фактор в развитии личности ребенка. Современная дидактика, опираясь на современные достижения педагогики, видит в творческом развитии ребёнка большие возможности для формирования личности в целом.
Осуществляя задачу развития творческих способностей у детей, нужно руководствоваться общими педагогическими требованиями эстетического воспитания:
- учить видеть, чувствовать и понимать красоту окружающей действительности;
- оберегать детское творчество от «штампа» пустого подражательства, слепого копирования;
- всемерно поддерживать у детей даже самые слабые попытки творчества;
- предъявлять требовательность к результатам творчества учащихся, учить их добиваться исполнения лучших образцов.
Диагностика показала, что у наших воспитанников низкий уровень развития творческих способностей. В условиях социально-реабилитационного центра есть все условия для реализации целей и задач, которые мы ставим перед собой, посредством которых решаются проблемы:
-адаптация детей в коллективе;
-развитие творческих способностей;
-межличностное общение подростков;
-развитие качеств мышления, которое формирует креативность.
Ведущая педагогическая идея опыта
На основании проведенных диагностических исследований, которые показали средний уровень развития творческих способностей детей, мы пришли к выводу, что сможем повысить творческие умения и навыки воспитанников через настольно-дидактические игры. Наш опыт направлен на развитие творческих способностей во время игровой деятельности, проявляющей интерес к различным видам творчества через настольные и дидактические игры.
Цель опыта - процесс включения игровых занятий по развитию творчества, воспитание активной личности, умение организовать игровую деятельность, желание проявить творческие способности изобретательность, фантазию, самостоятельность.
Перед нами стоят задачи:
-организовать игровую деятельность воспитанников так, чтобы ребёнок чувствовал себя готовым к творческому воображению;
-сформировать самостоятельность, инициативность, свободу поведения и самооценку;
-научить ребёнка осмысливать свои действия во время настольно-дидактических игр;
-воспитание творчески-развитой личности во время игровой деятельности через настольно - дидактические игры.
Решив эти задачи, мы сможем воспитать творчески активную личность, проявляющую интерес к различным видам творчества и желанию трудится.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом длилась в течение пяти лет. Экспериментальная работа проводилась в три этапа:
1 этап. Констатирующий. (Сентябрь 2013 - ноябрь 2013 года). Анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта реабилитации и развитие творческих способностей воспитанников через настольные и дидактические игры, подбор диагностического материала, выявление уровня развития творческих способностей детей школьного возраста.
2 этап. Формирующий. (Декабрь 2014 - февраль 2016 года). Была проведена апробация применения настольных и дидактических игр, в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних.
3 этап. Контрольный. (Март 2016 – декабрь2016 года). Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранных настольных и дидактических игр, в целях развития творческих способностей детей.
Диапазон опыта
Реализация данного опыта возможна в условиях социально- реабилитационного центра через комплекс упражнений и игр: «Тренинг развития креативности и творческих способностей». Работа по обозначенной теме предусматривает создание условий и внедрение во внеурочную деятельность, новых техник, совершенствование форм и методов, оптимальное сочетание репродуктивных и нетрадиционных методов и форм в коррекционной - развивающей работе, способствующих удовлетворению актуальной потребности ребёнка в признании, позитивном внимании, ощущении собственной успешности и значимости. Опыт тесно взаимосвязан с образовательным процессом дополнительного образования детей в учреждении.
Одним из важных условий реализации опыта является правильная организация развивающей среды.
Условия реализации опыта по развитию творческих способностей у воспитанников социально-реабилитационного центра.
Материальная база | Теоретическая база | Раздаточный материал |
Набор дидактических игр, набор настольных игр, . | Комплекс дидактических игр для развития творческих способностей. Составил И.Я Гуткович с помощью элементов ТРИЗ. «Развитие эмоционального мира» 1996г. Хухалева О.Н. | Сюжетные картинки, раскраски, пазлы. |
Теоретическая база опыта
Теоретическая база опыта – важнейший фактор воздействия на ребёнка - систематическая, воспитательно-реабилитационная работа направлена на развитие творческой личности воспитанников, через настольные и дидактические игры.
Степень новизны заключается в комбинации элементов инновационных методик при работе с воспитанниками, в разработке специальных упражнений для самостоятельной деятельности детей. Интегрированные коррекционно-развивающие занятие, направлены на самореализацию личности ребёнка во время творческой деятельности через настольно-дидактические игры.
Для реализации поставленной цели ставлю следующие задачи:
- исследовать различные виды творческой деятельности, через настольно-дидактические игры;
- использовать диагностику по развитию творческих умений и результативности воспитанников, на основе которой корректирую свою педагогическую деятельность;
- проводить мониторинг развития творческих возможностей и способностей детей школьного возраста с целью их дальнейшего развития
Всем нам известно, что эффективным анализом педагогических феноменов является понятие «парадигма». Если раньше главным оказалась цель образования, а не сам ребёнок, то теперь, в настоящее время, основной ценностью провозглашается личность, которая с помощью педагога выбирает тот путь воспитания, который поможет достичь наилучших результатов. Варианты типологий педагогических парадигм, предложенных Паскаль, Прохорова Л, показывают, что для воспитателя оказывается значимым каждый ребёнок в любом его состоянии, его переживания, его жизненный путь и опыт, вектор индивидуального развития, а для этого необходимо вовлечь ребёнка в процесс самостоятельного поиска истины.
Известные педагоги придавали огромное значение развитию творческих способностей: Я. Коменский, А. Макаренко, Д. Ушинский и другие. Концептуальные основы культурологического аспекта воспитания и развития творческих способностей содержат работы: А.И. Арнольдова, Ю.П. Азарова, Т.И. Баклановой, С.Н. Иконниковой, В.П. Исаенко, В.С .Кузина, Г.А .Праздникова, Ю.А. Стрельцова и других.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в системном подходе к формированию творческого потенциала детей школьного возраста и развитию у них природных творческих способностей. Основными методами работы является проявление своего передового творчества, используя разные виды настольных и дидактических игр и вовлечение воспитанников в эту деятельность.
Характеристика условий,
в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в учреждениях социальной защиты населения: социально-реабилитационных центрах и учреждениях для детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, в учреждениях реализующих дополнительное общеобразовательные программы. Реализация содержания опыта работы предполагает деятельность педагога с детьми 7-10 летнего возраста. Данный подход в работе можно использовать в практике любого воспитателя, студентов, молодых специалистов.
Раздел II
Технология описания опыта
Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, настольные и дидактические игры. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляет чувство успеха.
Технология подготовки и проведения игровых занятий
В процессе деятельности по подготовке и проведению игровых занятий решаются педагогические задачи:
- создание условий для проявления индивидуальности каждого воспитанника, его творческих способностей;
- формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребёнка;
- формирование коллектива как благоприятной среды развития и развития творческих способностей;
- развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику;
- усвоение детьми творческих умений, через настольные и дидактические игры.
Основные компоненты развивающих игр:
1.ЦЕЛЕВОЙ – установки на предстоящее усвоение материала.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ – включает материал, необходимый для самореализации и самоутверждения личности ребёнка.
3.ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНЫЙ – дети являются помощниками воспитателя в проведении мероприятия, а также его активными участниками, где происходит актуализация жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
4.ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ – в качестве критериев оценки результативности занятия вступают проявление и обогащение жизненного опыта воспитанников, индивидуально-личностное значение полученной информации.
Формы игровых занятий различны, но все они направлены на достижения поставленных целей. Я хочу отметить, что все формы проведения занятий взаимосвязаны. Методика организации и проведения помогает определить его содержание. Содержание может зависеть от возраста воспитанников, а также целей и задач, поставленных воспитателем.
По словам В.П. Созонова, «занятие с детьми в неурочное время есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками». Необходимо, чтобы творчество было потребностью и органично вплелось в систему воспитательной деятельности группы и всего педагогического коллектива центра.
Работа по подготовке школьников к развитию творческих способностей включает в себя несколько аспектов:
- развитие творческих способностей детей нужно начинать с дошкольного возраста;
- задания-ступеньки создают условия, опережающие развитие творческих способностей у детей;
- творческие игры должны быть разнообразны по своему содержанию, т.к. создают атмосферу свободного и радостного настроения.
Общение во время проведения игровой деятельности –это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы воспитанники ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении занятия, но и определении темы занятия. Я стараюсь создать комфортный климат в группе, такой психологический настрой, чтобы у детей было желание высказывать своё мнение, не бояться ошибиться или быть не понятым.
Я предложила детям правила общения во время игры:
а) с уважением относиться друг к другу;
б) у каждого есть право быть выслушанным и понятым;
в) пока один предлагает, все его слушают.
В ежедневной работе по развитию творческих способностей я отдаю предпочтение таким формам проведения занятий как:
- игра;
-праздники;
-викторины;
-конкурсы и др.
В ходе воспитательной работы лучше всего развивать творческие способности, у детей школьного возраста, на занятиях посредством игровой деятельности. Настольные и дидактические игры проводятся с целью воспитания и развития воспитанников, «творческая игра, как пишет М.Ф. Фомичёва, даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события». Творческие умения и навыки также развиваются во время сюжетно-ролевых игр, в инсценировке различных произведений. М.Ф. Фомичёва утверждает, что игра - это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль-действие, и мысль-образ. И в этом её воспитывающая сила.
При решении задач развития творческих способностей у школьников, через настольные и дидактические игры, я выделила следующие формы игровой деятельности:
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Специфика педагогических технологий, используемых в реабилитационной работе с воспитанниками.
Совместная деятельность | Специально организованное обучение | Самостоятельная деятельность |
Диагностика Праздники Дискуссия Викторины Конкурсы Комплексные занятия. | Игровые занятия, требующие длительной подготовки. Практические занятия по обучению детей правилам ОБЖ Работа по формированию КГН | Чтение художественной литературы. Настольные и дидактические игры Сюжетно – ролевые игры. Участие в конкурсах |
1.Совместная деятельность формирует умение работать в коллективе, умение договариваться, способность улаживать разногласия и конфликтов.
2.Специально организованное обучение предусматривает получение теоретических и практических знаний и умений.
3.Самостоятельная деятельность детей метод работы, когда дети самостоятельно выполняют задание, закрепляя ранее полученные знания и умения.
Игра рождается по мере развития и усложнения процессов познания, общения через разнообразные формы творческой деятельности в условиях воспитания. В процессе игры не только реализуются накопительная информация, социальный опыт, но и осуществляется дальнейшее развитие многообразных психологических процессов.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно – рекреативными возможностями. Феномен игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, модель типа человеческих отношений и проявлений определённой деятельности. Как показывает опыт работы, воспитанники с большим желанием и заинтересованностью принимают участие в различных видах игровой деятельности. Дисциплинированность, взаимопомощь влияют на формирование многих нравственных качеств личности ребёнка.
При проведении диагностики выяснилось, что специально организованные и систематически проводимые настольно – дидактические игры, способствуют повышению уровня творческих способностей у детей школьного возраста. Как показывает опыт работы, наиболее результативными являются специальные настольные игры, в которых могут принять участие, как младшие, так и старшие школьники («Лото», «Я водитель», «Хоккей», «Шахматы») и т.д. Особенно, если игра имела знакомое название, это помогало привлечь малоинициативных, «настороженных» воспитанников. Во время проведения настольно-дидактических игр дети не только развивают творческие способности, но, как правило, развивают устную речь, умение вести диалог друг с другом.
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является положительная динамика в развитии творческих способностей воспитанников школьного возраста. С этой целью использовались: методика диагностики В. Синельникова, В. Кудрявцева «Развитие творческих способностей».
Сводная таблица результатов «Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей» В. Синельникова, В. Кудрявцева предоставлена в Приложении №2
Анализ результатов развития уровня продуктивной деятельности показал:
За 2013 год высокий уровень творческих способностей составляет - 49%, уровень выше среднего - 38%, средний уровень развития творческих способностей -13%, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
За 2014 год у детей отмечается 54% высокий уровень творческих способностей ,40% уровень выше среднего, 6% средний уровень развития творческих способностей, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
За 2015 год у детей отмечается 68% высокий уровень творческих способностей ,19% уровень выше среднего, 13% средний уровень развития творческих способностей, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
За 2016 год у детей отмечается 67% высокий уровень творческих способностей ,33% уровень выше среднего, средний уровень развития творческих способностей и показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлены.
За 2017 год у детей отмечается 69% высокий уровень творческих способностей ,23% уровень выше среднего, 8% средний уровень развития творческих способностей, показатель низкого уровня развития творческих способностей не выявлено.
Общий анализ за период с 2013 по 2017 год оказывает, что высокий уровень развития продуктивной деятельности у воспитанников школьного возраста составил 62%, выше среднего – 31%, средний – 8%. Низкий уровень – не выявлен, что говорит о положительной динамике развития продуктивной деятельности у детей.
С целью определения уровня развития творческих способностей детей школьного возраста были использованы следующие методики:
1. Методика «Солнце в комнате»
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
2. Методика «Складная картинка»
Основание. Умение видеть целое раньше частей.
Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.
Примеры диагностических таблиц, используемых для диагностики уровня развития творческих способностей детей представлены в Приложении №1.
Сводная таблица изучения уровня развития
творческих способностей детей
Год | Кол-во детей | Уровень развития творческих способностей на начало года | Уровень развития творческих способностей на конец года | ||||||
В | ВС | С | Н | В | ВС | С | Н | ||
2013 | 10 | 15% | 15% | 17% | 53% | 60% | 10% | 15% | 15% |
2014 | 8 | 10% | 12% | 15% | 63% | 68% | 12% | 10% | 10% |
2015 | 10 | 18% | 10% | 10% | 62% | 70% | 15% | 10% | 5% |
2016 | 12 | 24% | 13% | 12% | 51% | 75% | 20% | 5% | 5% |
2017 | 14 | 21% | 14% | 11% | 54% | 80% | 15% | 5% | 5% |
За 2013 год высокий уровень творческих способностей повысился на 45%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 38%.
За 2014 год высокий уровень творческих способностей повысился на 58%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 53%.
За 2015 год высокий уровень творческих способностей повысился на 52%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 57%.
За 2016 год высокий уровень творческих способностей повысился на 51%, низкий уровень развития творческих способностей уменьшился на 46%.
За 2017 год высокий уровень творческих способностей повысился на 59%, низкий уровень развития творческих способностей отсутствует.
Общий анализ за период с 2013 по 2017 год показывает, что высокий уровень развития творческих способностей составил 71%.
Опыт работы показывает, что применения настольных и дидактических игр в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних дает положительный результат в развитии творческих способностей воспитанников школьного возраста. Общий анализ показывает, что средний уровень положительной динамики развития творческих способностей воспитанников за 2013-2017 года составляет -67%.
Результатом обобщения опыта по теме: «Развитие творческих способностей воспитанников школьного возраста в условиях социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних через настольные и дидактические игры» является готовность педагога к распространению и популяризации данного опыта. Воспитанники и педагог являются постоянными активными участниками, призерами и победителями в конкурсах различного уровня, выставках декоративно-прикладного творчества, проектах. В 2016 году воспитатель получила сертификат за активное участие в реализации проекта «Развитие индустрии творчества на территории Ивнянского района и звание «Мастер своего дела».
Библиографический список
1. Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. - СПб.: издательство Буковского, 1994.
2. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). - Дошкольное воспитание. -1994 №1.
3. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. -1982 №11.
4. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. – Вопросы психологии. - 1990 №4.
5. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз,
6. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.
7. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.
8. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. – Дошкольное воспитание.
9. Черкова, М.А. Творческая деятельность как средство развития личности учащихся. / М.А. Черкова, А.М. Чибизова. - Кемерово, 1995. – 249с
10. Развитие и диагностика способностей / Под редакцией В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова. - М., 1991.
11.Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет Развитие музыкальных способностей воспитанников школьного возраста на занятиях по интересам
Буклет информирует о развитии индивидуальных способностей воспитанников по видам музыкально-игровой деятельности и содержит фотографии....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности
Самообразование...
Развитие творческих способностей воспитанников на занятиях прикладного творчества в процессе освоения разнообразных техник в условиях социально-реабилитационного центра
Современное общество предъявляет к человеку всё более высокие требования. В условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те зна...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
В основе любого созидания лежит труд, чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...
План по самообразованию музыкального руководителя «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной д
Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков во всех видах музыкальной деятельности, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку....
Доклад "Развитие творческих способностей воспитанников МБУ ДО «Центр эстетичекого воспитания детей (национальной культуры) «Тяштеня» средствами мордовского фольклора"
Жизнь человека на различных исторических этапах развития общества неизменно меняется: создаются новые технологии, строятся города, изучаются возможности человеческого разума. Мир находится в постоянно...
- Мне нравится (1)