Представление педагогического опыта "Формирование партнерских отношений педагога дополнительного образования с родителями в центре эстетического воспитания детей "Тяштеня"
материал

Формирование партнерских отношений педагога дополнительного образования с родителями в центре эстетического воспитания детей  "Тяштеня"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

методиста дополнительного образования

Родионовой Татьяны Алексеевны

Тема: «Формирование партнерских отношений педагога дополнительного образования с родителями в центре эстетического воспитания детей « Тяштеня».

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

        Закон об образовании в РФ определяет дополнительное образование как составляющую всей системы образования. Дополнительное образование не является обязательным, именно это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и в особенности работы с родителями.

Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей  не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, и  нацелены на образовательный результат. Процесс организации работы с родителями во многом зависит от степени серьёзности отношения родителей к деятельности и ее значении в жизни их ребёнка, к системе дополнительного образования в целом. Это отношение семьи к деятельности ребёнка является определяющим в том, насколько успешной и полезной будет эта деятельность.

Поэтому для педагога нашего центра очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия. Эффективность взаимодействия с родителями  во многом зависит от форм организации работы.

Основная цель работы с родителями обучающихся центра « Тяштеня»,  создание психолого – педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Как показала практика, в тех объединениях, где педагоги провели большую работу в этом направлении, обеспечено комфортное пребывание детей в творческом объединении, интересная содержательная жизнь в центре и дома, что сформировало устойчивый интерес к занятиям творчеством, и способствует формированию позитивных социальных интересов у обучающихся. Кроме того, хорошо организованная система работы педагога с родителями – это путь к повышению профессионального уровня и мастерства педагога, готовность к профессиональному самообразованию.        Для нас каждый родитель –желанный участник образовательного процесса в наших творческих объединениях. Их мнения, пожелания, оценочные суждения учитываются при организации работы с детьми. Организация работы с родителями это постоянный поиск возможных путей сотрудничества.

2.Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждения дополнительного образования и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества дополнительного образования и семьи играют педагоги. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую центром дополнительного образования по отношению к воспитанию, обучению детей и участвуют в ее реализации.

Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями обучающихся – важное направление деятельности.

Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию.

   Сегодня в учреждении дополнительного образования есть родители, которые посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка.

3.Теоретическая база опыта.

        Учреждение дополнительного образования детей  «Тяштеня» представляет открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей. (О.Ю. Арсентьева, М.И. Болотова, В.П. Голованов,  А.И. Щетинская). Помощь в укреплении партнерских отношений педагогов и родителей можно найти в работах известных педагогов К.Н. Вентцеля, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, H К. Крупской, A.C. Макаренко. В.П. Острогорского, В.В. Розанова, В.А. Сухомлин-ского, К.Д. Ушинского, рассматривавших проблемы семьи и семейного воспитания. Различные аспекты взаимоотношений в семье, методы семейного воспитания ребенка в различные периоды его жизни представлены в философско-социологических исследованиях А.И Антонова, И.В. Бестужева-Лады. В.А Борисова, Ю.В. Васильевой, А.Г. Вишневского. Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в научных исследованиях С.И. Голод. П.А. Гурко,

C.B. Дармодехина, H.E. Лавриенко, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева. Ученые Л.В Архангельский. И.В. Бестужев-Лада. И.В. Власюк. А.Ф. Воловик,  В А. Петровский и др. единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем выше ее потенциал. Таким образом, в современной философской, психологической, педагогической науках имеется совокупность знаний по проблеме взаимодействия образовательных учреждений с семьей.

4.Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.

         Проанализировав предыдущий опыт работы с родителями, я пришла к выводу, что для сотрудничества, прежде всего, необходимо расширить зону ознакомления родителей с деятельностью творческих объединений , с ролью Центра в образовательной и общественной жизни района, города. То есть создать своеобразный фундамент.  Эта большая работа проводится с методистом и педагогами  по направлениям:

        Коммуникационная деятельность.

      В результате такой объемной и кропотливой работы появились новые формы. Назвали их: «От родителя к родителю», «От ребенка к родителю».  Это возникло в тех объединениях, где дети занимаются уже не первый год и существует преемственность между творческими группами в объединении. Суть: на таких больших мероприятиях как «День открытых дверей», организационные собрания, рекламные акции о деятельности творческого объединения рассказывает не педагог, а родители или обучающиеся. Результаты не заставляют себя ждать: группы в этих творческих объединениях увеличиваются, контингент пополняется. Кроме   этого существует практика, когда родители несут информацию о деятельности творческого объединения и отдела в целом на родительские собрания в коллективы родителей классов и дошкольных учреждений, где учатся и находятся их дети. В результате, в творческих объединениях занимаются по несколько детей из одного класса или группы д/с. Эта работа ведется в течение всего учебного года.

 Эффективное использование педагогами Интернет ресурсов.

          Разработка и ведение сайта (или странички на сайте ДО,  группа в «ВКонтакте») Центра. В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего детского объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

     Итак, родитель получил информацию, делает свой выбор, и, приводя ребенка в творческое объединение, хочет получить качественную образовательную услугу. Он ждет этого от педагога. И здесь необходима презентация педагогического мастерства педагогом. Он должен продемонстрировать тот высокий уровень своей профессиональной деятельности, которой владеет, способности управлять этой деятельностью на высоком профессиональном уровне и свои личные позиции.  Это первый кирпичик дома. От этого зависит останется ребенок в творческом объединении или нет.

 Демонстрация достижений обучающихся в форме портфолио. Демонстрация портфолио педагогов.

Благодаря этим усилиям и работе педагогов, в Центре появилась такая тенденция, что родители ведут детей не просто заниматься творчеством в наши кружки, а идут на конкретного педагога.

Выстраивание партнерских отношений – самый трудоемкий этап. Чтобы родители, стали нашими активными партнерами, необходимо инициирование активности участия семьи в процессе развития ребёнка творческого, духовно-нравственного.  Содержание и формы взаимодействия определяются в процессе планирования совместной деятельности родителей и детей в начале учебного года и корректирование этой деятельности в течение года в каждом творческом объединении. Перед педагогами ставится задача — способствовать единению, сплочению семьи, формированию навыков их совместной деятельности и общения. Решение данной проблемы возможно только при наличии у педагогов знаний о разнообразии форм работы с семьей. Поэтому в Центре организована обучающая деятельность в этом направлении: проводятся творческие мастерские, где опытные педагоги делятся мастерством, семинары, предлагается методический материал, проводятся индивидуальные консультации. Взаимодействие педагога и родителей обеспечивается с одной стороны   вовлечением родителей в организацию учебно-воспитательного процесса и с другой в управление творческим объединением.

Средства реализации:

 Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

свободный доступ к образовательным программам и планам работы, информационные стенды, информация на сайте Центра, объявления, консультации педагогов, родительские собрания.

 Конкурсная деятельность -это еще одно средство, с помощью которого устанавливаются партнерские отношения с родителями.  Педагоги разъясняют родителям о необходимости участия в конкурсах и не только для того, чтобы показать образовательный результат и получить оценку жюри. Участие в конкурсах мощное средство в формировании позитивных социальных интересов у обучающихся и четких представлений о базовых духовно-нравственных ценностях.

 Концертная деятельность.

Привлечение родителей к организации и участию в концертах и мероприятиях, практикуется дежурство родителей во время таких мероприятий.

Пополнение и укрепление материально-технической базы.  Изготовление костюмов, фото и видеосъемка. Предоставление транспорта для поездок- все это присутствует в творческих объединениях, в которых педагоги ведут большую работу с родителями.

  1. Анализ результативности.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют учреждения дополнительного образования и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества дополнительного образования и семьи играют педагоги. Мы всегда должны помнить, что функции педагога разнообразны, работа с семьями обучающихся – важное направление деятельности. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в учреждении дополнительного образования есть родители, которые посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка. Учитывая потенциал таких родителей, в нашем Центре был организован родительский совет. Педагогический коллектив успешно сотрудничает с родительским советом, определив перед собой задачи:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания детей.

- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Как показывает наш опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним. Для этого в нашей работе активно используются следующие формы работы с семьей:

- Родительское собрание;

- Дни открытых дверей;

- Творческие мастерские;

- Совместная игровая деятельность;

- Индивидуальная консультация (беседа).

Говоря о формировании таких ценностей важно отметить, что в Центре проводятся с привлечением родителей социально значимых мероприятий. Это концерты и мероприятия ко Дню матери, Дню пожилого человека, Дню защитника Отечества, 8 марта, Дню Великой Победы.

Таким образом посредством организации совместной деятельности с родителями, мы надеемся установить прочную тесную связь «Семья – учреждение», что позволит детям увидеть, что их интересы занимают важное место в жизни семьи. В целом, четко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, нам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия системы дополнительного образования с семьями учащихся.

6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании строятся на основе свободы выбора. Но многие родители не видят необходимости систематически общаться с педагогами, вследствие чего появляется проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка.

7.Адресность опыта.

Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками. Для молодых специалистов он может стать хорошим подспорьем или даже фундаментом в работе по данной теме.

8.Наглядное приложение.

    Для планомерной работы с родителями важно сформировать их представление о работе Центра. В связи с этим в Центре имеется следующая наглядно-текстовая  информация:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Групповые выставки детских работ.
  • Фотовитрина: стенд, представленный фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в Центре.
  • Информационный стенд: «Для вас, родители!».
  • Видеотека: здесь представлена подборка записей детских праздников, фотографий об участии в конкурсах, записей репетиционных и открытых занятий, видеоролики о жизни детей в Центре.
  • «Семейная библиотека» поможет родителям сориентироваться в образовательном процессе. В этот фонд входит художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.

9.Список литературы:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"  

2..Богомолова З.А. Формирование партнёрских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ// Дошкольная педагогика. – 2010г.

3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009. 

  4. Тавстуха О.Г., Гринько М.Н., Мещерякова И.Н. Эффективные формы работы педагога дополнительного образования с семьей в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;

5. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:

6.Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.

7.Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__

8. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / Авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации участия педагогов дополнительного образования в конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»

Следуя этим рекомендациям, педгоги МБОУ ДОД ДДТ успешно участвуют в краевых  педагогических конкурсах, занимая призовые места....

Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования

Форма анализа педагогической деятельности за год педагога дополнительного образования...

Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями

Выступление педагога дополнительного образования на педсовете. Тема доклада: "Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями". В докладе рассмотрены основные эффективные и популярные...

«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...

Методические рекомендации по подготовке самоанализа педагогической деятельности ( в помощь педагогам дополнительного образования)

Данные методические рекомендации помогут педагогам дополнительного образования провести самоанализ педагогической деятельности. Самоанализ  призван дать полное представление о работе педагога и р...

Сообщение для МО, семинара… «Сетевые педагогические сообщества в работе педагога дополнительного образования»

Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет педагогам, живущим в разных уголках страны и за рубежом, общаться друг с др...

Индивидуальный план профессионально-личностного самообразования педагога дополнительного образования МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.»

В последнее время наблюдается падение интереса обучающихся к изучению основ декоративно-прикладного творчества. Проблема состоит в том, что в процессе обучения декоративно-прикладному искусству не уде...