«Развитие нравственно — трудового воспитания школьников среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Тема: «Развитие нравственно-трудового воспитания школьников с ОВЗ».

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.

Задачи:

- формирование трудовых навыков и умений через воспитательные часы и практические занятия;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учетом их возрастных особенностей;

- воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, положительных личностных качеств, взаимоотношения между детьми в процессе трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete_iz_opyta_raboty.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ школа – интернат № 5 пгт. Новобурейский

Выступление на педсовете

Тема:

«Развитие нравственно — трудового воспитания школьников среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Журавлева Е. А.

пгт. Новобурейский

2024 год

 

Тема: «Развитие нравственно-трудового воспитания школьников с ОВЗ».

Цель: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.

Задачи:

- формирование трудовых навыков и умений через воспитательные часы и практические занятия;

- коррекция интеллектуальных и физических недостатков обучающихся с учетом их возрастных особенностей;

- воспитания положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, положительных личностных качеств, взаимоотношения между детьми в процессе трудовой деятельности.

Для достижения поставленной цели и реализации данных задач, я  использую следующие методы и приемы:

- беседы по нравственно-трудовому воспитанию;

- чтение художественной литературы;

- просмотр и обсуждение х/ф, м/ф;

- решение загадок;

- рассматривание и обсуждение картин и иллюстраций;

- разыгрывание коммуникативных ситуаций;

- праздники на тему труда.

Нравственное воспитание — это важнейшая сторона формирования и развития личности ребенка предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и самому себе.

В процессе нравственного воспитания стараюсь формировать у среднего школьника чувства патриотизма, национального равенства, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, уважение к людям труда.

Воспитание нравственного сознания, нравственных чувств, навыков общественного поведения в условиях школы-интерната для детей с ОВЗ - процесс сложный и длительный, обусловленный особенностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе разнообразной деятельности школьники приобретают опыт конкретных моральных отношений и поступков, но для формирования у них правильных нравственных представлений и понятий, для сознательного усвоения ими моральных норм и принципов необходима специальная работа. Поэтому нравственное воспитание в школе-интернате для детей с ОВЗ начинается сразу с момента поступления учащихся в школу-интернат и продолжается до окончания обучения.

Организация нравственного воспитания в нашей школе-интернате носит комплексный характер, т.к. происходит не только в процессе учебной деятельности, но и во внеурочное время воспитателями групп. И осуществляется всеми направлениями воспитательной работы, особенно с гражданско – патриотическим воспитанием. Именно сочетание гражданско – патриотических и нравственных качеств определяет степень зрелости личности школьника. Оно включает в себя: воспитание любви к своей школе, селу, к своей Родине, к своему краю, к родной природе; воспитание уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде; воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимые навыки поведения в обществе. Дети учатся планированию, контролю, терпимости, доведения дела до конца, усидчивости, аккуратности и многим прочим нравственным личностным качествам.

По данной теме я провожу работу на воспитательных часах и внеклассных мероприятиях.

Процесс нравственно-трудового воспитания детей с ОВЗ строится исходя из следующих принципов:

1. Выявление индивидуальных особенностей. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества;

2. Направленность педагогического воздействия на коррекцию и компенсацию проблемного развития;

3. Опора на сохранные возможности и наиболее сильные стороны ребенка;

4. Дифференцированный подход к группе учащихся и индивидуально к каждому ребенку.

Тематика воспитательных часов различна: беседы «Правила поведения в школе-интернате», «Дорогие мои старики», «Понятия поведенческой нормы и этикета», беседа – размышление «Умеем ли мы делать добро», час общения «Что такое хорошо и что такое плохо».

Всегда планирую свою работу с учетом проблем группы. При составлении годового плана, отследила тематику – она вся имеет нравственную - трудовую направленность. Также в течение рабочего дня по мере поступления проблем ведется работа по нравственно-трудовому воспитанию. Беседы на нравственные и этические темы, в которых расширяем нравственные знания детей. Каждый день огромное внимание уделяю вопросам самообслуживания воспитанников.

Во всех формах работы по нравственно – трудовому воспитанию усвоение детьми моральных принципов и понятий осуществляется в процессе решения ими задач наглядного, воображаемого плана, а также задач практического действия; при проведении сюжетно – ролевых игр, при выполнении различных заданий и поручений нравственного порядка, при организации соревнований, связанных с вопросами нравственного поведения. Вначале предлагаем детям задачи наглядного плана. Это маленькие сценки, в которых представлены различные взаимоотношения людей, их поступки.

Для реализации задач наглядного плана я предупреждаю воспитанников о необходимости внимательно следить за действием и постараться понять, почему действующие лица поступают так, а не иначе. Вопросы, поставленные мной, побуждают детей анализировать, оценивать взаимоотношения и поступки персонажей, сопоставлять их с другими, о которых они узнали из книг или собственной жизни. Все это способствует выработке собственных нравственных суждений и оценок, которыми дети могут руководствоваться в подобных ситуациях, повседневной жизни.

В процессе нравственного - трудового воспитания школьников важно не только сформировать у них моральное сознание, нравственные чувства, но главное - включить их в различные виды деятельности. Так Л. С. Выготский подчеркивал педагогическую бесплодность теоретического обучения: «Ребенок в этих случаях усваивает не понятия, а слова, берет больше памятью, чем мыслью, и оказывается несостоятельным перед всякой попыткой осмысленного применения усвоенных знаний». В процессе учебной, трудовой, игровой, общественно - полезной деятельности школьники вступают в разнообразные нравственные отношения , в результате которых осуществляется формирование личности. Ни одна даже самая малая возможность внушить воспитанникам понятия о долге и честности, добре и справедливости не должна быть упущена педагогами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"

Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...

Презентация коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Викторина «Весёлая математика».

В группе продленного дня класса "Особый ребенок", чтобы закрепить знания, полученные на уроке "Математические представление и конструирование", я провожу игры-викторины "Веселая математика"...

Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.У детей с интеллектуальной...

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...