Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по психологии на тему
Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.
У детей с интеллектуальной недостаточностью ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Особенности восприятий и ощущений у детей с интеллектуальной недостаточностью подробно изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева,Ж.И.Шиф).
Развитие восприятия у детей с ОВЗ происходит неравномерно. Усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Весьма сложными оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения.
Ощущения и восприятии – первая ступень познания окружающего мира. Поэтому развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ является важным направлением коррекционно-развивающей работы.
В своей практике я использую следующие методики диагностики уровня развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ОВЗ:
• Катаевой А.А., Стребелевой Е. А.:
1) Методика "Цвета";
2) Методика "Формы";
• Семаго Н.Я.. Семаго М.М.:
1) «Узнавание недорисованных изображений»;
2) «Узнавание наложенных изображений»;
3) «Узнавание перечёркнутых изображений»;
4) «Узнавание реалистичных изображений»;
5) «Складывание разрезных картинок»
• Забрамной С.Д., Боровик О.В.:
1)«Прогрессивные матрицы Равена»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_zrit.vospr_.docx | 23.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская научно-методическая конференция «Коррекционное образование: опыт, возможности,перспективы» Сайт коррекционная педагогика. |
Статья Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
благодаря восприятию и ощущениям. Эти процессы представляют собой отражение
окружающей действительности, информация о которой поступает к нам через органы
чувств.
Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.
У детей с интеллектуальной недостаточностью ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством особенностей и недостатков. Особенности восприятий и ощущений у детей с интеллектуальной недостаточностью подробно изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева,Ж.И.Шиф).
Развитие восприятия у детей с ОВЗ происходит неравномерно. Усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Весьма сложными оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения.
Ощущения и восприятии – первая ступень познания окружающего мира. Поэтому развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ является важным направлением коррекционно-развивающей работы.
В своей практике я использую следующие методики диагностики уровня развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ОВЗ:
- Катаевой А.А., Стребелевой Е. А.:
- Методика "Цвета";
- Методика "Формы";
- Семаго Н.Я.. Семаго М.М.:
- «Узнавание недорисованных изображений»;
- «Узнавание наложенных изображений»;
- «Узнавание перечёркнутых изображений»;
- «Узнавание реалистичных изображений»;
- «Складывание разрезных картинок»
• Забрамной С.Д., Боровик О.В.:
1)«Прогрессивные матрицы Равена»
Восприятие детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья характеризуется сниженным темпом и слабой дифференцированностью. Наряду с этим выделяются такие особенности восприятия детей с нарушением интеллекта как неточность, бедность, узость, нарушение целенаправленности, избирательности, осмысленности, константности и обобщённости.
Как показывают исследования, дефекты перцептивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в процессе целенаправленной работы учителя-дефектолога.
В своей работе с целью коррекции зрительного восприятия у детей с УО, с РАС, с НОДА, с ЗПР применяю коррекционно-развивающий комплекс по направлениям: восприятие формы, величины, цвета, пространства, целостное восприятие предмета. Использую разнообразные приёмы и методы, направленные на развитие зрительного восприятия :рисование, конструирование, узнавание предметов по их частям, различение и называние наиболее распространённых фигур, зрительное восприятия одних предметов, частично перекрытых другими, узнавание и узнавание предметов и их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении, нахождение предмета по признаку единственного сходства, единственного различия в ряду других предметов с обоснованием выбора.
Общее число занятий: 12, 2 раза в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут.
После проведения коррекционно-развивающего комплекса занятий уровень развития зрительного восприятия у детей с ОВЗ значительно повысился, что доказывают результаты вторичной диагностики.
Таким образом, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в коррекционно-развивающей работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов, направленных на развитие зрительного восприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
2.Коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Кумариной Г.Ф. - М., 1997.
3.Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. - М., 1999.
4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса. - М., 2001.
5.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»
Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
Программа воспитательной работы для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Ступени совершенства"
Программа воспитательной работы...
Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.
Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы и интернет ресурсов;-описание структуры и ...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...
«Развитие нравственно — трудового воспитания школьников среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья»
Тема: «Развитие нравственно-трудового воспитания школьников с ОВЗ».Цель: подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в социуме.Задачи:- формирование трудовых навыков и уме...