Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
статья по психологии на тему

Номоконова Полина Олеговна

Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

У детей с интеллектуальной недостаточностью ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством особенностей и недостатков.            Особенности восприятий и ощущений у детей с интеллектуальной недостаточностью подробно изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева,Ж.И.Шиф).

       Развитие восприятия у детей с ОВЗ происходит неравномерно. Усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Весьма сложными оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения.

       Ощущения и восприятии – первая ступень познания окружающего мира. Поэтому развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ является важным направлением коррекционно-развивающей работы.

В своей практике я  использую следующие методики диагностики уровня развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ОВЗ:

•  Катаевой А.А., Стребелевой Е. А.:

1)        Методика "Цвета";

2)        Методика "Формы";

•  Семаго Н.Я.. Семаго М.М.:

1)        «Узнавание недорисованных изображений»;

2)        «Узнавание наложенных изображений»;

3)        «Узнавание перечёркнутых изображений»;

4)        «Узнавание реалистичных изображений»;

5)        «Складывание разрезных картинок»

• Забрамной С.Д., Боровик О.В.:

1)«Прогрессивные матрицы Равена»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zrit.vospr_.docx23.16 КБ

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-методическая конференция «Коррекционное  образование: опыт, возможности,перспективы»

Сайт коррекционная педагогика.

Статья              Развитие зрительного восприятия у детей младшего школьного             возраста        с ограниченными возможностями здоровья.

благодаря  восприятию  и  ощущениям.  Эти  процессы  представляют  собой  отражение

окружающей действительности,  информация о  которой  поступает  к  нам  через  органы

чувств.

Исследование особенностей зрительного восприятия детей с ОВЗ является достаточно существенной проблемой, имеет не только теоретическое, но и конкретное практическое значение.

У детей с интеллектуальной недостаточностью ощущения и восприятия формируются медленно и с большим количеством особенностей и недостатков.            Особенности восприятий и ощущений у детей с интеллектуальной недостаточностью подробно изучены советскими психологами (И. М. Соловьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, Е. М. Кудрявцева,Ж.И.Шиф).

       Развитие восприятия у детей с ОВЗ происходит неравномерно. Усвоенные детьми эталоны часто оказываются нестойкими, расплывчатыми. Весьма сложными оказываются взаимоотношения между восприятием свойства, знанием его названия, возможностью действовать с учётом данного свойства и возможностью производить на его основе простейшие обобщения.

       Ощущения и восприятии – первая ступень познания окружающего мира. Поэтому развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ является важным направлением коррекционно-развивающей работы.

В своей практике я  использую следующие методики диагностики уровня развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с ОВЗ:

  • Катаевой А.А., Стребелевой Е. А.:
  1. Методика "Цвета";
  2. Методика "Формы";
  • Семаго Н.Я.. Семаго М.М.:
  1. «Узнавание недорисованных изображений»;
  2. «Узнавание наложенных изображений»;
  3. «Узнавание перечёркнутых изображений»;
  4. «Узнавание реалистичных изображений»;
  5. «Складывание разрезных картинок»

• Забрамной С.Д., Боровик О.В.:

1)«Прогрессивные матрицы Равена»

Восприятие детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья характеризуется сниженным темпом и слабой дифференцированностью. Наряду с этим выделяются такие особенности восприятия детей с нарушением интеллекта как неточность, бедность, узость, нарушение целенаправленности, избирательности, осмысленности, константности и обобщённости.

Как показывают исследования, дефекты перцептивной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью поддаются коррекции в процессе целенаправленной работы учителя-дефектолога.

В своей работе с целью коррекции зрительного восприятия у детей с УО, с РАС, с  НОДА, с ЗПР  применяю  коррекционно-развивающий комплекс  по направлениям: восприятие формы, величины, цвета, пространства, целостное восприятие предмета. Использую разнообразные приёмы и методы, направленные на развитие зрительного восприятия :рисование, конструирование, узнавание предметов по их частям, различение и называние наиболее распространённых фигур, зрительное восприятия одних предметов, частично перекрытых другими, узнавание и узнавание предметов и их изображений, предъявленных в необычном ракурсе, положении, нахождение предмета по признаку единственного сходства, единственного различия в ряду других предметов с обоснованием выбора.

Общее число занятий: 12, 2  раза в неделю. Продолжительность занятий: 30 минут.

       После проведения коррекционно-развивающего комплекса занятий уровень развития зрительного восприятия у детей с ОВЗ значительно повысился, что доказывают результаты вторичной диагностики.

    Таким образом, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в коррекционно-развивающей  работе, которая требует привлечения разнообразных приёмов и методов, направленных на развитие зрительного восприятия.


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

1.Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.

2.Коррекционная педагогика в начальном образовании // Под ред. Кумариной Г.Ф. -     М., 1997.  

3.Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. - М., 1999.

4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Методические рекомендации по использованию диагностического комплекса. - М., 2001.

5.Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. - М., 1996.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «Интеграция детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, через включение в группу нормально развивающихся сверстников на занятиях по основам плетения из бисера»

Актуальностьпрограммы заключается в том, что она позволяет тренировать движения пальцев и кисти рук, что является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучш...

Основные виды деятельности воспитателя детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных школ, в которых обучаются дети с ОВЗ. Материал представляет собой описание различных деятельностей: воспитательно-образовательной, коррекцио...

Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста

Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...

Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...