Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология Байкала»
рабочая программа

Попова Татьяна Викторовна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по естественнонаучному направлению «Экология Байкала» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы   общего образования  позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

 

Знания о Байкале необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности. 

Кружок организуется для учащихся  5-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения  с окружающим миром. 

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: 

 Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
 Добавлены практические работы;

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания оБайкале, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.Программа дает возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах озера. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.

    Цель программы:  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участника Всемирного наследия.

     Задачи программы: -формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды вокруг озера;

-формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территориях;

-формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

-воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;

Программа направлена на приобретение опыта экологических знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия. Опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.

     Программа построена на идеи устойчивого развития современного общества.

В основу программы положены следующие принципы: 

-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального общения:

 

-системная организация учебно- воспитательного процесса.

Данная программа ориентирована на достижение результатов освоения курса: личностные, метапредметные и предметные.

В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа с. Новогромово

Черемховского района Иркутской области

РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического совета

протокол от 31 августа 2022 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МКОУ СОШ с. Новогромово

____________________/Троненко Е.А./

Приказ от 1 сентября 2022 г. № 14

Рабочая программа                                                                                                                                                         курса внеурочной деятельности                                                                                                                              

«Экология Байкала»

Направление:  общеинтеллектуальное                                                              

Уровень основного общего образования (5 класс)

Количество часов: 34

                                                                                         Разработана:

учителем географии и биологии,

МКОУ СОШ с.Новогромово

Поповой Татьяной Викторовной

2022 г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по естественнонаучному  направлению «Экология Байкала» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы   общего образования  позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.

Знания о Байкале необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Кружок организуется для учащихся  5-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения  с окружающим миром.

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

  • Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлены практические работы;

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о Байкале, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания. Программа дает возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах озера. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края.

Программа позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.

     Цель программы:  формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участника Всемирного наследия.

      Задачи программы: -формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды вокруг озера;

-формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территориях;

-формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;

-воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;

Программа направлена на приобретение опыта экологических знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия. Опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.

      Программа построена на идеи устойчивого развития современного общества.

В основу программы положены следующие принципы:

-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального общения:

-системная организация учебно- воспитательного процесса.

Данная программа ориентирована на достижение результатов освоения курса: личностные, метапредметные и предметные.

В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Срок реализации программы: 1 год

Режим занятий: программа рассчитана на 34 часа

-количество аудиторных занятий не превышает50%

Программа представлена 3 маршрутами:

1маршрут-обучающие занятия (цель: введение школьника, проектную деятельность)

2 маршрут-разработка проектов(1ч-обучение проектированию, 1ч-создание проекта, 1ч-презентация продукта проектной деятельности и рефлексия результатов).

3 маршрут-общественно-полезная деятельность (2ч-географическая исследовательская практика)

Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьников:

-учебное сотрудничество(коллективно- распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа)

-индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)

-игровая деятельность

-творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация инициативы)

-исследовательская деятельность

-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, акциях)

Формы проведения занятий

Прогулки, экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, игры

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Четверть

Приобретение знаний

Формирование ценностного отношения к природе малой родине

Получение опыта самостоятельного социального опыта

1

Познавательные беседы, игры

2

Познавательные беседы, тематические экскурсии

Мини-экспедиции, коллективные творческие дела

Мини-исследования

3

Познавательные беседы, тематические экскурсии обучающие исследовательские занятия, мини-экспедиции

Мини-экспедиции, коллективные творческие дела

Самостоятельное выполнение  проектов, презентация продуктов деятельности, участие в географической олимпиаде

4

Познавательные беседы, тематические экскурсии обучающие исследовательские занятия

Тематические дискуссии, встреча с интересными людьми

Самостоятельное выполнение проектов, презентация продуктов деятельности

Формы продуктов проектной деятельности :мини-исследование, экскурсия, поход, выставки, презентации

Виды презентации проектов: реклама, ролевая игра, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 5 КЛАССА

Содержание разделов и тем

УУД

Практические занятия

Маршрут1Обучающие занятия Байкал на карте области

Географический адрес. Экскурсия. Живая история озера

Умение работать по предложенному учителем плану

Кто и как изучает Байкали

Практическая работа 1. Изучение  особенностей исследования озера. Практическая работа 2 . Анкетирование  с последующей  обработкой  и анализом полученных данных.

Умение планировать поиск информацию, находить информацию, ставить цели

Практическая работа 1. Рифтовое происхождение озера

 Практическая работа 2 . Геологические этапы развития

Геологические особенности Байкала.Учимся работать в команде

Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, через участие в совместной деятельности, игре

Экскурсия. Составление карты  Практическая работа 3. Исследование территории. Экскурсия. Составление карты территории с учетом выявленных проблемных зон.

командой

Маршрут2 Горные породы и минералы

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия

Практическая работа 4. Памятные геологические места. Практическая работа5Горное обрамление Байкала

Гигиена водоснабжения

Значение воды для организма. Гигиенические нормы качества воды. Химические бактериологические показатели воды.

Умение работать коллективно, постановка учебной исследовательской задачи в сотрудничестве с учителем, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана  и последовательность действий, преодоление припятствий

Практическая работа 6Показатели воды. Вода , кругом вода.

Гигиена почвы

Состав и свойства почвы. Самоочищение почвы. Проблема бытового мусора.

Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функции участников, способов взаимодействия, умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста

Экскурсия. Вторая жизнь ненужных вещей

Климат и погода на Байкале

Смена сезонов.

Влияние глобального потепления климата

Планирование прогнозирование

Презентация продукта «Визитная карточка Байкала» Рефлексия

Сравнение способа действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Маршрут 3 Географическая исследовательская практика

Экология воды

Экологическая безопасность. Строительные материалы. Степень воздействия на организм человека.  

Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Экскурсия. Сюжет видеофильма.

Проект Экология Байкала

Умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя, умение осуществлять поиск информации

Экскурсия.  Сюжет видеофильма

Презентация творческого продукта. Рефлексия

Умение презентовать работу, умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя

Литература для учителя

1Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.

Литература для учащихся

1.Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.

2. Атлас Иркутской области М. Иркутск «ГУК» и К СССР, 2010-182стр.

3. Географический атлас Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания 2010-43стр.

Перечень электронных образовательных ресурсов Интернет

Сеть творческих учителей

http://www.it-n.ru

Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»

http://1september.ru

BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии

http://www.biodat.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология души»

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология души»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология леса» для 5-6 классов

Региональный принцип ориентирует учителей на систематическое рациональное использование местного материала в экологическом учебно-воспитательном процессе.Предложенная программа «Экология леса&ra...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...

Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"

Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология души"

Данный материал содержит разработанный курс внеурочной деятельности "Экология души" для обучающихся 5-9 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государствен...