Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология Байкала»
рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Экология Байкала» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Знания о Байкале необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания оБайкале, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания.Программа дает возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах озера. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.
Цель программы: формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участника Всемирного наследия.
Задачи программы: -формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды вокруг озера;
-формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территориях;
-формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
-воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;
Программа направлена на приобретение опыта экологических знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия. Опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
Программа построена на идеи устойчивого развития современного общества.
В основу программы положены следующие принципы:
-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального общения:
-системная организация учебно- воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на достижение результатов освоения курса: личностные, метапредметные и предметные.
В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Новогромово
Черемховского района Иркутской области
РАССМОТРЕНО: на заседании педагогического совета протокол от 31 августа 2022 г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУ СОШ с. Новогромово ____________________/Троненко Е.А./ Приказ от 1 сентября 2022 г. № 14 |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Экология Байкала»
Направление: общеинтеллектуальное
Уровень основного общего образования (5 класс)
Количество часов: 34
Разработана:
учителем географии и биологии,
МКОУ СОШ с.Новогромово
Поповой Татьяной Викторовной
2022 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по естественнонаучному направлению «Экология Байкала» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы общего образования позволяет реализовать требования ФГОС в полной мере.
Знания о Байкале необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы Байкала, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации кружка, т.к. естественнонаучное образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
Кружок организуется для учащихся 5-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения с окружающим миром.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:
- Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
- Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о Байкале, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания. Программа дает возможность сформировать комплекс теоретических и практических знаний о возникновении и уникальной байкальской природы, о проблемах хозяйственной деятельности на берегах озера. Программа направлена на усиление эмоциональности восприятия материала и на формирование личной заинтересованности обучающихся в сохранении уникальной природы родного края.
Программа позволит влиять на развитие гражданской позиции молодежи, ориентированной на природосберегающее поведение.
Цель программы: формирование природоохранного мировоззрения и осознания уникальности озера Байкал как участника Всемирного наследия.
Задачи программы: -формирование знаний об уникальном биологическом разнообразии и качестве природной среды вокруг озера;
-формирование знаний и умений по оценке состояния озера и прибрежных территориях;
-формирование понятий и представлений о способах и результатах отрицательного и положительного влияния человека на байкальскую природу;
-воспитание природоохранного и ресурсосберегающего поведения у школьников;
Программа направлена на приобретение опыта экологических знаний, формирование ценностного отношения к социальной реальности, получение опыта самостоятельного общественного действия. Опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
Программа построена на идеи устойчивого развития современного общества.
В основу программы положены следующие принципы:
-непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
-развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального общения:
-системная организация учебно- воспитательного процесса.
Данная программа ориентирована на достижение результатов освоения курса: личностные, метапредметные и предметные.
В ходе реализации программы осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Срок реализации программы: 1 год
Режим занятий: программа рассчитана на 34 часа
-количество аудиторных занятий не превышает50%
Программа представлена 3 маршрутами:
1маршрут-обучающие занятия (цель: введение школьника, проектную деятельность)
2 маршрут-разработка проектов(1ч-обучение проектированию, 1ч-создание проекта, 1ч-презентация продукта проектной деятельности и рефлексия результатов).
3 маршрут-общественно-полезная деятельность (2ч-географическая исследовательская практика)
Реализация данной программы осуществляется в следующих видах деятельности школьников:
-учебное сотрудничество(коллективно- распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа)
-индивидуальная учебная деятельность (в том числе, домашняя самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)
-игровая деятельность
-творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация инициативы)
-исследовательская деятельность
-трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, акциях)
Формы проведения занятий
Прогулки, экскурсии, презентации, ролевые игры, коллективные творческие дела, игры
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Четверть | Приобретение знаний | Формирование ценностного отношения к природе малой родине | Получение опыта самостоятельного социального опыта |
1 | Познавательные беседы, игры | ||
2 | Познавательные беседы, тематические экскурсии | Мини-экспедиции, коллективные творческие дела | Мини-исследования |
3 | Познавательные беседы, тематические экскурсии обучающие исследовательские занятия, мини-экспедиции | Мини-экспедиции, коллективные творческие дела | Самостоятельное выполнение проектов, презентация продуктов деятельности, участие в географической олимпиаде |
4 | Познавательные беседы, тематические экскурсии обучающие исследовательские занятия | Тематические дискуссии, встреча с интересными людьми | Самостоятельное выполнение проектов, презентация продуктов деятельности |
Формы продуктов проектной деятельности :мини-исследование, экскурсия, поход, выставки, презентации
Виды презентации проектов: реклама, ролевая игра, альбомы, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ 5 КЛАССА
Содержание разделов и тем | УУД | Практические занятия |
Маршрут1Обучающие занятия Байкал на карте области Географический адрес. Экскурсия. Живая история озера | Умение работать по предложенному учителем плану | |
Кто и как изучает Байкали Практическая работа 1. Изучение особенностей исследования озера. Практическая работа 2 . Анкетирование с последующей обработкой и анализом полученных данных. | Умение планировать поиск информацию, находить информацию, ставить цели | Практическая работа 1. Рифтовое происхождение озера Практическая работа 2 . Геологические этапы развития |
Геологические особенности Байкала.Учимся работать в команде | Умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, через участие в совместной деятельности, игре | Экскурсия. Составление карты Практическая работа 3. Исследование территории. Экскурсия. Составление карты территории с учетом выявленных проблемных зон. командой |
Маршрут2 Горные породы и минералы | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, способов взаимодействия | Практическая работа 4. Памятные геологические места. Практическая работа5Горное обрамление Байкала |
Гигиена водоснабжения Значение воды для организма. Гигиенические нормы качества воды. Химические бактериологические показатели воды. | Умение работать коллективно, постановка учебной исследовательской задачи в сотрудничестве с учителем, определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательность действий, преодоление припятствий | Практическая работа 6Показатели воды. Вода , кругом вода. |
Гигиена почвы Состав и свойства почвы. Самоочищение почвы. Проблема бытового мусора. | Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками-определение цели, функции участников, способов взаимодействия, умение оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста | Экскурсия. Вторая жизнь ненужных вещей |
Климат и погода на Байкале Смена сезонов. | ||
Влияние глобального потепления климата | Планирование прогнозирование | |
Презентация продукта «Визитная карточка Байкала» Рефлексия | Сравнение способа действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | |
Маршрут 3 Географическая исследовательская практика | ||
Экология воды Экологическая безопасность. Строительные материалы. Степень воздействия на организм человека. | Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска | Экскурсия. Сюжет видеофильма. |
Проект Экология Байкала | Умение структурировать знания, умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя, умение осуществлять поиск информации | Экскурсия. Сюжет видеофильма |
Презентация творческого продукта. Рефлексия | Умение презентовать работу, умение строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя | |
Литература для учителя
1Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.
Литература для учащихся
1.Бояркин Б.М. География Иркутской области: учебное пособие для уч-ся старших классов, 5-е издание переработанное и доп. -Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания, 2010. 221стр.
2. Атлас Иркутской области М. Иркутск «ГУК» и К СССР, 2010-182стр.
3. Географический атлас Иркутск: Восточно-Сибирская издательская компания 2010-43стр.
Перечень электронных образовательных ресурсов Интернет
Сеть творческих учителей
Газета «География» и сайт для учителя «Я иду на урок географии»
BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология души»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология души»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология леса» для 5-6 классов
Региональный принцип ориентирует учителей на систематическое рациональное использование местного материала в экологическом учебно-воспитательном процессе.Предложенная программа «Экология леса&ra...
Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЭКОЛОГИИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» с организацией полевых практических занятий экологической направленности для детей 14-16 лет
Рабочая программа разработана в опорой на Программу курса биологии «Введение в общую биологию. 9 класс» В.В. Пасечника (разделы «Экосистемный уровень» и «Биосферный урове...
Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"
Программа курса внеурочной деятельности "Эколог-исследователь"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология души"
Данный материал содержит разработанный курс внеурочной деятельности "Экология души" для обучающихся 5-9 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государствен...