Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология леса» для 5-6 классов
рабочая программа по экологии (5 класс)

Шелемеха Оксана Викторовна

Региональный принцип ориентирует учителей на систематическое рациональное использование местного материала в экологическом учебно-воспитательном процессе.

Предложенная программа «Экология леса» позволит на примере лесных экосистем Дальнего Востока и Хабаровского края изучить основные понятия экологии, особен­ности функционирования природных сообществ, их биологическую и хозяйственную продуктивность, устойчивость к антропогенному воз­действию, роль в биосфере и жизни человека, пути сохранения.

Программа предназначена для изучения экологии в 5—6 классах средней школы, рассчитана на 70 часов, может вводиться как отдель­ный курс или факультатив, отдельные темы можно использовать для экологизации школьных дисциплин (химии, физики, литературы, гео­графии, биологии и т.д.). Реализация данной программы позволит ши­роко использовать элементы экологической культуры коренного насе­ления округа, что является крайне важным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12

 

СОГЛАСОВАНО

РУКОВОДИТЕЛЬ

ШКОЛЬНОГО

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

      СОГЛАСОВАНО

     ЗАМЕСТИТЕЛЬ

     ДИРЕКТОРА

     ПО УВР

 

УТВЕРЖДАЮ

ДИРЕКТОР МБОУ СОШ №12

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный эколог»

для 5-6 классов

Учитель Шелемеха Оксана Викторовна

2016-2017 учебный год                                                                                              

Пояснительная записка

Программа составлена на основе региональной программы по экологии «Экология леса» для учащихся 5-6 классов. Автор Н.А.Иванова. Рекомендовано Департаментом образования и науки в качестве учебного пособия для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа – Югра.

Центральным звеном региональной системы экологического образования должен стать курс «Экологии», построенный на концепции социо -естественной истории.

Региональный принцип ориентирует учителей на систематическое рациональное использование местного материала в экологическом учебно-воспитательном процессе.

Предложенная программа «Экология леса» позволит на примере лесных экосистем Дальнего Востока и Хабаровского края изучить основные понятия экологии, особенности функционирования природных сообществ, их биологическую и хозяйственную продуктивность, устойчивость к антропогенному воздействию, роль в биосфере и жизни человека, пути сохранения.

Программа предназначена для изучения экологии в 5—6 классах средней школы, рассчитана на 70 часов, может вводиться как отдельный курс или факультатив, отдельные темы можно использовать для экологизации школьных дисциплин (химии, физики, литературы, географии, биологии и т.д.). Реализация данной программы позволит широко использовать элементы экологической культуры коренного населения округа, что является крайне важным.

В программу включены четыре раздела, а также примерная тематика исследовательских работ, которые могут быть использованы при организации внеурочной работы школьников.

Целью изучению данного курса «Экология леса» является формирование у школьников экологических знании, умений, экологического мировоззрения.

Задачи курса:

1. Формирование экологической культуры, экологической компетентности школьников.

2. Изучение лесных экосистем Дальнего Востока и хабаровского края,  их региональных особенностей.

3. Изучение основных закономерностей функционирования таежных экосистем и сообществ, их роли в биосфере.

4. Изучение роли леса в жизни человека на Дальгнем Востоке и в Хабаровском крае на разных этапах развития общества.

5. Изучение взаимоотношений человека с лесными экосистемами, причин сокращения лесов.

6. Изучение путей сохранения лесов нашего региона, привлечение к решению данной проблемы школьником, формирование у них практических навыков в данной области.

Тематическое планирование

Раздел

Тема

Количество часов

I. Лес как экосистема

1. Уникальность жизни на планете Земля. Экология, ее цели и задачи.

2. Понятие экосистемы. Строение и свойства экосистем. Типы экосистем

3. Лесные экосистемы как компонент биосферы. Составные части леса. Признаки леса.

4. Основные закономерности функционирования таежных экосистем.

5. Лесные сообщества.

6. Изменения сообществ во времени.

7. Лесные популяции.

8. Экологические ниши в лесу.

9. Экология особей таежных экосистем.

10. Морфологические, биологические, экологические особенности основных древесных пород Дальнего Востока.

11. Лес как среда обитания животных.

2

2

3

          4

2

2

2

2

2

2

2

II.Лес в жизни человека

12. Растительные ресурсы лесов Хабаровского края, их использование человеком.

13. Бархат амурский - жемчужина наших лесов.

14. Лес и здоровье человека.

15. Животные ресурсы таежных  экосистем Хабаровского края,  их использование человеком.

16. Лес в формировании этических качеств человека

2

2

2

2

2

5 класс

всего

35

III. Лес и цивилизация

17. Исчезновение лесов - глобальная экологическая проблема.

18. Лес и нефть.

19. Воздействие нефтяного загрязнения на лесные сообщества.

20. Деятельность человека и пожары в лесу.

21 . Отдыхающие и лес.

22. Лесные болезни и борьба с ними.

23. Лесные растения - индикаторы загрязнения окружающей среды.

4

2

3

3

2

3

3

IV. Как сохранить тайгу  

24. Законы по использованию и охране лесов (местные, региональные, глобальные).

25. Рациональное природопользование и лес (как правильно использовать леса).

26. Лесные заповедные зоны.

27. Красная книга.

28. Правила поведения в лесу.

29. Что можем сделать мы.

3

2

3

3

2

2

6 класс

всего

35

Всего часов по программе

70

Содержание учебного курса по экологии 5-6 класса

Требования к уровню подготовки.

ЛЕС КАК ЭКОСИСТЕМА

ТЕМА 1. Уникальность жизни на планете Земля. Экология, ее цели и задачи

Уникальность жизни на планете Земля. Понятие биосферы. Введение термина «биосфера» Эдуардом Зюссом, Развитие учения о биосфере в трудах выдающегося русского ученого В.И. Вернадского. Среды жизни. Биосфера как глобальная экосистема. Компоненты биосферы -экологические системы. Биологические круговороты и равновесие в биосфере, его нарушение в результате сильного изменения отдельных частей биосферы (экосистем). Примеры нарушения природного равновесия.

Введение термина «экология» в научную литературу Эрнстом Геккелем. Определение экологии как науки. Предмет изучения экологии. Экология наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Влияние факторов неживой природы; солнечного света, воздуха, почвы, воды, ветра — на живые организмы. Биоразнообразие. Связи живых организмов в природе.

Экологические проблемы. Экологические проблемы вашего города, края, региона. Причины возникновения экологических проблем в биосфере.

Место человека в природе. Роль экологии для людей. Практическая значимость науки экологии. Решение экологических проблем (на местных примерах).

 Учащиеся должны знать:

почему живое является уникальным свойством пашей планеты;

• кто ввел термин «экология»;

• что изучает экология;

• что такое проблема;

• что такое экологическая проблема;

• биоразнообразие живого нашей планеты, региона;

• экологические проблемы вашего города, края, региона;

« как возникли экологические проблемы в нашем регионе;

• место человека в природе;

• роль экологии для людей;

• как экология помогает решить экологические проблемы.

Учащиеся должны уметь:

•   привести примеры связей живых организмов между собой в своей местности;

•  привести примеры связей живых организмов и их сообществ с окружающей неживой природой (свет, температура, вода, почва и т.д.);

•   выделять экологические проблемы своего города, края, региона;

•   объяснить место человека в природе;

•  показать причины возникновения экологических проблем города, края, региона;

•  основные пути решения экологических проблем.

ТЕМА 2. Понятие экосистемы. Строение и свойства экосистем. Тины экосистем

Понятие экосистемы. Введение терминов «экосистема» А.Тенсли, «биогеоценоз» В.Н. Сукачевым. Состав экосистем. Живой компонент экосистемы (сообщество): продуценты (производители), консументы (потребители), редуценты (разрушители). Неживой компонент экосистемы: почва, вода, свет, температура, воздух, горные породы, ландшафт, экологических проблем местного, регионального характера. Экологические связи в экосистеме. Типы экосистем. Свойства экосистем.

Основные экосистемы Дальнего Востока: леса, луга, водные экосистемы (болота, озера, реки). Характеристика почвенно-климатического и живого компонента лесных экосистем региона.. Устойчивость экосистем (стабильность). Развитие экосистем (динамика, изменение). Устойчивость и динамика экосистем Дальнего Востока и Хабаровского края. Нарушение стабильности экосистем под влиянием человека.

Учащиеся должны знать:

•  кем был введен термин «экосистема»;

•  значение термина «экосистема»;

•  как построена экосистема;

• основные функциональные группы живых организмов в экосистеме: продуценты, консументы, редуценты;

•  типы экосистем;

•   основные экосистемы Дальнего Востока и Хабаровского края;

•  что такое устойчивость экосистем;

•   что такое динамика экосистем;

•  особенности устойчивости и динамики экосистем Дальнего Востока и Хабаровского края,

•   что такое экотоп.

Учащиеся должны уметь:

•   объяснить строение экосистем.

•   объяснить функции основных групп живых организмов в экосистеме;

•   объяснить, почему экосистемы Земли отличаются между собой по составу живою населения;

•   назвать основные экосистемы Дальнего Востока и Хабаровского края;

•   показать связи между отдельными частями экосистемы;

•   объяснить, с какими факторами среды связаны особенности живого населения экосистем Дальнего Востока и Хабаровского края.

ТЕМА 3. Лесные экосистемы как компонент биосферы. Составные части леса. Признаки леса

Лес как компонент биосферы. Понятие о лесе, основные типы лесов на нашей планете. Функции лесов в биосфере. Таежные леса как компонент биосферы. Характеристика лесов нашего региона. Темнохвойные и светлохвойные бореальные леса. Сосняки, лиственничники, кедровники, ельники, пихтарники, березняки, осинники. Составные части леса. 

Климат, почва, рельеф как факторы формирующие тип леса в округе. Широтная и вертикальная зональность в распространении лесов.

 Учащиеся должны тать:

понятие «биосфера»;

• среды жизни в биосфере;

• биосфера - глобальная экосистема;

• экосистемы — составные части биосферы;

• о нарушении равновесия (устойчивости) биосферы под влиянием  антропогенной деятельности человека;

• понятие «леса»;

• функции лесов;

• типы лесов;

• факторы, формирующие таежные леса Дальнего Востока;

• понятие таежных лесов, их особенности;

• основные типы лесов нашего региона.

Учащиеся должны уметь:

•  различать понятия «биосфера» и «экосистема»;

•   объяснить отличие таежного леса от других типов лесов;

•   объяснить функции леса в биосфере.

ТЕМА 4. Основные закономерности функционирования таежных экосистем.

Функциональные группы живых организмов в таежных экосистемах.

Понятие пищевой цепи. Пищевые цепи и сети в основных типах наших лесов. Примеры пищевых цепей. Возникновение в природе пищевых сетей, причина их появления.

Особенности круговорота веществ и потока энергии в экосистемах Дальнего Востока и Хабаровского края: продолжительное задерживание поглощенных химических элементов в живом веществе (организмах); замедленность движения элементов в системе круговорота в лесных экосистемах. Причины медленною круговорота в лесных экосистемах. Лесная подстилка, особенности ее разложения в лесных экосистемах Дальнего Востока и Хабаровского края. Характеристика основных деструкторов органических веществ в условиях Дальнего Востока.

Продуктивность экосистем. Продуктивность таежных лесов. Экологические пирамиды таежных лесов (на примере кедрового, соснового леса): численности, биомассы и энергии. 

Учащиеся должны знать:

•  деление живых организмов но их пищевым функциям (продуценты, консументы, редуценты);

•  представителей продуцентов, консументов, редуцентов в различных типах леса нашею края;

•  как в экосистеме поглощенная солнечная энергия и питательные вещества переходят от одних организмов к другим;

•  понятие «пищевая сеть и цепь»;

•   понятие круговорота веществ и потока энергии в экосистеме;

•   функцию круговоротов веществ;

•   что такое экологическая пирамида, какие они бывают;

•  особенности круговоротов таежных экосистем, и чем они связаны.

 Учащиеся должны уметь:

•  различать функциональные группы организмов в экосистеме леса;

•   различать трофические уровни живых организмов (последовательность их расположения) в пищевой цепи;

•   строить пищевые цепочки;

•   объяснить особенности функционирования таежных экосистем;

•  строить экологические пирамиды по наблюдениям в природе.

ТЕМА 5. Лесные сообщества

Сообщества (биоценоз) - составная часть любой экосистемы. Введение термина «сообщество» К. Мебиусом.

Лесные сообщества. Структура лесного сообщества. Видовой состав. Биоценоз - система, включающая множество различных видов, которые в процессе эволюции приспособились к друг другу и конкретным условиям обитания.

Видовой состав таежного леса. Виды-доминанты. Второстепенные виды растений. Ярусность в лесу: древесный, кустарничковый, травяно-кустарничковый, напочвенный ярусы.

Подземная ярусностъ в лесу. Экологическое значение для сообщества ярусного строения. Возникновение ярусности как результат длительной конкуренции между видами и их взаимного приспособления. Образование растений различных по своей экологии и имеющих различные жизненные формы (деревья, кустарники, кустарнички, травы, мох и т.д.).

Взаимоотношения живых организмов в сообществе. Сложность этих взаимоотношений. Связи между организмами в сообществах таежного леса: трофические, топические, форические, фабрические.

Трофические связи (кто кого ест). Топические (один вид использует другой для поселения). Форические (один вид участвует в перемещении другого). Фабрические (один вид использует другой для построения гнезд, убежищ, жилья). Связи между организмами одного и разных видов. Основные типы взаимоотношений: мутуализм, паразитизм, хищничество (на примере взаимоотношений наших лесов). Роль различных  связей для создания устойчивого сообщества. Нарушение связей в сообществе под влиянием антропогенной деятельности человека.

 Учащиеся должны знать:

что такое сообщество;

• что такое структура сообщества;

• понятие ярусности;

• основные типы взаимосвязей в сообществе и их роль;

• роль различных типов связей в создании устойчивого сообщества;

• причины нарушения устойчивости в сообществах;

• негативные стороны нарушения равновесия в сообществах.

Учащиеся должны уметь:

•   описать ярусное строение сообщества;

•   описать структуру лесного сообщества;

•  распознавать типы взаимосвязей между организмами в сообществе.

ТЕМА 6. Изменения сообществ во времени

Изменения, происходящие в сообществах. Суточные, сезонные и разногодичные изменения в лесных сообществах. Изменения свойств среды: интенсивности света, температуры, влажности воздуха, направления и скорости ветра. Приспособление растений и животных к этим изменениям.

Сезонная изменчивость сообществ леса. Причины сезонной изменчивости. Изменение погодных условий в течение года. Особенности изменения погодных условий на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае. Сезоны года: весна, лето, зима, осень - их особенности в условиях нашей местности. Приспособление растений леса к сезонным изменениям: смена активности роста и развития, появление новых побегов, опыление, цветение, оплодотворение, плодоношение, листопад или увядание, зимний анабиоз.

Приспособление к сезонным изменениям у лесных животных: линька, миграции, кочевки, размножение и гнездование, смена активности (спячка), образование подкожного жира и др. Разногодичные изменения сообществ и их причины. Неодинаковые климатические условия в разные годы. Примеры разногодичных изменений в сообществах леса: разная плодовитость животных и растений, массовое развитие паразитов, вредителей леса и животных. Изменения под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Смена одного сообщества другим - экологическая сукцессия. Два вида сукцессии. Первичные и вторичные сукцессии. Причины появления вторичных сукцессии (пожары, вырубка, хозяйственная деятельность человека). Смена зарослей трав и кустарников мелколиственными лесами (производные леса), образование смешанного леса, восстановление коренного темнохвойного леса. Темнохвойным лес -устойчивое сообщество для нашей климатической зоны.

 Учащиеся должны знать:

что сообщества динамичны, они изменяются;

• типы изменении в лесных сообществах, их причины;

• что кедровые леса являются коренными лесами округа;

• что березово-осиновые леса являются производными лесами округа;

• приспособление растений и животных к сезонным изменениям;

• что такое экологическая сукцессия.

Учащиеся должны уметь:

•  выделять признаки приспособления растений и животных к сезонным изменениям;

•  описывать экологические сукцессии после вырубки леса, пожара, нефтяного загрязнения;

•  понимать, чем отличается первичная сукцессия от вторичной;

•   объяснить, какое свойство системы характеризует экологическая сукцессия.

ТЕМА 7. Лесные популяции

Понятие вида популяции. Структура популяций, динамика популяций.

Популяции растений и животных таежных экосистем, их состояние: пространственная структура, смертность, рождаемость, динамика численности. Возрастная структура популяции. Популяции ХМАО: сокращающиеся, расширяющиеся, стабильные. Механизмы регуляции численности популяции в природе. Исчезновение видов. Практическая значимость изучения популяций. Экологическое прогнозирование (предсказание) вспышек размножения видов, вызывающее заболевания человека и животных. Виды вредителей сельского и лесного хозяйства. Популяции промысловых животных и возможность регулирования различных видов промысла.

Учащиеся должны знать:

•   понятие популяции;

•   отличие популяции от сообщества;

•  основные популяции растений тайги, их состояние;

•   некоторые популяции животных тайги, их состояние (сокращение, расширение, стабильность);

•   причины изменения численности популяции (переиспользование, смертность, рождаемость, исчезновение мест обитания и др.);

•   механизмы регуляции численности особей в популяции;

•   цели изучения популяции;

•   причину сокращения числа особей в популяции;

•   негативные последствия сокращения численности популяций.

Учащиеся должны уметь:

•   назвать некоторые виды популяций наших лесов (растений и животных);

•   объяснить, что такое динамика (изменение численности особей) популяции;

' •   на примере популяции местных видов показать практическую значимость изучения популяции;

•   объяснить, причины резкого сокращения численности многих популяций, в том числе таежных лесов, привести примеры;

•   понимать негативные последствия изменения равновесия численности особей популяций разных видов.

ТЕМА 8. Экологические ниши в лесу

Понятие экологической ниши. Разнообразие условий жизни в лесу: в почве, напочвенном покрове, в кроне, на стволе, подстилке, вегетативное и генеративное кормовое поле. Мозаичность лесной среды по элементам микро- и мезорельефа. Законы заполнения экологических ниш.

Учащиеся должны знать:

•   понятие экологической ниши;

•   разнообразие экологических ниш;

•   законы заполнения экологических ниш.

Учащиеся должны уметь:

•  выделять разные экологические ниши.    

ТЕМА 9. Экология особей таежных экосистем

Что изучает экология особей. Среда жизни. Понятие - экологического фактора. Типы экологических факторов, воздействующих на живые организмы: абиотические, биотические, антропогенные. Экологические группы и жизненные формы организмов. Особенности разнообразия растительного и животного мира лесов Дальнего Востока как результат прошлого и настоящего состояния почвенно-климатических условий. Приспособительные механизмы у растений и животных таежных лесов к местным условиям жизни: низким температурам, короткому вегетационному периоду, бедным почвам.

Учащиеся должны знать:

•   что изучает экология особей;

•  понятие «среда жизни»;

•   понятие экологического фактора;

•  типы экологических факторов;

•   приспособительные механизмы растений и животных леса к местам обитания и почвенно-климатическим условиям нашего округа;

•   понятия экологической группы и жизненной формы;

•   экологические группы растений и животных по отношению к воде, свету, температуре, плодородию, кислотности почвы.

Учащиеся должны уметь:

•  выделять действие различных видов экологических факторов;

•  распознавать приспособительные механизмы растении и животных леса к почвенно-климатическим условиям нашего округа.

ТЕМА 10. Морфологические, биологические и экологические особенности основных древесных пород Дальнего Востока.

Основные лесообразующие породы Дальнего Востока : кедр, сосна, ель, пихта, лиственница, береза, осина, дуб, ива. Строение листовой пластинки, кроны, корневой системы, способы размножения, ритмика развития. Отношение к экологическим факторам; свету, температуре, влажности, плодородию почвы.

Учащиеся должны знать:

•  основные особенности -экологии, морфологии и биологии древесных пород региона.

Учащиеся должны уметь:

распознавать по биологическим, морфологическим признакам основные древесные породы наших лесов.

ТЕМА 11. Лес как среда обитания животных

Лес как среда обитания животных: климатические, кормовые, защитные. гнездо-пригодные условия для насекомых и позвоночных различных экологических групп (хвое- и листогрызущие, конобионты, почвообитающие, ксилофаги, растительноядные, хищные животные теса). Морфологические, экологические и поведенческие особенности тесных зверей и птиц. Воздействие животных на лесообразовательный : лесовосстановление, гибель леса.

Учащиеся должны знать:

особенности леса как среды жизни для обитания разнообразных животных леса;

особенности морфологии, экологии, поведения некоторых лесных зверей и птиц; о роли животных в лесных экосистемах.

Учащиеся должны уметь: показать разнообразие животных леса; выделять -экологические группы животных леса.

ЛЕС В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

ТЕМА 12. Растительные ресурсы лесов нашего края, их использование человеком

Понятие ресурса. Биологические ресурсы. Возобновляемость  биологических ресурсов (относительная).

Общая площадь земель государственного лесного фонда в Хабаровском крае. Лесистость территорий края. Общий запас древесины в лесах.

Коренные леса, их площадь и вклад в создание лесного фонда по краю и районам. Производные послепожарные и послевырубочные леса.

Способность леса к самовосстанавлению. Особенности естественного восстановления леса. Что дает рациональное использование лесных ресурсов. Лее - самый главный производитель органического вещества.

Использование растительных ресурсов леса. Древесина как топливо. как строительный материал, получение бумаги, пластика, эфирных масел, канифоли, красителей, скипидара, дубильных веществ, медикаментов, витаминов», древесного спирта, ацетона, смолы, древесного угодья, пряжи, фотопленки, бездымного пороха и т.д.

Получение растворимых Сахаров для выращивания дрожжей. Добыча живицы хвойных пород. Продукты живицы: скипидар и канифоль, их использование (канифоль - мыловарение, бумажная промышленность, при производстве заменителей кожи, лакокрасочных материалов). Использование хвои, тонких побегов деревьев как источника витаминов и микроэлементов в качестве кормовой добавки скоту.

Леса - источники питания для населения. Виды таежных растений, используемые человеком в пищу. Среднегодовой урожай дикоросов в округе.

Наиболее перспективные виды для использования: кедровые орехи, брусника, клюква, черника; морошка, черная и красная смородина; шиповник, черемуха, рябина, княженика, лимонник, папоротник.

Грибы округа. Разнообразие (белый гриб, грузди, рыжики, подосиновики, подберезовики, маслята, сыроежки, лисички, волнушки, опята, сморчки, моховики). Пищевая ценность грибов. Запасы. Ядовитые грибы. Роль грибов-разрушителей листового опада в лесной экосистеме. Переработка хвои, листьев, опавших веток, освобождение леса от пней и отмерших деревьев.

Пищевые и целебные свойства брусники, черники, клюквы, морошки, черемухи, грибов, кедровых орехов, их незаменимость в рационе населения округа и предмет экспорта на российский и мировой рынок. Охрана растительных ресурсов округа.

Учащиеся должны знать.

•   что такое ресурсы;

•   что такое биоресурсы;

•   почему биологические ресурсы являются возобновимыми;

•   всегда ли возобновимы биологические ресурсы;

•   пищевые растительные ресурсы Хабаровского края;

•   о древесине как биологическом ресурсе, ее использовании в Хабаровском крае;

•   о грибах округа как пищевом ресурсе и как компоненте таежных экосистем;

•   целебные свойства растений леса;

•  об использовании растений леса для получения различных видов продуктов.

Учащиеся должны уметь:

•  различать основные виды пищевых растений округа;

• различать основные виды съедобных грибов;

различать ядовитые грибы;

различать лекарственные растения;

объяснить необходимость охраны растительных ресурсов округа.

ТЕМА 13. Жемчужины наших лесов.

Распространение хвойных лесов в Хабаровском крае. Происхождение и экологическая природа хвойных порд. Теневыносливость в молодости и светолюбие в зрелом возрасте, высокая холодоустойчивость, способность произрастать на многолетних мерзлых почвах. Морфологическая особенность строения и возраст. Потенциальная биологическая репродуктивность. Спутники хвойных растений —черника, брусника, голубика, княженика. Грибы хвойных лесов (моховики, грузди, сыроежки, подосиновики, белые). Хвойные леса - центры обитания и расселения многих таежных животных: белки, кедровки, соболя, медведя, лося,  бурундука, колонока, глухаря, рябчика, мышевидных грызунов. Роль животных в расселении хвойных деревьев. Хвойные леса - поставщики мяса таежных зверей и птиц, пушнины.

Качество древесины хвойных деревьев, текстура, аромат, цвет (розовато-желтый или светло-розовый). Использование древесины: производство карандашей, сувениров, музыкальных инструментов, мебели, отделочных плит и т.д.

Пищевые и целебные свойства кедровых орехов: содержание масла,  белка, углеводов, минеральных веществ, витаминов. Целебные свойства молочка кедровых орехов. Кедровая живица как ранозаживлятющее  средство. Хвоя  источник витамина С. Смолопродуктивность хвойных пород, ценность кедровой живицы, ее использование (канифоль.скипидар, кедровый бальзам). Переработка хвои, получение кедрового масла, хвойно-витаминной муки, хлорофилло-каротиновой пасты.

Учащиеся должны знать:

•   особенности экологии, морфологии, биопродуктивности хвойных лесов Хабаровского края;

•   почему корейский кедр - самое уважаемое дерево тайги;

•   причины богатства животного мира хвойных  лесов;

•   как использует хвойные деревья человек.

Учащиеся должны уметь:

•  различать хвойные деревья;

•  отличать шишки деревьев разных хвойных пород;

•  отличать хвою деревьев разных хвойных пород.

 ТЕМА 14. Лес и здоровье человека

Санитарно-гигиеиические свойства леса. Выделение кислорода. Вклад различных лесов в выделение кислорода в Хабаровском крае. Необходимость бережного отношения к лесным ресурсам с целью сохранения их как производителей кислорода. Роль леса в очищении воздуха как пылеуловителя особенно в городах и поселках. Очищение воздуха от углекислого газа. Антибактериальные свойства разнообразных выделений деревьев -- фитонцидов. Фитонцидная активность различных видов леса. Поглощение корнями деревьев радионуклидов. Роль леса к водном круговороте. Растения как шумоуловители.

Растительные лекарственные ресурсы: брусника, клюква, голубика, черника, малина, рябина, смородина, черемуха, багульник, толокнянка, иван-чай, сосновые почки, березовые почки, шиповник. Использование человеком лекарственных свойств лесных растений. Необходимость бережного отношения человека к растительным ресурсам.

Учащиеся должны знать:

•  санитарно-гигиенические свойства лесных растений;

•   лечебные свойства лесных растений. 

Учащиеся должны уметь:

•  определять до 15 растений Хабаровского края, обладающих лечебными свойствами.

ТЕМА 15. Животные ресурсы таежных экосистем, их использование человеком

Запасы зверей и дичи. Виды, имеющие промысловое значение (до 20 видов: северный олень, •заяц-беляк, белки, лось, бурый медведь). Цепные пушные звери: соболь, куница, норка, лисица, горностай, колонок. Боровая дичь - дикие куриные птицы, обитающие в лесу: глухарь, тетерев, рябчик и белая куропатка. Невысокая продуктивность ресурсов хозяйственно важных диких животных. Необходимость бережного использования животных ресурсов таежных лесов.

Учащиеся должны знать:

•   основные виды животных ресурсов Дальнего Востока и Хабаровского края;

•   понятие боровой дичи;

• правила рационального использования элитных ресурсов округа.

Учащиеся должны уметь:

•  отличать отдельные виды эксплуатируемых ресурсов животных;

•  объяснить необходимость бережного отношения к ресурсам таежных лесов.

ТЕМА 16. Лес в формировании этических качеств человека

Выразительность и красота живых организмов. Гармония в природе. Красота леса в различные сезоны года, отражение этой красоты в картинах, литературе, устном народном творчестве, в поделках и т.д. Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников. Звуки леса. Шум и шелест  листвы. Голоса животных. Влияние леса на эволюцию человека. Отражение красоты леса в работах местных умельцев, поэтов, писателей, устном народном творчестве коренного населения Хабаровского края.

Учащиеся должны знать:

•   что лес - это не только источник биоресурсов для человека, но источник творческого вдохновения, красоты, успокоения человека;

•  работы местных умельцев, художников, поэтов, писателей, устное народное творчество, в котором отражается красота и гармония леса и его обитателей.

Учащиеся должны научиться:

•  чувствовать гармонию и красоту природы.

ЛЕС И ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ТЕМА 17. Исчезновение лесов - глобальная экологическая проблема

Проблема исчезновения лесов на разных этапах своего развития. Причины сокращения лесов на земле: прямая вырубка лесов для заготовки промышленной древесины, расчистка и отчуждение лесов под промышленные объекты, сельскохозяйственные угодья, загрязнение окружающей среды различными токе и кантам и, пожары. Общая площадь лесов на планете. Ежегодное сокращение лесов. Негативные последствия сведения лесов: изменение климатических условий, нарушение газового баланса в атмосфере (кислорода и углекислого газа), возрастание эрозии почвы (водная и ветровая), нарушение гидрологического режима рек (обмеление), исчезновение растений и животных, нарушение санитарно- гигиенической функции леса.

Использование леса коренным населением Хабаровского края. Состояние лесов в Хабаровском крае. Широкомасштабное освоение уникальных ресурсов региона, роль в этом освоении Транссибирской магистрали. Развитие нефтегазодобычи. Рубки леса: расчистка трасс перетаскивания бурового оборудования, автодорог, линий электропередачи, нефтегазопроводов, подготовка площадок под кусты скважин, факельные установки, карьеры для добычи строительных материалов и др. Главные факторы разрушения леса в округе: лесозаготовки, лесные пожары, естественное заболачивание территорий, освоение нефтяных и газовых месторождений. Разведка, обустройство и эксплуатация нефтегазовых месторождений - главные факторы отрицательного воздействия на лесной фонд.

Ошибочность представлений о неисчерпаемости лесных ресурсов Дальнего Востока. Сильная заболоченность территорий, мозаичное расположение лесных массивов, уязвимость таежных лесов. Негативные последствия вырубки таежных лесов. Роль северных лесов в продвижении холодных арктических масс воздуха в южные районы. Задержка возможного продвижения тундры на юг.

Роль леса в сохранении почвы: борьба с эрозией почвы. Защита почвы от промерзания. Леса - регуляторы водного стока. Роль леса в жизни рек.

Сокращение лесов и исчезновение лесных животных, кустарничков, трав. Заболачивание и лес.

Учащиеся должны знать:

•   особенности традиционного лесопользования;

•   причины исчезновения лесов на планете и на Дальнем Востоке;

•   почему исчезновение лесов является глобальной экологической проблемой;

•  о возможности возникновения негативных процессов в состоянии окружающей среды Дальнего Востока при неконтролируемой вырубке леса.

Учащиеся должны уметь:

•  объяснить роль леса в поддержании газового состава атмосферы;

•   объяснить роль леса в поддержании климатических условий нашего региона;

•  объяснить роль леса в жизни рек;

•  объяснить роль леса в сохранении животных.

ТЕМА 18. Лес и нефть

Дальний Восток – одна из основных энергетических баз России. Экономика округа до появления нефтегазодобывающей промышленности. Использование местных восстановительных природных ресурсов: лесная и рыбная промышленность, сельское и охотничье хозяйство. Заинтересованность этих отраслей в сохранении лесов.

Смена приоритетов в результате бурного развития нефтегазодобычи. Приоритетность нефтегазодобычи. Отток кадров из традиционных отраслей хозяйства, сокращение их развития. Отрицательное воздействие нефтегазодобычи на природную среду: недра, атмосферу, почву, гидросферу, флору, фауну. Разрушение лесов. Расположение месторождений нефти. Независимость нефтедобычи от сохранности лесов. Незаинтересованность в сбережении лесов. Необратимый характер уничтожения лесов на участках, переданных под нефтегазодобычу. украшение лесопродуцирующих площадей: уменьшение древесных, охотничье-промысловых и других лесных ресурсов, обеднение защитных функций в экосистемах (изменение теплового режима, деградация многолетней мерзлоты, интенсивное заболачивание). Влияние нефтедобычи на леса: отчуждение лесных земель для строительства объектов нефтегазодобычи, механическое нарушение почв и грунтов, расчленение лесных массивов трассами коммуникаций, нарушение поверхностного стока (затопление и подтопление территорий), загрязнение нефтью, шламом, факельными выбросами, загрязнение воздуха (углеводородами, оксидами серы, углерода, азота), загрязнение древесными остатками (увеличение горимости лесов), механическое повреждение деревьев и растительного покрова, браконьерское потребление кедровников, промысловых зверей и дичи. Увеличение ветроповальности лесных опушек. Ветроустойчивость древесных пород. Увеличение захламленности леса, повышение пожароопасности , ухудшение санитарного состояния. Нефтяное загрязнение леса. Зоны сильного загрязнения с глубоким нарушением всех компонентов фитоценоза, зона умеренного загрязнения. Рекультивация.

Учащиеся должны знать:

•  особенности традиционного и промышленного природопользования;

•   на чем базировалась экономика Дальнего Востока до индустриального периода;

•   особенности экономики Дальнего Востока в условиях интенсивного освоения месторождений нефти и газа;

•   почему сложилась негативная обстановка с состоянием природной среды на Дальнем Востоке;

•   влияние нефтедобычи на леса;

•  что такое рекультивация и для чего она нужна.

Учащиеся должны уметь:

•  объяснить необходимость рационального ведения хозяйства в регионе.

ТЕМА 19. Воздействие нефтяного загрязнения на лесные сообщества

Воздействие нефтяного загрязнения на лесные сообщества. Прямое воздействие нефти на подземные органы растений, косвенное влияние на почвенные условия: сильное увеличение гидрофобное  песчаных почв, усугубление анаэробных условий в суглинистых и торфяных почвах, солевое загрязнение. Переувлажнение почв, подтопление. Степень устойчивости лесных растений: травянистых, древесных к нефтяному загрязнению. Признаки поражения деревьев нефтью. Особенности де-1радационных изменений при поражении леса нефтью: изменение условий освещения, теплового баланса, сопротивляемости ветроповалам, болезням, вредителям. Особенности устойчивости различных древостоев к нефтяному загрязнению, к интенсивности загрязнения. Особенности возобновления древесных пород после нефтяного загрязнения.

Учащиеся должны знать:

•  как влияет нефтяное загрязнение на лесные сообщества;

•  степень устойчивости к загрязнению разных видов растений.

Учащиеся должны уметь:

•  делать анализ степени разрушения природных экосистем под влиянием нефтяного загрязнения.

ТЕМА 20. Деятельность человека и пожары в лесу

Типы пожаров (верховые и низовые). Основные причины пожаров: молнии, экспедиции, население, промышленные объекты, погода, вертикальное строение древесного полога. Возрастание горимости лесов по мере освоения территории под нефтегазодобычу. Основная причина пожаров - деятельность человека: неосторожное обращение с огнем при производственной деятельности, во время отдыха. Роль дорог в возникновении пожаров, Горимость лесов в местах отдыха людей. Горимость разных типов лесов. Адаптивность таежных экосистем к низовым пожарам, возникающим в естественных условиях от молнии. Ущерб от массовых пожаров в лесу. Повреждение и полное уничтожение накопленных древесных ресурсов, снижение урожайности ягодников, сокращение численности и разнообразия животных. Спелые и перестойные насаждения сосны и лиственницы (роль пожаров в естественном омоложении, в результате уничтожения лесной подстилки). Негативное действие пожаров в кедровниках, ельниках, пихтарниках. Правила пожарной безопасности в лесу.

 Учащиеся должны  знать:

• типы пожаров;

• особенности горимости разных древесных пород;

• причины повышения горимости лесов на Дальнем Востоке;

• об ущербе, наносимом пожарами;

• правила пожарной безопасности в лесу;

• как уменьшить число пожаров антропогенною характера.

Учащиеся должны уметь:

•  объяснять, какой вред наносят лесные пожары;

•   пользоваться правилами пожарной безопасности.

ТЕМА 21. Отдыхающие и лес

Лес - место отдыха человека. Устойчивость леса и отдыхающие. Нарушение и деградация леса: уплотнение и разрушение подстилки, повреждение корней и корневищ растений, гибель животных нижнего яруса (прежде всего дстритофагов). Нарушение аэрации и увлажненности уплотненных почв, ухудшение условий корневого питания растений, сокращение подачи воды к кронам деревьев. Исчезновение лесных трав: папоротника, кислицы, майника двулистного и др. Изменение видового состава и ярусности при антропогенной нагрузке. Исчезновение лесных птиц: зарянки, козодоя, певчих дроздов, гнезда, которых находятся на земле и в нижнем ярусе.

Учащиеся должны знать:

•   как использовать лес для отдыха, чтобы он не разрушался;

•  что происходит с лесом при сильной рекреационной нагрузке;

•   допустимые рекреационные нагрузки.

Учащиеся должны уметь:

•   объяснить, почему лес для отдыха надо использовать грамотно;

•   рассчитывать рекреационные нагрузки на лесные территории.

ТЕМА 22. Лесные болезни и борьба с ними

Что такое лесные болезни. Почему болеют растения. Типы болезней. Условия заражения и распространения инфекций, ландшафтная приуроченность болезней (климатическая, биоценотическая, хозяйственная). Виды вредителей леса. Ущерб, наносимый болезнями леса. Помощники леса в борьбе с вредителями. Как бороться с болезнями леса. Что можем сделать мы.

Учащиеся должны знать:

•  причины болезней растений;

•   об ущербе, наносимом болезнями лесу;

•   виды вредителей леса.

Учащиеся должны уметь:

•  оказать посильную помощь в борьбе с вредителями леса.

ТЕМА 23. Лесные растения - индикаторы загрязнения окружающей среды

Воздействия антропогенных загрязнений на лесные растения. Почему лесные растения можно использовать как индикаторы состояния окружающей среды. Мониторинг окружающей среды. Биоиндикация (т.е. оценка состояния окружающей среды по реакциям живых организмов). Фитоиндикация и ее использование для оценки состояния лесов. Виды растений, используемые для биоиндикации (лишайники, мхи, сосна и т.д.). Использование для биоиндикации животных (зооиндикация).

Учащиеся должны тать:

•   что такое биоиндикация;

•  растения леса, которые можно использовать для биоиндикации;

•   животных, которые можно использовать для биомониторинга.

Учащиеся должны уметь:

•  вести простейший биомониторинг.

КАК СОХРАНИТЬ ТАЙГУ

ТЕМА 24. Законы по использованию и охране лесов (местные, региональные, глобальные)

Лесной кодекс Российской Федерации основа лесного законодательства. Регулирование порядка пользования лесным фондом, организация лесного хозяйства, охрана. Защита и воспроизводство лесов, финансирование расходов на ведение лесного хозяйства, введение ответственности за нарушение лесного законодательства, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Региональное законодательство.

Учащиеся должны знать:

•   законы РФ по защите и охране лесов;

• законы Хабаровского края по охране природной среды, лесное законодательство.

Учащиеся должны уметь:

•   объяснить, необходимость законов но охране природной среды и лесного законодательства.

ТЕМА 25. Рациональное природопользование и лес

Понятие природопользования. Лесопользование. Принципы рационального лесопользования. Использование -экологически чистых технологий на производстве и при разработке месторождений. Ввод очистных сооружений на предприятиях нефтяной, газовой, местной промышленности. Предупреждение аварийных выбросов и разливов нефти. Предупреждение лесных пожаров. Рациональное использование вырубленной древесины. Сохранение подроста при рубках. Сохранение от вырубок лесов с кедром. Регламентация проезда транспорта по угодьям. Постоянное закрепление охотничьих угодий за охотниками. Экологический мониторинг состояния лесных ресурсов.

Учащиеся должны знать:

•   что такое природопользование;

•   основные правила рационального пользования лесом;

•   что такое лесопользование;

•   что такое рациональное лесопользование и чем оно отличается от нерационального.

Учащиеся должны уметь:

•  объяснить необходимость соблюдения правил рационального использования лесов.

ТЕМА 26. Лесные заповедные зоны

Особо охраняемые природные территории (ООПТ), их виды. Охранный статус и функции. История создания заповедных территорий на Дальнем Востоке. Типы заповедных территорий на Дальнем Востоке, их характеристика. Площадь территорий Хабаровского края, занятая ООПТ. Роль ООПТ в устойчивом развитии региона. Недостатки в организации заповедного дела в регионе, пути совершенствования организации заповедного дела в Хабаровском крае. Планируемые заповедные зоны. Недостатки в создании системы ООПТ в регионе.

Учащиеся должны знать:

•   что такое заповедные зоны;

•   виды заповедных зон;

•   какие заповедные зоны есть на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае;

•  значение заповедных зон.

Учащиеся должны уметь:

•   отличать типы заповедных зон между собой по охранному статусу и функциям.

ТЕМА 27. Красная книга

Возникновение Красной книги. Причины появления Красных книг. Международная Красная книга. Государственные национальные Красные книги. Первая Красная книга в нашей стране. Категории охраняемых видов. Цель Красной книги. Черная книга.

Растения и животные Хабаровского края, занесенные в Красные книги СССР, РСФСР, МСОП (Международный Союз Охраны Природы). Красная книга растений и животных Хабаровского края.

Учащиеся должны знать:

•   что такое Красная книга;

•   цель создания Красных книг;

•   виды Красных книг;

•  что такое Черная книга;

•  растения и животных Хабаровского края, занесенные в Красную книгу.

Учащиеся должны уметь:

•   распознавать охраняемые растения и животных Хабаровского края.

ТЕМА 28. Правила поведения в лесу

Правила поведения в лесу. Как относиться к растениям и животным, как сохранить среду. Правила сбора ягод, грибов, лекарственных растений, орехов. Составляем правила поведения человека в лесу.

Учащиеся долу/сны знать:

•    основные правила поведения в лесу;

•   о последствиях несоблюдения человеком экологических законов.  

Учащиеся должны уметь:

•   соблюдать правила поведения в лесу;

•  объяснить, для чего нужны правила поведения в лесу.

ТЕМА 29. Что можем сделать мы

Как вырастить лес, как озеленить территорию школы, поселка. Уход за лесом. Борьба с вредителями, лечение деревьев, охрана животных и растений, занесенных в Красную книгу. Привлечение в лес птиц, охрана муравейников, расселение муравейников. Охрана леса от пожаров, от браконьеров, от чрезмерного и неграмотного использования биологических ресурсов. Изучение природы нашего края, пропаганда идеи охраны и рационального использования лесов. Издание экологического вестника по защите лесов.

Учащиеся должны знать:

•  какую помощь они могут оказать в сохранении леса.

Учащиеся должны уметь: '  оказать помощь лесу;

•   вырастить дерево;

•  ухаживать за деревом и лесом;

•   пропагандировать знания по рациональному использованию и охране лесов.

Темы исследовательских работ для школьников

1.   Изучение видового состава растений тайги, их роли в сообществах леса.

2.   Изучение видового состава животных тайги, их роли в сообществах леса.

3.   Сезонные изменения в жизни леса (фенологические наблюдения за жизнью растений и животных).

4.    Изучение редких видов растений и животных.

5.   Изучение экологической сукцессии при нефтяном загрязнении, пожаре, при рекреационной нагрузке, на вырубке.

6.   Изучение структуры лесного сообщества (биологический состав, ярусность, горизонтальное расчленение, связи, экологические группы).

7.   Типы взаимоотношений в лесных сообществах.

8.   Изучение вредителей леса, разработка методов борьбы с ними.

9.   Изучение состояния лесной подстилки как фактора особенностей круговорота веществ в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, экология 6 класс....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)

В рабочей программе  курса «Наглядная геометрия»   учитываются основные идеи и положения Про­граммы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология души"

Данный материал содержит разработанный курс внеурочной деятельности "Экология души" для обучающихся 5-9 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государствен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология Байкала»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по естественнонаучному направлению «Экология Байкала» разработана на основе требований к результатам освоения осно...