Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Экология души"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Сарочка Анжелика Станиславовна

Данный материал содержит разработанный курс внеурочной деятельности "Экология души" для обучающихся 5-9 классов. Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основана на авторской программе под руководством О.В. Хухлаевой «Школа общения». Изучение предмета «Экология души» важно с точки зрения реализации поставленных  стандартом целей образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroven_ekologiya_dushi.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

“Средняя школа №18”

                                                

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

духовно-нравственного направления

                                             

«Экология души»

для обучающихся 5-9 классов

Смоленск 2020

         

   Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и основана на авторской программе под руководством О.В. Хухлаевой «Школа общения». Изучение предмета «Экология души» важно с точки зрения реализации поставленных  стандартом целей образования.

Направленность курса «экология души» - духовно-нравственное

Цель  курса

–развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способностей в тех пределах, которые определяются возрастными возможностями и требованиями психологической безопасности.

   Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит осознанию содержания своего внутреннего мира, понимаю отношений в плоскости их построения, коммуникативной сфере как средству достижения гармонии внутреннего мира.

Данный курс восполняет очень важную область школьного образования. Многие ученики хотя в целом владеют понятием дружба, общение, но затрудняются общаться и выходить из сложных разных ситуациях (в школе и вне школы)

   В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому данный курс как инновационный, практико-ориентированный помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне. Это способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога  культур и уважения многонационального состава российского общества.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения является решение задач воспитания

–осмысление и интериоризация (присвоение) школьниками основной школы системы ценностей.

Ценность жизни человека  осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения  понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины  осознание себя как части мира, в котором люди

Соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность труда и творчества  признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность семьи  понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней;

уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность социальной солидарности  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета.

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

–на уровне личностных результатов

–овладение навыками адаптации в динамично развивающемся мире, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей и т.д.;

–на уровне метапредметных результатов

–овладение навыками коммуникации в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации; овладение рефлексией и саморегуляцией; готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценку событий; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; и т.д.;

5-й класс

Личностными результатами изучения курса в 5-м классе является формирование следующих умений:

–осознавать себя пятиклассником, свое личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

–осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоления разрыва между этими областями;

–оценивать усвоенное содержание исходя из социальных и личностных ценностей;

-отделять оценку поступка от оценки человека;

-признавать расхождение своих поступков со своими заявленными позициями, мнениями;

-строить отношения с людьми других мировоззрений.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

–делать выводы в результате работы класса;

–осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

–планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

–оценивать правильность выполнение

действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

–использовать адекватные речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-в инициативном сотрудничестве допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

–делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса;

-находить аргументы, факты, отстаивая свое мнение;

-уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга.

6-й класс

Личностными результатами изучения курса в 6-м классе является формирование следующих умений:

–осознавать себя ценной частью большого мира (близкими друзьями, одноклассниками, с земляками, народом, с Родиной);

–осознавать выбор своего поступка на основе «доброго», «безопасного», «правильного» поведения, на основе сопереживания в радостях и бедах «своих» близких людей, сопереживать чувствам других людей;

-оценивать на основе общечеловеческих нравственных и российских ценностей неоднозначные поступки, разрешать моральные противоречия;

-отделять оценку поступка от оценки человека в неоднозначно оцениваемых ситуациях;

-осознавать качества и черты характера, личные цели;

-вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта;

-не допускать оскорблений, высмеиваний;

-определять причину успеха учебной деятельности через самоанализ и самоконтроль

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих учебных действий:

–самостоятельно отбирать источники информации;

–делать самостоятельные выводы;

–называть последовательность шагов, находить пропущенный шаг;

–уметь обосновывать мнения, приводя аргументы;

–самостоятельно критично оценить свою точку зрения;

–распределять роли, принимать коллективные решения;

–уважать позицию другого, идти на взаимные уступки, влиять на поведение друг друга;

–совместно искать средства достижения цели;

-осознавать причины успеха или неуспеха;

-определять степень успешности работы при оценке проекта.

7-й класс

Личностными результатами изучения курса  является формирование следующих умений:

–оценивать свою учебную деятельность;

-осознавать содержание и смысл, как субъективных поступков, так и поступков окружающих;

–осознавать этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторов морального поведения;

–понимать чувства других людей и сопереживать им.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

–развивать умение осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;

–развивать умение понимать внутренний мир другого человека через внешние проявления в деятельности, общении;

–формировать навыки симпатии и сопереживания, самоуважения к другим людям;

–осознавать эмоциональную саморегуляцию в общении;

–учиться правилам эффективного взаимодействия в общении в конфликтных ситуациях;

–анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

–анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

–аргументировать свою точку зрения,

–продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

–пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио–, видео –) сопровождением;

–в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

8-й класс

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

–осознавать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

–осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;

–оценивать усвоение содержание исходя из социальных и личностных ценностей;

-знать основы гражданской идентичности личности;

-понимать мир профессий, их социальную значимость и содержание.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:

–формулировать навыки противостояния групповому давлению;

–оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

–осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

–реализовывать уверенное поведение;

–уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;

–принимать свою половую идентификацию;

–уметь выстраивать партнёрские отношения с родителями;

–уметь планировать свое будущее;

–уметь планировать свое время;

–слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

9-й класс

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

–осознавать личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

–осознавать границы того, «что я знаю» и «что я не знаю», стремление преодоление разрыва между этими областями;

–оценивать усвояемое содержание исходя из социальных и личностных ценностей;

-знать основы гражданской идентичности личности;

-понимать мир профессий, их социальную значимость и содержание.

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий:

–формулировать навыки противостояния групповому давлению;

–оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

–осознавать необходимость защищать себя, свою жизненную позицию;

–реализовывать уверенное поведение;

–уметь устанавливать близкие отношения с другими людьми;

–принимать свою половую идентификацию;

–уметь выстраивать партнёрские отношения с родителями;

–уметь

планировать свое будущее;

–уметь планировать свое время;

–слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы.

Содержание курса внеурочной деятельности «Экология души»

5 класс (34 часа)

Введение в мир психологии.

Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Познакомиться с правилами школьной жизни и социальной позицией пятиклассника. Мотивировать учащихся на познание самих себя.

Я и мой внутренний мир.

Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность различных эмоций  и их выражение через рисунок.

Конфликты и их роль в усилении Я.

Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в глазах других. Развитие коммуникативных способностей. Особенности отношений с представителями противоположного пола.

Я и ТЫ.

Навыки совместной деятельности. Работа в команде. Правила доброжелательного и эффективного общения. Развитие понимания сходства и различий между людьми. Каждый человек уникален и индивидуален.

 Мы начинаем меняться.

Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.

6 класс (34 часа)

Введение в психологию.

Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Мотивировать учащихся на познание самих себя.

Агрессия и ее роль в развитии человека.

Создание четкого понимания взросления каждого. Особенности взросления. Агрессия как один из признаков взросления. Переоценка ценностей и мировоззрения. Способы выстраивания конструктивного отношения с родителями.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

Развитие уверенного поведения. Рассмотрение понятий уверенности, неуверенности и самоуверенности. Определение своего вида поведения. Осознание влияния уверенности на жизненное мировоззрение человека.

Конфликты и их роль в усилении Я.

Причины возникновения ссор. Качества необходимые для эффективного взаимодействия. Я в глазах других. Развитие коммуникативных способностей. Особенности отношений с представителями противоположенного пола.

Ценности и их роль в жизни человека.

Уверенное поведение. Уважение к другим людям. Постановка целей.

7 класс (34 часа)

Введение в психологию общения.

Создание игровой атмосферы для общения друг с другом. Мотивировать учащихся на познание самих себя.

Эмоциональная сфера человека.

Изучение эмоционального мира, осознание своих эмоций. Обозначение эмоций и понимание их через жесты. Дифференцированность различных эмоций и их выражение через рисунок.

Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

Источники информации о человеке. Вербальное и невербальное поведение. Жесты. Впечатление других обо мне.

Межличностная привлекательность: любовь, дружба.

Привлекательность человека. Значимость дружбы в отношениях. Четыре модели общения. Романтические отношения или влюбленность. Любовь. Половая идентичность. Переживание любви.

8класс (34 часа)

Встречи с самим собой.

Что я знаю о себе? Моё имя. Я глазами других. Мои достоинства и недостатки. Мои ценности. Время взрослеть. Планирование времени и целей в жизни. Профессиональный выбор. Мои отношения с родителями как с партнерами. Любовь и ее значимость в жизни. Уверенное поведение. Умение сказать «нет».

9-й класс (34 часа)

Как быть личностью?

Только вместе. Мое личное место. Неповторимость и индивидуальность.

Мир эмоций.

О пользе и вреде эмоций. Я умею выражать эмоции. Стресс в жизни.

Принятие решения, нахождения компромисса.

Конфликт и компромисс. С точки зрения других. Мозговой штурм.

Как быть с обществом.

Ответственность. Осознанные и неосознанные мотивы. Семейные истории. Идеальная семья. Круг моей жизни. Мой жизненный путь.

Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся

 170 часов

5 класс

(34 часа из расчёта 1 часа неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Введение в мир психологии

Создание группы. Сплочение коллектива.

Здравствуй пятый класс!

Находим друзей.

Узнай свою школу.

Что поможет мне учиться?

Легко ли быть учеником?

Трудно ли быть настоящим учителем?

7

Уметь создавать игровую

атмосферу.

Уметь поддерживать рабочую,

активную позицию;

Уметь видеть ситуацию с разных сторон;

Использовать важные

личностные качества для

выстраивания отношений;

Уметь смотреть в будущее и

ставить перед собой цели

школьных достижений.

Делать простые выводы

и обобщения в результате

совместной работы класса.

Я и мой внутренний мир.

Каждый видит мир и чувствует его по - своему.

Чувства бывают разными.

Стыдно ли бояться?

Чего я боюсь?

Любой внутренний мир ценен и уникален.

Работа с негативными

переживаниями.

Сила внутри меня.

7

Уметь применять знания

внутреннего мира для созданий

отношений.

Развивать интерес для познания самих себя.

Составлять целостный образ Я.

Применять самоанализ, рефлексию.

Понимать собственный внутренний мир.

Уметь наблюдать за проявлением своих эмоций.

Понимать собственные и чужие

эмоции.

Дифференцировать разные эмоции.

Конфликты и их роль в усилении Я.

Конфликты в школе, дома, на улице.

Способы поведения в конфликте.

Трудные ситуации могут научить меня.

Конфликт или взаимодействие.

Что такое одиночество?

Нужно ли человеку меняться?

Конструктивное разрешение конфликта.

Конфликт как возможность

развития.

Учимся договариваться.

10

Осознавать причины ссор.

Находить различие между

самовосприятием и

межличностным восприятием.

Находить конструктивное

разрешение в конфликте.

Выстраивать отношения через

половое различие.

Уметь создавать дружеские отношения.

Я и Ты

Я и мои друзья.

У меня есть друг.

Я и мои колючки.

Что такое одиночество?

4

Понимать роль дружбы в жизни

человека. Уметь работать в команде. Применять

навыки взаимодействия и сотрудничества.

Находить

сходные характеристики

между людьми.

Взаимодействовать друг с

другом на основе сходств и

различий.

Уметь оценивать собственные

поступки.

Уметь давать поддержку другому человеку.

Мы начинаем меняться.

Зачем нужна уверенность в себе?

Источники уверенности в себе.

Неуверенный в себе человек.

Уверенность и уважение к

другим.

Уверенность в себе и

непокорность.

Ставим цели.

6

Уметь отличать уверенного

человека от неуверенного.

Уметь

выстраивать отношения через уважение к другому человеку.

Уметь ставить перед собой цели в рамках школьного обучения.

6 класс (34 часа из расчёта 1 часа неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Введение в психологию

Рисунок своего класса.

Мое впечатление о лете.

Новая встреча с психологией

Какой Я?

Что я знаю о себе?

Психология – знакомая

незнакомка.

6

Уметь выражать свои чувства и

впечатление с помощью

невербальных средств.

Уметь  сотрудничать исходя из

качеств своего характера.

Агрессия и ее роль в развитии человека.

Я повзрослел.

У меня появилась агрессия.

Как выглядит агрессивный человек.

Как звучит агрессия.

Конструктивное реагирование на

агрессию.

Агрессия в отношениях между родителями и детьми.

Учимся договариваться.

7

Находить личностные изменения при взрослении.

Применять зрелые формы

взаимодействия с окружающими.

Уметь размещать агрессию без

разрыва отношений.

Уметь с помощью уважения

устанавливать отношения

договоренностей с родителями.

Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

Зачем человеку нужна

уверенность в себе?

Источники уверенности в себе.

Какого человека мы называем неуверенным в себе.

Я становлюсь уверенным.

Уверенность и самоуважение.

Уверенность и уважение к

другим.

Уверенность в себе и милосердие.

Уверенность в себе и

Непокорность.

9

Уметь отличать уверенного

человека от неуверенного.

Уметь выстраивать отношения через уважение к другому человеку.

Уметь ставить перед собой цели в рамках школьного обучения.

Конфликты и их роль в усилении Я.

Конфликты в школе, дома, на улице.

Свои и чужие.

Научно-практическое

исследование конфликтов

Способы поведения в конфликте:

наступление, обсуждение,

отступление, уход от конфликтов.

Конструктивное разрешение конфликта.

Конфликт как возможность развития.

Готовность к разрешению

конфликта.

7

Осознавать причины ссор.

Находить различие между

самовосприятием и

межличностным восприятием.

Находить конструктивное

разрешение в конфликте.

Выстраивать отношения через

половое различие.

Уметь создавать дружеские

отношения.

Уметь поддерживать диалог для

разрешения конфликтов.

Ценности и их роль в жизни человека.

 Что такое ценность?

Ценности и жизненный путь человека.

Мои ценности.

Портрет класса.

Подарок для одноклассников

5

Уметь ставить перед собой цели в рамках школьного обучения.

Действовать согласно намеченному плану.

Планировать свою деятельность

на шаг вперед.

Учитывать желаемый результат

при выборе ценностей.

7 класс

(34 часа из расчёта 1 часа неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Введение в психологию общения

Рисунок своего настроения.

Рисунок своего класса.

Новая встреча с психологией.

Начало путешествия в страну общения.

Что взять с собой в путешествие.

5

Уметь вступать во

взаимодействие и сотрудничать.

Применять рефлексивную

позицию при общении.

Осознавать отношения к ним

близких людей.

Эмоциональная сфера  человека.

Почему нам нужно изучать чувства?

Основные законы психологии эмоций.

Работа с книгой «Чертежник»

Запреты на чувства. Эффект обратного действия.

Передача чувств по наследству.

Время книги.

Психогигиена эмоциональной жизни.

8

Осознавать свои чувства. Различать свои чувства по

отношению к разным людям.

Находить способы адекватного

выражения своих чувств.

Уметь выстраивать диалог исходя  из своих чувств и выражаемых чувств другим человеком с

позиции уважения и признания

его.

Социальное восприятие: как узнавать другого человека.

Как мы получаем информацию о

человеке.

Вербальная и невербальная

коммуникация.

Состояние человека через жесты.

Жесты.

Невербальные признаки обмана.

Понимание причин поведения людей.

Впечатление, которое мы производим.

Из чего складывается впечатление о человеке?

Способы понимания социальной информации.

Влияние эмоций на познание.

Обобщение темы

11

Различать вербальную и невербальную коммуникацию.

Наблюдать за телесными

проявлениями в общении другого

человека.

По жестам предполагать о причинах поведения человека и

того, что он говорит.

Определять различие между

телесными реакциями и темой

разговора.

Межличностная привлекательность: любовь, дружба.

Привлекательность человека.

Взаимность или обоюдная

привлекательность.

Дружба.

Четыре модели общения.

Романтические отношения или

влюбленность.

Любовь.

Половая идентичность.

Переживание любви.

Что помогает и что мешает любви.

Итоговое занятие.

комплименты!

10

Понимать роль дружбы в жизни

человека.

Уметь работать в команде.

Применять навыки

взаимодействия и сотрудничества.

Находить сходные характеристики

между людьми.

Взаимодействовать друг с

другом на основе сходств и

различий.

Уметь оценивать собственные

поступки.

Уметь давать поддержку другому

человеку.

8 класс

(34 часа из расчёта 1 часа неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Встречи с самим собой.

Наедине с собой?

Что я знаю о себе.

Мое имя.

Мои имена.

Мое уникальное «Я»

Я глазами других.

Как меня видят другие?

Мои достоинства и недостатки.

Мои «плюсы» и «минусы»  со стороны.

Мои недостатки.

Как превратить недостатки в  достоинства?

Мои ценности.

Наши ценности.

Я в «бумажном зеркале»

«Отражение»

Планирование времени.

34

Уметь проводить самоанализ

собственного Я - образа.

Уметь внимательно относиться

друг к другу.

Находить собственные

достоинства и недостатки.

Уметь самостоятельно

анализировать и рефлексировать

собственные недостатки.

Планировать свое время. Уметь

выстраивать ценностно -

ориентированные отношения с

семьей.

Уметь

выстраивать партнерские

отношения с родителями.

Применять правила  «культурного отказа»

Понимать роль дружбы в жизни

человека.

Уметь работать в команде.

Применять навыки

взаимодействия и сотрудничества.

Находить сходные характеристики между людьми.

Взаимодействовать

друг с другом на основе сходств и различий.

Уметь оценивать собственные

поступки.

Уметь давать поддержку другому

человеку.

9 класс

(34 часа из расчёта 1 часа неделю)

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Как быть личностью.

Личность. Человек.

Какой я человек?

Только вместе.

Шкала доверия.

Мое личное место.

Каким ты выглядишь в глазах других.

Неповторимость и

индивидуальности.

7

Уметь вступать во

взаимодействие и сотрудничать.

Применять рефлексивную

позицию при общении.

Осознавать отношения к ним

близких людей.

Мир эмоций

 О пользе и вреде эмоций.

Я умею распознавать эмоции.

Способы выражения эмоций.

Способы выражения эмоций

Как помочь человеку справиться с горем?

Стресс в жизни человека.

Способы борьбы со стрессом.

7

Осознавать свои чувства.

Различать свои чувства по

отношению к разным людям.

Находить способы адекватного

выражения своих чувств.

Уметь выстраивать диалог исходя из своих чувств и выражаемых чувств другим человеком с

позиции уважения и признания

его.

Принятие решения, нахождение компромисса.

Конфликты и компромиссы.

Зачем людям нужны законы.

Умение принимать решение.

Умеешь ли ты сказать «нет»?

С точки зрения других.

«Крутой» или неуверенный в себе.

Защита против жестокого обращения.

Потерпевшие кораблекрушение.

Землятресение.

Переключатели.

Нападающий и защищающийся.

11

Осознавать причины ссор.

Находить различи е между

самовосприятием и

межличностным восприятием.

Находить конструктивное

разрешение в конфликте.

Выстраивать отношения через

половое различие.

Уметь создавать дружеские

отношения.

Уметь поддерживать диалог для

разрешения конфликтов

Как быть с обществом.

Приятный разговор.

Принимаю ответственность на  себя.

Я - центр воли.

Осознанные и неосознанные мотивы.

Семейные истории.

Идеальная семья.

Ваше представление о времени.

Круг моей жизни.

Мой жизненный путь.

9

Уметь работать в команде.

Применять навыки

взаимодействия и сотрудничества.

Находить сходные характеристики

между людьми.

Взаимодействовать друг с

другом на основе сходств и различий.

Уметь оценивать собственные

поступки.

Уметь давать поддержку другому

человеку.

Уметь ставить кратковременные и

долговременные цели.

Список литературы

Для реализации задач обучения курса «Экология души» были изданы учебные пособия «Психология общения» для основной школы автор - Хухлаева Ольга Владимировна — доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор Московского государственного психолого-педагогического университета. Эти учебные пособия (для 5,6,7,8,9-го классов) активно используются учителями с 1998г. и рекомендованы Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях.

https://www.koob.ru/khukhlaeva/

https://sch368.mskobr.ru/attach_files/upload_users_files/5e59094dc5b25.pdf

http://elibrary.bsu.az/books_200/N_197.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология души»

 Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология души»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....