Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве
статья
Психолого педагогические особенности социализации детей с ДЦП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya_.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Хисматова Чулпан Ильясовна.
ГБОУ Елабужская школа-интернат для детей с ОВЗ.
Должность:Воспитатель
Дети с ДЦП.
Жизнь людей с ограниченными возможностями легкой не назовешь. Это конечно же, интересно всем, но не каждый может проникнуться в это все. Конечно же, всех проблем, касающихся инвалидов ,не возможно затронуть, но я считаю самую главную проблему, нужно подметить в своей работе- это проблема нашего общества. Было бы наивно считать, что доступная среда, устранение препятствий, затрудняющих передвижение колясочников, сразу решит все проблемы. Нам очень важно, можно сказать самое главное подготовить общество, все для этого сделать, чтобы обычные люди адекватно реагировали не только на детей-инвалидов, а вообще на всех инвалидов. И особенно родители, воспитывающие своих детей, «вложили» в них это. Иногда взрослые идут по улице и увидев колясочника, готовы
« голову свернуть», смотря на него, не говоря уж про их детей. А как себя чувствует после этого взгляда колясочник, который выбрался в общество? Это уже никого не интересует. Вот этот пример, говорит уже о неподготовленности общества к таким людям.
Даже самые тяжелые проблемы со здоровьем не должны препятствовать полноценному, «живому общению». Для того чтобы лучше понимать друг друга нужно попробовать представить себя на его месте. Подумать, что бы вы чувствовали, оказавшись в его положении. Самое главное- лишь бы обычные люди пошли навстречу больным. Нужно всегда стараться протянуть руку помощи такому человеку и вы никогда не пожалеете об этом
Дети, пораженные церебральным параличом, чаще всего являются инвалидами, которые нуждаются в специальном уходе. Церебральный паралич - не наследственное заболевание. Им никогда нельзя заразиться или заболеть.
Даже если диагноз с «ДЦП»появился в медицинской карте вашего ребенка и разделил вашу жизнь на до и после, если вы уже прошли стадию отчаяния, безысходности и приняли решение не отпускать руки, несмотря не на что, вы начинаете бороться вместе с ним с его болезнью. Ведь кроме Вас никто этого не сделает. Вы понимаете, что медикаментозное лечение не приведет у ребенка двигательных возможностей, но может лишь помочь создать благоприятный фон для их развития, для уменьшения мышечного тонуса при спастике. Нужны профессионалы, специалисты, врачи, который знают методы лечения, технические средства реабилитации обеспечат максимальный результат при индивидуальных занятиях с ребенком. Наиболее эффективные средства лечебной физкультуры и физической реабилитации, которые разработаны для детей с раннего до подросткового возраста.
Для детей с ДЦП характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселые, шумные, то вдруг становятся вялым, раздражительными, капризными. Расплакавшись, они долго не могут успокоиться. Все это является благоприятной почвой для возникновения истерик. Они, обычно бывают вызваны или обидой, или неудовлетворенными требованиями,
желаниями ребенка. Протекают истерики обычно бурно-громко кричит, злится. Причины истерик могут быть разными. Например, неважное самочувствие, усталость, перевозбуждение, переживания. Нервная система ребенка не выдерживает напряжение и дает сбой. Ребенок не в состоянии успокоится самостоятельно, он ждет вашей помощи. Родители просто обязаны быть рядом в трудную минуту, чтобы дорогой человек был уверен в вашей любви и поддержке. Конечно же, контролировать эмоции необходимо. Но самоконтроль вовсе не означает подавление эмоций. Нужно лишь уметь выражать их так, чтобы они не приносили вреда окружающим.Большинство родителей реагируют на истерики, как неправильно : либо наказывают, либо выполняют все требования и прихоти ребенка. Другими словами, угрожают или потакают. Ито и другое наверно. Важно понять одно: чтобы истерики случались, как можно реже, нельзя идти у ребенка на поводу, но и ругать его за слезы -тоже нельзя. Если вы будете его наказывать, он вас будет бояться и сдерживать себя. У таких детей и без этого слабая нервная система. Кроме того, ребенок не будет вам доверять. Если же, наоборот, вы станете выполнять его желания, он будет считать, что ему все обязаны, и превратится в эгоиста. Ребенок капризничает лишь в том случае, когда его не понимают. Капризами он пытается «достучаться» до своих родителей.
Мамы и папы, уделяйте внимание своим особенным детям, окружайте их заботой и любовью. Никто не знает, как сложится их судьба, но ясно одно: пока живы родители, они не почувствуют себя одинокими и лишними. В ваших силах помочь своим особенным детям почувствовать себя полноценными, и самое главное, счастливыми и нужными людьми. Если они будут ощущать вашу поддержку и помощь, любовь, положительные эмоции, впечатления, истерики постепенно прекратятся. Ребенку необходимо расти в любви, радости, благополучии. И запомните: никакие телефоны, планшеты не заменят общения с родителями, и тем более их заботы и внимания. Несмотря ни на что, как бы родителям не было порой сложно, хвалите их, вселяйте уверенность в собственных их силах. Любите своего ребенка, принимайте его таким, какой он есть.
Каждый родитель, столкнувшийся с тяжелой болезнью своего ребенка, стремиться получить максимум информации, о болезни. Знания помогают семье реально взглянуть на болезнь и способы их лечения, дают необходимые силы борьбы с недугом, позволяют следить за последними новинками в области медицины. Но, очень часто, в погоне за новыми технологиями лечения и поиском новых, лучших специалистов, мы упускаем из вида личность самого ребенка. Ведь часто взглянуть на болезнь глазами своего ребенка, есть лучший способ ее понять. Эмоциональное благополучие является успехом развития ребенка, и во многом зависит от взаимодействия мамы и ребенка. После родов все происходящее с матерью напрямую влияет на ребенка и наоборот. Бывает так, что в семьях с больным ребенком родители и близкие концентрируются исключительно на болезни. Все разговоры только о больницах и лекарствах, новых креслах и специальных приспособлениях. Родители беспокоятся по любому поводу, ограничивают даже посильную самостоятельность ребенка, боясь, что он может пораниться или упасть. В такой ситуации сам ребенок будет беспокойным и тревожным, у него не будет возможности познавать и реализовывать свои возможности. И это приводит к тому, что ребенок растет неуверенным в своих силах, робким. Он не стремится к самостоятельности. Он заранее рассчитывает уже на помощь взрослых, что окружающие его люди все сделают вместо него. Ребенок взаимодействует с окружающей средой, он вовлечен в жизненный процесс, эмоционально откликается на появление знакомых и незнакомых людей -значит его эмоциональная сфера продолжает жить своей жизнью, независимо от повреждения на физическом и органическом уровне. Если больной ребенок не может выразить словами своих чувств, то начинает меняться его поведение, поза, меняется набор слов, которыми он обычно пользуется, очень важно быть «услышанным».Если этого не происходит, то чувства становятся пугающими, их невозможно пережить, объяснить себе, почему происходит с ним. Тогда срабатывает его защитная реакция организма, спасающая от перегрузки. Родитель замечает, что-то новое в поведении ребенка или появился новый симптом. Например начался тик, ребенок регрессирует на физическом уровне или появились новые слова в его лексиконе.
Таким образом, особенности личности и эмоционально – волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только о специфики заболевания, но в первую очередь, от отношения к ребенку родителей и близких.
Для детей с ограниченными возможностями предусмотрено несколько форм обучения:
- очная,
- заочная,
- надомная,
- дистанционная,
Перед родителями деток с особенными потребностями зачастую встает серьезный вопрос: какую из форм выбрать? Конечно, ответ на этот вопрос более чем индивидуальный.
Многие родители особых деток считают, что ребенку лучше обучаться на дому, склоняясь к надомной, заочной или дистанционной формам. В таком случае ученику должны предоставить бесплатные учебники, дополнительную литературу, педагогов. Конечно, несомненный плюс домашнего обучения в том, что ребенок находится дома, под присмотром одного или двух родителей, он может распределять нагрузку.
Теплая домашняя обстановка в семье делает процесс обучения более спокойным, ограждая малыша от трудностей, с которыми можно столкнуться в обществе. Однако в таком случае ребенок получается изолированным от социума. А ведь они, детки с ограниченными возможностями, все же остаются детьми. Они хотят не только учиться и получать знания, но и общаться, играть, гулять, контактировать со своими сверстниками, постигая социум, каким бы он ни был: добрым, мягким, резким или, даже, жестоким.
Дома же ребенок имеет общение с ограниченным кругом людей: родители, педагоги, которые приходят, преподают новый материал и уходят, психологи и врачи. И ребенок вновь остается один. Это может не очень хорошо сказаться на его психике, склоняя ребенка еще более замыкаться в себе. К тому же программа, которую преподают на дому, заметно отличается от школьной программы. Поэтому, если есть возможность, лучше отдать ребенка в школу.
Существует много специализированных коррекционных школ и реабилитационных центров, в том числе и школ-интернатов, где с ребятами, имеющими недостатки в развитии, занимаются по особой специальной методике и более полной, чем на надомном виде обучения программе. Родители возят в коррекционные школы ребенка ежедневно, а если это интернат, оставляют и забирают на выходные.
Комплексная коррекция позволяет компенсировать отклонения в состоянии здоровья, сглаживает недостатки развития. Там ребенок находится под присмотром специалистов, педагогов, но самое главное, он приходит в коллектив. Конечно, как и в любом коллективе, он может столкнуться с проблемами в общении. Ведь в школах все дети разные, некоторые и нагрубить могут. Но, тем не менее, он будет учиться общаться и на своем уровне преодолевать эти трудности. Общение со сверстниками будет ему на пользу.
Конечно, не всегда родители могут возить ребенка в школу. Тем более, что в настоящее время это сопряжено с трудностями. Ведь, если школа находится не близко, добираться придется в общественном транспорте или, если учебное заведение расположено рядом, то придется преодолевать дорогу с 15 сантиметровыми бордюрами.
Инклюзивное обучение уже давно и успешно практикуется в школах Великобритании, Италии, Германии. Так, например, в Германии дети, у которых имеются нарушения опорно-двигательного аппарата, но полностью сохранены ментальные функции, уже давно вовлечены в общеобразовательный процесс. Коллектив таких школ – это команда учителей, социальных, коррекционных педагогов, медицинских работников, воспитателей и специалистов по инклюзии.
В школе также присутствуют волонтеры. Школа открыта для всех без исключения учеников, равно как и программа обучения адаптирована под каждого. Преподавательский состав ставит перед собой задачу – индивидуальное развитие каждого ребенка. Образовательные материалы составлены таким образом, что ученики могут прорабатывать одинаковые задания, но каждый на своем уровне.
Дети находятся в школе целый день (сначала на занятиях, а затем в группе продленного дня), под присмотром логопеда. Это дает родителям возможность не беспокоиться за своих детей и спокойно работать. Такой подход к процессу обучения делает оптимальным развитие каждого ребенка.
Таким образом, инклюзивное обучение по своей сути – это прекрасная возможность детей с особенными потребностями войти в атмосферу социального общения. Остается надеяться, что она будет в полной мере реализована.
Возможность разных детей, с разными способностями быть вместе, дружить, играть, учиться помогать друг другу, заботиться друг о друге и понимать, что все люди разные. Просто среди них есть те, кто такой же, как и остальные, только возможностей у него меньше.
Литература:
1. Информационно-практический журнал «Жизнь с ДЦП проблемы и решения» - М.: 2011.
2. Мельникова, И. И. Лингвокультурологический подход к языковому образованию - средство реализации личностных результатов обучения языку [Текст] / И.И. Мельникова // Начальная школа. - 2014. - № 6. - С. 22-26.
3. Соловейчик, М. С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения [Текст] / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др. - М.: Академия, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»
Моё ЭССЕ «Мой взгляд на современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации»...
«Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ"
Иклюзия.Понятие.Инклюзивное образование....
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
«Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ в условиях образовательной организации».
Когда мы говорим о доступной среде жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, то предполагаем, в том числе, доступность к духовной жизни, достижениям науки и спорт...
Принципы работы МБОУ «Разъезженская СОШ» в контексте современного подхода к обучению и воспитанию, направленного на гуманизацию образования
Дети - источник вдохновения, и мой долг как педагога дать им детство, сохранить его, быть им другом....
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психофизического развития в повседневную работу специалистов
Внедрение современных развивающих и реабилитационных технологий, новых подходов в обучении и воспитании детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии и тяжелыми множественными нарушениями психо...
Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.
В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно в...