Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента.
материал
В данной статье освещены вопросы патриотического воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_trofimova.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию детей школьного возраста в рамках регионального компонента».
30.11.2022
В настоящее время идет построение новой системы патриотического воспитания молодежи. Она уже вступила в действие на всей территории страны. Организуются центры патриотического воспитания для молодежи, разнообразные конференции, конкурсы, военно-патриотические игры и т.п.
К настоящему времени разработаны федеральная и региональная Программы по гражданско-патриотическому воспитанию и тема патриотизма все громче звучит из средств массовой информации, с трибун различных совещаний и конференций.
Учитывая актуальность данного вопроса, педагоги нашего Центра поставили перед собой следующую цель:
формирование и развитие у школьников чувства патриотизма как важнейшей социальной и духовно-нравственной ценности через воспитание чувства любви к большой и малой Родине.
Практика показывает, что одним из эффективных средств в решении поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию является реализация регионального компонента в содержании образования.
Россия – страна разнообразных природных, этнических, экологических и социокультурных условий. Поэтому каждый ее регион имеет свои специфические особенности, которые необходимо учитывать в ходе воспитательной работы с детьми.
В основе нашей педагогической деятельности лежит концепция нравственно-патриотического воспитания в процессе ознакомления с родным краем.
Ведь для каждого большая Родина начинается с малой. От любви к понятному и близкому, реально осязаемому и дорогому с рождения приходит любовь к Отечеству – России.
В нашей практике стала традиционной такая форма работы с детьми, как организация экскурсий.
Для знакомства с малой Родиной проведены экскурсии в областной краеведческий музей, монастыри и храмы Липецкой области, усадьбу Скорняково - Архангельское. Именно такая форма работы, как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика, изучение историко-краеведческого материала.
Во время прогулок по городу дети знакомятся с памятными местами. Чувство патриотизма становится глубже, когда воспитанники больше узнают об истории своей малой родины, о традициях и памятных местах родной земли, о знаменитых земляках, об известных личностях, которые многократно бывали здесь, черпали силы для вдохновения, творчества, самоотверженной общественной деятельности на благо народа.
Мы уже третий год очень тесно сотрудничаем с работниками районной библиотеки, которые провели с нашими воспитанниками цикл мероприятий, направленных на изучение национальных традиций и обычаев, воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову, преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Широко используется региональный компонент во время экскурсий на предприятия города и района, где дети не только знакомятся с профессиями региона, но и узнают о трудовых достижениях наших земляков, как создавалась и развивалась трудовая слава района, какие люди за этим стоят.
Содержание такой работы отражает одно из направлений деятельности Центра по нравственно-патриотическому воспитанию, соответствует нашим возможностям, привлекательно для воспитанников и, в конце концов, нацелено на исполнение социального заказа общества в целом.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, подводим их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех, (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Большое место в приобщении школьников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно- обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, и др. , участие в фольклорных и обрядовых праздниках «Святки»,, «Пасхальное воскресенье» и др.) позволяют формировать у ребят знания о родной стороне, о творческих людях и коллективах.
Возрождение патриотических чувств можно добиться решением разных задач, в том числе и через физическое развитие молодежи и формирование потребности в здоровом образе жизни. Особую важность и актуальность должны получить занятия физкультурой и спортом именно сейчас, когда приняты программы по их развитию. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины.
Кроме этого у нас ведутся такие виды патриотической воспитательной деятельности как профилактика подростковой преступности, наркомании, алкоголизма и курения. Одним из недавних мероприятий стало организация флешмоба-фотосессии «Скажи твердое НЕТ».
Одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей по-прежнему остаются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Одним из таких занятий стало «Лебедянь в Алфавите», которое старшие воспитанники провели для младших. При подготовке таких мероприятий дети приучаются самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Им предлагается найти ответ в иллюстрациях, спросить у педагогов и т.д.
Для наших детей характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по литературному чтению, но и по ознакомлению с окружающим миром, музыкой, изодеятельностью, таким примером стало проведение после занятия «Лебедянь в алфавите» конкурса чтецов стихов о Лебедяни, а затем и фотосессии по красивым местам нашего города.
Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности на музыкальных занятиях и занятиях по ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами с педагогами дополнительного образования и музыкальным руководителем. (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование).
Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, были представлены во время общего праздника «Широка страна моя родная!»
Патриотизм – эта основа сильного государства, и воспитывать его в подрастающем поколении должны как специально подготовленные специалисты, педагоги, так и энтузиасты, увлеченные идеей патриотического воспитания подрастающего поколения (волонтеры). Нам в этом плане повезло. С весны этого года мы очень тесно сотрудничаем с активистами военно-патриотического клуба из числа бывших военнослужащих погранвойск. С их помощью дети приняли участие в районной военно-спортивной игре «Зарница». Для воспитанников проведена экскурсия в музей военно-патриотического воспитания, а также организованы соревнования по игре в ЛАЗЕРТАГ и проводятся занятия по военно-тактической подготовке на базе музея. Все это способствует развитию личности в духе патриотизма. Надеемся, что работа с нашими друзьями продолжится в том же направлении.
Организуя работу по патриотическому воспитанию в современных условиях, мы должны знакомить не только с историей, но и не забывать о происходящих событиях. Неоценимый вклад в процесс воспитания у детей чувства восхищения подвигами героев Великой Отечественной Войны внесли: конкурс рисунков «России, верные сыны!», занятие «15 февраля – День памяти российских солдат-участников боевых действий за пределами РФ», просмотр кинофильмов о войне, участие в акциях «Свеча Памяти», «Окна Победы», «День памяти жертв Холокоста», «Блокадный хлеб», «Письмо ветерану ВОВ», «Письмо защитникам Отечества». Были проведены уроки Мужества, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. 9 мая воспитанники приняли участие в шествии Бессмертного полка» и возложении цветов к памятнику павшим на войне. А на занятиях цикла «Герои наших дней» ребята узнали о подвигах их сверстников в наши дни и что героями можно стать и в наше время, совершив благородный и самоотверженный поступок.
Наши воспитанники приняли участие во Всероссийской акции поддержки наших спортсменов на Олимпиаде в Пекине -2022 , во время которой дети испытывали гордость за наших спортсменов, за нашу страну. И, конечно же, наши воспитанники присоединились к акции «Письмо солдату», которая продолжается до настоящего времени.
Все это способствует формированию патриотических чувств у подрастающего поколения и воспитанию чувства гордости за свою страну, активизации творческого потенциала воспитанников;
Результат работы позволил сделать вывод, что использование регионального компонента в целях формирования нравственно-патриотических качеств у школьников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Пройдет время. Трудно сказать, как сформируется характер ребят, кем они станут в будущем, но я уверена, что благодаря современным подходам к процессу патриотического воспитания молодое поколение сможет по-новому взглянуть на свою страну, почувствовать личную сопричастность к ее истории и культуре и осознать свою роль в развитии Отечества.
Продолжая работу по воспитанию любви к родному краю, мы, педагоги, прежде всего должны сами хорошо знать его, продумать, что целесообразно показать, о чем рассказать детям, особо выделить то, что характерно только для данной местности, данного края, что есть только здесь, подумать, как, через что можно показать связь родного города со всей страной.
Педагог – организатор Трофимова О.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста
материал содержит презентацию с описанием опыта работе по теме "Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей школьного возраста"и практическую часть занятия....
Родительское собрание «Состояние воспитания детей школьного возраста в семье.»
Родительское собрание«Состояние воспитания детей школьного возраста в семье.»...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня заикание представляет собой одну из острых проблем логопедии. Во всём мире признаётся, что заикание является сложной проблемой как в теоретическом, так и в практическ...
Влияние классических и народных произведений на нравственное и патриотическое воспитание детей школьного возраста
Одна из важнейших задач музыкального образования - это воспитание души ребенка средствами искусства, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти осно...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
Статья "НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Статья посвящена одной из важных проблем современной системы школьного образования. Она отражает содержание, особенности национального компонента учебно-воспитательной работы в школе. Дана краткая хар...
Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...