Технология: «Коррекция речи старших дошкольников с ТНР с использованием ИКТ»
методическая разработка
Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.
Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коррекция речи старших дошкольников с ТНР с использованием ИКТ | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 34 «КАПИТОШКА» _____________________________________________________________________________________________
143981, Московская обл., г. Балашиха, мкр. Кучино, ул. Речная, д. 6А,тел. 8(498) 500-26-02;
ds-kapitoshka34@mail.ru, http:// zddou34.edumsko.ru
.
Технология: «Коррекция речи старших дошкольников с ТНР с использованием ИКТ»
Подготовила:
Учитель-логопед
Овчинникова Татьяна Алексеевна
Г.о. Балашиха, сентябрь, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.
Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования.
Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.
В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточная сформированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: повышение качества коррекционно-развивающей процесса с использованием ИКТ.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- формирование правильного произношения (автоматизация в речи звуков, артикуляционных навыков);
- формирование связной речи;
- формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.
Коррекционно – развивающие:
- развивать речь детей старшего дошкольного возраста;
- активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;
Коррекционно – воспитательные:
- формирование у ребенка активной позиции полноправного участника коррекционного процесса;
- повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Сроки реализации: сентябрь 2020 года – май 2021 года
Этапы реализации:
I этап — Диагностика состояния речи старших дошкольников с ТНР.
II этап — Изучение результатов диагностики и определение последующих задач коррекционной работы.
III этап — Практическая деятельность:
- работа с детьми: коррекция звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий и связной речи;
- работа с родителями: консультации, мастер-классы;
- работа с педагогами: консультации, презентации, мастер-классы.
IV этап – изучение результатов.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
Месяц | Формы работы | ||||
С детьми | С педагогами | С родителями | |||
Сентябрь - октябрь | Анализ методико-педагогической литературы, отражающей проблему развития культуры речи старших дошкольников. Сбор и накопление материалов по развитию речи старших дошкольников (разработка занятий, дидактических игр и упражнений, консультации для воспитателей и родителей и т. д., подбор методов диагностики. Изучение результатов педагогического исследования и определение последующих задач педагогической работы, направленных на решение проблемы развития речи старших дошкольников. | ||||
Ноябрь | Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова. Интерактивная игра. | Электронная папка: «Картотека русских народных игр» | Введение в проблему. Консультация на тему: «Причины речевых недостатков» | ||
Декабрь | НОД: Ударение в слове. Полная схема слов с применением Мерсибо. | Консультация на тему: «Методика использования ИКТ в образовательном процессе» | |||
Январь | ООД по формированию культуры речи у старших дошкольников по средством использования ИКТ. Тема: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Образ букв С и Ш. | ||||
Февраль | Досуговая деятельность с воспитанниками и педагогами: КВН «Сказочная карусель» с применением интерактивных технологий. | Консультация на тему: «Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста» | |||
Март | ООД: по формированию и развитию правильного звукопроизношения у дошкольников с применением ИКТ Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Л’]. Буква Л. | Консультация для педагогов: «Использование ИКТ в детском саду в развитие речи дошкольников» | Консультация на тему: «Роль семьи в развитии речи детей» | ||
Апрель | Театрализованная постановка сказки: «Лиса и козел», с записью фильма | ||||
Май | Подведение итогов. Изучение результатов. |
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
- у детей с ТНР появилась мотивация к речевому высказыванию, и диалогу;
- повысился уровень сформированности лексико-грамматических средств языка;
- повысилась заинтересованность родителей в улучшении связной речи детей с ТНР;
- улучшились результаты работы по формированию связной речи детей с ТНР в связи с исчезновением страха говорить.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР.
- Вербенец А.М.. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы//детский сад :теория и практика. – 2011. – №6. – с. 6-21.
- Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устнаяречь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. - № 1.
- Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
- Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285- 287.
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М.:ВЛАДОС,2001
- Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»// Логопед. 2011.- № 3__
- Меняшев А.Е., Емченко С.А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс детского образовательного учреждения/ Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2012. – 44 с. (серия “Методические рекомендации”).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)
На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...
Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...
Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования
Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»
Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...
Особенности детско-родительских тренингов по коррекции самооценки старших дошкольников
статья для педагогов и родителей...
Стендовый доклад "Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала"
Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала...