Технология: «Коррекция речи старших дошкольников с ТНР с использованием ИКТ»
методическая разработка

Овчинникова Татьяна Алексеевна

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

 

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 34 «КАПИТОШКА» _____________________________________________________________________________________________

143981, Московская обл., г. Балашиха,  мкр. Кучино, ул.  Речная, д. 6А,тел. 8(498) 500-26-02;

ds-kapitoshka34@mail.ru, http:// zddou34.edumsko.ru

        

   

.

Технология: «Коррекция речи старших дошкольников с ТНР с использованием ИКТ»

Подготовила:

Учитель-логопед

Овчинникова Татьяна Алексеевна

                                 Г.о. Балашиха, сентябрь, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

РЕАЛИЗАЦИЯ

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

РЕЗУЛЬТАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в коррекционно - образовательном процессе убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта, речи и в целом, личности ребенка.

Действительно, компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребенка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только во взаимодействии педагога, ребенка и компьютера можно достичь положительного результата.

Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с речевыми нарушениями.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий  в систему образования.

Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям необходимо использовать на индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятиях компьютерные программы, которые могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

          В последнее десятилетие врачами и педагогами отмечено, что количество детей с ОВЗ неуклонно растёт, в частности, с общим недоразвитием речи. Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Тяжелое недоразвитие речи (ТНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. 

В нашей стране ведущими методистами, логопедами-практиками: Филичевой Т. Б, Чиркиной Г. В, Бабиной Г. В, Мастюковой Е. М., Жуковой Н. С. И др. разработана система коррекционных мероприятий для детей с ТНР дошкольного возраста. Однако, ведущие логопсихологи (В.М.Шкловский, Г.А.Волкова, А.Б.Хавин, В.А.Калягин, Е.Ю. Рау и т.д.) отмечают, что у детей с ТНР прослеживается недостаточная сформированность психических процессов - памяти, внимания, восприятия. Возникла необходимость в стимулировании вышеуказанных процессов.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель: повышение качества коррекционно-развивающей процесса с использованием ИКТ.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • формирование правильного произношения (автоматизация в речи звуков, артикуляционных навыков);
  • формирование связной речи;
  • формирование и развитие звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, просодики, лексико-грамматического строя и связной речи.

Коррекционно – развивающие:

  • развивать речь детей старшего дошкольного возраста;
  • активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй;

Коррекционно – воспитательные:

  • формирование у ребенка активной позиции полноправного участника коррекционного процесса;
  • повышение мотивации детей к обучению и, как следствие этого, исправлению существующих речевых нарушений.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Сроки реализации: сентябрь 2020 года – май 2021 года

Этапы реализации:

I этап — Диагностика состояния речи старших дошкольников с ТНР.

II этап — Изучение результатов диагностики и определение последующих задач коррекционной работы.

III этап — Практическая деятельность:

- работа с детьми: коррекция звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий и связной речи;

- работа с родителями: консультации, мастер-классы;

- работа с педагогами: консультации, презентации, мастер-классы.

IV этап – изучение результатов.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

С родителями

Сентябрь - октябрь

Анализ методико-педагогической литературы, отражающей проблему развития культуры речи старших дошкольников. Сбор и накопление материалов по развитию речи старших дошкольников (разработка занятий, дидактических игр и упражнений, консультации для воспитателей и родителей и т. д., подбор методов диагностики.

Изучение результатов педагогического исследования и определение последующих задач педагогической работы, направленных на решение проблемы развития речи старших дошкольников.

Ноябрь

Твердые и мягкие согласные. Слоги и слова. Интерактивная игра.

Электронная папка: «Картотека русских народных игр»

Введение в проблему. Консультация на тему: «Причины речевых недостатков»

Декабрь

НОД: Ударение в слове. Полная схема слов с применением Мерсибо.

Консультация на тему: «Методика использования ИКТ в образовательном процессе»

Январь

ООД по формированию культуры речи у старших дошкольников по средством использования ИКТ.

Тема: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Образ букв С и Ш.

Февраль

Досуговая деятельность с воспитанниками и педагогами: КВН «Сказочная карусель» с применением интерактивных технологий.

Консультация на тему: «Особенности звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста»

Март

ООД: по формированию и развитию правильного звукопроизношения у дошкольников с применением ИКТ

Тема: Дифференциация звуков [Л] – [Л’]. Буква Л.

Консультация для педагогов: «Использование ИКТ в детском саду в развитие речи дошкольников»

Консультация на тему: «Роль семьи в развитии речи детей»

Апрель

Театрализованная постановка сказки: «Лиса и козел», с записью фильма

Май

Подведение итогов. Изучение результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

  • у детей с ТНР появилась мотивация к речевому высказыванию, и диалогу;
  • повысился уровень сформированности лексико-грамматических средств языка;
  • повысилась заинтересованность родителей в улучшении связной речи детей с ТНР;
  • улучшились результаты работы по формированию связной речи детей с ТНР в связи с исчезновением страха говорить.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абраменко Е.В., Васильева В.С. Коррекция нарушений речи у старших дошкольников с ОНР.
  2. Вербенец А.М.. Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы//детский сад :теория и практика. – 2011. – №6. – с. 6-21.
  3. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устнаяречь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. — 1998. - № 1.
  4. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
  5. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии: специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14), с. 285- 287.
  6. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. Пособие для учителя-логопеда. – М.:ВЛАДОС,2001
  7.  Лынская М.И. «Информационные технологии с безречевыми детьми»// Логопед. 2011.- № 3__
  8. Меняшев А.Е., Емченко С.А. Интеграция информационных и компьютерных ресурсов в коррекционно-образовательный процесс детского образовательного учреждения/ Южно-Сахалинск: Изд-во ИРОСО, 2012. – 44 с. (серия “Методические рекомендации”).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь...

Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях логопедического пункта (1 год обучения)

На современном этапе в системе образования и обучения наблюдается рост числа детей с фонетическим и фонетико-...

Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным язык...

Методика коррекции общего недоразвития речи старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием метода наглядного моделирования

Гармоничное развитие ребенка-дошкольника с задержкой психического развития предполагает формирование умений применения знаний, умений, навыков, полученных на логопедических занятиях, на практике. Можн...

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников»...

Стендовый доклад "Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала"

Развитие связной речи  старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала...