Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.
статья по теме

Шмидт Елена Владимировна

Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальным влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих, рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Речевой опыт уменьшается в количественном и качественном выражении. . Качество связной речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. 

Важнейшим в работе определяю принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяю при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка.

Использование вышеперечисленных методов и приемов (см. статью) при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом. Мой опыт по данной проблеме обобщен и представлен в методических рекомендациях. Работа имеет рецензию старшего преподавателя кафедры психологического, социально-педагогического, общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО Загляда Л.И., рекомендована к применению учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые подходы в формировании связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи в условиях коррекционных групп.

Шмидт Елена Владимировна учитель-логопед.

МБДОУ «Детский сад № 105 комбинированного вида Антошка»

Город Прокопьевск, Кемеровская область.

     Предоставляя опыт, я как учитель-логопед делаю акцент на условиях, позволяющих организовать реальность ежедневного общения с детьми, содействующего развитию дошкольников, исправлению речевых нарушений. Трудно переоценить роль речи в современном мире. Ускорение ритма жизни, большой объем потока информации, необходимость адекватных реакций на происходящее, государственная политика, ставящая целью воспитание, развитие человека, способного успешно адаптироваться к условиям инновационных явлений. На первый план выдвигаются не знания, умения, навыки, а компетентность, умение работать с информацией, применять знания на основе личного опыта. Психофизические особенности ребенка раннего дошкольного возраста объясняют важность звучащего слова. Для него много значит стиль общения, интонация голоса, телесный контакт. Развитие связной речи у детей находится под стихийным, а зачастую негативным и асоциальном влиянием зрительной наглядности. Игрушки, компьютер заменяют ребенку живое общение. Дошкольник впитывает речь окружающих, рекламных роликов, фильмов агрессивного содержания. Речевой опыт уменьшается в количественном и качественном выражении. О чем свидетельствует упрощение словаря, грамматического оформления речи, а также снижение выразительности, образности, действенного потенциала. Вырастить человека грамотного, а грамотность рассматривается,  как умение читать, понимать и использовать текстовую информацию, невозможно без становления личности. Именно проявляя себя в социуме, человек определяет для себя дальнейшие перспективы на жизнь. Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей в совокупности с коррекцией имеющихся речевых нарушений, рассматриваются мною как основа формирования полноценной личности ребенка. Развитие и коррекция речи, рассматривается мною не только в лингвистическом аспекте, но и в контексте становления коммуникативных способностей общения детей друг с другом, со взрослыми посредствам формирования связной речи дошкольников. Качества связной речи определяют готовность ребенка к школьному обучению. В настоящее время наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Формирование связного высказывания у детей с ОНР является конечной целью в общем комплексе речевых мероприятий. Подтверждение этому мы находим в работах иных авторов: Ефименкова Т. Б., Глухов В. П., Филичева Т. Б., Соболева А.В., Ткаченко Т. А. Практика моей работы показала, что использование данных методов и приемов в полном объеме не всегда возможно в связи с высокой трудоемкостью, сложности речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия, часто задержка психического развития), недостаточной мотивацией. Целью своей работы при коррекции связной монологической речи считаю поиск, апробирование и внедрение новых эффективных методов и приемов интегрированного воздействия, обеспечивающего устойчивый, стабильный результат работы в более короткие сроки. Для достижения поставленной цели необходима реализация следующих задач:

  1. формирование мотивации связного высказывания, отталкиваясь от личностно-значимой для ребенка ситуации;
  2. воспитание регулирующей, планирующей функции речи, основанной на контроле и самоконтроле;
  3. обучение овладению различными видами связной монологической речи;
  4. усвоение лексико-грамматических средств, как основы для построения развернутого высказывания.

По мнению Сохина Ф.А. в старшем дошкольном возрасте заканчивается первый «университет», но ребенок занимается зразу на всех «факультетах». Процесс формирования у дошкольников связной речи изначально усложняется, если у ребенка общее недоразвитие речи (ОНР). Значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи у детей с ОНР обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, грамматического; недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии высших психических процессов (внимания, памяти, воображения) создает дополнительные затруднения в овладении связной монологической речью. Первые экспериментальные исследования связной речи были проведены под руководством С. Л. Рубинштейна, который ввел в употребление термин «связная речь». Он определял ее как речь, передающую логически связное содержание в форме, понятной из самого контекста. Связная речь характеризуется различными авторами не в своей непосредственной предметной отнесенности, а от способности говорящего выразить свои мысли понятно для слушателя. Сформированная связная речь – важнейшее условие успешного обучения ребенка в школе. В коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР формирование связной речи – конечная цель всего коррекционного процесса, требующая кропотливой, длительной работы логопеда. Подтверждение этого я нахожу в работах многих авторов. Методики, предлагаемые Ефименковой Л. Н., Ткаченко Т. Л., Филичевой Т. Б., Соболевой, Глуховым В. П. успешно апробировала и использую на практике. Использование вышеперечисленных методов и приемов в полном объеме не всегда возможно в связи с высокой трудоемкостью, сложностью речевой патологии, недостаточной мотивацией. Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия. Ведущими выделяю следующие:

  1. опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы;
  2. овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
  3. осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением.

Важнейшим в работе определяю принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Особое внимание уделяю при этом обучению тем видам связных высказываний, которые, прежде всего, используются в процессе усвоения знаний в период подготовки к школе и на начальных этапах школьного обучения, что предполагает широкое использование форм и приемов обучения, способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребенка. Оценка коммуникативных умений может быть дана (условно) с учетом следующих критериев:

Критерии оценки коммуникативных умений детей

Оценка в баллах

Уровень речевой

коммуникации

1

Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета

3

высокий

2

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое

2

средний

3

Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание

1

низкий

Механизм речевых расстройств очень  разнообразен, что преодоление их требует дифференцированной коррекции, поэтому в основе этой деятельности лежит принцип личностно-ориентированного подхода. Индивидуализация проблем ребенка, учет его склонностей, возможностей, позволяет определить приоритеты в коррекционной работе. По результатам диагностики составляю индивидуальный профиль, который наглядно демонстрирует, в каких видах развернутых высказываний у детей отмечаются наибольшие трудности, и на что следует обратить особое внимание в ходе последовательной коррекционной работы. Пример составления индивидуального «профиля» состояния связной монологической речи детей с ОНР (третий уровень речевого развития)

Уровни выполнения задания

Виды заданий

1.Пересказ

2.Рассказ по серии картинок

3.Рассказ на основании опыта

4.Описание предмета

5.Продолжение рассказа

I «хороший»

II «удовлетворительный»

III «недостаточный»

IV «низкий»

V задание не выполнено

Алеша 3 группа1 («слабая»)

Для меня важно в работе с воспитанниками задействовать как можно больше каналов восприятия. Поскольку, чем быстрее они смогут прочувствовать, проанализировать в содержательном речевом аспекте поток поступающей информации, тем результативнее будет работа по развитию культуры речи. Помимо общих мероприятий, направленных на коррекцию речевых нарушений, практикую ряд обновленных и принципиально новых приемов формирования связной речи дошкольников. При обучении пересказу использую моделирование сюжета с помощью наглядных схем, алгоритмов. Прием способствует развитию вербального восприятия, лучшего осмысления и восприятия. Дети усваивают способы программирования содержания, путем установления последовательности и взаимосвязи основных смысловых звеньев. Использование магнитно-маркерной доски (Приложение 1) позволяет достаточно быстро перемещать картины и графически обозначать пункты плана рассказа. Работу по развитию словаря осуществляю в процессе разбора текста. Мною составлена картотека слов, словосочетаний, фразеологических оборотов. По мере роста речевых возможностей детей, учу их овладевать доступными приемами языковой трансформации. Отличительной чертой этого приема является изменение текста, например, замена рассказа от первого лица рассказом от третьего. Активно использую работу со сказками и их персонажами. Характерным признаком, отличающим мой способ работы над сказкой, является ступенчатость подачи материала. Занятия с использованием сюжетов сказок ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Удачной находкой при обучении детей пересказу является прием использования наушников (Приложение 2). На диктофон наговаривается текст или эпизод рассказа. Меняется форма подачи материала и это играет свою положительную роль. Пересказ становится своего рода игрой. Обратный прием – наговаривание текста самим ребенком и прослушивание его в группе. Отступление от стандартного прослушивания текста дает положительный результат. Эпизод обыгрывается, повышается интерес и создается положительный эмоциональный фон. Одним из видов работы по развитию связной речи выделяю проведение занятий по обучению детей рассказыванию по сериям сюжетных картин (ССК). Минусом предложенных ранее способов иллюстрации ССК считаю изображение отдельных эпизодов. Для устранения данного недостатка я выбираю картины при сохранении принципа логической последовательности. В работе придерживаюсь принципа трехуровневой градации подачи материала. Описание является особым видом связной монологической речи. На занятиях по составлению описательных рассказов прием «живых картинок» очень удачен. Демонстрацию действий провожу на коврографе. Этот вид работы позволяет моделировать ситуации, включать пространственные ориентиры. Использование коврографа позволяет включать двигательный анализатор, который наиболее активизирует речевую деятельность детей. При составлении описательных рассказов апробировала и удачно использую прием «стоп-кадра» (компьютер) (Приложение 3). Он удачно вписывается в структуру ведения занятия. При остановленном кадре дети подробно описывают происходящее, проговаривают детали, причем я обращаю их внимание на незаметные при просмотре элементы, качества персонажей и предметов. Такая работа со стоп-кадром ориентирована на называние своих восприятий в свободном временном режиме. При этом дети используют имеющийся у них активный словарь и активизируют, под воздействием вопросов взрослого, пассивный. Кроме того, при разборе предметного и событийного плана экспозиции ребенок овладевает новыми понятиями, которые соотносятся с содержанием показа и объясняются взрослыми и самими детьми. Экспозицию для стоп-кадра взрослый выбирает в соответствии с полезностью или увлекательностью для ребенка. В работе я применяю просмотр DVD-фильмов по лексическим темам с учетом тематического планирования. В целом использование технических средств (компьютера, DVD) позволяет повысить заинтересованность ребенка, более эффективно донести до него смысл занятия. Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, способствует активизации знаний и представлений об окружающем, предоставляет большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи связей и отношений между предметами и явлениями. На практике,  я включаю творческие задания в различные виды рассказываний начиная с третьего периода первого года обучения. Самостоятельная, творческая речевая деятельность детей характеризуется осознанностью, мотивированностью, произвольностью поведения, сформированностью психических процессов. Ребенок повышает свой общий культурный уровень, у него формируется готовность к социальному взаимодействию. В настоящее время все более востребованными становятся педагогические технологии, осуществляемые с учетом здоровьесбережения, в качестве обязательной составляющей педагогического процесса. В связи с этим, считаю обоснованным и продуктивным использование иппликатора Кузнецова (Приложение 4), как средства действенной коррекции движений рук и звукопроизносительной стороны речи,  и приема ниткографии (Приложение 5). Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде создания единого пространства развития ребенка, невозможного без объединения усилий логопеда и родителей. Коррекционная работа по формированию связной монологической речи у детей с ОНР предусматривает:

  1. личностно-ориентированное взаимодействие специалистов ДОУ на интегрированной основе;
  2. индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности;
  3. учет компенсаторных и потенциальных возможностей ребенка;
  4. интеграция методов коррекционно-развивающего образования, усилий и возможностей родителей, педагогов.

Модель коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности как системы, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий, надежный уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка. Целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения логопеда и родителей. Для успешной работы специалисту необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. Цель совместной работы – активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание в детском саду более последовательным и эффективным. Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  1. преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
  2. относиться к ребенку как к равному;
  3. всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи;
  4. знать, учитывать сильные и слабые стороны ребенка;
  5. проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях.

Использование вышеперечисленных новых методов и приемов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды способствует решению задач по развитию связной монологической речи дошкольников с речевой патологией более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом. Мой опыт по данной проблеме обобщен и представлен в методических рекомендациях. Работа имеет рецензию старшего преподавателя кафедры психологического, социально-педагогического, общего и специального (коррекционного) образования КРИПКиПРО Загляда Л.И., рекомендована к применению учителям-логопедам, воспитателям коррекционных групп.

Литература.

  1. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М., АРКТИ, 2002.
  2. Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет. – М., 2005.
  3. Жукова И.О., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1998.
  4. Сперанская Т.Л., Ледник И.А. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи. Методическое пособие. – СПб., 2007.
  5. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.
  6. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малышей. – М., 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение дифференциации, индивидуализации воспитания и обучения как условие построения траектории индивидуального развития старшего дошкольника с общим недоразвитием речи

Реализация принципов индивидуализации и дифференциации в коррекционной работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи (I-й год обучения)...

Нарушения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)

В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Р.И. Спировой Л.Ф., А.В. Ястребовой и др.) подчеркивается, что у детей с ОНР отмечается различны...

тема: Формирование глагольной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

ВведениеГлава I.    Теоретическое обоснование проблемы формирования глагольной лексики у старших дошкольников с ОНР III уровня1.1...

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАРАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ В ПРОЦЕССЕ ОПИСАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН...

Особенности связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и методические рекомендации

Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию, в подходах к р...

Доклад на тему "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ" был представлен на Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ...

Рассказ-описание как вид связной речи и его особенности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Аннотация. Проблема трудности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи  навыка связного высказывания характеризуется недоразвитием таких компонентов речи, как: грамматический, лексическ...