Консультация на ГМО «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»
консультация

Чирухина Марина Леонидовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_1.docx38.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Консультация для педагогов

«Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»

Составитель: Чирухина М.Л. воспитатель

Все вы знаете о том, что с   1 сентября 2023 года была введена федеральная образовательная программа дошкольного образования, согласно которой занятия по подготовке к обучению грамоте проводятся не только в подготовительной группе, как это было ранее, а занятия вводятся со 2 младшей группы. Сейчас хочу вас напомнить задачи, начиная со 2 младшей группы и средней.

Во 2 младшей группе всего 1 задача, которая звучит так:

Педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины (Слово, звук в практическом плане).

В средней группе:

-Продолжать знакомить с терминами, (звук, слово), учить понимать и  употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх.

- Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные).

- Формировать умение различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком;

- Выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно.

В старшей группе:

- Формировать у детей умение производить анализ слов, различной звуковой структуры, выделать словесные ударения и определять их место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (Гласные, твердые согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины.

- Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова.

Т.к. ФОП введен  с этого учебного года, а у нас старшая группа то для освоения всех задач программы и для последовательной подготовки детей к обучению грамоте необходимо было начать с реализации программ 2 младшей и средней группы, для этого мы с начала учебного года  планировали непосредственную образовательную деятельность с учетом этих задач,  а также, при составлении календарного планирования воспитательно-образовательной деятельности на каждый день. Мы используем, дидактические, словесные игры, направленные на подготовку к обучению к грамоте.

Сегодня я хочу более подробно остановиться на словесных играх для детей старшего дошкольного возраста. Преимущество словесных игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала и могут проводиться в любом месте (группа, улица) и в любое время (как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и т.д.).

Предлагаю вам поиграть. Прошу вас обратить внимание на то, что игры не только по подготовке к обучению грамоте, но и по развитию речи, так как эти два направления тесно связаны между собой.

  1. Словесная игра «Журналисты» с микрофоном

Цель: развивать связную речь, воображение, мышление.

Ход игры: выбирается один ведущий, он отвечает на вопросы. Остальные дети – журналисты, они по очереди задают вопросы. На любой вопрос нужно отвечать, только словами, начинающими с определенного звука, например со звука К:

  • Как вас зовут? (Карина, Катя, Ксюша, Кира, Клеопатра)
  • Кем вы работаете? (кондитер, кладовщик, консультант, корреспондент, каменщик)
  • Назовите ваше любимое блюдо? (каша, котлеты, кекс и т. д.)
  • Какой у вас любимый напиток? (кофе, какао, коктейль и т. д.)
  • Назовите ваш любимый цвет? (красный, коричневый и т.д.)
  1. Словесная игра «Сочиним сказку»

Цель: развивать речевую активность, внимание, мышление.

Ход игры:  

- На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук (а). Кто это мог быть? (Заяц)

- У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки).

- Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей, в названии которых был звук (к). Кого он позвал? (Волк, кабан, белка)

-  Каждый принес зайцу игрушку для его зайчат, в названии которых был звук (к). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машинка, кукла, пирамидка)

3. Словесная игра «Цепочка слов» с клубком

Цель: развивать фонематический слух, упражнять в дифференциации звуков.  

Ход игры: Ведущий называет первое слово, следующий придумывает слово на последний звук этого слова и т.д. (например, «зима» - «арбуз» - «зуб» и так далее).

  1. Словесная игра «Почемучки» с мячом

Цель: формирование навыков связных речевых высказываний, развитие умения отвечать полным предложением на поставленный вопрос. 

Ход игры: на задаваемые вопросы надо обязательно отвечать - «Потому что».

- Почему осенью улетают птицы?

- Почему весной снег тает?

- Почему люди берут зонты?

- Почему ребенок плачет?

- Почему мяч катится?

- Почему летом не носят шубы?

- Почему ночью темно?

5. Словесная игра «Кто подберет больше слов?»

Цель: развивать мышление, активизировать словарный запас.

Ход игры: взрослый предлагает детям назвать как можно больше слов, отвечая на вопросы.

- Что можно сшить? (Платье, пальто, сарафан, рубашку, шубу, юбку, блузку)

- Что можно связать? (Шапку, варежки, шарф, кофту, платье, салфетку и т. д.)

- Что можно завязывать? (Шапку, шарф, ботинки, платок, косынку и т. д.)

- Что можно услышать? (Песню, музыку, шум, разговор, звуки, стук).

6. Словесная игра «Покупки» 

Цель: развивать воображение, мышление.

Ход игры: Педагог или ребенок предлагает какую-то воображаемую ситуацию, например: Мы пришли в продуктовый магазин и нам нужно купить, только те продукты, в названии которых, есть звуки (с). (Сыр, соль, свекла, сок, капуста, сахар)

7. Словесная игра «Поймай слог»

Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.

Ход игры: педагог «бросает» детям слог, а они должны «превратить» его в слово.

Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз, ка -картина  и т.д.

8. Словесная игра «Придумай слово».

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: придумать слово с заданным звуком в начале, в конце или в середине. Придумайте слова, которое начинаются на звук «М» (Машина, мак, мороженое, мандарин и т.д. Придумайте слова, которое заканчиваются на звук «К» (ток, мак, маяк, замок, парк и т.д.). Придумайте слова, в середине которого звук «А» (Рак, мак, краб, шар и т.д.).

9.  Словесная игра «Что каким бывает?»

Цель: обогащать словарь прилагательными.

Ход игры: суть этой игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть дети с вашей помощью составляют своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Воспитатель: Кошка, бывает какая?

- Ласковая, домашняя, пушистая...

Воспитатель: Что или кто еще бывает пушистым?

- Белка, хомяк, снег ...

Воспитатель: Каким еще может быть снег?

- Холодным, белым, красивым...

Воспитатель: Что еще может быть красивым? И т.д.

10. Словесная игра «Шаги»

Цель: обогатить словарный запас.

Ход игры: 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш. Педагог или ребенок ведущий называет тему: «Что кладут в суп?» («Все круглое», «Ласковые слова для мамы», «Кто умеет летать», «Вежливые слова», «Что бывает красным?») Каждый ребенок по очереди делает один шаг, назвав одно слово по теме. Победил тот, кто первым дошел до финиша..

11. Словесная игра «Про кота»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры:

Взрослый предлагает детям закончить предложение по смыслу, добавив слово кот:

- На крылечке спит (кто?) кот.

- Мы купили корм (для кого?) для кота.

- Рыбку тоже дадим (кому?) коту.

- Мы посмотрим (на кого?) на кота.

- Мы любуемся (кем?) котом.

- Говорили мы (о ком?) о коте.

12. Словесная игра «Если бы...»

Цель: развивать связную речь, воображение, мышление.

Ход игры: педагог предлагает детям пофантазировать и продолжить предложение:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы рыбы умели говорить, то ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

«Если бы люди не умели говорить, то…»

Еще одно преимущество словесных игр в том, что их могут применять не только педагоги, психологи, логопеды, но и родители, по дороге в детский сад, в поезде, в очереди к врачу, в самолете и т.д.

        В ноябре 2023 года на базе муниципального дошкольного учреждения «Цветик - семицветик» состоялся конкурс авторских дидактических игр по развитию речи, в котором я активно приняла участие, создав игру под названием «Цветик-семицветик». Хочу подробней рассказать о ней.

Игра для детей старшего и подготовительного возраста является настольной. Цель игры: формировать навык сопоставления местоимений с существительными.  

Алгоритм пользования: Для игры имеется одно поле: макет «Бродилка».

Карточки с различными картинками. Фишки разного цвета 5 штук. Кубик.

Игра предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы.

Правила игры:

1 вариант. Играющие дети сидят за столом. Игроки ставят фишки на старт. Очерёдность фишек игроки обговаривают заранее. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них. Если фишка игрока остановилась на круге, где уже стоит фишка, то он ставит сверху, таким способом загородив проход. Начинает ходить тот, чья фишка была сверху.

Когда фишка останавливается на белом круге, то игрок отвечает на вопрос: «Что это?» - «Кукла», «Чья кукла?», ребенок должен ответить: «Моя кукла», далее берет карточку с этой картинкой себе. Когда фишка останавливается на голубом круге, то игрок должен составить любое предложение из полученных ранее карточек.  Игрок дошедшим первым до финиша является победителем.

2 вариант.  Возьмите все карточки  и предложите ребенку разложить их на несколько «стопочек»: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т.п.

        В игру можно играть без помощи взрослых, брать на себя роль педагога.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Тема: Знакомство детей со звуком «с», «с\'». У нас в гостях Бабушка-Загадушка.

Знакомство детей со звуком «с», «с\'».У нас в гостях Бабушка-Загадушка. Программное содержание Познакомить детей со звуком «с», «с\'», сравнивать звуки по произношению и звучанию, обозначать и...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.

На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группеЦель: освоение звукового анализа слова.Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»

Консультация для педагогов «Использование словесных игр при подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе»...