Продуктивное использование образовательных технологий и методов в практике педагога
методическая разработка

Сидоренко Елена Викторовна

Продуктивное использование образовательных технологий и методов в практике педагога

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnoe_ispolzovanie_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивное использование образовательных технологий и методов в практике педагога

Современное общество очень быстро меняется: меняются приоритеты, ценности, требования к специалистам.  На отечественном рынке труда появляется множество профессий, о которых прежде мы даже не подозревали. Новое время диктует свои правила и уже недостаточно иметь только профессиональные знания, умения и навыки в своей профессии.

Нужно уметь работать в стрессовых ситуациях, выполнять поставленные задачи с учетом установленных временных рамок, быть конкурентоспособной личностью с аналитическим мышлением, коммуникабельностью, творческим отношением к делу, стремлением к сотрудничеству.

Перед каждым педагогом встает вопрос о том, как превратить обучение в процесс развития личности. В этом помогают современные образовательные технологии, позволяющие исследовать и анализировать полученные знания, а также развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Итак, использование новых технологий в педагогике неизбежно.

Существует многообразие пед. технологий, которые классифицируются по разным признакам. Но деление технологий является относительно условным, потому что каждую конкретную технологию, можно классифицировать с разных точек зрения.

Использую в работе элементы различных технологий, откликается системно-деятельностный подход, технология критического мышления и др.

Для результативности использования педагогических технологий недостаточно знать только их признаки, классификацию и содержание. Необходимо, чтобы технологии были изучены, правильно поняты и приняты педагогом. А также чтобы они работали с конкретным классом.

Я, безусловно, не претендую на новизну приемов, многие из них известны. Может кто-то просто вспомнит, и снова будет использовать в работе. Практически все приёмы я использую, но есть среди них те, которые заинтересовали в процессе подготовки к конференции, и я их включила в доклад.

  1.  «Лови ошибку». Даётся пример с решением, в решении которого есть ошибка(и). Дети ищут её(их). Такой приём приучает детей детально разбираться в каждой строчке, в каждом символе. Часто беру решения с ошибками из проверенных работ. Т.е. придумывать ничего не нужно, просто переписываю своей рукой (т.к. дети узнают почерк одноклассников, могут смеяться, подтрунивать) и показываю с помощью интерактивной панели, находим ошибки, анализируем, исправляем.
    Или, как вариант: даётся ряд примеров с готовыми ответами, нужно найти неверно решенный.
  2. Следующий приём немного похож на предыдущий. «Убедите меня в том, что у этого уравнения нет корней / данная задача имеет именно такой ответ и никакой другой / этот пример можно решить двумя способами»
  3. «Массив заданий». Вот 10 заданий, некоторые из них будут в контрольной работе (повышается интерес решить все задания).
  4. Приём «Будущая контрольная работа». Буквально на первых уроках изучения темы выдается контрольная работа, с типичными заданиями реальной контрольной, не только для того, чтобы решать, а чтобы смотреть и понимать какие задания уже умею решать, какие нужно научиться выполнять… Те, что умеют решать, решают по-желанию. Можно из этой работы задать домашнее задание.  
  5. «Бортовой журнал». Это приём, при котором управления нет, а функции его выполняются. Каждый знает, что ему делать и делает, потому что хочет этого сам.
  6. «Сочини пример соседу». Например, можно использовать при изучении темы «Перевод чисел из одной системы счисления в другую» или «Единицы измерения информации». На отдельных листочках записывается пример для соседа, решение записывается в тетради. Обмениваются листочками, решают, проверяют, выставляют оценки. Можно собрать 2-3 работы и выставить отметки в журнал.
  7. Составление кластеров (схем). Например, при изучении темы «Кодирование графической информации».
  8. Сформулируйте задание и запишите его. Например, дается число в двоичной системе счисления. Можно придумать задание: переведите в десятичную систему счисления и запишите сумму цифр этого числа.
  9. Ассоциации. Н-р, Биквадратное уравнение – «би» - это два, дважды квадратное уравнение, уравнение четвертой степени.
  10. Мнемонические правила или как лучше запомнить. Например, понятие «посторонний корень» – корень в сторону, медиана – это обезъяна, которая говорит здрасьте и делит сторону на равные части, правило лошади в тригонометрии…
  11. Часто использую в своей работе приём «Спасибо за вопрос». Дети задают вопросы, а ты благодаришь за вопрос, потом они не боятся задавать вопросы, а, наоборот, стараются сформулировать и задать. Но это касается, действительно, стОящих, важных вопросов (а то они будут ради похвалы спрашивать, что попало).
  12. Я не спрашиваю у детей «Кто не понял?», я спрашиваю «Чей мозг не воспринял информацию?». Так, как мне кажется, они честнее признаются, что не поняли. Здесь как будто это не они не поняли, а мозг виноват.
  13. «Необычная обычность». Приём подачи д/з. Н-р, номера заданий задать в двоичной системе счисления или в римской. Другой вариант: использовать простую формулу, расчёт. I = U/r, U = 36, I = 2, r = ? r – это номер задания.
  14. На этапе рефлексии можно использовать мензурку, которую нужно закрасить на столько, насколько чувствуешь уровень понимания материала.
  15. Или использовать батарейку, можно закрасить всю или часть батарейки. Так же батарейку можно использовать в среднем звене для налаживания дисциплины. Если шумно в классе, то уровень заряда батарейки уменьшается. Можно предупредить, чем меньше уровень заряда, тем больше дома упражнений.

Вывод: применение различных приемов способствует развитию у моих учеников умений  работать с информацией, активно её воспринимать, проводить анализ, преобразовывать информацию, критически оценивать новые знания, делать выводы, формируются навыки самоконтроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты