аналитическая справка о результативности коррекционной работы
материал
аналиическая справка о результативности коррекционной работы для I категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
аналитическая справка о результативности коррекционной работы | 71.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая справка о результативности коррекционной работы
учителя-дефектолога ГКОУ школы №10 г. Белореченска
Ивановой Людмилы Геннадьевны
за 2018-2019 учебный год.
Целью работы учителя-дефектолога на данный учебный год являлась организация оптимальных условий для проведения успешной коррекции отдельных сторон психического развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это соответствовало цели школы - «Создание обогащенной коррекционно-развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для последующей социальной адаптации и интеграции в общество».
Работа строилась по основным направлениям:
1.Диагностическое направление.
Диагностическая работа была направлена, прежде всего, на определение уровня развития, уровня готовности ребенка к коррекционному воздействию и обучению, причин и механизмов уже возникших трудностей в обучении. Кроме этого, Людмила Геннадьевна изучала медицинскую документацию с рекомендациями, учитывала рекомендации специалистов ПМПК, ИПРА, изучала деятельность и поведение учащихся в ходе проведения уроков и в процессе их взаимодействия со сверстниками, проводила диагностические беседы с родителями.
Такой подход помог достичь комплексности диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей каждого ребенка, исходя из понятий «зона ближайшего развития» и «зона ближайшего окружения». Она посещала уроки и занятия с целью изучения способности к усвоению необходимого минимума знаний, умений и навыков, глубины овладения материалом, способностей развития каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребенка.
Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка, как специалиста школьного ПМПк. За данный период специалистом обследованы 21 вновь прибывший учащийся, что составляет 100% от общего числа поступивших. Результаты дефектологического обследования сопоставлялись с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждались на заседаниях консилиума, в результате чего подобраны условия для более качественного обучения детей с ОВЗ в рамках образовательного маршрута.
Диагностическое направление работы специалиста включало в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.
На динамическом наблюдении у нее, как у специалиста, находились 12 вновь прибывших учащихся (100% от числа находящихся на динамическом наблюдении школьного ПМПк на данный учебный год). Динамическое изучение учащихся проводилось (три раза в год: сентябрь, март, май) с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Результаты обсуждались на заседании школьного ПМПк и оформлялись в виде дефектологического представления на учащегося.
2. Коррекционное направление.
Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляло собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определялась содержательная направленность коррекционной работы.
В текущем учебном году Иванова Л.Г. проводила индивидуальные коррекционные занятия с 21 учащимся начальных классов, имеющими выраженные когнитивные нарушения, затруднения в усвоении образовательной программы.
Занятия проходили индивидуально, либо в подгруппе (2-3 человека), 1 раз в неделю, длительность занятий не превышала 20 минут.
Рабочую программу учитель - дефектолог составила на основе методических материалов: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович, «Комплексная методика психомоторной коррекции» Семенович А.В., Воробьевой Е.А, «Коррекция двигательных и речевых нарушений» М.А. Якубович, О.В. Пресновой и др.
В своей работе она эффективно использовала современное коррекционное оборудование: интерактивную панель, комплект интерактивных развивающих программ, коммуникатор «ГоуТок20+», систему для коммуникаций с помощью карточек (PECS),
методику развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями», мягкий конструктор «Строитель», бизиборд, игровой набор психолога «Приоритет», сенсорную тропу и др.
Качественный анализ коррекционно-развивающей работы специалиста с 21 учащимся начальных классов по итогу учебного года показал следующие результаты:
Развитие восприятия, воображения, осязания:
Сфера коррекции | Устойчивый положительный результат | Незначительные улучшения | ||
Кол-во учащихся | % от общего числа | Кол-во учащихся | % от общего числа | |
Развитие осязания | 12 | 57% | 9 | 43% |
Восприятие качеств величины | 10 | 48% | 11 | 52% |
Восприятие формы | 18 | 86% | 3 | 14% |
Восприятие цвета | 18 | 86% | 3 | 24% |
Восприятие пространства | 11 | 52% | 10 | 48% |
Восприятие времени | 6 | 29% | 15 | 71% |
Слуховое восприятие | 12 | 57% | 9 | 43% |
Развитие внимания:
Сфера коррекции | Устойчивый положительный результат | Незначительные улучшения | ||
Кол-во учащихся | % от общего числа | Кол-во учащихся | % от общего числа | |
Развитие объема, сосредоточенности, концентрации внимания | 10 | 48% | 11 | 52% |
Развитие произвольного внимания | 15 | 71% | 6 | 29% |
Развитие памяти:
Сфера коррекции | Устойчивый положительный результат | Незначительные улучшения | ||
Кол-во учащихся | % от общего числа | Кол-во учащихся | % от общего числа | |
Слуховая память | 10 | 48% | 11 | 52% |
Зрительная память | 12 | 57% | 9 | 43% |
Двигательная память | 19 | 90% | 2 | 10% |
Развитие аналитико-синтетической деятельности:
Сфера коррекции | Устойчивый положительный результат | Незначительные улучшения | ||
Кол-во учащихся | % от общего числа | Кол-во учащихся | % от общего числа | |
Наглядно-действенное мышление | 12 | 57% | 19 | 43% |
Поиск закономерностей | 6 | 29% | 15 | 71% |
Развитие личностно-мотивационной сферы:
Сфера коррекции | Устойчивый положительный результат | Незначительные улучшения | ||
Кол-во учащихся | % от общего числа | Кол-во учащихся | % от общего числа | |
Общение | 19 | 90% | 2 | 10% |
Коррекция эмоционально-волевой сферы | 15 | 71% | 6 | 29% |
Общая картина развития психической сферы учащихся начальных классов, прошедших занятия с учителем - дефектологом (с выраженным положительным результатом) за 2018-2019 уч. год
Наблюдается неравномерный, но положительный результат. Неравномерность положительной динамики коррекции связана зачастую с особенностями и нарушениями развития психической сферы детей.
3. Аналитическое направление.
Работа Людмилы Геннадьевны в аналитическом направлении своей деятельности предполагала проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащихся и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.
За текущий год специалист проводила системный анализ личностного и познавательного развития, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. В результате, ею давались соответствующие рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям, родителям учащихся.
Такой подход давал возможность создания комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ для 12 учащихся, состоящих на динамическом наблюдении ПМПк, и обеспечивал качество специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся
В процессе взаимодействия специалистов по сопровождению учебного процесса учитель-дефектолог координировала планирование коррекционной работы с учетом суммарной нагрузки на ученика. В период весеннее - осенних обострений ею, совместно с педагогом-психологом и медицинской сестрой отслеживалось психо-эмоциональное состояние учащихся, влияние учебных нагрузок, проводилась работа по профилактике перегрузок.
4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.
В течение года специалист оказывала консультативную помощь педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.
Важным моментом являлось ознакомление учителей с данными после обследования детей. Предоставлялась необходимая, но только допустимая информация. Обязательно давались рекомендации учителям, воспитателям в соответствии с возрастными и индивидуально - типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по вопросам дифференциации учащихся по возможностям к обучению и др. За период учебного года специалистом дано 89 консультаций, проходило взаимодействие с 26 учителями и специалистами школы (100% охват).
Иванова Л.Г. выступала на педагогических советах по темам: «Итоги работы педагогического коллектива по вопросу дифференциации учащихся 9 и 11классов по возможностям к обучению при прохождении ГИА по профильному труду», «Мониторинг здоровья обучающихся как средство изучения влияния различных видов нагрузки на организм ребенка».
Учителем-дефектологом разрабатывались рекомендации родителям и педагогам, проводились индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.
Много времени уделялось родителям учащихся для включения их в решение коррекционно-воспитательных проблем. Учитель-дефектолог дала 72 консультаци для родителей. Для улучшения качества взаимодействия с родителями, более полного изучения социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ, выезжала на дом к учащимся. Людмилой Геннадьевной, совместно с педагогом-психологом и медицинской сестрой, выработана практика по взаимодействию с родителями в форме дачи им рекомендаций для обращения к врачу с указанием проблемы, с подробным описанием проблемного поведения, характеристикой. Такое взаимодействие помогает обеспечить взаимосвязь с лечебными учреждениями и обеспечивает более качественное сопровождение ребенка с нарушениями в развитии.
5. Организационно - методическое направление.
В течение года Иванова Л.Г. активно участвовала в 9 заседаниях ПМПк: 4 -плановых, 5- внеплановых (по вновь прибывшим учащимся, по изменению маршрута обучения, по изменению формы программы обучения). Выступала на заседаниях МО специалистов коррекционного сопровождения, МО учителей – предметников, МО учителей начальных классов, МО учителей профильного труда и домоводства.
Информация о психическом здоровье, уровне и динамике развития каждого учащегося отражается в «Дневнике динамического наблюдения».
По результатам мониторинга здоровья обучающихся, Ивановой Л.Г. была предоставлена соответствующая отчетная информация и сформированы личные папки учащихся с результатами их психического и соматического скрининга. Организованы и постоянно пополняются: страница специалиста на сайте школы, стенд «Коррекционная работа в школе», папка «Материалы для консультирования» для учителей и родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Таким образом, учитель-дефектолог Иванова Л.Г. в течение 2018-2019 учебного года в своей работе охватила все направления коррекционно-развивающей деятельгости, активно включалась во все сферы образовательного процесса. Организовала свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия. Динамика развития психических процессов обучающихся в коррекционно-развивающей работе учителя- дефектолога отмечается как положительная. Результаты всех направлений ее работы способствуют повышению качества образования детей с умственной отсталостью
( интеллектуальными нарушениями) для последующей их социальной адаптации и интеграции в общество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности
Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...
Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)
Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...
Аналитическая справка классного руководителя по работе с неуспевающим учащимся.
Помощь классному руководителю....
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
......
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы прохождения адаптационного периода с обучающимися 1-х классов в 2017-2018 уч. год.
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы прохождения адаптационного периода с обучающимися 1-х классов в 2017-2018 уч. год....
Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...
п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога
п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога...