аналитическая справка о результативности коррекционной работы
материал

Иванова Людмила Геннадьевна

аналиическая справка о результативности коррекционной работы для I категории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка о результативности коррекционной работы

учителя-дефектолога ГКОУ школы №10 г. Белореченска

Ивановой Людмилы Геннадьевны

за 2018-2019 учебный год.

Целью работы учителя-дефектолога на данный учебный год являлась организация оптимальных  условий для проведения успешной коррекции отдельных сторон психического развития учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Это соответствовало цели школы - «Создание обогащенной коррекционно-развивающей образовательной среды школы, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ОВЗ, необходимого для последующей социальной адаптации и интеграции в общество».

Работа строилась по основным направлениям:

 1.Диагностическое направление.

Диагностическая работа  была направлена, прежде всего, на определение уровня развития, уровня готовности ребенка к коррекционному воздействию и обучению, причин и механизмов уже возникших  трудностей в обучении. Кроме этого, Людмила Геннадьевна изучала медицинскую документацию с рекомендациями, учитывала рекомендации специалистов ПМПК,  ИПРА, изучала деятельность и поведение учащихся в ходе проведения уроков и в процессе их взаимодействия со сверстниками, проводила диагностические беседы с родителями.

Такой подход помог достичь комплексности диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей каждого ребенка, исходя из понятий «зона ближайшего развития» и «зона ближайшего окружения». Она посещала уроки и занятия с целью изучения способности к усвоению необходимого минимума знаний, умений и навыков, глубины овладения материалом, способностей развития каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребенка.

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка,  как специалиста школьного ПМПк. За данный период  специалистом  обследованы  21 вновь прибывший  учащийся, что составляет 100% от общего числа поступивших. Результаты дефектологического обследования сопоставлялись с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждались  на заседаниях консилиума, в результате чего подобраны условия для более качественного  обучения детей с ОВЗ  в рамках образовательного маршрута.

Диагностическое направление работы  специалиста включало  в себя: первичное дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

На динамическом наблюдении у нее, как у специалиста, находились 12 вновь прибывших учащихся (100% от числа находящихся на динамическом наблюдении школьного ПМПк на данный учебный год). Динамическое изучение учащихся проводилось (три раза в год: сентябрь, март, май)  с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. Результаты обсуждались  на заседании школьного ПМПк и оформлялись  в виде дефектологического представления на учащегося.

2. Коррекционное направление.

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляло  собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определялась содержательная направленность коррекционной работы.

В текущем учебном году  Иванова Л.Г. проводила индивидуальные коррекционные занятия с 21 учащимся начальных классов, имеющими  выраженные когнитивные нарушения, затруднения в усвоении образовательной программы.

Занятия проходили  индивидуально, либо в подгруппе (2-3 человека), 1 раз в неделю, длительность занятий  не превышала 20 минут.

Рабочую  программу  учитель - дефектолог   составила на основе методических материалов: «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте», «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» А.В. Семенович, «Комплексная методика психомоторной коррекции» Семенович А.В., Воробьевой Е.А,  «Коррекция двигательных и речевых нарушений» М.А. Якубович, О.В. Пресновой и др.

В своей работе она эффективно использовала современное коррекционное оборудование: интерактивную панель, комплект интерактивных развивающих программ, коммуникатор «ГоуТок20+», систему  для коммуникаций с помощью карточек (PECS),

методику развития и коррекции пространственного мышления «Игры с тенями», мягкий конструктор «Строитель», бизиборд, игровой набор психолога «Приоритет», сенсорную  тропу и др.

Качественный анализ коррекционно-развивающей  работы специалиста с 21 учащимся начальных классов по итогу учебного года показал следующие результаты:

Развитие восприятия, воображения, осязания:

Сфера  коррекции

Устойчивый положительный результат

Незначительные улучшения

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Развитие осязания

12

57%

9

43%

Восприятие  качеств величины

10

48%

11

52%

Восприятие формы

18

86%

3

14%

Восприятие цвета

18

86%

3

24%

Восприятие пространства

11

52%

10

48%

Восприятие времени

6

29%

15

71%

Слуховое восприятие

12

57%

9

43%

Развитие внимания:

Сфера  коррекции

Устойчивый положительный результат

Незначительные улучшения

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Развитие объема, сосредоточенности, концентрации внимания

10

48%

11

52%

Развитие произвольного внимания

15

71%

6

29%

Развитие памяти:

Сфера  коррекции

Устойчивый положительный результат

Незначительные улучшения

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Слуховая память

10

48%

11

52%

Зрительная память

12

57%

9

43%

Двигательная память

19

90%

2

10%

Развитие аналитико-синтетической деятельности:

Сфера  коррекции

Устойчивый положительный результат

Незначительные улучшения

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Наглядно-действенное мышление

12

57%

19

43%

Поиск закономерностей

6

29%

15

71%

Развитие личностно-мотивационной сферы:

Сфера  коррекции

Устойчивый положительный результат

Незначительные улучшения

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Кол-во учащихся

%  от общего числа

Общение

19

90%

2

10%

Коррекция эмоционально-волевой сферы

15

71%

6

29%

Общая картина развития психической сферы учащихся начальных классов, прошедших занятия с учителем - дефектологом   (с выраженным положительным результатом) за 2018-2019 уч. год

Наблюдается неравномерный, но положительный результат. Неравномерность положительной динамики  коррекции связана зачастую с особенностями и нарушениями развития психической сферы детей.

3. Аналитическое направление.

Работа Людмилы Геннадьевны в аналитическом направлении своей деятельности  предполагала  проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащихся и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

За текущий год специалист проводила системный анализ личностного и познавательного развития, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга. В результате,  ею давались соответствующие рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям, родителям учащихся.

         Такой подход давал возможность создания комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ для 12 учащихся, состоящих на динамическом наблюдении ПМПк,  и обеспечивал  качество  специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся

В процессе взаимодействия специалистов по сопровождению учебного процесса учитель-дефектолог координировала планирование коррекционной работы с учетом суммарной нагрузки на ученика. В период весеннее - осенних обострений ею, совместно с педагогом-психологом и медицинской сестрой отслеживалось психо-эмоциональное состояние  учащихся, влияние учебных нагрузок, проводилась работа по профилактике перегрузок.

4. Консультативно-просветительское и профилактическое направление.

В течение года специалист оказывала консультативную помощь педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Важным моментом являлось ознакомление учителей  с данными после обследования детей. Предоставлялась  необходимая, но только допустимая информация. Обязательно давались  рекомендации учителям, воспитателям  в соответствии с возрастными и индивидуально - типологическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, по вопросам дифференциации  учащихся по возможностям к обучению и др. За период учебного года  специалистом дано 89 консультаций, проходило взаимодействие с 26 учителями и специалистами школы (100% охват).

 Иванова Л.Г. выступала на педагогических советах по темам: «Итоги работы педагогического коллектива по вопросу дифференциации учащихся 9 и 11классов по возможностям к обучению при прохождении ГИА по профильному труду», «Мониторинг здоровья обучающихся как средство изучения влияния различных видов нагрузки на организм ребенка».

 Учителем-дефектологом разрабатывались  рекомендации родителям и педагогам, проводились  индивидуальные консультации и тематические родительские собрания, выступления на методических объединениях педагогов.

Много времени уделялось родителям  учащихся для включения их в решение коррекционно-воспитательных проблем. Учитель-дефектолог дала  72 консультаци  для родителей. Для улучшения качества  взаимодействия с родителями, более полного изучения социальной ситуации развития ребенка с ОВЗ, выезжала на дом к учащимся.   Людмилой Геннадьевной, совместно с педагогом-психологом и медицинской сестрой, выработана практика по взаимодействию с родителями в форме дачи им рекомендаций для обращения к врачу с указанием  проблемы, с подробным описанием проблемного поведения, характеристикой. Такое взаимодействие помогает обеспечить взаимосвязь с лечебными учреждениями  и обеспечивает более качественное сопровождение ребенка с нарушениями в развитии.

5. Организационно - методическое направление.

В течение года Иванова Л.Г. активно участвовала  в 9 заседаниях ПМПк: 4 -плановых, 5- внеплановых (по вновь прибывшим учащимся, по изменению маршрута обучения, по изменению формы программы обучения). Выступала на заседаниях МО специалистов коррекционного сопровождения, МО учителей – предметников, МО учителей начальных классов, МО учителей профильного труда  и домоводства.

Информация о психическом здоровье, уровне и динамике развития каждого учащегося отражается в «Дневнике динамического  наблюдения».

По результатам мониторинга здоровья обучающихся,   Ивановой Л.Г. была предоставлена соответствующая  отчетная информация и сформированы личные папки учащихся с результатами  их  психического и соматического скрининга. Организованы и постоянно пополняются: страница специалиста на сайте школы, стенд «Коррекционная работа в школе»,  папка «Материалы для консультирования» для учителей и родителей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Таким образом, учитель-дефектолог Иванова Л.Г.  в течение 2018-2019 учебного года в своей работе охватила все направления коррекционно-развивающей деятельгости, активно включалась во все сферы образовательного процесса. Организовала свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия. Динамика развития психических процессов обучающихся в коррекционно-развивающей  работе учителя- дефектолога отмечается как положительная. Результаты всех направлений  ее работы способствуют повышению качества образования детей с умственной отсталостью

( интеллектуальными нарушениями) для последующей их социальной адаптации и интеграции  в общество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитическая справка о наличии системы работы с одарёнными детьми (мотивированными учащимися) в рамках урочной и внеурочной деятельности

Опыт работы с одарёнными детьми и с мотивированными учащимися убеждает, что только широкий диапазон включенности ребенка в учебную творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие, форм...

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы прохождения адаптационного периода с обучающимися 1-х классов в 2017-2018 уч. год.

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы прохождения адаптационного периода с обучающимися 1-х классов в 2017-2018 уч. год....

Аналитическая справка о результатах коррекционной работы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

С целью мониторинга физического развития в начале, середине и конце учебного года проводятся тестирования учеников на показатели Жизненной Емкости Легких (ЖЕЛ) прибором «Диагностический комплекс...

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога

п.1.3 Аналитическая справка о результативности коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога...