Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по теме
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smi_primenenie_informatsionno-kommun.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог дополнительного образования Белоусова С.П.
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми.
Вопрос о речевом развитии ребенка сегодня стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые не могут овладеть чётким произношением всех звуков, а это приводит к серьёзным проблемам в обучении. То есть, любое нарушение речи, в разной степени, негативно влияет на психическое, физическое, умственное развитие детей и отражается на их деятельности, поведении и формировании личности в целом. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает.
Развитие современного общества предъявляет новые требования к образованию. В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе с детьми с ОВЗ, решаются следующие задачи:
- Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми с ОВЗ;
- Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
- Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
- Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
Применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить образовательный процесс.
Методами логоритмики с применением компьютерных технологий можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки, достичь положительных изменений в развитии ребенка.
Для ребенка игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной. Музыка на занятии логоритмики оказывает благотворное влияние на развитие всех сфер личности ребёнка: на формирование его умственных, физических, творческих способностей. Следует учитывать, основная музыкальная деятельность детей младшего возраста – движение, поэтому использование на занятиях фонограмм, позволяет педагогу активно участвовать в играх и танцах. Выпускаемый прекрасный практический материал на СД и ДУД дисках Е. и С. Железновых: «Горелки», «Догоняй-ка», «Игры для здоровья», «Аэробика», «Весёлые уроки», «Музыкальный зоопарк», «Гав, мяу», «Мамины уроки» и «Топ - топ», помогает подобрать музыкально-речевые, пальчиковые игры и игры, направленные на развитие слухового внимания. Диски «Золотые ворота» и «Золотая рыбка» являются прекрасным речевым материалом, так как содержат много потешек, стихов, чистоговорок. Ещё одной характерной особенностью практического материала является то, что на диске содержатся музыкальные игры со словами и без слов. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивней развивается его речь, а также формирование движений происходит при участи речи. Она является одним из основных компонентов двигательно-пространственных упражнений, потому что ритм речи, прежде всего стихов, поговорок, пословиц, способствует совершенствованию динамической координации, общей и мелкой моторики, облегчает процесс запоминания.
С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая и двигательная память.
В нашей практике логопедической работы с детьми с ОВЗ используются такие ИКТ как:
- Электронные пособия для демонстрации на компьютере, видео и аудиотехнике: - DVD, CD диски («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Уроки тетушки Совы», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» и др.);
- компьютерные игры и программы развивающего и образовательного характера («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры», «Домашний логопед», «Баба-Яга учится читать», программа раннего обучения «Малыш и я», «Алик – скоро в школу», «Времена года» и др.).
- Цифровые образовательные ресурсы: - игры, презентации
- Презентации на различные лексические темы, по формированию лексико-грамматической стороны речи и обучению грамоте, фотоальбомы в Microsoft Power Point.
- Видео или аудиозапись речевой работы ребенка в образовательном процессе.
Ориентируясь на возможности своих воспитанников в овладении речью, данные материалы мы используем выборочно, учитывая диагноз, возраст, индивидуальные особенности.
В заключение хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи детей с ОВЗ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные компьютерные технологии делают коррекционную работу более содержательной и интересной для детей и более результативной для педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект пособствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, совершенствует навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьнико...
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как один из путей социальной адаптации»
Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того, чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, н...
Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья
Данный мастер класс для педагогов КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В статье описаны приемы развития памяти детей с УО в процессе учебной деятельности...
Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе
Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...
Рисование сказки как способ развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья
О формах работы со сказкой, о плюсах рисования на доске, о том, как рисование сказки на доске, способствует повышению речевой активности у детей с ограниченными возможностями здоровья...
Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»
В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...