Обучение грамоте
методическая разработка
Под речевой готовностью к школе
понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых
являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ,
словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_-_gramotu_razvivaem.docx | 32.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Играем – грамоте обучаемся»
Возрастная группа: подготовительная
Актуальность. Возраст детей 6-7 лет – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В
современной педагогике существует одна проблема готовности ребенка к
школе – речевая. Под речевой готовностью к школе
понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых
являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ,
словарный запас, грамматический строй, связность речи.
Одна из задач дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место
непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава.
Дети осознают, что:
- речь состоит из слов, слова из слогов, слоги из звуков речи;
- обучаются выделению звуков из речи, из состава слова;
- понимают, что звуки располагаются в слове в определенной
последовательности;
- овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов – в
предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог»,
«звук».
Таким образом, процесс обучения звуко-слоговому анализу
осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения,
фонематического восприятия, слоговой структуры.
Различная степень нарушения речевой функции делают необходимым
использование разнообразных приемов и методов при обучении детей звуко слоговому анализу.
Проблема: С каждым годом увеличивается число детей, у которых
проявляются нарушения чтения при поступлении в школу. Они испытывают большие трудности в
осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы,
искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и
снижению уровня понимания прочитанного.
Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического
восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма.
Цель проекта – ознакомление детей с буквами и звуками алфавита, для успешного развития у них фонематических процессов, а так же обогащения словаря воспитанников.
Задачи проекта:
- формировать у детей первоначальные представления, понимание
того, что такое «звук», «буква», как они строятся, из каких частей
состоят; - учить детей выделять звук из слова; упражнять детей в подборе слов на заданный звук, с заданным звуком;
- формировать и закреплять правильное произношение звуков
родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; - развивать процессы восприятия, мышления, речи, совершенствование
работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов; - вовлекать каждого ребенка в активный познавательный творческий
проект; - обучать отбору средств и материалов для осуществления своих
творческих замыслов, представлению результатов своего труда в виде
презентации; - воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при
совместной работе; - привлекать внимание родителей к совместной работе по
развитию речи детей.
Тип проекта: познавательный, творческий, долгосрочный;
Сроки выполнения: сентябрь - май;
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Виды деятельности:
Работа с детьми:
Предварительная работа:
игры и упражнения для развития фонематических процессов:
«Поймай звук»
«Звук заблудился»
«Откуда раздался звук?»
«Будь внимателен!»
«Собери слово»
«Повтори без ошибок»
«Придумай слово»
«Лишнее слово»
«Какой звук отличается»
восприятие образа буквы с помощью тактильных анализаторов;
выкладывание слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Иллюстрирование каждой буквы по мере ее изучения.
Презентация (рассказ о букве, рассматривание коллажей).
Выкладывание букв из различного материала (природный материал,
пуговицы, бусины и т.д.)
Работа с родителями:
- консультации;
- создание коллажа для данной буквы (подбор слов на звуки, которые
обозначает буква, определение позиции звука в слове); - выполнение домашнего задания.
Консультационный материал для родителей
«Развитие речи ребенка в повседневной жизни: на прогулке, на кухне, на
даче»
«Требования к речи окружающих ребенка взрослых»
«Как правильно подготовить ребенка к школе»
Материально-технические ресурсы
Ноутбук, мультимедиа, музыкальный центр, фотоаппарат
Информационное обеспечение
- Фотографии;
- Презентации;
Риски:
Проблема привлечения родительской общественности.
Несоблюдение сроков реализации проекта.
Этапы реализации проекта.
- этап. Организационно-подготовительный:
- Обсуждение цели и задач проекта с воспитателями с детьми и родителями.
- Подборка методической литературы и иллюстраций по теме, материала для продуктивной деятельности детей.
- Составить перспективный план.
2 этап. Рефлексивно-диагностический:
- Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
3 этап. Практический:
- Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
4 этап. Заключительный:
- Обработка и оформление материалов проекта.
Презентация проекта.
Прогнозируемые результаты:
Воспитанники будут знать: все буквы и звуки русского языка.
Воспитанники будут уметь:
вычленять звуки в словах, определять их последовательность, различать
гласные и согласные звуки и буквы, правильно называть мягкие и твёрдые
звуки в слове и вне слова;
проводить звуковой, звукобуквенный анализ и синтез;
работать со взрослым и самостоятельно;
оформлять результаты своей деятельности.
Форма организации:
∙Беседы с детьми.
∙Создание проблемных ситуаций.
∙Дидактические игры и упражнения.
∙Консультирование родителей
Направление деятельности: практико-ориентированное
Форма организации:
Развивающие занятия (решение проблемных ситуаций, работа в парах, игры,
направленные на:
- развитие навыков звукового анализа и синтеза;
- умение составлять прямые и обратные слоги;
- умение детей делить слова на слоги;
- умение составлять предложения, объединенные тематически;
- воспитание речевого внимания;
- развитие речевого аппарата, отработку дикции;
- совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепление умения детей выделять заданный звук из состава слова, различать
согласные звуки по твердости-мягкости, глухости-звонкости.
Работа по проекту: Знакомство с буквами и звуками проводится по понедельникам, а в течение недели они закрепляются в ООД.
Перспективно-тематическое планирование
Месяц | Тема НОД | Программное содержание |
Сентябрь | Буква А. Звук [А] | Знакомить с буквой А; закреплять правильное произношение звука [а], умение выделять его голосом; учить выделять звук [а] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. |
Буква У. Звук [У] | Знакомить с буквой У; закреплять правильное произношение звука [у], умение выделять его голосом; учить выделять звук [у] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. | |
Буква Ы Звук [Ы] | Знакомить с буквой Ы; закреплять правильное произношение звука [ы], умение выделять его голосом; учить выделять звук [ы] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. | |
Октябрь | Буква О. Звук [О] | Знакомить с буквой О; закреплять правильное произношение звука [о], умение выделять его голосом; учить выделять звук [о] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; воспитывать умение слушать друг друга. |
Буква И. Звук [И] | Знакомить с буквой И; закреплять правильное произношение звука [и], умение выделять его голосом; учить выделять звук [и] из ряда звуков, слогов, слов; учить определять место звука в слоге, слове; закреплять понятие «звук», «гласный звук»; учить определять гласные звуки в словах, условно обозначать гласные звуки; развивать фонематический слух, восприятие; развивать мелкую и артикуляционную моторику; | |
Звуко – буквенный диктант А, О, У, Ы, И | Повторить изученные звуки и буквы. | |
Буква М. Звуки [М, Мь] | Знакомить детей с буквой М; со звуками [М, Мь], | |
Ноябрь | Буква Н. Звуки [Н, Нь] | Знакомить детей с буквой Н; со звуками [Н, Нь], |
Буква В. Звуки [В, Вь] | Знакомить детей с буквой В; со звуками [В, Вь], | |
Буква П Звуки [П, Пь] | Знакомить детей с буквой П; со звуками [П, Пь], | |
Буква С. Звуки [С, Сь] | Знакомить детей с буквой С; со звуками [С, Сь], | |
Декабрь | Буква Л. Звуки [Л, Ль] | Знакомить детей с буквой Л; со звуками [Л, Ль], |
Буква Т. Звуки [Т, Ть] | Знакомить детей с буквой Т; со звуками [Т, Ть], | |
Буква К. Звуки [К, Кь] | Знакомить детей с буквой К; со звуками [К, Кь], | |
Буква Г. Звуки [Г, Гь] | Знакомить детей с буквой Г; со звуками [Г, Гь], | |
Январь | Буква Ш. Звук [Ш] | Повторить изученные звуки, закреплять |
Буква Б. Звуки [Б, Бь] | Знакомить детей с буквой Б; со звуками [Б, Бь], | |
Буква Д. Звуки [Д, Дь] | Знакомить детей с буквой Д; со звуками [Д, Дь], | |
Февраль | Буква Ч. Звук [Ч] | Знакомить детей с буквой Ч; со звуком [Ч], |
Буква Ж. Звук [Ж] | Знакомить детей с буквой Ж; со звуком [Ж], | |
Буква Ф. Звуки [Ф, Фь] | Знакомить детей с буквой Ф; со звуками [Ф, Фь], | |
Буква Ц. Звук [Ц] | Знакомить детей с буквой Ц; со звуком [Ц], | |
Март | Звуковой диктант | Повторить изученные звуки, закреплять |
Буква Щ. Звук [Щ] | Знакомить детей с буквой Щ; со звуком [Щ], | |
Буква Р. Звуки [Р, Рь] | Знакомить детей с буквой Р; со звуками [Р, Рь], | |
Буква З. Звуки [З, Зь] | Знакомить детей с буквой З; со звуками [З, Зь], | |
Апрель | Буква Х. Звуки [Х, Хь] | Знакомить детей с буквой Х; со звуками [Х, Хь], |
Буква Ь | Познакомить с буквой Ь; учить производить | |
Буква Е | Познакомить детей с буквой Е; учить давать характеристику звукам [Й+Э] по акустико-артикуляционным признакам; | |
Буква Ё | Познакомить детей с буквой Ё; учить давать характеристику звукам [Й+О] по акустико-артикуляционным признакам; | |
Май | Буква Ю | Познакомить детей с буквой Ю; учить давать характеристику звукам [Й+У] по акустико-артикуляционным признакам; |
Буква Я | Познакомить детей с буквой Я; учить давать характеристику звукам [Й+А] по акустико-артикуляционным признакам; | |
Развлечение «Ну, ка буквы встаньте в ряд» | Вызвать у детей положительные эмоции, закрепить знания, полученные в результате работы над проектом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Научно-психологические и практические методы обучения грамоте
В условиях кардинальных изменений социальной жизни нашей страны, перемен в области просвещения проблемы филологического образования становятся особенно актуальными.Школа должна стать основ...
Дополнительная образовательная программа "От слова к звуку" - подготовка к обучению грамоте
Программа «От слова к звуку» является модифицированной и составлена на основе авторской программы ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Презентация к уроку по развитию речи в период обучения грамоте. 1 класс "Дети в лесу". Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения
Презентация к уроку в 1 классе в период обучения грамоте. Показан приём составления "Карты осмысления и запоминания событий" . Для учащихся с родным (тувинским) языком обучения....
Обучение грамоте (элементы грамоты и письма)
Программа составлена на основе программы и пособий Колесниковой Е.В. «От звука к букве», «Я начинаю читать» Цель: обучение детей элементам грамоты, чтения, письма.Задачи: ...
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ИХ В ШКОЛЕ
Обучение грамоте является основной составляющей читательской грамотности и предпосылками успешного обучения детей в школе....