ПАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
статья
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит задачу перед системой образования РФобеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
(PRACTICE-ORIENTED TASKS IN BIOLOGY AS A MEANS OF FORMING THE RESEARCH COMPETENCE)
А.Н. Нацаренус
A. N. Natsarenus
Ключевые слова: естественнонаучное образование, практико-ориентированные задания по биологии, примеры практико-ориентированных заданий по биологии.
Key words: science education, practice-oriented tasks in biology, examples of practice-oriented tasks in biology.
Аннотация: в статье обосновывается актуальность формирования исследовательской компетенции, как основу научно-исследовательской деятельности. Практико-ориентированные задания, как средство формирования исследовательской компетенции и обучения предметам естественнонаучного цикла. Особенности практико-ориентированных заданий по биологии и требования, которые необходимо учитывать при конструировании таких заданий.
Abstract: the article substantiates the relevance of the formation of research competence as the basis of research activities. Practice-oriented tasks as a means of forming research competence and teaching subjects of the natural science cycle. Features of practice-oriented tasks in biology and the requirements that must be considered when designing such tasks.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставит задачу перед системой образования РФобеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
«Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество образования» [2].
В 2018 году в г. Красноярск была создана рабочая группа по повышению качества естественнонаучного образования в школах города Красноярска. В состав рабочей группы вошли сотрудники Красноярского информационно-методического центра и представители городских базовых площадок по повышению качества естественнонаучного образования (МАОУ «Лицей № 7», МАОУ ОК «Покровский», МБОУ «Лицей № 2», МАОУ«Гимназия № 13 «Академ», МАОУ СШ № 152). Одним из направлений для повышения качества естественнонаучного образования является реализация практико-ориентированного подхода при обучении предметам естественнонаучного цикла.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области [2].
Многие ученые разделяют понятия «компетенция» и «компетентность». Так И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, А.В. Хуторской сформулировали следующие определения данных понятий: компетенция – это интегративное качество человека, включающее в себя не только знания, умения и навыки, но способность и готовность проявить их в решении актуальных задач. Компетентность же предполагает наличие минимального опыта проявления компетенции [1].
Формирование исследовательской компетенции осуществляется при проведении исследовательской работы которая базируется на двух этапах: теоретическом этапе и практическом этапе.
На первом этапе ведущая роль принадлежит учителю, он является помощником, приобщает обучающихся к предмету, передает свой опыт. Второй этап является продолжением первого, обучающиеся самостоятельно проводят исследования, формируют и закрепляют умения, учитель выступает в качестве консультанта. Таким образом, на втором этапе формирования исследовательской компетенции, практико-ориентированные задания являются важным инструментом для формирования и закрепления умений обучающихся.
В научно-педагогической литературе можно встретить различные определения практико-ориентированного обучения. Вслед за А.А. Филипповой под практико-ориентированным обучением мы понимаем построение целостного учебного процесса, объединяющего эмоциональную и логическую составляющие; приобретение новых знаний и формирование практического опыта их использования при решении жизненно важных задач; эмоционального и познавательного насыщения творческого поиска школьников [3].
Практико-ориентированные задания должны иметь познавательную, профессиональную, общекультурную или социальную значимость результата, мотивирующую школьника. Условия задания сформулировано в виде сюжета, ситуации, проблемы, решаемой знаниями различных разделов биологии, других наук или жизни. Представление информации и данных в различной форме (рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.), которая требует распознавания объектов. Явное или неявное указание области использования результата решения. Нестандартная структура, т.е. неопределённость некоторых компонентов заданий.Избыточные, недостающие, противоречивые данные, ведущие к объемной формулировке условия. Многообразие путей решения и возможный их поиск в ходе работы. Многообразие типов вопросов – с выбором ответа, с кратким ответом (в виде числа, выражения, формулы, слова и пр.), с развёрнутым свободным ответом.
Существует несколько требований для составления практико-ориентированных заданий по биологии: в содержании описывается ситуация реальной жизни, при прочтении которой у обучающихся должен возникнуть интерес; содержание текста должно быть понятным для обучающихся; в ситуационной задаче могут предлагаться вопросы бытового, экологического, валеологического характера и техники безопасности; в содержании практико-ориентированных заданий должны присутствовать межпредметные связи; ответы на практико-ориентированные задания могут быть устными или письменными, включающими составление таблиц, схем; содержать причинно-следственные связи, анализ, синтез, обобщение и др. [3].
Приведем некоторые практико-ориентированные задания, которые могут быть использованы при обучении химии.
Задача № 1. Изменчивость растений
Древесные растения, произрастающие в местности с постоянным направлением ветра, имеют флагообразную форму кроны. Растения, выращенные из черенков этих деревьев в обычных условиях, имеют нормальную форму кроны.
Вопросы и задания:
1. Объясните эти явления
2. Какая форма изменчивости имеет место в данном случае?
Задача № 2. Биосинтез белка
В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые молекулы иРНК и тРНК, создали все условия для синтеза белка.
Вопросы и задания:
1. Каковы условия для протекания биосинтеза белка?
2. Почему в пробирке будет синтезироваться один вид белка на разных рибосомах?
Таким образом, практико-ориентированные задания будут направлены на создание условий приобретения опыта для обучающихся. Что, в свою очередь, будет способствовать процессу формирования исследовательской компетенции в области биологии и позволит повысить у обучающихся интерес к изучаемому предмету.
Библиографический список
1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
2. Профессиональный стандарт (http://Минобрнауки.рф//)
3. Филиппова А.А. Практико-ориентированное обучение в школе // Педагогика и современность, 2012. № 1. С. 129-132.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя
Статья раскрывает необходимость использования научно-исследовательской деятельности в работе учителя....
Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля
Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...
Рецензия на статью Будаевой Татьяны Анатольевны "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"
отзыв руководителя о статье...
Статья "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"
В статье показана необходимость вовлечения студентов в исследовательскую деятельность, которая является частью образовательного процесса....
Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы
Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий....
Проектная деятельность учащихся на уроках биологии как средство формирование познавательных компетенций.
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность обучаемых, роль учителя заключается в консультативной помощи.С помощью метода проектов, возможно, обучить:-выявлять и фор...
«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»
Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности. Воспитать такую лич...