Статья "Читательский дневник студента как средство формирования исследовательских компетенций"
статья по литературе на тему

Будаева Татьяна Анатольевна

В статье показана необходимость вовлечения студентов в исследовательскую деятельность, которая является частью образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_chitatelskiy_dnevnik.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А. Будаева

Аспирант Сахалинского государственного университета, г. Южно-Сахалинск
Budaeva_ta@bk.ru

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК СТУДЕНТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье показана важность вовлечения студентов в исследовательскую деятельность. Технология исследовательского обучения рассматривается как продуктивный образовательный процесс, который имеет высокий внутренний потенциал для формирования исследовательских компетенций. Его сущность заключается в стимулировании интереса студентов к определенным, существующим проблемам, к поиску самостоятельных решений. Результатом исследовательской работы, средством которой является читательский дневник, развивается критическое мышление, познавательные навыки, умения самостоятельно конструировать свои знания. Даны рекомендации по организации исследовательской деятельности.

Ключевые слова: исследовательские компетенции, учебно-исследовательская деятельность, исследовательское обучение, исследовательские умения и навыки, читательский дневник, чтение, студент, читатель, эталон прочтения, текст, интерпритация текста

Т.А. Budaeva


post-graduate of Sakhalin State University, Russia, Yuzhno-Sakhalinsk

READER`S DIARY OF THE STUDENTS AS MEANS OF THE FORMATION OF RESEARCH COMPETENCES

The importance of drawing the students into research work is shown in this article. Technology research learning is seen as a productive educational process, which has a high potential for the formation of research competences. Its essence is to stimulate interest among students to specific, existing problems, to seek independent resyeniy. The result of the research work, which means a reader's diary, develops critical thinking, coqnitive skills, abilities, self construct their knowledqe. There are recomendations of research work for students there.

Key words: research competences, educational research work, researching education, skills and habits of research work, reader’s diary, reading, student, reader, reading standart, text, text interpretation

«Просто знать – ещё не всё,

Знания нужно уметь использовать»

Гёте

В современной концепции среднего профессионального образования в России акцент в подготовке специалистов переносится на становление личности профессионала, обладающего готовностью к непрерывному самообразованию, способного адаптироваться к изменяющимся социальным, трудовым условиям. Исходя из этого, приоритетным направлением СПО сегодня является организация такого процесса образовательной деятельности, в котором каждый студент мог бы стать субъектом собственного развития, а одной из актуальных задач ссузовского образования является обучение студентов способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного развития исследовательских  компетенций студентов, способствующих высвобождению деятельностного начала в человеке, укреплению его потребности в познании. Поэтому вопрос о формировании и развитии исследовательских компетенций выдвигается в число актуально востребованных требований к студентам техникума.

Функции СПО в современной социокультурной ситуации не могут ограничиваться подготовкой студентов к профессиональной деятельности, а становится формой трансляции и воспроизводства культурных норм, ценностей, идей, и дисциплинам гуманитарного цикла в этом процессе принадлежит первостепенная роль.

Значительное улучшение литературного и эстетического воспитания учащихся, создание необходимых и полноценных условий для личностного развития – важнейшая задача, которая стоит перед современным образованием.   Необходимо заинтересовать студентов, поставить их в позицию исследователя, пробудить интерес к предмету и создавать внутреннюю мотивацию учебной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания, эти знания более прочные.

Но, как показывает практика, не все студенты заинтересованы в чтении художественной литературы, анализе произведений, не умеют составлять тезисы, отбирать необходимые знания, у них отсутствует осознанное стремление к совершенствованию исследовательских компетенций.

В современной методической и педагогической литературе существует немало проблем по обозначенной теме: недостаток научных публикаций, программ, рекомендаций по развитию исследовательских  компетенций студентов СПО. Это актуализирует формирование у студентов компетенций, являющихся основой ориентационных качеств личности, обеспечивающих ее готовность к социальному и профессиональному самоопределению.

Таким образом, исходя из теоретического анализа проблемы и обобщения педагогической практики, можно констатировать наличие следующих  противоречий между:

- необходимостью формирования исследовательских компетенций у студентов СПО и ограниченным набором средств и методов, применяемых в образовательной практике средних специальных учебных заведений;

- потенциальными возможностями образовательной программы для формирования  читательских компетенций учащихся и отсутствием научно-методических разработок и технологий, позволяющих грамотно реализовать их в процессе обучения.  

Приведенные выше противоречия обозначили задачу повышения эффективности формирования исследовательских компетенций по учебной дисциплине «Литература» у студентов техникума посредством ведения читательского дневника.

Интерес к изучению исследовательского поведения наблюдается повсеместно в педагогике многих стран. Ряд ведущих специалистов в России активно занимаются данной проблематикой. Этой проблеме посвящались многие специальные научные работы в области психологии. Проводятся специальные фундаментальные исследования общих основ психологии исследовательского поведения (А.Н.Подъякова  и др.), разрабатывается проблематика диагностики и развития исследовательских способностей (этому посвящены работы А.И. Савенкова и П.В. Середенко).

Развитие  исследовательских компетенций предполагает активное участие студентов в образовательном процессе, основанном на самоорганизации. В результате у них происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение использовать технику постановки вопросов и формулировать исследовательские гипотезы, умение давать определение понятиям и их классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, уметь делать выводы, работать с текстом, конспектировать, доказывать и защищать свои идеи [3, с. 76].

При создании условий для самоорганизуемой учебной деятельности студентов  важную роль играет педагогическая поддержка. Она реализуется через специально организованную деятельность преподавателя, помогающего студенту самостоятельно осознать содержание учебного материала. И здесь важную роль играет формирование  навыков работы с учебным материалом и художественным  текстом. Основные теоретические понятия не должны усваиваться как готовые знания, необходимо, чтобы они возникали в сознании студентов в результате логического выведения и построения. В этом случае достигаемые результаты усвоения являются продуктом собственной познавательной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Введение понятия «компетенция» в методику преподавания гуманитарных дисциплин в техникуме связано с поисками более точного, строгого определения целей обучения, с выявлением уровня владения языком, расширением кругозора и воспитанием «литературного вкуса». Компетентностный подход направлен на усвоение знаний и формирование практических умений и навыков. Известно, например, что знакомство с литературным произведением  не приводит к его осмыслению и пониманию. Глубокий анализ произведения, знакомство с критическими статьями  формируют эстетическое отношение к окружающему миру, развивая художественно-творческие способности, образное мышление, навыки грамотного и свободного владения литературной речью.

Сегодня основная проблема, стоящая перед преподавателем-словесником, - вернуть книгу учащимся, сформировать активный читательский интерес к достойной внимания литературе, воспитать потребность готовиться к занятиям литературы по первоисточникам, а не по краткому пересказу.  В практике сложились такие способы возбуждения интереса к книге, как чтение или краткий пересказ сюжетной завязки или кульминации; знакомство с необычным литературным героем; привлечение внимания к книге с помощью обложки, иллюстраций; краткий рассказ об интересной истории создания, судьбе писателя; сообщение читательского впечатления от книги самого преподавателя; привлечение внимания к важной, актуальной, волнующей студентов проблеме или герою произведения; сообщение полярных мнений о книге, высказанных литературными критиками.

Но, к сожалению, в современном обществе снижается интерес к чтению высокохудожественной литературы. Объективными причинами подобного читательского спада являются и развитие современных информационных технологий, сети Интернет, и смена направлений в массовой культуре, и общеполитические изменения. Поэтому неудивительно, что студент, берущий в руки программное произведение писателя-классика или поэта, испытывает трудности в понимании высокого стиля художественной литературы, не способен проникнуть в философскую канву этих произведений, недостаточно понимает языковые особенности текста.

В принятых образовательных стандартах выдвигается требование формирования коммуникативной компетенции у студентов. В современной жизни не менее грамматической нужна и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания «в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения».

Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности студентов – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Художественный текст – это интегративная единица, глубокое понимание которой лежит на стыке многих гуманитарных наук: лингвистики, языкознания, психологии, культурологи, философии, литературоведения, истории и других.

Среди множества средств преодоления вышеназванных проблем довольно эффективным средством является ведение читательского дневника, в котором   интегрируется связь литературы с другими предметами гуманитарного цикла.

Теоретические сведения, включенные в читательский дневник студентов, излагаются в стройной логической системе, проиллюстрированы и подкреплены основательным практическим материалом, соответствующим общеобразовательной программе. Необходимо отметить, что работа студентов в читательских дневниках направлена и на развитие самостоятельной практической творческой деятельности.

Читательский дневник – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Ведение читательского дневника с точки зрения преподавателя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие исследовательские компетенции студентов в соответствии с их индивидуальным возможностями:

- анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;

- целеполагание и планирование деятельности;

- самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках исследовательского вопроса);

- поиск необходимой информации, ее систематизация, структуризация и классификация;

- проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотизы, детализация и обобщение);

- умение отвечать на вопросы, лаконичность и аргументированность ответов.

Правильно оформленный читательский дневник открывает широкие возможности для своего использования. Он может рассматриваться в качестве исторического источника, как средство самовоспитания, самосовершенствования, повышения культуры чтения, как справочное пособие, как средство общения и раскрытия себя перед другими.

Мы считаем, что продуктом эффективного использования читательского дневника станут творческие предметные олимпиады, внеклассная исследовательская и проектная работа, а также изучение внепрограммного литературного материала (особенно по современной литературе).

Ведение читательского дневника способствует совершенствованию коммуникативных навыков, информационных умений (извлечение информации, выделение главного, ключевого момента, свёртывание информации), помогает ценностно-смысловому определению учащихся, стимулирует развитие привычки к чтению. Следовательно, изучая и анализируя художественный текст, студенты невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственные мнения, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец, они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи, формируются исследовательские компетенции.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой деятельности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: сочинение, стихотворение, спектакль, композиция, литературная газета, выступление на конференции.

В свою очередь, тематические конференции помогают совершенствовать читательские умения, создают условия для совершенствования коммуникативных навыков и информационной компетентности (через подготовку выступлений, отбор материалов, выделение ключевых моментов, через аудирование и рефлексию по итогам конференции), формирует собственный круг чтения учащихся, накапливается читательский опыт.

Таким образом, через систему исследовательских методов, средств и творческих заданий происходит приобщение студентов техникума к культуре производства личностно-значимого знания на основе самостоятельного изучения научных источников, а не потребления готового интеллектуального продукта. Такой подход позволяет обеспечить качественно новый результат обучения: не только на уровне узнавания и понимания учебного материала, но и на уровне его применения на практике.

Известный музыкант и педагог Г. Нейгауз писал: «Таланты создавать нельзя, но можно создавать культуру, т.е. почву, на которой растут и процветают таланты».

Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.

Литература:

  1. Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] /А.Н. Поддъяков. - М., 2000.
  2. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению [Текст]/А. И. Савенков//Школьные технологии. 2008.- №1,.- с. 11-20.
  3. Середенко, П.В. Теоретические основы подготовки студентов к исследовательской работе со школьниками [Текст]/П.В. Середенко– М.: МПГУ, 2006 – 110 с.
  4. Виды внеклассной работы / Сост. М. М. Морозова – М.: - Просвещение, 2003.
  5. Баранов М.Т., Ипполитова Н.А., Ладыженская Т.А и др. Методика преподавания литературы в школе: Учебник для студентов высш. Пед, учебн. заведений /под ред. М.Т. Баранова. –М., 2000. – с. 288
  6. Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе / Под ред. К.В.Мальцевой, М.Н.Борисовой.- М.: Просвещение, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-экспериментальная деятельность как средство формирования исследовательских компетенций учителя

Статья раскрывает необходимость использования научно-исследовательской деятельности в работе учителя....

Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля

Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...

Интеграция как средство формирования исследовательских компетенций студентов техникума на занятиях русского языка и литературы

Рассматриваются понятия: интеграция, интегральные технологии. Рассказывается об организации интегрированных занятий....

Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума

Кривенкова В.В. Внеаудиторная работа как средство формирования общих компетенций у студентов техникума. СПб ГБОУ СПО "МТ№2"В данной презентации анализируются возможности внеаудиторной работы для ...

«Технология проблемного обучения как средство формирования исследовательских компетенций обучающихся на уроках биологии и химии»

Актуальность опыта обусловлена изменениями, которые происходят в сфере образования, задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к  развитию творческой личности. Воспитать такую лич...

ПАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПО БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года...