Эффективные формы и методы организации образовательного процесса в кадетских классах
материал

Санжижапова Аюна Владимировна

Одной из основ патриотического воспитания является кадетство, так как сама система кадетского образования должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ak-23.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Кадетство как основа патриотического воспитания»

В качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в области воспитания современных школьников, является патриотическое воспитание.

Одной из основ патриотического воспитания является кадетство, так как сама система кадетского образования должна готовить хорошо образованных и просвещенных граждан-патриотов России, способных правильно, нравственно и эффективно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и государственном строительстве, и в буквальном смысле этого слова, пригодных к этому. 

История возникновения кадетства уходит корнями в средневековую Францию, где дети знатных родов проходили военное обучение в специальных классах при воинских частях. Повзрослев, они приступали к службе уже офицерами.
В России истоки кадетских школ появились еще во времена Петра Первого.

 (3 слайд )Так, в 1864 году по Указу Его Императорского Величества Александра ІІ в нашем селе была открыта 4-х летняя Казачья Полковая Школа, это самая первая школа, появившаяся на территории Закаменского района, в которой наряду с общеобразовательными предметами, проводили военную подготовку. Принимали туда детей мужского пола в возрасте от 10 до 12 лет. Предметами обучения являлись: закон Божий, грамматика, арифметика до тройного правила, чистописание, азы строевой службы.

Учителями назначались грамотные урядники. Школа была под непосредственным руководством бригадного и батальонного командиров. Всего школой было сделано семь выпусков. Выпускники этой школы сыграли значительную роль в развитии грамотности и просвещения среди местного населения, верно служив государю и отечеству. 

         (4 слайд) Изучая нашу богатую казачью историю, основываясь на актуальности кадетского образования, а также важности воспитания патриотизма у школьников на базе нашей школы в 2021 г. был возобновлен кадетский класс, состоящий из обучающихся восьмых классов. В чем большая заслуга нашего директора Санжижаповой Аюны Владимировны. Именно благодаря ей впервые в истории школы появился такой класс, что является немаловажным событием как для детей, так и для их родителей.

 (5 слайд) Цели и задачи кадетского образования и воспитания.

4.1. Цели создания кадетских классов:

- духовно-нравственное и морально-волевое, интеллектуальное и физическое развитие на базе реализации общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС, а также программ специализированных курсов в системе дополнительного образования;

- формирование ценностной патриотической национальной самоидентификации воспитанников;

- создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, правоохранительной и др. служб.

(6 слайд) Задачи:

  • формирование и развитие у обучающихся чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, воспитание готовности к защите Отечества;
  • формирование у обучающихся общей ориентации на профессии военного, спасателя, пожарного, сотрудников внутренних служб, ФСБ;
  • получение кадетами первичных знаний и навыков, необходимых для выбора профилируемых профессий;
  • развитие у обучающихся специальных умений и навыков, морально-волевых и психологических качеств;
  • физическое и спортивное совершенствование через развитие военно-спортивных и прикладных видов спорта.

Образовательный процесс в кадетских классах осуществляется с учетом дополнительных образовательных программ по профилируемым курсам, учебных программ по общеобразовательным предметам, имеющим целью подготовку к служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, внутренней, правоохранительной служб, через профессиональную ориентацию по специальностям МЧС, МВД, ФСБ, ФСКН.

 (7 слайд) 4.2. Реализация целей и задач осуществляется по следующим основным направлениям:

Духовно-нравственное – осознание высших ценностей и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов в практической деятельности и поведении. Включает в себя: осознание смысла, во имя которого проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

Историческое – осознание неповторимости Отечества, своей неразрывности с его судьбой, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Включает в себя: изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей обычаев, верований и традиций народов России, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

Патриотическое – формирование важнейших духовно-нравственных и культурно исторических ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Включает любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.

Политико-правовое – формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, основных положений Стратегии национальной безопасности РФ, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

Профессионально-деятельностное – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей.

Общеинтеллектуальное – развитие познавательной деятельности обучающихся, направленное на самостоятельное открытие новых знаний или выработки алгоритма их приобретения, творческий поиск нестандартных решений, а также на формирование ценностного отношения к знаниям, процессу познания. Включает в себя мотивы и потребности в приобретении новых знаний, овладение различными способами обработки информации, развитие мыслительных операций, расширение кругозора, повышение уровня общей эрудиции, стремление к познанию истины.

Социальное – создание условий для формирования у обучающихся позиции ответственного активного члена гражданского общества, способного к самоопределению на основе ценностей и смыслов во благо общества, к выработке собственного целеполагания, разработке и реализации проектов преобразования общества. Включает в себя социализацию, социально-преобразующее творчество, ответственность за свои поступки, активную лидерскую позицию, формирование собственных взглядов и убеждений и умение их отстаивать, способность уважать взгляды и мнение другого, отношения кадетского братства, способность к сочувствию и состраданию.

Военно-спортивное  формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины, физическое совершенствование, развитие морально-волевых качеств. Включает воспитание целеустремленности, силы, ловкости, выносливости, стойкости и мужества, формирование командного духа и дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Художественно-эстетическое – развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления, ощущения своей принадлежности к национальной культуре, ценностного отношения к прекрасному. Включает представления об эстетических идеалах и ценностях, общее культурологическое развитие, приобщение к отечественной и мировой культуре и искусства.

Все эти направления органично взаимосвязаны между собой, объединены духовно-нравственными и мировоззренческими основами, и принципами кадетского воспитания.

 (8 слайд) 5. Принципы кадетского образования и воспитания.

Кадетское образование как часть национального образования
руководствуется всеми принципами образовательной деятельности, которые
выработаны теорией и практикой образования в Российской Федерации, и
изложены в соответствующих правовых актах.
Кроме того, основываясь на успешном трехсотлетнем опыте, кадетское образование как составная часть системы образования государственной службы и государственной кадровой политики, руководствуется собственными, исторически сложившимися принципами деятельности, формирующими особый уклад жизни и особую кадетскую образовательную педагогическую среду.

Основные принципы Кадетского образования:

  1. Принцип целесообразности  формирование личности кадет как развитие совокупности личностных качеств, отвечающих целям Кадетского образования.
  2. Принцип культуросообразности  глубокое проникновение и осознанное восприятие русской культуры и Православия, других традиционных российских религий, как основополагающих феноменов менталитета народов России.

3. Принцип служения  приоритет обязанностей служения Отечеству над правами.

4. Принцип воспитания на исторических кадетских традициях   воспитание кадет в условиях коллектива и воинского общежития, на основе традиций служения Отечеству и в атмосфере долга, чести, добра, красоты и любви к России и ее истории, формируемой на основе базовых национальных ценностей; на примерах служения Отечеству выдающихся деятелей России, её героев, святых и личном примере своих учителей и воспитателей.

5. Принцип соответствия ценностным основаниям воспитание кадет как достойных граждан России, патриотов, творческих и ответственных созидателей, специалистов своего дела, способных к преодолению трудностей жизни и службы, высоконравственных, скромных, жертвенных, укорененных в отечественных культурно-исторических традициях и приобщенных к базовым национальным ценностям.

В нашей школе организованы специальные условия для кадетского класса, которые определяются:

– специальным укладом жизнедеятельности;

– предусмотрено обязательное ношение специальной формы одежды;

– распорядок обучения включает систему обязательных ежедневных и специальных торжественных ритуалов и церемоний.

 (9 слайд) Содержание воспитания наших кадет основывается на приоритетных духовно-нравственных ценностях, к числу которых относятся:

- патриотизм,

- гражданственность,

- гуманизм и нравственность

- духовность,

 - ответственность.

Уровень образованности, общая культура, физическое и интеллектуальное развитие, содержательный досуг кадет обеспечиваются дополнительным образованием, которое предусматривает реализацию программ внеурочной деятельности по профильным дисциплинам, культурологической и спортивной направленности. Также наши кадеты увлекаются футболом, волейболом, рисованием, пением, танцами, посещают секцию «Самбо» и кружок «Шашки». Участвуют в соревнованиях, смотрах, конкурсах, концертах, выставках и других массовых мероприятиях различного уровня.

У кадетского класса есть свои традиции:

•               Праздник «Посвящение в кадеты»;

•               Кадетский бал;

•                Смотры песни  и строя;

•                Шефство над пожилыми людьми нашего поселения;

•            Показательные выступления кадетских классов «Плац-концерт.

Особую роль в воспитании патриотизма  играет внеурочная работа, связанная с патриотическим чтением (чтение произведений о легендарных героях России, просмотр и обсуждение фильмов о войне, разучивание песен военных лет и гражданских песен).

Военное и физическое воспитание кадет предполагает прохождение курса строевой подготовки: кадеты   осуществляют  перестроение из одной шеренги в две и обратно, знают основы строевого слаживания взвода, выполняет команды перестроения в состав взвода в развёрнутом и походном строю, исполняет в движении строевую песню.

Сотрудничество  с отделением пограничной заставы в нашем  селе   позволяет в полной мере изучать, развивать и закреплять знания кадет современных и исторических законов и заповедей военнообязанных, знаков различия, погон, шевронов и нашивок, расположение знаков различия и отличия по форме, о  головном уборе, современных  воинских чинов  Российской армии.  

Основное отличие кадетских классов - строгая дисциплина. Кадеты носят форму, встречают учителя, входящего в класс, по стойке «смирно» и специальной речовкой. В кадетских классах есть несколько девочек. Никаких отличий в программе для  них не предусмотрено. Вместе с мальчиками они изучают основы военной подготовки, так же подчиняются дисциплине, носят форму.

 (10 слайд) Профориентационная деятельность реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и работу с кадетами, и объединения дополнительного образования.

Профессиональная ориентация включает в себя: профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональное воспитание.

Профессиональное просвещение в кадетской школе призвано обеспечить молодых людей всесторонней и адекватной информацией обо всем множестве существующих профессий и специальностей, добиться, чтобы каждый кадет хорошо знал, из чего следует выбирать, и умело ориентировался в мире профессий.

Профессиональная диагностика предусматривает всестороннее изучение и оценку индивидуально-психологических качеств, физического развития и состояния здоровья молодого человека в течение всего процесса формирования у него готовности к самостоятельному и осознанному выбору профессии.

Профессиональное воспитание тесно связано с профессиональным просвещением и профессиональной диагностикой. Его особая значимость определяется тем, что в ходе профессиональной ориентации необходимо не только знакомить молодых людей с различными профессиями и оценивать индивидуальные особенности человека, но и проводить активную целенаправленную работу по формированию профессиональной направленности кадет, выработке у них интереса и стремления к выбору определенных профессий.

В воспитательной работе в кадетских классах большое значение отводится традиционным мероприятиям, таким как:

- День знаний, торжественное принятие клятвы кадета;

- Месячники оборонно-массовой работы, посвященные Дню защитника Отечества и Дню Победы;

- Проведение «Смотра строя и песни», посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы;

- Прощание со знаменем на торжественной линейке «Последний звонок»;

- Практические занятия по военной подготовке по окончанию учебного года;

- Проведение внеклассных мероприятий, классных часов, часов общения, посвященных Дням воинской славы.

         Все вышеперечисленные мероприятия воспитывают у обучающихся любовь к Родине и верность своему Отечеству. Формируют стремление к выполнению своего гражданского долга и готовность приносить пользу обществу и государству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

Изучение мотивации учащихся с целью поиска эффективных форм и методов обучения информатике

В данной работе дается понятие "мотивация",  краткое описание процесса мотивации, и исследование процесса мотивации в процессе обучения информатике...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

Оптимизация форм и методов организации учебного процесса с учетом познавательных возможностей, эффективность использования в образовательном процессе электронных средств обучения

На сегодняшний день самой серьезной проблемой обучения становится оптимизация учебного процесса. Поскольку оптимизация - это достижение наилучшего из возможных результата  при минимальных за...

Эффективные формы и методы работы при обучении английскому языку в классе с инклюзивной практикой

Эффективные  формы и методы  работы  при  обучении  английскому языку в классе с инклюзивной практикой.Семенова Татьяна Юрьевна,учитель английского языка  МОУ СОШ №3...