Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время
материал (география) по теме
Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.
Опыт – это чувственно – эмоциональное познание деятельности, основанное на практике. Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру. Творчество – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, идей, открытий, решений какой-либо задачи. Творчество развивается на основе самостоятельной деятельности человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
города Новошахтинска
Семинар учителей географии по обобщению
опыта работы
учителя высшей категории
Труниной М. Н.
по теме:
«Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время»
2011 год
Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.
Опыт – это чувственно – эмоциональное познание деятельности, основанное на практике. Деятельность – специфическая форма активного отношения человека к окружающему миру. Творчество – форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых ценностей, идей, открытий, решений какой-либо задачи. Творчество развивается на основе самостоятельной деятельности человека.
В дидактике опыт творческой деятельности определяют как готовность личности к поиску решения проблем, творческому преобразованию деятельности. Не должно быть обучения, которое, в конечном счете, не достигало бы усвоения содержания на творческом уровне и не сопровождалось постоянным эмоциональным воздействием. Накопление опыта творческой деятельности тесно связано с решением главной задачи современной школы – помочь развитию личности учащегося.
Обучать школьников опыту творческой деятельности, творческому мышлению можно только в процессе практического решения творческих учебных задач. Для этого необходима особая форма организации учебной деятельности: учение должно превратиться в исследовательскую деятельность.
Опыт творческой деятельности проявляется:
1) в способности самостоятельно переносить приобретенные знания и умения в новую учебную ситуацию; 2) в видении новых учебных проблем в знакомой ситуации (например, решение познавательной задачи по определению преобладания эндемичных видов в органическом мире Австралии); 3) в видении новых функций объекта (например, определение источника получения азотных удобрений, при изучении химической промышленности); 4) в видении структуры изучаемого объекта (например, связей между компонентами природного комплекса); 5) в способности самостоятельно комбинировать ранее усвоенные и известные способы в новый способ (например, выявление как можно большего количества признаков, по которым возможна группировка стран какого-либо региона мира); 6) в построении принципиально нового способа решения (например, нахождение формулы вертикальной поясности).
В творческой деятельности нельзя выделить конкретные этапы, систему действий, как при формировании понятий или умений. Систему действий при осуществлении творческой деятельности каждый школьник создает для себя сам. Опыт творческой деятельности не усваивается как сумма готовых знаний и способов деятельности, а подвергается личной переработке. Творческая деятельность – деятельность, при осуществлении которой нет готовых решений.
Именно поэтому речь идет о накоплении творческого мышления. И здесь можно выделить этапы:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
- видение новой функции объекта;
- осознание структуры объекта;
- поиск нового способа решения задачи;
Какие методические условия целесообразно соблюдать, чтобы направить процесс обучения на развитие опыта творческой деятельности школьников?
- Развивать все известные формы и типы мышления: эмпирическое и теоретическое мышление, репродуктивное и продуктивное мышление. Эти формы мышления тесным образом взаимосвязаны и взаимообусловлены, выполняют определенные функции.
- Формировать и совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и другие, выделять существенные свойства предметов, делать правильные выводы из фактов и проверять их; раскрывать существо умозаключений. Так, например, на всех этапах урока можно использовать обманки.
С какой высоты падает Ниагарский водопад в озеро Гурон? – Ниагарский водопад находится на границе озер Эри и Онтарио.
В каких местах от материка откалываются айсберги? – Айсберги откалываются не от материка, а от сползающих с него шельфовых ледников.
Обманки при работе с картой.
При изучении Северной Америки: Покажите водопад Виктория. Где находится остров Калифорния? При изучении морей и океанов: Каким проливом Каспийское море соединяется со Средиземным?
Найти к западу от Уральских гор Среднесибирское плоскогорье. Найти в Евразии к югу от Черного моря Драконовы горы. Показать в Австралии к западу от Анд озеро Байкал.
Вероятно, каждому учителю известна ситуация, когда перед учениками ставится задача заучить названия и расположения стран на том или ином материке. Хорошо, если это Австралия. А если Африка?
В этом поможет прием, основанный на знании механизмов запоминания и особенностей возникновения внутренних связей между, казалось бы, внешне ничем не связанными объектами. В психологии это обозначается термином «ассоциации».
Способ первый: географические названия, говорящие сами за себя зашифровываются. - Как называется река Сибири с рогами? (Оленек) какая река носит имя бога любви? (Амур) В каком городе всегда холодно? (Зима)
Способ второй. Чтобы составить ассоциативную загадку, не требуется особых знаний: знания – результата работы, предполагающей проникновение в суть слова, в его сокровенные глубины или поиск в одном слове других.
- в Кордильерах «спрятан» корд, железная проволока;
- в Сахаре – сахар;
- в названии гор Урал – радостный возглас УРА;
- в имени реки Волга – рогатое животное вол;
Способ третий. Построение ассоциаций может возникать и на сходности звучания. Кама – мама, Виннипег – Винни-Пух.
Начинать надо с анализа текста учебника, обучая школьников видеть его логическую структуру, выявлять особенности изучаемых объектов, выделять существенные признаки понятий, различать причины и следствия. Средствами географии надо создавать условия для поддержания познавательного интереса ребят и атмосферу активного творческого поиска новых знаний и способов деятельности. Понимая, что для развития опыта творческой деятельности необходимы специальные методические условия, особая атмосфера.
Учитель должен объяснить школьникам цель изучения, роль в науке и практической деятельности, раскрывать значение изучаемого вопроса для каждого школьника. Ученики должны осознавать необходимость знания географии лично для себя, чтобы это понимание стало мотивом их учебной деятельности.
Еще одно важное условие — выделение учителем в учебном материале той его составляющей, которая вызывает эмоции. Это может быть материал из истории географических открытий и исследований, сведения о политических событиях; мире и стране, состоянии экономики, стихийных бедствиях катастрофах техногенного характера, экологических проблемах и др. На уроках географии эмоционально окрашен, может быть и рассказ об образе жизни людей в разных странах мира; и показ, и словесное описание ландшафтов, и прослушивание музыкальных произведений, и чтение литературных произведений, и т. д.
Так, например, при изучении рельефа Евразии можно предложить учащимся описание Гоби из дневника Н.М.Пржевальского. «Вид абсолютно дикий. Валуны и гряды огромных камней необыкновенной формы. Едем навстречу закату, такому сочному и яркому – на четверть неба, - которого никогда не видел. Слева от нас тянется метров на пятнадцать туша аллигатора, словно выточенная из гранита. Прямо над нами скала, похожая на голову старца… целая галерея каменных идолов различной конфигурации и окраски, которых природа-скульптор творила наверное, миллионы лет. Мы шли по Морю гранитов».
Выработке убеждений, взглядов, норм поведения и ценностных ориентации способствует проведение уроков-дискуссий (например, «Надо ли осушать болота Западной Сибири?»), обсуждений какой-либо нравственной проблемы (например, «Как решать демографические проблемы в странах разного типа?»), выполнение учебных проектов (посвященных развитию своего микрорайона, малого города, села) и др. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру стимулирует и организация самостоятельной познавательной деятельности школьников, проведение нетрадиционных уроков (путешествий, игр, соревнований), организация исследовательской краеведческой работы, коллективные формы учебной деятельности.
Немаловажное условие формирования эмоционально-ценностного отношения к миру — обучение школьников оценочной деятельности. Психологи считают, что появление эмоций является своеобразной оценкой деятельности. Поэтому эмоциональная сторона обучения тесно связана с оценочной деятельностью. Оценка — это мнение о ценности, уровне или значении какого-либо предмета или явления. Как правило, оценочные суждения высказывает учитель, который ни в коем случае не должен быть бесстрастным информатором. Очень важно научить школьников самим давать оценку изучаемому материалу.
Итак, эмоционально-ценностное отношение к миру, к деятельности — важный и достаточно сложный компонент содержания образования, выраженный в убеждениях, взглядах, нормах поведения, мировоззренческих идеях учащихся. В нормативных документах поставлена задача по развитию школьников этого компонента. В учебниках эта задача реализуется посредством включения в текст дополнительного и описательного материала, обращенного непосредственно к личности учащихся (например, тексты «для удовольствия» в учебнике «Экономическая и социальная география мира» В. П. Максаковского), вопросов и заданий под рубриками «Как вы считаете», «Моя точка зрения», «Проблема ждет вашего решения» и др. В требованиях к результатам обучения рассматриваемый компонент, как и опыт творческой деятельности, выражен формулировкой «уметь оценивать и составлять простейшие прогнозы».
Развивающая функция проблемного обучения по-разному реализуется разными методами. В ходе проблемного изложения учащиеся усваивают диалектику развивающего знания, знакомятся с логикой поиска, выдвижение гипотез, их обоснование и проверки, а также оценкой полученных результатов. С помощью частично-поискового метода учащиеся овладевают умениями решать проблемы.
Методы обучения как объяснительно-иллюстративные, так и творческие во многом определяют формы организации обучения географии и формы организации учебной деятельности школьников. При творческом подходе к построению уроков он не может быть стандартным, заформализованным, всегда одинаковым. Он может охватывать множество различных форм деятельности и поэтому может быть организован в форме урока - игры, урока - путешествия и т.д.
Каждого учителя беспокоит вопрос о том, как наиболее эффективно и интересно проводить свои уроки. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок развивающие методические приемы. Большинство из них могут применяться в широком возрастном диапазоне. Предлагаемые методические приемы испробованы на практике и считаются универсальными в учебной деятельности не только по географии, но и по другим предметам.
методические приемы
«Мостик»
Методический прием может быть использован на любом этапе урока. Учитель раскрывает вопрос, обозначающий тему, связанные понятия, термины, с таким расчетом, что остается сказать только ключевое слово. Например, для того чтобы дать определение сложного экономического понятия «торговля», необходимо вначале объяснить, кто такой производитель и кто такой потребитель. После чего важно правильно сформулировать для учеников определяющий вопрос. Для нашего примера вопрос может звучать примерно так: «Какой процесс возникает между потребителем и производителем?» После вопроса ученикам дается время для размышления. Для активизации мышления основные понятия записываются на доске, а между ними оставляется место для ключевого слова («потребитель»... «производитель»). Когда ключевое слово определено учащимися, оно вписывается на пустое место. Ключевое слово желательно выделить геометрически (прямоугольник, круг, овал, ромб, облако и пр.) для более успешного запоминания.
Прием развивает умение учащихся определять причинно-следственные связи между географическими объектами (понятиями), позволяет перспективно раскрыть аналитические и синтетические способности, дает возможность ученику совершить «маленькое географическое открытие». Также методический прием «мостик» помогает учителю усовершенствовать форму изложения учебного материала, сделать его более доступным для понимания учащихся. Но если составные понятия не раскрыты учителем, то ключевое слово не будет найдено.
«Репортаж»
Учащимся подробно объясняется, что такое репортаж, чем он отличается от сообщения, положительные и интересные стороны репортажной работы, его цель вообще и на уроках географии в частности.
Учителем или совместным решением вместе с учащимися определяется тема репортажа и предлагается для выполнения всему классу (можно конкретным ученикам) за определенный временной отрезок. Репортаж учащиеся могут делать индивидуально, по парам или в группе. В основу деятельности над репортажем закладывается работа с дополнительным источником информации, который или конспектируется, или переписывается, или ксерокопируется, или записывается на диктофон. После работы над информационным источником весь материал оформляется в репортаж. В соответствии с темой репортажа выстраивается четкая последовательность (логически обоснованная) материала, где обязательным компонентом являются ученические комментарии. Форма репортажа может быть различной: альбомы, информационные листы, газеты, «путевые заметки, аудиорепортаж, статьи и др. Информационный объем репортажа не ограничивается, чтобы не стеснять творческую активность учеников. Каждый репортаж оценивается, рецензируется и представляется на обсуждение в ученические коллективы. Репортаж маленького объема и не представляющий особой информационной ценности не оценивается «конкретной оценкой в журнал», а засчитывается в счет будущей работы на уроке. Остальные работы оцениваются только на «хорошо» и «отлично», создавая тем самым ситуацию успеха и желание дальнейшего совершенствования репортажной деятельности.
Оценивая репортажную работу, необходимо учитывать реализацию следующих показателей: полноту раскрытия темы, количество проработанных источников, их разнообразие; оригинальность оформления материала, количество учащихся, задействованных при подготовке репортажа.
Данный методический прием положительно влияет на развитие поисковой активности учащихся, развивает умение работать с дополнительными источниками информации - умение классифицировать и ранжировать материал, а также повышает общую эрудицию учеников.
«Я учитель»
Этот методический прием не требует специальной предварительной подготовки учащихся к уроку и рассчитан на удовлетворение их естественных природных лидерских потребностей, на повышение эмоциональной значимости восприятия материала. При помощи предлагаемого приема учитель может выявить будущие профессиональные качества ученика (по профессиональной структуре «человек-человек») и помочь ему в профессиональном самоопределении, а также оценить сложность материала и уровень его усвоения.
«Ступеньки интеллекта»
После прохождения определенного этапа учебного материала или этапа урока учитель предлагает ученикам составить вопросы по определенной теме. Их количество должно быть не менее 5-ти. Предварительно нужно объяснить учащимся значимость умения составлять и задавать вопросы, разъяснив им психологическую истину: «Умение правильно формулировать глубокие вопросы есть показатель развитости интеллекта человека». Предварительно желательно провести совместные упражнения по формулированию вопросов. Как правило, в классе объявляется конкурс на лучший вопрос по теме. Количество времени, на составление вопросов регламентируется учителем.
Оценка результативности работы над вопросами осуществляется по следующим критериям:
- вопросы, отражающие причинно-следственные связи, оцениваются «отлично». Пример отличного вопроса: «Верно ли выражение: чем выше доля занятых в инфраструктурном комплексе, тем выше уровень социально-экономического развития страны?»';
- вопросы аналитического и сравнительного характера оцениваются «хорошо». Примеры таких «опросов: «Как растения и животные влияют на процесс формирования почвенного покрова?», «Каковы социальные предпосылки проблем человечества?», «Какие преимущества городского образа жизни перед сельским?»;
- вопросы констатирующего характера оцениваются «удовлетворительно» или совсем не оцениваются. Пример констатирующего вопроса: «Что такое ветер?»
Методический прием положительно зарекомендовал себя в развитии сложных мыслительных операций у школьников, где особый акцент сделан на развитии логики.
«Золотое слово»
Предварительно учитель объясняет учащимся, что такое ключевое слово (словосочетание) в географическом определении, предложении, тексте. Приводит примеры ключевых слов (словосочетаний) и совместно с учениками проделывает несколько пробных нахождений ключевых слов. После чего учащимся предлагается самостоятельно выполнить задание. Найденное ключевое слово (словосочетание) обосновывается учеником перед всем классом. Пример: «Западный перенос-ветер, который появляется в связи с вращением планеты Земля». Ключевое словосочетание в вышеуказанном утверждении - вращение планеты». Даже если ученик неправильно выделил ключевое слово (словосочетание), он тоже заслуживает поощрения (за умение нетривиально мыслить).
Методический прием может быть использован как дополнительный инструмент при объяснении и закреплении материала в течение любого урока, а также в другом ракурсе. Например, учитель предлагает ученикам специальные географические тексты, статьи, газеты, журналы, книги (или учащиеся сами находят информационные источники), где нужно подчеркнуть ключевые слова. Задания по нахождению ключевых слов могут даваться на дом.
«Зарифмуйте»
Там, где требуется запоминание в его обычной, неоформленной структуре, там мы сталкиваемся с незримой стеной: наш разум жаждет формы и выискивает ее порой непроизвольно, пытаясь облегчить себе задачу. Так почему не пойти по этому пути сознательно? Часто зазубривание и отчет по заученному перед учителем отбивает всякую охоту заниматься этим изо дня в день. Такая практика порочна.
Предлагается разбавить традиционно прозаическую подачу материала рифмованной информацией. Например:
Вдоль Анд удачно разместились, Лена, Обь и Енисей -
Поднялись на вершины гор главные в Сибири всей.
Колумбия, Перу и Чили,
Боливия и Эквадор
«Мне это пригодится»
На любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала (желательно после предварительного знакомства с материалом), ученикам предлагается кое-что доказать. Для этого необходимо всему классу задать сложный и в то же время интересный вопрос: «Где вам пригодится изучаемый сейчас на уроке материал?» После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в* группах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом поочередно перед всем классом доказывают, что изучаемый материал имеет конкретную прикладную или теоретическую ценность. Если учащиеся затрудняются ответить, то педагог сам популярно объясняет изучение той или иной темы. А если учитель сам не может или затрудняется в определении прикладного или теоретического значения темы, то задумайтесь, стрит ли вообще преподавать эту тему.
Ценность данного методического приема в том, что учебники действительно начинают осознавать значимость изучаемого материала.
«Аналогии»
Многие трудные географические закономерности можно легко объяснить с помощью метода аналогии. Еще Геродот говорил: «Ищите сходства, и они образуются». Психологами доказано, что информация, поступающая через ассоциативный мостик, гораздо прочнее удерживается в памяти, нежели информация, поступающая прямым (линейным) способом.
Практически каждое явление или закономерность может зеркально найти свое отображение в реальной (более того, в бытовой) деятельности. Очень показателен пример, где учащиеся открывают сложные структурные компоненты НТП (научно-технического прогресса) при помощи обыкновенных фантастических фильмов, которые дети смотрят в больших количествах. Источником информации в этом методическом приеме может быть абсолютно все: фильмы, бытовые предметы, одежда, поведение людей, продукты питания, семья, книжные и газетные примеры, мультфильмы, отношение учеников в классе, явления природы и многое другое.
Прием прост в применении и является очень доступным для учеников.
Прием определения аналогий помогает учащимся понять сложные взаимосвязи между природными объектами, которые учащиеся не могут наблюдать, овладеть индуктивными и дедуктивными приемами мышления, развить предметную (дисциплинарную) направленность.
Технологии обучения
Главное средство развития опыта творческой деятельности – использование технологии проблемного обучения, т.е. способ организации познавательной деятельности школьников. Необходимо учить их работать самостоятельно, чтобы они испытывали радость открытия, так как именно это – залог успеха в развитии творческого мышления. К дополнительным условиям следует отнести наличие хорошей материальной базы (кабинет географии, оснащенный всеми имеющимися средствами обучения, дидактический материал с вопросами и заданиями творческого характера, пособия для поиска дополнительной географической информации и др.)
Технология проектной деятельности
Технология проектной деятельности создает широкие возможности для развития у учащихся опыта творческой деятельности рационального мышления, способствует эмоциональному, теоретическому и практическому познанию Окружающего мира.
Главная идея метода проектов, на мой взгляд, заключается в том, что с большим увеличением обучающиеся участвуют в той деятельности, которая свободно выбрана ими.
Исходный лозунг в такой работе: «Все – из жизни, и все – для жизни!». Поэтому проектный метод предполагает использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания.
Содержание школьной географии обладает широкими возможностями для применения проектной технологии, что подтверждено требованиями к уровню подготовки выпускников основной и полной средней школы. Эти требования предполагают, что учащиеся должны уметь прогнозировать (например, тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природных территориальных комплексов в целом в результате хозяйственной деятельности человека). В планируемых результатах обучения программ по географии для общеобразовательных учреждений ставятся задачи обучения школьников оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные последствия изменения природных объектов под воздействием человека (например, рек, озер, болот, подземных вод), роста населения, изменения городского и сельского населения, развития системы городских поселений, хозяйства отдельных районов страны, своего региона и своей местности.
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и да» глобальных учебных проблем современного развития цивилизации.
Проектом называют какой-либо замысел, план, разработку. При этом существует различие между терминами «метод проектов» и «проектная технология». Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной демонстрацией результатов. Проектная технология — понятие более широкое, она включает в себя совокупность целей, методов (исследовательских, поисковых проблемных), средств обучения, критерии оценки деятельности учащихся.
Для организации проектной деятельности в процессе обучения географии применяют учебники, атласы, рабочие тетради, практикумы и другие средства обучения, содержащие вопросы и задания, рассчитанные на использование активных методов обучения — проблемного изложения, исследовательского метода. Число таких вопросов и заданий возрастает от 6 к 10 классу. Так, в учебнике В. П. Дронова и В. Я. Рома «География России. Население и хозяйство. 9 класс» учитель может найти немало заданий типа «Мы — проектировщики» (создание проектов новых железных дорог, проектов развития нефтехимических комплексов в Западной Сибири, проектов решения водных, экологических проблем ряда регионов страны).
Примерная тематика проектных заданий по географии
6 класс
Составить прогноз изменений, которые произойдут на Земле, если исчезнет атмосфера (гидросфера).
Составить описание несуществующего материка (океана) как природного комплекса.
7 класс
На основании анализа карты движения литосферных плит Земли предложить свой вариант расположения морей, островов, береговой линии части какого-либо материка (Тихоокеанского побережья Евразии, рифовой зон Восточной Африки).
На основании анализа карт (природных зон и климатический) разработать прогноз изменения границ природных зон мира при условии глобального потепления климата (повышении среднегодовой температуры Земли на 2-5 ْС).
8-9 класс
Разработать прогноз размещения климатических поясов и областей (природных зон) на территории России при изменении местоположения крупных форм рельефа (исчезли Уральские горы или Кавказа, территория Дальнего Востока и Северо-Востока Сибири стала равниной).
Предложить проект улучшения опорного каркаса территории России: создания новых железных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке, строительства и реконструкции транспортных узлов, использования новых видов транспорта.
Составить проект решения экологических проблем одного из регионов России.
Разработать туристический маршрут по одному из регионов России с посещением значимых исторических, архитектурных, природных и др. объектов.
Предложить проект районирования территории России.
10-11 класс
Как будет выглядеть человек будущего? Составить прогноз на основе анализа современных тенденций естественного и механического движения населения мира.
Составить проект развития экономики одной из отстающих стран Африки, Азии или Латинской Америки, не связанный я эксплуатацией ее природно-ресурсного потенциала.
Предложить проект решения глобальной продовольственной проблемы.
Провести исследование демографической проблемы в одном из регионов мира.
На выполнение проекта, как правило, дается большой отрезок времени (от нескольких недель до месяца и более, в зависимости от объема работы), поэтому количество проектов: должно быть большим (2—4 проекта в течение учебного года). При организации работы над проектом учителю необходимо учитывать следующие требования: 1) проект должен быть посвящен значимой проблеме или задаче, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; 2) предполагаемые результаты выполнения проекта должны иметь практическую, теоретическую, познавательную значимость (доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы, и т. д.); 3) школьники должны обладать необходимыми знаниями и умениями, личным опытом; 4) деятельность учащихся должна быть самостоятельной (индивидуальной, парной, групповой); целесообразно давать задания для создания проектов в малых группах, где объединены усилия нескольких учащихся; 5) содержательная часть Проекта должна быть структурирована (с указанием поэтапных результатов); 6) при работе над проектом необходимо использовать исследовательские методы, предусматривающие определенную последовательность действий, при этом учащиеся должны применять как географические методы и средства обучения, так и интегрированные знания и умения из разных сфер науки, техники, искусства.
Как сделать так, чтобы работа обучающихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к обычной самостоятельной работе? На мой взгляд, очень важным в этом смысле является начальный этап. Рассмотрим основные этапы работы над проектом:
I этап: Пробудить интерес детей к выбранной теме. Она должна быть сформулирована доступным для учащихся языком. Тема должна быть не только близка и интересна, но и достижима, т.е. находиться в зоне ближайшего развития. Проще говоря, у обучающихся должно возникнуть ощущение, что они в этой теме компетентны.
Обсуждая тему проекта, стараюсь показать ученикам, что данная проблема волнует и меня, как учителя, гражданина России, и я готова участвовать в ее обсуждении.
II этап: Выбирается один из главных атрибутов проекта – проблема, основными признаками которой является информативность, личностный характер, соответствие реалиям жизни.
Ученика становится очевидным, что сообща они могут ее решить. Они получат определенный результат, если начнут действовать: исследовать, организовывать социологические опросы, обрабатывать результаты тестирования.
III этап: Намечается стратегическая линия, поиск необходимой информации, выполнение проекта. Формируя коммуникативную компетентность учащихся на данном этапе, важно предоставить им возможность самим мыслить, решать различные проблемы, рассуждать над возможными путями решения. При выполнении практических работ обращаются к возможным источникам информации, электронной библиотеке, электронным пособиям. Не обойтись, конечно, и без учебно-методического обеспечения – это учебники, учебные пособия, методические материалы.
В ходе проектирования самым сложным для меня, как учителя, является выполнение роли независимого консультанта: при организации групп, планирования деятельности, при решении задач проекта, при определении форм его презентации. На последнем этапе принимаю отчеты обучающихся, обобщаю и резюмирую результаты, оцениваю умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение. Акцентирую внимание и на воспитательном моменте: переориентация на социализацию личности через участие в социально значимой деятельности, развитие способностей к самостоятельному решению разных жизненных проблем.
Считаю, что проектная деятельность – один из интенсивных методов включения юных граждан России в общественную жизнь.
Проектный метод обучения, несомненно, является инновационным. Организация исследовательских работ требует больших временных затрат. Но разве все это может сравниться с тем положительным эффектом, который он дает – развитием максимальной самостоятельности и творческой активности обучающихся.
Союз Земли и Воды
Урок в форме КВН между командами Земля и Вода проводился в 7 классе после изучения материков Южного полушария.
Цели и задачи
Контроль знаний по особенностям природы материков Южного полушария, развивать творческое мышление, воспитывать коммуникативные способности.
1. Разминка. Участвуют все члены команд.
Первое задание «Угадай» (предлагаются силуэты материков, океанов, островов). Победил тот, кто дал больше правильных ответов.
Второе задание: третий лишний.
1. Дрейка 2. Арнемленд 3. Парана
Гибралтарский Кейп – Йорк Нил
Гвинейский Сомали Нигер
2. Географический кроссворд. Команды обмениваются кроссвордами, содержащими не более 5 вопросов по теме, например, кроссворд «Реки Африки». Напишите по вертикали названия рек Африки.
Ответы: 1. Нигер. 2. Замбези. 3. Конго. 4. Нил
3. Конкурс капитанов проводится, пока отгадывают кроссворды. Капитанам задают по 2 вопроса, на которые надо дать остроумные и правильные ответы. Например: «Хотите ли вы стать человеком?» (Предположите, какие были получены ответы: «Слишком много бритья»; «Очень дорогие бананы»; «Человеку так много надо»; «Люди всю жизнь учатся, а по деревьям лазать не умеют»; «Ни за что!»)
Почему бумеранг возвращается назад? (Возможные ответы: «Телепатия»; «В страхе перед неизвестностью»; «Австралийцы первыми использовали пульт управления».)
4. «Найди ошибку». Учащимся предлагаются фрагменты с запланированными ошибками.
Айсберги откалываются от западных берегов материка Антарктида.
Пустыня Атакама образовалась на побережье Гвинейского залива там, где проходит холодное течение.
5. «Самая длинная цепочка». Участвуют по одному ученику от каждой команды. Задача участников – показать, кто знает больше географических названий, названий животных, растений, птиц, рыб, а также путешественников. Первый ученик называет любой географический термин, другой – по последней букве этого слова предлагает свое.
6. Домашнее задание. Найти или придумать легенду, сказку, рассказ, в котором содержалось описание географического объекта, явления. Вот какую легенду предложила команда Земля. «Вождь племени послал юношей на вершину Аконкагуа со словами «Идите, пока хватит сил. И пусть каждый принесет ветку с того места, где свернул с дороги». Первый вернулся с кактусом. Вождь усмехнулся: «ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножья горы». Второй принес полынь. Вождь сказал: «Ты был у подножья, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, услышал: «Ты добрался до родника». Принесшему ветку кедра, старик сказал: «Ты был на полпути к вершине». Пришедшему юноше с пустыми руками, старик отдал самую большую дань признания: «Ты видел гору во всем ее величие!»»
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Активизировать работу учителей географии по формированию и совершенствованию у учащихся мыслительных операций и творческого мышления.
2. Создавать условия личного роста школьников и полного раскрытия их творческого потенциала.
3. Внедрять проектную деятельность как один их интенсивных методов включения граждан России в общественную жизнь.
4. Для обеспечения условий развития личности ученика, формирования навыков, необходимых для дальнейшего саморазвития использовать творческие методы обучения: поисковые, проблемные, исследовательские.
5. Ориентировать учащихся на творческие решения учебных задач: умение матировано отказываться от образца, искать оригинальные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время
Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...
Развитие образного мышления учащихся посредством вовлечения в творческую деятельность на уроках физики и во внеурочное время
Вашему вниманию предложено обобщение опыта (текстовый документ) + разработка урока физики в 9 классе (по Шахмаеву) по теме: "Вес тела, невесомость, перегрузки"....
«Использование проектной деятельности на уроках географии и во внеурочное время для формирования творческой личности учащихся»
Наиболее благоприятные условия для осуществления проектной деятельности имеет предмет география. Проблема развития творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности на уроках геог...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Программа самообразования учителя географии "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочное время".
Программа самообразования учителя географии Струковой Юлии Николаевны“Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь”.Методическая тема: Организация проектно-и...
Активизация познавательной деятельности и развитие их творческих способностей на уроках географии и во внеурочное время
Активизация познавательной деятельности и развитие их творческих способностей на уроках географии и во внеурочное время...
Активизация познавательной деятельности и развитие их творческих способностей на уроках географии и во внеурочное время
Активизация познавательной деятельности и развитие их творческих способностей на уроках географии и во внеурочное время...